Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура должностной позиции




Понятие и классификация организаций

Под организацией в социологии принято понимать устойчивую группу людей, взаимодействующих на основе разделения труда для достижения определенных целей. У них есть сфера деятельности, порядок работы, ресурсы, система связей и отношений, отражающих социальную культуру.

Все многообразие организаций подразделяется на классы и виды по определенным основаниям. Так, по критерию формализации выделяются формальные и неформальные организации. Предметом нашего изучения являются формальные организации, имеющие четко поставленные цели; совокупность должностных позиций, занимаемых работниками со свойственными им статусами и ролями; иерархию рангов, распределяющую отношения власти и подчинения; совокупность правил и норм, регулирующих эти отношения.

Для эффективного функционирования формальной организации необходима координация, согласование действий людей во времени и пространстве, что невозможно осуществить без управления организацией. Те, кто выполняет функцию управления, составляют административный персонал (бюрократию). М. В е б е р рассматривал бюрократию как идеальный тип, т.е. как образец рациональной организации. Он выделил следующие ее позитивные характеристики:

1. Разделение труда. Задачи организации распределяются на определенные позиции и рассматриваются как официальные обязанности должностных лиц, что открывает возможность высокой степени специализации.

2. Иерархизация. Позиции организованы в иерархическую структуру власти, которую можно представить в форме пирамиды, где каждое должностное лицо ответственно перед вышестоящим как за собственные решения, так и за действия своих подчиненных.

3. Формализация. Действия должностных лиц регулируются формально установленной системой инструкций, которые обеспечивают единообразие деятельности.

4. Безличностностъ. Административная работа выполняется в соответствии с предписанными правилами. Каждый функционер выступает как представитель определенной должности.

5. Постоянность. Должность представляет собой постоянное занятие по найму с перспективой служебного продвижения. Должностные лица подбираются на основе профессиональных качеств, которые устанавливаются специальной проверкой или соответствующим документом[55].

Придавая особое значение указанным характеристикам, Вебер полагает, что бюрократия способна к достижению высокого уровня эффективности, и в этом смысле формально является самым рациональным из всех известных средств управления. Бюрократия лучше других по точности, стабильности, дисциплинированности, надежности, предсказуемости результатов.

К данному классу организаций относится государственный аппарат, в рамках которого взаимодействуют государственные органы и организации на основе связей субординации и координации. Он осуществляет регулирование в обществе при помощи законодательной, исполнительной, судебной и др. ветвей государственной власти, различные формы и методы административного воздействия. В качестве «клеточки» аппарата выступает государственный служащий. Государственный орган – самостоятельная структурная единица государственного аппарата, наделенная властными полномочиями и выполняющая функции администрирования. В зависимости от способа образования они делятся на федеральные и региональные. По характеру организационно-правовой формы выделяются четыре типа государственных органов:

(1) министерства – органы, занимающиеся выработкой государственной политики и координирующие деятельность государственных агентств, служб и надзоров;

(2) службы – органы, обеспечивающие реализацию властных полномочий государства;

(3) надзоры – органы, реализующие контрольные функции государства по отношению к хозяйствующим субъектам и к населению;

(4) агентства – органы, оказывающие государственные услуги как за счет бюджетных средств, так и на платной основе.

Государственное учреждение - разновидность социальной организации, которая занимается не администрированием, а предоставлением публичных услуг: образовательных, медицинских, культурных, коммунальных и др. Учреждения являются объектами руководства соответствующих госорганов. Вместе с тем они имеют собственные структуры управления, действуют на основе бюджетного финансирования или самоокупаемости.

Государственное предприятие – хозяйственная государственная, предназначенная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг по удовлетворению общественных потребностей. Выделяются унитарные (неделимое имущество) и смешанные (с участием частного капитала) предприятия. Смешанное предприятие, где государство имеет более половины акций, считается государственным. Государственные предприятия могут быть коммерческими, преследующими извлечение прибыли, и некоммерческими, ставящими иные цели. Определенные особенности присущи казенным предприятиям. Они обладают меньшей степенью хозяйственной самостоятельности.

2. Организационная модель
государственного учреждения

Длительное время в социологии существовали две точки зрения на организацию: одна подчеркивала значение структур, законов и процедур[56]; другая уделяла внимание поведению людей, их взаимодействию и общению[57]. Безусловно, это разные, но взаимодополняющие подходы, отражающие организационные процессы, которые можно наблюдать одновременно (см. рис.8).

 

 

           
   
 
сценарии
   
поведение
 

 

 


Рис. 8. Организационное поведение

Сценарии - это структурная иерархия организации, законы, правила, процедуры и т.п. Они программируют поведение сотрудников.

Поведение - это действия людей, определяемые как сценариями организации, так и операционной подготовленностью работников к выполнению этих действий.

Следует подчеркнуть, что сценарии поддаются сознательному воздействию со стороны людей, способных рефлексировать, оценивать сложившуюся ситуацию, изменять ее к лучшему.

Ситуация организации определяется внешними факторами (группы интересов, законодательство, общественное мнение и др.), которые задают основные параметры деятельности организации и сказываются на ее результате.

Таким образом, организационная модель может быть развернута в следующих направлениях. Она должна быть сфокусирована на параметрах, заданных внешними факторами. Кроме того, в нее следует включить внутренние факторы (сценарии), определяющие организационное поведение сотрудников (см. табл. 4).

Таблица 4

Организационная модель государственного учреждения

Параметры Внутренние факторы
Технические Цели и подходы Задачи и обязанности Квалификация персонала
Административные Стиль Принятие решений Самостоятельность
Культурные Культура Сотрудничество Отношения

 

Как видно, организационная модель госучреждения представляет собой матрицу, состоящую из девяти ячеек факторов, между которыми имеется определенная связь. Примечательно, что в указанной модели нет исходной точки. В зависимости от обстоятельств решающим может стать любой фактор организационного поведения чиновников. Опишем более подробно эту модель.

В технических параметрах сфокусирована следующая группа внутренних факторов организации: цели и подходы, задачи и обязанности, квалификация персонала. В зависимости от внешней ситуации, например, изменения законодательства или принятия новой государственной программы корректируются подходы организации к выполнению целевых функций, перераспределяются обязанности должностных лиц, привлекаются новые специалисты и т.д.

Технические параметры во многом определяют цели организации. Они задаются извне и закрепляются учредительными документами. Государство создает свои организации для осуществления определенной миссии. Миссия - это концепция деятельности государственного учреждения. Она обусловлена его социальной ответственностью. Прежде чем совершить административное действие чиновник задумывается о том, в какой организации он работает, что она может сделать для населения, чего от неё хотят люди? Миссия служит в качестве ориентира для принятия решений. В реальном своём существовании она предстаёт в форме стратегической цели государственного учреждения, его позиционирования в обществе. Широко распространено мнение, что все элементы организации должны следовать за стратегией, поскольку она рационализирует подходы государственного учреждения к выполнению целевых функций. Однако можно привести примеры, когда при наличии стратегии чиновникам так и не удаётся достигнуть желаемых результатов.

Может быть это зависит от структуры организации, распределяющей задачи и обязанности между работниками? Должность чиновника определяется позицией в служебной иерархии, которая наделяет его ответственностью и властью. В вертикальном срезе служебной пирамиды эта позиция называется статусом, предполагающим обязанности и права, а в горизонтальном - ролью, предусматривающей функции и средства ее исполнения. Таким образом, каждая должностная позиция имеет сбалансированную структуру элементов (см. табл. 5).

Таблица 5

Ответственность Власть
     
Обязанности Права
     
Функции Средства

 

 

Благодаря чёткой статусно-ролевой структуре административных учреждений должностное лицо знает к кому обратиться для официального принятия решения, кто несёт ответственность за его исполнение, какими средствами он располагает и т.д. Следует отметить обезличенность статусно-ролевой структуры. Люди сменяют друг друга, но занимаемые ими статусы и выполняемые роли остаются.

Безусловно, технические параметры государственного учреждения определяют состав персонала, его квалификацию. Именно совокупность навыков персонала организации выделяет её из других. Когда мы пытаемся дать характеристику, например, фирме «Sony», то не говорим о её целях, стратегии или структуре. Мы говорим о том, что она делает лучше других - качественную аудио-видеотехнику. Точно также мы характеризуем и государственное учреждение, выделяя качество распоряжений и публичных услуг, оказываемых гражданам. А это зависит от компетентности и профессионализма чиновников, повышения их квалификации, ответственности и т.д. Словом, система работы с персоналом также во многом воздействует на поведение чиновников.

Административные параметры государственного учреждения под влиянием внешней ситуации, к примеру, изменение политического режима, формируют соответствующий стиль работы, отношения по поводу подготовки и принятия решений, власти и подчинения, самостоятельности должностных лиц.

Прежде всего, они определяют стиль работы госучреждения. Этому фактору зачастую уделяется много внимания. Одни воспевают демократический стиль, другие затосковали по авторитарному. Стиль работы во многом определяется ситуацией, установками руководителя либо на заботу о решении деловых проблем, либо на заботу о решении человеческих проблем и т.д. Все эти представления слишком упрощены. Ведь управленца «переделать» трудно. Люди могут прислушиваться к тому, что говорит начальник, но верят только тому, что и как он делает. Пожалуй, основным индикатором, проявляющим стиль чиновника, является способ распоряжения собственным временем. Для непосвящённого рабочий день служащего может показаться адом. Подсчитано: в среднем на решение одного оперативного вопроса он затрачивает 10 минут. Однако за это время можно сделать много: дать понять, что у тебя на уме; придать авторитетный вес своему слову; подтолкнуть партнёров к размышлениям в нужном направлении. Вместе с тем встречаются чиновники, которые и за 10 часов не могут решить пустяковый вопрос.

Существенным фактором являются решения, принимаемые государственным учреждением. Это один из основных рабочих процессов и потому поведение служащего во многом определяется технологией производства управленческого решения. Здесь многое зависит от степени привлечения специалистов в обсуждение внутренней политики, так называемый «мозговой штурм», от сотрудничества с другими организациями, способности уловить сигналы внешней среды, рациональных действий должностных лиц. Осуществляя выбор варианта исполнения решения, чиновник просчитывает, как его реализовать с минимальными затратами и максимальными результатами. Точное соблюдение технологических процедур - залог успешного выполнения решения.

Административные параметры определяют и фактор самостоятельности служащих или степень их автономности. Разнообразие работ, возможность самостоятельного решения задач, условия для изобретательности, творческого, карьерного роста способствуют социальной самоорганизации государственного учреждения. Самоорганизация определяет поступки чиновника, открывает перспективы для реализации своих жизненных планов и собственных интересов, связанных с увеличением жалования, должностным перемещением и т.п.

Культурные параметры способствуют возникновению традиций, привычек, выработке общих стереотипов мышления, определенного служебного этикета. Они культивируют корпоративные формы взаимодействия чиновников, определяют характер служебных отношений.

Фактор культуры подразумевает идеи, убеждения, традиции, влияющие на поведение людей. Стремление к совместно разделяемым ценностям интегрирует, сплачивает работников, определяет облик служащего в разных ситуациях. Так, для чиновника уместен деловой костюм. С начальником он говорит в одной манере, с коллегой - в другой, а с подчинённым - в третьей. Управленцу естественно оставаться дома, если он приболел, но не просто лишь потому, что его мутит с похмелья.

В основе организационной культуры находятся нормативно-правовые требования, которые оговаривают, что следует делать и что, нет. Поэтому служащий не может произвольно выбирать методы администрирования. Они должны соответствовать установленным правилам. Отсюда приходится учитывать не только эффективность действий, но и правомерность их применения.

Культурные параметры государственного учреждения оказывают влияние на фактор сотрудничества. В результате сотрудничества возникает эффект синергии, т.е. прирост дополнительной энергии людей, превышающий сумму индивидуальных усилий. Как складывается этот эффект? Во-первых, за счет простой массовости, т.е. одновременности и однонаправленности усилий многих людей. Во-вторых, благодаря распределению членов организации по отношению друг к другу в последовательную зависимость. В-третьих, в результате специализации взаимодополняющих друг друга работников. Таким образом, тайна синергии заключается в принципах объединения индивидуальных и групповых усилий.

Обычно организацию изображают в виде схемы основных подразделений. Однако это не простая совокупность прямоугольников и соединяющих их стрелок. Схема устанавливает порядок деловых связей, коммуникаций, каналы прохождения управленческой информации, необходимые для функционального взаимодействия служащих. Скажем, если решено построить в городе новую школу, то в это дело будет включён не только отдел строительства, но и другие подразделения администрации, которые имеют свои особые интересы, но несут общую ответственность.

В решении корпоративных задач возрастает роль командной работы, появляется необходимость в адаптации служащих, которые должны действовать во вновь образованных группах, быстро входить в сложную ситуацию. Современным государственным учреждениям нужны специалисты, способные качественно выполнять работу, помогать это делать коллегам, создавать атмосферу сотрудничества. В условиях ресурсных ограничений, урезания бюджетов слаженная работа команды становится ключевым фактором преодоления трудностей переходного периода.

Служебные отношения формируются под воздействием всех рассмотренных выше факторов. Они связаны, прежде всего с процессами организации госслужбы и профессиональной деятельности чиновников. Это формальные отношения по поводу распределения задач, ресурсов, полномочий, ответственности. Они выстраиваются на основе власти и подчинения, субординации и координации. Внеформальные отношения опираются на принцип партнёрства. Они компенсируют недостатки формальных связей. Например, специалист, минуя начальника подразделения, решает возникающие проблемы непосредственно с руководителем проекта. В процессе исполнения служебных функций между работниками складываются и неформальные отношения на основе симпатий и антипатий, совпадения взглядов, мнений, ценностных ориентации и т.п. Они защищают людей от жесткого воздействия формальной регуляции, психологического напряжения, конфликтов и др. неприятностей.

Организационная модель позволяет представить социальную природу и сущность современного государственного учреждения. Она может служить инструментом сбора и анализа эмпирической информации о состоянии изучаемого объекта, выявления его «болевых точек» и возможностей их «врачевания», разработки процедур и технологий его совершенствования[58].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.