ПВК личности госслужащего, необходимые для данного вида управленческой деятельности
Профессиональные задачи управленческой деятельности
Профессиональные действия (приемы, технологии) управленческой деятельности
Результат (продукт) управленческой деятельности
1.
Информационно-аналитическая.
Анализ и диагностика управленческой ситуации (субъекта управления) для обоснования последующего принятия решения.
Сбор и обработка информации. Обследование управленческой ситуации. Владение информационными технологиями.
Полная и объективная информационная модель управленческой ситуации.
Ответственное отношение к сбору и обработке информации. Достаточно высокий уровень аналитического мышления, памяти, внимания.
2.
Планирующая.
Определение целей преобразования (сохранения) управленческой ситуации, определение приоритетов целей, принятие управленческого решения.
Принятие решения как выбор способов и средств преобра-зования ситуации. Построение программ и планов – преобразования ситуации. Прогнозирование изменений ситуации.
Концептуальная модель управленческой ситуации (пути ее преобразования). –Прог-раммы и планы.
Ответственность за социальные последствия принимаемого решения. Концептуальное мышление. Стратегическое мышление. Системность, диалектичность, вариантность мышления. Способность к предвидению событий.
3.
Регулирующая.
Поддержание управленцем процессов деятельности других людей в рамках программ, планов, регламента, инструкций, кодексов, традиций.
Использование разных видов регламентов (инструкций, правил, кодексов, традиций). Закрепление нормативов за отдельными звеньями организации, сотрудниками. Инструктирование сотрудников.
Реальное выполнение управленческой деятельности в соответствии с регламентами. Новые регламенты.
Способность к выполнению предписаний, к осознанному усвоению нормативов, к передаче их другим людям, к пересмотру и обновлению регламентов.
4.
Руководящая.
Вовлечение других людей в управленческую деятельность, стимулирование их активности для реализации управленческого решения.
Применение приемов объединения людей для достижения общей цели. Минимизация воздействий. Учет потребностей и интересов самих сотрудников (подчиненных). Расстановка кадров, подготовка резерва. Владение приемами формального и неформального общения.
Совместные, вызванные руководителем усилия сотрудников по достижению общей цели. Усиление положительного отношения к труду у подчиненных. Индивидуальная управленческая концепция руководителя.
Ценностные ориентации служения интересам государства, общества, граждан. Ответственность за судьбы других людей. Способность к лидерству, к контактам с людьми, к учету интересов других людей, к саморегуляции в стрессовых ситуациях. Общительность. Эмоциональная устойчивость. Четкая выразительная речь.
5.
Организационно-исполнительная (в том числе, хозяйственная).
Реализация и исполнение управленческого решения с учетом имеющихся людских и материальных ресурсов. Создание условий для реализации управленческого решения.
Создание или упрочение аппарата для исполнения решения. Определение субъектов исполнения решения. Преобразование управленческой ситуации в соответствии с программой, планом. Гибкое изменение оргструктур. Передача решений на исполнение.
Исполнение в срок и на высоком уровне принятых управленческих решений.
Активная позиция исполнителя. Высокая мотивация достижения, направленность на реализацию, установка действовать. Волевая самоорганизация поведения. Реалистичность и действенность мышления. Практическое мышление. Тактическое мышление.
6.
Координирующая (согласовательная).
Координация (с целью повышения эффективности труда) действий участников исполнительной деятельности – по вертикали и по горизонтали управленческой иерархии. Распределение функций и ролей.
Приемы обеспечения сопряженной работы сотрудников. Показ сотрудникам преимуществ рационального и гибкого разделения труда и кооперации усилий между звеньями организации, между должностями. Вертикальная и горизонтальная координация взаимодействия.
Согласованные, сопряженные профессиональные действия сотрудников (групп) внутри организации. Удовлетворенность участников от совместной работы.
Способность согласовывать свои действия с действиями других людей. Осознание оптимальных способов координации. Терпимость к проявлениям других людей в деловом сотрудничестве и партнерстве.
7.
Контролирующе-учетная.
Выявление несоответствия хода и результатов организационно-исполнитель-ной деятельности принятым решениям, программам, планам, нормативами. Обнаружение отклонений, их устранение.
Приемы текущего, результирующего, опережающего контроля. Определение показателей и признаков отклонений от нормативов в управленческой деятельности. Приемы устранения ошибок и их профилактики.
Своевременное устранение выявленных отклонений в управленческой деятельности
Активная гражданская позиция. Ценностные ориентации при контроле деятельности. Системное мышление. Волевые качества, пунктуальность.
8.
Инновационно-исследовательская.
Нахождение нестандартных путей разрешения управленческой ситуации и реализации управленческого решения.
Владение инновационными управленческими технологиями. Приемы творческой неалгоритмизируемой управленческой деятельности.
Инновационные управленческие проекты.
Ответственность за предлагаемые инновационные проекты. –Творческое мышление. Диалогичность мышления (способность посмотреть на предмет с нескольких точек зрения). Относительная самостоятельность в пределах регламентов.
9.
Экспертно-кон-сультационная.
Оценивание управленческого решения и путей его реализации на основе профессионального опыта: оценивание профессиональной деятельности коллег. Рекомендации-консуль-тации по оптимизации управленческой деятельности.
Владение приемами оценивания эффективности управления. Экспертиза принятых решений, состава возможных исполнителей. Приемы консультирования сотрудников на основе профессионального опыта.
Обоснованные экспертные суждения и оценки качества управленческого решения и путей его реализации.
Ответственность за экспертные суждения. Высокий уровень компетентности. Критичность, самостоятельность и независимость мышления. Управленческая компетентность. Объективность. Квалиметрическая компетентность.
10.
Представительская.
Представление интересов организации в других звеньях данной организации (по вертикали управления) и в других организациях (по горизонтали управления).
Владение приемами сотрудничества с другими подразделениями с целью представления интересов своей организации. Использование приемов неформального общения.
Эффективность представительских контактов.
Ответственность за престиж своей организации. Общительность.
Систематическое непрерывное совершенствование управ-лением собственной профессиональной деятельности.
Владение всеми направлениями управленческой деятельности. Построение и реализация планов профессионального самосовершенствования на основе постоянного самоанализа.
Планы профессионального самосовершенствования и их реализация. Реальный профессиональный рост.
Профессиональная обучаемость и самообучаемость. «Сильное» профессиональное целеполагание, устойчивость к препятствиям и помехам. Волевая самоорганизация. Внутренний локус контроля. Рефлексивный самоконтроль.
фицируется по характеру и способу их выражения на три основные группы: профессиональные, деловые и личностные[38]..
Выделение основных параметров административной деятельности представляет собой профессиограмму госслужащего. Она разработана и изложена в публикациях А.А. Деркача и А.К. Марковой[39]. Профессиограмма включает описание содержания видов управленческой деятельности (задачи, действия, результат труда) и перечень профессионально важных качеств (ПВК) личности госслужащего, которые представлены в табл. 1. Показанная профессиограмма менеджера в сфере администрирования может служить в качестве критериев подготовки кадров для государственной службы.
2. Разделение труда в государственном аппарате и состав основных категорий работников
Администрирование осуществляется через систему государственной службы. Служащие в отличие от рабочих, крестьян, предпринимателей – это лица, занимающие должности. Под должностью понимается первичная организационная единица в структуре администрирования, характеризующая роль и полномочия лица, занимающего ее. Это базовая штатная структура государственного аппарата. Гражданская разновидность государственной службы представляет собой профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Исходя из этих полномочий, выделяются структурно-функциональное и профессионально-квалификационное разделение труда, т.е. специализация менеджеров на выполнении определенных функций.
Структурно-функциональное разделение труда обусловлено уровнем и сферой деятельности государственного органа, отраслевой и территориальной спецификой. Вследствие вертикального разделения труда формируются группы государственных служащих низового, среднего и высшего уровней администрирования; в результате горизонтального разделения труда образуются группы служащих, специализирующихся на выполнении конкретных функций администрирования.
Профессионально-квалификационное разделение труда учитывает виды и сложность выполняемых работ. В нашей стране установлена трехмерная система определения должностей категорий работников: А, Б, и В (см. рис.7).
4%
1,5%
В
исполнение и обеспечение полномочий госорганов
свыше
90%
Рис. 7. Категории работников государственного аппарата
Это классифицированные государственные служащие, т.е. имеющие классные чины, ранги, звания, от которых в определенной мере зависят их полномочия. Лиц, находящихся на высших государственных должностях президент премьер-министр, председатели палат парламента, министры и др.) выделяют в особую категорию политических должностей. В нашей стране это должности категории «А», которые к государственной службе не относятся. В остальных категориях должностей администраторов, профессионалов, исполнителей и др.
Общая численность государственных служащих РФ на начало 2002 года составила 1053,1 тыс. человек, в том числе установленная численность работников федеральных органов исполнительной власти – 315,1 тыс. человек[40]. На 1000 россиян приходится 2,8 чиновника федеральных госорганов (для сравнения в Великобритании – 5,2, в США – 3,9). Основная часть служащих принадлежит к категории «В» (свыше 90%), при этом 63% из них находится на ведущих и старших должностях специалистов, исполняющих полномочия государственных органов. На долю руководителей этих органов (категория «А») приходится не более 4% всей численности служащих, а на долю чиновников категории «Б», обеспечивающих деятельность руководителей – примерно 1,5%.
Селекция, социальный отбор государственных служащих осуществляется посредством следующих механизмов: приписываемым (унаследованным) статусом, институтом образования и системой карьеры.
Приписываемый статус объединяет такие демографические характеристики как половой и национальный признаки. В общем числе госслужащих женщины составляют свыше 70%. Однако на руководящих должностях преобладают мужчины. Такого рода тенденцию некоторые социологи связывают с возрастанием престижа профессии (уменьшение доли женщин в высокостатусной профессиональной группе – показатель повышения ее престижа).
Образование. Его уровень и профиль у работников госаппарата характеризуется следующими параметрами: 73% служащих имеют высшее профессиональное образование, при этом 40% по специальностям экономического и управленческого профиля, 22 – юридического и 18% - технического профиля.
Карьера. Профессиональная ориентация и установка на карьеру обычно закладываются в семье. Специфика карьеры чиновника проявляется в трудовом стаже. Средний возраст федеральных служащих составляет 40 лет. Около 30% из них имеют стаж работы в государственных органах от 5 до 10 лет, около 25% - свыше 15 лет. Большинство работников госаппарата проходили «школу руководства» в низовых административных и хозяйственных структурах.
Таким образом, государственный аппарат обладает миллионом сотрудников и вместе с тем испытывает дефицит подготовленных кадров. На это прямо указано в президентском послании Федеральному Собранию РФ. «Несмотря на огромное число чиновников, в стране тяжелейший кадровый голод. Голод на всех уровнях и во всех структурах власти, голод на современных управленцев, эффективных людей»[41]. Для повышения качества кадрового потенциала намечена обширная программа реформирования государственной службы, в которой предусмотрены меры по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы по этим вопросам, улучшения подготовки менеджеров и др.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление