КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теории управления трудовыми ресурсами. Организация кадровой службы
Организация кадровой службы. Этапы управления трудовыми ресурсами. Теории управления трудовыми ресурсами. Одной из основных задач менеджера, руководителя является управление человеческими ресурсами. Главным здесь является умение добиваться поставленных целей организации, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Чтобы эффективно двигаться навстречу поставленным целям, руководитель должен координировать работу и заставлять людей выполнять её.
Дуглас МакГрегор: Факторы, которые должны контролироваться менеджментом:
На основании этих факторов им были выдвинуты 2 теории управления трудовыми ресурсами – «теория Х» и «теория У». Они представляют собой два прямо противоположных взгляда на работника. «Теория Х» и «теория У» Дугласа МакГрегора.
На смену «теории Х» и «теории У» несколько позднее пришли «теория А» и «теория J» Уильяма Оучи: Теория А = американский способ управления трудовыми ресурсами Теория J = японский способ управления
Теория Х и Теория У совместимы с теорией А и теорией J: Теория Х и теория А – жесткий способ руководства (авторитарный) Теория У и теория J – мягкий способ руководства (демократичный)
Следует отметить, что чем больше делается вложений в персонал – тем выше темп развития компании и выше её конкурентоспособность! Гарри Беккер: «Навыки, способности человека – тоже капитал, в который вкладывает как человек, так и фирма, которая на время его арендует. Это долгосрочные вложения, по сути – инвестиции».
По сути, у каждой фирмы есть 2 альтернативы:
Теория «Z» Уильяма Оучи.
Модель Оучи представляет собой попытку показать, что соединение преимуществ двух достаточно различных культур (японской и американской) «рождает» эффективный вариант культуры американской деловой организация (организация типа «Z»). Теория «Z» Оучи делает попытку ответа на вопрос о синергии разных культур. Данный подход интересен в условиях интернационализации и глобализации бизнеса.
Уильям Оучи выделяет 3 типа организаций:
Идеальной в смысле эффективности является организация типа «Z»: «Я называю эти организации, которые сложились в американских условиях, но тем не менее обладают многими характерными чертами японских фирм, организациями типа «Z» (У.Оучи).
Оучи прежде всего даёт рекомендации по перестройке предприятия типа «А» в тип «Z». Основные черты, отличающие организацию типа «Z», могут быть кратко сформулированы так: 1. Компании имеют тенденцию брать на работу людей на очень долгий срок 2. Сравнительно медленный процесс оценки деловых качеств сотрудников и продвижения по службе (однако, этот процесс происходит быстрее, чем в японских фирмах, так как в противном случае ни одна западная фирма не могла бы удержать у себя талантливых сотрудников) 3. Сотрудники, как и в японских организациях, выполняют самые различные функции 4. Компании оснащены всей современной техникой 5. Фирмы имеют чёткие и формализованные механизмы контроля, характерные для организаций типа «А», однако используют их лишь для получения информации 6. В компаниях типа «Z» качественные и количественные методы управления гармонично совмещаются 7. Прибыль рассматривается не как самоцель, а лишь как вознаграждение фирме за способность производить истинные ценности для своих заказчиков, способствовать росту своих сотрудников и нести ответственность как «коллективный гражданин» (этот принцип лежит в основе всех принимаемых решений) 8. В компаниях типа «Z» принятие решения может быть коллегиальным, но ответственность за принятое решение всё же несёт одно лицо (Оучи считает, что коллегиальная форма ответственности, характерная для японских организаций, вряд ли привилась бы на Западе) 9. Целостная ориентация компаний типа «Z» во многом сходна с ориентацией японских компаний (руководители ориентируются на подчиненных, а сотрудники всех уровней – на своих коллег; отношения между людьми построены так, что все общаются со всеми, а не только начальники со своими подчиненными) 10. Эгалитарность – центральная черта организаций типа «Z» (под этим подразумевается, что каждый человек способен работать автономно, без контроля, потому что он пользуется доверием) 11. Одно из различий между иерархической структурой и структурой типа «Z» состоит в том, что последняя достигла высокой степени логичности всей внутренней структуры (эта организация является тесным сообществом людей, занятых экономической деятельностью и связанных друг с другом посредством самых разнообразных уз).
Наиболее важной особенностью перестройки предприятия типа «А» в тип «Z» является комплексность (системность) реорганизации, ибо только в комплексе управленческие новации дадут ожидаемый результат. Оучи в системе мероприятий при переходе от типа «А» к типу «Z» первостепенную важность отводит этапу, на котором происходит определение «философии» организации, ибо «основой основ компаний типа «Z» является её «философия», или концептуальная база управления». Концептуальный базис управления корпорацией должен включать:
Иначе говоря, «философия» станет стержнем всех решений, принимаемых организацией.
Но прежде чем проводить в жизнь новый тип управления путем создания организационных структур (рабочих групп, неформальных организаций, групп качества и т.д.), необходимо провести ряд изменений на высших уровнях управления фирмы. Предприятие типа «А» характеризуется строгой иерархией, поэтому нет смысла начинать реорганизацию снизу: все инициативы операционных менеджеров будут подавлены строгим подчинением. Таким образом, сформулировав основные принципы нового стиля управления, необходимо вовлечь высшее руководство компании в процесс их внедрения. Вообще процесс от начала реорганизации до реальных результатов должен занимать, по расчетам Оучи, около 2 лет.
Оучи выделяет особую важность следующих принципов построения организации типа «Z»:
Таким образом, теория Оучи показывает возможности внедрения японского опыта управления за пределами Японии. В рамках данной теории даже выделяются основные этапы перехода от организации типа «А» к типу «Z». В подтверждение своей теории У. Оучи упоминает ряд компаний, которые успешно используют методы японского управления: Хьюлет-Паккард, Дейтон-Хадсон, Дженерал Моторс, Intel, IBM и др. Все они являются процветающими и высокоперспективными.
Этапы управления трудовыми ресурсами:
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1161; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |