Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное партнерство




Цивилизованная форма функционального представительства интересов – социальное партнерство государства и корпораций, обеспечивающее согласование и защиту частных интересов на договорной основе, посредством достижения консенсуса по важнейшим проблемам общественной жизни. В результате плотно увязываются частные и публичные интересы.

В мировой практике сложились две модели социального партнерства: в государственном секторе трудовых отношений – бипартизм (между правительством, выступающем в роли работодателя, и профсоюзами, представляющими интересы наемных работников); в негосударственном секторе – трипартизм (между правительством, профсоюзами и объединениями предпринимателей, представляющих интересы работодателей).

Для функционирования механизма социального партнерства необходимо наличие институционально оформленных корпоративных интересов; процедур выработки двухсторонних или трехсторонних соглашений; ответственность сторон за исполнение принятых решений; организационно-правовых установлений для ведения переговоров и контроля за соблюдением обязательств.

Социальное партнерство строится на основе следующих принципов:

1. Признание партнерами субъектов общественных отношений;

2. Взаимная выгода, уважение и учет интересов партнеров;

3. Равенство, свобода выбора в решении спорных вопросов;

4. Обязательность исполнения достигнутых договоренностей;

5. Выполнение норм законодательства.

В нашей стране далеко не в полной мере соблюдаются условия и принципы социального партнерства. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) как орган социального партнерства носит формально-бюрократический характер и не играет пока весомой роли в функциональном представительстве интересов.

Ключевой вопрос оптимизации механизма социального партнерства – сбалансированность «социального треугольника», его равновесность. Проблема заключается в том, что каждая из сторон этого треугольника имеет особые интересы: правительство – в стабильности порядка; объединения работодателей – в получении прибыли; профсоюзы – в достойных условиях жизни работников.

Очевидно, что при усилении любой из сторон «социального треугольника», сотрудничество, тем более партнерство, нарушится. Если правительство станет доминировать в системе социальных связей, проявляя всесилие по отношению к труду и капиталу, можно ожидать смещения центра тяжести в структуре форм собственности в сторону государственной монополизации большинства отраслей производства, ограничения предпринимательской инициативы, ослабления роли профсоюзов, а в конечном итоге – огосударствления общества.

В случае усиления предпринимателей, господства капитала по отношению к государству и гражданам, возникает олигархическая форма правления, происходит отчуждение людей от власти и собственности. В ситуации массового недовольства работодатели могут объявить всеобщий локаут, т.е. поголовное увольнение работников, вследствие чего неизбежны дестабилизация и нарушение порядка в обществе.

Наконец, в условиях наступления общественности, наемных работников и их объединений, правительство под давлением труда вынуждено будет пойти на гигантское перераспределение доходов, ущемляя интересы капитала. В противном случае профсоюзы объявят всеобщую забастовку, что приведет к политизации общества и «революционным порядкам» в стране.

Социальное партнерство в нашей стране: миф или реальность? Свыше половины опрошенных (57,4%) ответили: миф; 10,6 – реальность; 19,1 - реально существующий, но слабо налаженный механизм; 12,8% - находится в начальной стадии развития. Каково состояние «социального треугольника» современной России? Самая сильная сторона – правительство. Во-первых, оно является крупнейшим работодателем и призвано демонстрировать образцовые отношения с работополучателями из государственного (бюджетного) сектора. Во-вторых, правительство совместно с парламентом устанавливает «правила игры» по регулированию социально-трудовых отношений.

Однако, по свидетельству наблюдателей, именно правительство является самым безответственным партнером[28]. Программные документы, определяющие развитие общества, его экономики и будущего всего населения страны, принимаются без участия других сторон «социального треугольника». Правительство зачастую не выполняет своих обязательств, зафиксированных Генеральным Соглашением РТК. Оно нередко нарушает установленные законодательством принципы равенства партнеров и открытости в действиях. Отсюда патронажно-верхушечный характер трипартизма.

Самая слабая сторона «социального треугольника» - работодатели. Директорский корпус объединяется в федеральные, отраслевые и региональные ассоциации для переговоров в основном с правительством, местными органами власти в целях реализации собственных экономических интересов.

Работодатели стремятся уйти от обязательств по отношению к наемным работникам. Их отпугивает ответственность. Они не соблюдают «правил игры», отбрасывая их, лишь бы захватить весь капитал. Стратегия «хапка», стремление не дать опомниться другим сторонам и получить преимущество за их счет – все это выводит предпринимателей за рамки цивилизованного партнерства[29].

Самое высокое стремление к партнерству демонстрируют пока профсоюзы. Однако единению профсоюзов препятствует раскол в рабочем движении. Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), придерживаясь политики гегемонизма, вступила в конфронтацию с Всероссийской конфедерацией труда (ВКТ) и Конфедерацией труда России (КТР).

Сокрытие намерений, дезориентирующие акции выводят отдельные профсоюзы на сговор с правительственными структурами, либо с предпринимателями[30]. В результате профсоюзы теряют авторитет в рабочей среде, уступают свое место в представительстве интересов стихийным рабочим организациям: стачечным, забастовочным и др. комитетам.

Механизм социального партнерства исправно функционирует при условии, если все стороны «треугольника» поддерживают связи на основе социального обмена, учитывающего взаимные выгоды. В современных продвинутых странах и постиндустриальному обществу опыт социального партнерства порождает новые принципы и способы публичного администрирования, которые нашли отражение в понятии «governance». Судя документам «Программы развития» ООН, речь идет о «хорошем управлении» (good governance), ключевыми характеристиками которого являются: участие (все граждане обладают голосом в принятии решений – прямо или посредством легитимных институтов, представляющих их интересы);

верховенство права (честность и беспристрастность правовых структур, обеспечивающих соблюдение прав человека);

прозрачность (свобода информации, ее полнота и доступность для всех, кто в ней заинтересован);

чувствительность ( все институты чутко реагируют на потребности граждан);

ориентация на согласие (соблюдение баланса интересов для достижения консенсуса по вопросу о том, что более всего отвечает потребностям группы и какими способами, с помощью каких процедур этого следует добиваться);

справедливость (все граждане имеют возможность улучшить свое благосостояние);

результативность и действенность (максимально эффективное использование ресурсов для удовлетворения потребностей граждан);

подотчетность (правительство, частный бизнес и структуры гражданского общества подотчетны институциональным носителям прав и общественности);

стратегическое видение (лидеры и общественность исходят из долговременных перспектив управления и развития личности и отчетливо представляют себе те меры, которые необходимы для их реализации)[31].

Значение социального партнерства, других институтов и механизмов представительства интересов заключается в стимулировании адаптации государства к обществу, развитии способностей государственной службы улавливать сдвиги в гражданском обществе, учитывать разнообразные группы интересов. Развитие различных форм представительства интересов является одним из критериев эффективного функционирования государственного аппарата, позволяющего обеспечить его демократический контроль со стороны гражданского общества.

Контрольные вопросы и задания:

1. Что такое общественные отношения? Как они представлены в системах менеджмента и администрирования?

2. Назовите основные виды интересов и формы их представительства, в системе администрирования.

3. Что представляет собой механизм политического представительства интересов? Каковы его элементы?

4. Каким образом реализуются частные интересы в системе администрирования?

5. Объясните сущность социального партнерства и назовите его разновидности.

6. Какова роль институтов и механизмов представительства интересов во взаимодействии государства и общества?


 

 

ГЛАВА 5. КОММУНИКАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ
АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Цели главы:

Определить роль коммуникаций в публично-правовых связях.

Описать информационное обеспечение администрирования.

Рассмотреть проблемы организации и регуляции коммуникативных процессов.

 

В условиях децентрализации, передачи полномочий нижним этажам властной вертикали, в качестве компенсаторного, объединяющего начала, выступают коммуникационные основы руководства, функции согласования и принятия решений, управления общественными отношениями. Найти зону совпадающих интересов разнообразных социальных групп и обеспечить коммуникацию сторон – важная задача государственных структур.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.