Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическое представительство интересов




Первичным носителем интересов выступает индивид. В силу глубокой дифферециации и стратификации общества в нем имеют место конкуренция и столкновение интересов. Для их защиты люди объединяются в группы. Основная функция групп интересов – артикуляция значимых устремлений, т.е. преобразование расплывчатых мнений людей в конкретные требования к органам государственной власти. Например, профсоюзы ставят вопросы повышения зарплаты; объединения предпринимателей требуют пересмотра налоговой политики и т.п.

Другая функция – агрегация интересов, выстраивание иерархии требований, выявление именно тех, которые наиболее значимы для достижения групповых целей. Это позволяет сформулировать на уровне общества в целом максимально возможное число альтернатив, оценить их актуальность и достигнуть согласия в выдвижении требований к государству.

Как правило, группы интересов не стремятся во власть. Их задача – информирование государства и общества о потребностях и взглядах разнообразных социальных групп. Основной метод воздействия – убеждение лиц, принимающих решения, а также проведение массовых мероприятий (шествий, митингов, пикетов, забастовок и др.) в поддержку своих интересов.

Однако при определенных условиях группы интересов политизируются: одни группы трансформируются в политические партии, другие – в группы давления. Оба вида представительных группировок действуют в парламенте, отстаивая публичный (государственный, национальный, общественный) интерес. Основные методы влияния: консультации с должностными лицами, работа в совещательных комитетах, экспертных советах по законопроектам, участие в парламентских слушаниях, исследование общественного мнения для оценки официально обсуждаемых законов и др.

В силу слабого развития партийной системы в современной России, группы давления берут на себя функции парламентских фракций. Способом осуществления давления на государство является лоббизм – специфический вид деятельности, основным содержанием которой является «продавливание» решений (законов, распоряжений и т.п.) в интересах федеральных, региональных или отраслевых структур. При этом группа давления может осуществлять эту деятельность самостоятельно, либо посредством найма специализированного консалтингового агентства.

Различают «белое» и «черное» лобби. Первые работают по открытым схемам и содержат в себе ряд позитивных элементов. «Белый» лоббизм представляет механизм самоорганизации групп интересов и гражданского общества в целом, с помощью которого осуществляется поддержка или противодействие конкретному законопроекту. Такая форма лоббизма – есть своеобразный индикатор проявления демократизма, свободы гражданских объединений. Она открывает возможность для реализации интересов меньшинств: малых народов, демографических, территориальных и др. общностей. Тем самым «белый» лоббизм обеспечивает взаимодействие государства и общества, приспосабливает их друг к другу.

«Черное» лобби использует закрытую схему деятельности, является носителем негативных элементов. Речь идет не только о преступных действиях – взяточничестве, коррупции и т.п. Такой лоббизм способствует усилению ведомственных, местнических и др. форм удовлетворения эгоистических интересов. «Черное» лобби охотнее обслуживает тех, кто имеет «большие» деньги, следовательно, усиливает их позиции в структуре групп интересов, что, в конце концов, приводит к дисбалансу и даже блокаде общественных интересов.

Судя по опросу экспертов, лоббизм получил «прочную прописку» во всех органах государственной власти. На вопрос: «В каких органах власти более всего распространен лоббизм?» 58,7% опрошенных дали ответ – в органах законодательной власти; 14,7 – в органах исполнительной власти; 1,8 – в органах судебной власти; 5,5 – в органах власти федерального уровня; 1,8 – в органах власти субъектов федерации; 17,5% - в других органах власти.

Люди по-разному относятся к лоббизму: 26,3% опрошенных – положительно; 32,6 – отрицательно; 41,1% - неоднозначно. Респонденты высказывают позитивное отношение к открытой, законодательно утвержденной форме лоббизма. Отрицательную реакцию вызывают закрытые схемы лоббирования, использующие взяточничество, преступный сговор с властью и др. методы. Неоднозначное (двойственное) отношение к лоббизму определяется наличием «белой» и «черной» форм данного явления.

Респонденты полагают необходимым обеспечить переход от лоббизма «черного», доминирующего в нашей стране, к лоббизму «белому», поставить его под контроль государства и общества. Очевидно, в этом плане полезно использовать зарубежный опыт регуляции лоббизма, опираясь, разумеется, на собственный жизненный уклад, культуру и национальные традиции.

Выделяются три подхода к упорядочению лоббизма[23]. В США и Канаде пошли по пути правового регулирования этой деятельности. В государственных органах практикуется как заявительная форма регистрации лоббистов, так и процедура получения лицензии. Предусмотрена отчетность, в которой отражаются сведения о лицах, обслуживаемых лобби, источниках и объемах финансирования и т.д.

В европейских странах, например, в Нидерландах, пошли по пути формирования специального института, который фактически исполняет функции своеобразного «лоббистского парламента». Этот консультативный орган (социально-экономический совет) наделен правом решающего голоса в законотворческом процессе.

В Германии, наряду с правовым регулированием и структурированием данного вида деятельности, ставка делается на широкую сеть групп интересов, вовлечение в законотворческий процесс разнообразных организаций гражданского общества, их представителей в качестве независимых экспертов.

Словом, юридически регламентируемая деятельность лобби может способствовать обеспечению гласности принятия государственных решений, открытости государства для контроля со стороны гражданского общества.

Итак, публичные интересы в государственном администрировании выражаются посредством механизма политического представительства: группы интересов – политические партии и группы давления – фракции парламента – лобби. Поскольку российский парламент формируется по территориальным округам и партийным спискам, значительное число корпоративных организаций, имея социально значимые интересы, не могут их представить с помощью собственных депутатов. Поэтому политическое представительство дополняется функциональным, позволяющим корпорациям отстаивать частные интересы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.