Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа обучения по дисциплине 3 страница




способно вести к потерям эффективности.

Обычно это выражается в том, что демонополизация затруднена технически.


Например, водопровод в городе, как правило, имеет смысл эксплуатировать какой-либо одной организации. Ее разделение на фирмы, ответственные за отдельные районы города, могло бы привести только к возникновению локальных монополий при, вероятно, более низкой эффективности. Если же противостояние монополии выразилось бы в создании параллельных систем водоснабжения, принадлежащих различным фирмам, то имел бы место неоправданный рост издержек. Технический прогресс в ряде случаев создает предпосылки преодоления естественной монополии, как это имело место, например, в сфере телефонной связи (важную роль в данном случае сыграло, в частности, появление сотовой связи). Подчас удается открыть дорогу конкуренции за счет организационных инноваций, Так, в некоторых регионах Западной Европы железнодорожные компании конкурируют между собой, используя свой подвижной состав на одних и тех же путях на основе общего расписания. Однако естественная монополия остается распространенным экономическим феноменом.

При наличии этого, как и других провалов рынка, существуют только две альтернативы: либо смириться с потерями эффективности, либо принудительно исключить некоторые из вариантов аллокации ресурсов, достижимых на основе добровольного взаимодействия. Второе в свою очередь также может вызывать потери, но в данном параграфе важно прежде всего показать, что организованное на основе закона принуждение является, в принципе, адекватным инструментом преодоления

изъянов рынка.

В самом деле, именно потому, что применяемое государством принуждение является непосредственной альтернативой свободному взаимодействию, которое составляет суть рыночных отношений, к такому принуждению приходится прибегать, когда результаты добровольных действий неудовлетворительны. Другой альтернативы фактически не существует. Вместе с тем отсюда, разумеется, не следует, что принуждение непременно приводит или всегда способно приводить к желательным результатам.

Имея дело с монополизированными рынками, в том числе с естественными монополиями, государство обычно прибегает к регулятивным мерам, в частности к регулированию цен. Наряду с этим возможна принудительная корректировка условий доступа на рынок. В сущности, именно она имеет место при законода­тельном запрете монополизации.

Корректировка может выражаться не только в искусственном расширении доступа (например, за счет предотвращения ситуативной монополии), но и в его ограничении. Последнее имеет место, когда в сфере, которая в силу технических особенностей носит характер естественной монополии, воспрещается деятельность организаций, ориентирующихся на получение прибыли. Чаще всего при этом государственные или муниципальные органы сами непосредственно монополизируют

соответствующие виды деятельности, например оказание коммунальных услуг и

эксплуатацию коммуникационных сетей. Таким образом,

реакцией на естественную монополию становится участие государства в производстве.

В ряде случаев естественные монополии передаются негосударственным

некоммерческим организациям (обычно в сочетании с регулированием цен).

Вместе с тем встречаются случаи, когда государство целенаправленно

способствует установлению монополии. Речь идет о наделении отдельных лиц

или организаций исключительными правами в сфере производства определенных

товаров или услуг. Обладание такого рода исключительным правом обусловливает

легальную монополию.

Примером служит монополия, достигаемая за счет патентования изобретений.

Тем, кто не обладает законным образом оформленным правом, государство закрывает

доступ к производству запатентованного продукта. Объектами легальной монополии могут


быть также экспорт, импорт, продажа каких-либо товаров на внутреннем рынке, например

винная монополия, и др.

Установление легальной монополии оправдывается поиском своего рода меньшего из зол. Всякая монополия, при прочих равных условиях, нежелательна. Однако если речь идет о патентовании, она может быть необходима, чтобы обеспечить стимулы технического прогресса. Патент позволяет извлекать выгоды из изобретения, и именно эти выгоды оправдывают затраты сил и средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Вместе с тем, поскольку никакая монополия небезобидна, политика государства, как правило, предусматривает ликвидацию исключительных прав патентовладельцев по прошествии некоторого времени. Это позволяет постепенно открывать доступ к нововведениям, Например, в США срок действия патентов ограничивается 17 годами. Российским законодательством установлен срок патентов на

изобретения в 20 лет.

Впрочем, в силу причин, которые будут подробно рассматриваться в гл. 5, нередко имеют место избыточное предоставление государством исключительных прав и распространение легальных монополий за оптимальные пределы. Классические примеры асимметрии информации дает сфера здравоохранения. Пациент, обращаясь к врачу, вынужден полагаться на него и постановке диагноза и выборе методов лечения. Иными словами, потребитель услуги не имеет возможности контролировать производителя. Если бы производители

руководствовались только принципом личной выгоды и в той или иной мере не несли

ответственности за неадекватное лечение (а ответственность может быть гарантирована

только с помощью и при посредстве государства), широкое распространение

получили бы наиболее дорогие и не всегда наиболее эффективные варианты медицинской помощи.

Асимметрия информации дает о себе знать и во многих других областях экономической деятельности. Обратимся, например, к сфере образования и пред­положим, что она состоит исключительно из конкурирующих предприятий, борющихся за максимизацию прибыли. В этой сфере, как и в ряде других отраслей услуг, потребитель вынужден выбирать производителя прежде, чем реальная услуга будет оказана, Точная оценка услуг, которые еще не оказаны, разумеется, не представляется возможной. Оценка строится на основе предположений, базирующихся на прежнем опыте.

Информационная асимметрия даст о себе знать и при приеме на работу. В данном случае в роли поставщика выступает тот, кто нанимается на определенную должность, а в качестве покупателя — наниматель. Тот, кто ищет работу, заведомо лучше знает свои возможности, меру добросовестности и т. п., чем наниматель. Проблема информационной асимметрии до некоторой степени решается на основе учета репутации. Однако в наиболее сложных ситуациях и жизненно важных обстоятельствах полезным оказывается вмешательство государства. Оно может приобретать различные формы. Одна из форм — лицензирование как обязательное условие занятия тем или иным видом деятельности. Для получения лицензии обычно требуется документальное подтверждение профессиональных навыков и выполнение других условий.

Возможно также прямое участие государства в производстве продукции и оказании услуг, с которыми связана существенная информационная асимметрия. Наконец, в ряде случаев действенными инструментами, позволяющими блокировать

последствия информационной асимметрии, являются разнообразные виды

государственного контроля за производством и сбытом таких товаров и услуг.

Не только асимметричное распределение, но и недостаток информации у

всех потенциальных участников сделок порождает неэффективность. Отсутствие


достаточной информации может блокировать взаимодействие, результатом чего становится неполнота рынков, которая непосредственно проявляется в финансовой сфере.

Идеальная модель функционирования рыночной экономики предполагает, что существуют рынки для всего, что имеет экономическую ценность. В частности, максимально эффективное функционирование рынка капитала возможно при наличии рынков всех будущих благ и страхования от всех видов риска. На практике действительно функционируют фьючерсные рынки, но на них обращаются лишь отдельные товары и ценные бумаги, причем сроки, на которые заключаются сделки, как правило, не превышают нескольких месяцев. Эти рынки не являются всеохватывающими и совершенными, поскольку во многих сферах, в частности связанных с интенсивными инновациями, крайне трудно прогнозировать долгосрочные изменения.

Обычно государство не в состоянии полностью преодолеть общий недостаток информации. Однако оно способно распределить риск между гражданами (налогоплательщиками) в такой степени, которая недоступна частным инвесторам. Поэтому государство может финансировать и осуществлять сверхдолгосрочные проекты, страховать банковские депозиты и предпринимать другие действия, которые, в принципе, способны улучшать положение в экономике, но зачастую слишком рискованны с точки зрения частных предпринимателей. При наличии внешних эффектов — экстерналий часть выгод или издержек, связанных с конкретным видом деятельности или фактором производства, достается посторонним лицам. Внешние эффекты возникают, когда на значение функции полезности индивида или производственной функции предприятия непосредственно влияет производственное или потребительское поведение других лиц или организаций.

При отрицательных экстерналиях индивид или фирма перекладывает на других часть издержек. Наиболее очевидный пример — загрязнение атмосферы предприятиями или автомобилями, что представляет собой внешние издержки, поскольку снижает благосостояние окружающих. Если имеет место отрицательный внешний эффект, порождающее его производство товаров или услуг осуществляется в объемах, превышающих оптимальный уровень.

При положительных экстерналиях посторонние лица бесплатно получают некоторые выгоды. Например, если человеку сделана профилактическая прививка от инфекционного заболевания, вероятность заболеть снижается не только для него лично, но и для тех, с кем он контактирует. Если бы сферы, порождающие позитивные экстерналий, развивались исключительно под влиянием рынка, имело бы место недопроизводство соответствующих товаров и услуг по сравнению с оптимальным уровнем.

Известно, что неэффективность, порождаемая экстерналиями, могла бы, в принципе, преодолеваться на основе добровольных соглашений между заинтересо­ванными сторонами. Однако согласно теореме Коуза для этого требуется предельно четкая спецификация прав собственности и отсутствие трансакционных издержек по соответствующим сделкам. Поскольку в действительности трансакционные издержки не равны нулю и, более того, зачастую очень высоки, рынки, способные обеспечивать интернализацию внешних эффектов, складываются сравнительно редко. Собственно говоря, в каждом отдельном случае само наличие внешнего эффекта свидетельствует об отсутствии подобного рынка. Альтернативой рынку выступают действия государства. Нередко оно берет на себя миссию интернализации внешних эффектов. Естественно, государство способно добиваться этого только с использованием присущего ему права принуж­дения. Закон может запрещать загрязнение окружающей среды, предусматривая


штрафы и иные наказания для загрязнителей, либо вводить специальные налоги, за счет которых преодолеваются последствия загрязнения. Те экономические блага, производство и потребление которых порождает наиболее значительные внешние эффекты, принято называть благами, обладающими особыми достоинствами, или социально значимыми благами. Таковы многие блага (услуги), создаваемые в сферах образования, культуры, здравоохранения. Поскольку положительное воздействие благ, обладающих особыми достоинствами, рассредо­точивается среди членов общества, может быть оправданной общественная (государственная) поддержка производства таких благ, в частности, путем субсиди­рования потребления или предоставления налоговых льгот производителям. Итак, когда речь идет о внешних эффектах, для преодоления провалов рынка широко используются не только регулятивные меры (например, запреты на загрязнение), но и меры финансовые, стимулирующие. Однако характер послед­них определяется особенностями государственных финансов, формируемых по большей части за счет налогов, т. е. установленных законом обязательных платежей. Существенные провалы рынка возникают в связи с созданием общественных благ, что можно рассматривать как своего рода предельный случай деятельности, порождающей позитивные экстерналии. Этому феномену посвящена следующая глава. Производство общественных благ чаще всего обеспечивается государствен­ным финансированием, которое во многих случаях сочетается с участием государства в производстве.

Изъяны свойственны рынку, но также и государству. Государственное вмешательство далеко не всегда обеспечивает Парето-эффективность. Это происхо­дит не только в связи с допускаемыми в силу субъективных причин ошибками политических деятелей и государственных служащих.

При прочих равных условиях, чем активнее государство, тем более вероятны его провалы, ведущие к потерям эффективности. Вместе с тем при пассивном отношении к провалам рынка также неизбежны потери. В этой связи идеальная аллокационная политика вряд ли возможна, а практически осуществимая политика. 3.Политический деловой цикл

Интересы, которые проявляются в сфере функционирования политических институтов, способны влиять на стабилизационную политику государства и, как следствие, на деловой цикл. Когда политика рассматривается вне связи с теорией общественного выбора, по сути, предполагается, что государство в лице политиков и чиновников стремится обеспечить наиболее благоприятную макроэконо­мическую ситуацию, а неадекватные этой цели действия возникают лишь как следствия просчетов, применения ошибочных концепций и т. п. В частности, само собой разумеющимся представляется тезис о том, что государство неизменно старается по мере сил предпринимать действия, сглаживающие циклические колебания в экономике.

Однако с точки зрения теории общественного выбора частные интересы политиков могут инициировать дестабилизирующие воздействия на экономику. Политики, находящиеся у власти, равно как и оппозиция, стремятся максими­зировать число подаваемых за них голосов. Первые способны повышать свою популярность за счет действий, приносящих желательные для общества изменения в периоды, непосредственно предшествующие выборам. Даже если такие изменения не являются долгосрочными, они благоприятствуют сохранению власти. Так, исследования Б, Фрея и Ф. Шнейдера показали, что по крайней мере в 1970-е гг. общественность ведущих стран Запада болезненнее реагировала на рост безработицы, чем на ускорение инфляции, и соответственно правительствам было выгодно приходить к моменту выборов на высшей точке делового цикла, пусть даже ценой форсированного увеличения денежной массы. Помимо этого


следует иметь в виду, что инфляционное воздействие избыточных общественных расходов проявляется с некоторым лагом. В связи с этим во многих странах перед выборами зачастую происходит всплеск финансирования популярных программ социального характера и т. п. При достаточно точном прогнозе негативные последствия разбалансирования бюджета дают о себе знать, когда выборы уже проведены.

Таким образом, имеет место феномен политического делового цикла. Он заключается в том, что политические действия, рациональные с позиций непосредственно предпринимающих их индивидов, становятся самостоятельным фактором формирования цикла экономической конъюнктуры. В результате складывается тенденция (впрочем, далеко не всегда отчетливо выраженная) к синхронизации делового цикла с циклом проведения общенациональных выборов.

 

Тема 4. Реализация государственной политики в процессе государственного управления

 

 

1.Основные разработки государственной политики.

2. Органы управления, участвующие в реализации государственной политики. Экономическая политика есть постановка и достижение определенных целей. Развитие общества - это одновременное решение множество разнообразных задач. Чтобы справиться со всем комплексом проблем, необходимы их осознание и четкое структурирование. Наука предлагает следующий порядок решения такого рода задач. На глобальном уровне следует выявлять основную, высшую цель развития экономики. В любой стране она должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Кроме основной цели выявляют совокупность задач как бы второго уровня. Их можно назвать группой главных целей. Соотношение разных целей находится в диалектической взаимосвязи, т.е. достижение нижестоящей цели есть средство для выполнения цели более высокого уровня.

К главным целям современного общества относят: свободное развитие общества и правовой порядок. Реализация этих целей обеспечивает условия функционирование рынка.

Достижение макроэкономического равновесия и устойчивого экономического роста зависит от исходных, стартовых, социально- экономических условий проводимых правительством. Естественной целью экономической политики является достижение динамичного, общеэкономического равновесия. Достичь эту цель возможно при следующих условиях:

1.Постоянный и соразмерный экономический рост.

2.Экономическая стабильность,

3.Внешне экономическое равновесие.

4.Экономическая справедливость.

При моделирование экономической политики решающую роль играет целевой блок, т.е. формирование количественных и качественных целей долгосрочного развития страны. Для успешной реализации экономической политики каждая рациональная экономика выбирает аналогичную страну, которая служит ориентиром. Рассматриваются показатели производства ВВП на душу населения или желаемый уровень жизни населения. Целевой блок позволит развитие конкретной страны на перспективу и определить возможные пути и механизмы реализации экономичных целей. Таким образом, главная цель государства обеспечение экономической и социальной стабильности, укрепление существующего строя внутри страны, а так же адоптация к изменяющимся внешним условиям. В экономической политике используют термин де рево цели. Конкретные цели внутри дерева подразделяется на первичные, вторичные и т.д.

Дерево цели - это опосредующие конкретные цели, связанные с объектами экономической, политики. Цели часто перекрывают друг друга, т.е. одна из целей может оказаться важной и подчинить себе другие.

Разрабатывая концепцию экономической политики, государство должно заложить в нее такую конкретно- целевую программу, в которой взаимосвязи и соподчиненность целей логически обоснованы и по возможности непротиворечивы.

Однако сформировать такую экономическую политику, в основе которой лежала бы абсолютно гармоничная система целей, на практике трудно. Это связано двумя обстоятельствами.

Во- первых, сама формулировка конкретной цели - очень сложно.

Во- вторых, практическая реализация экономической политики показывает, что достижение одной цели способно затормозить решение другой задачи или даже вообще сделать его невозможным. Любой экономический процесс всегда протекает противоречиво.

Проблема, следовательно,- в нахождении оптимальной комбинации взаимосвязанных, но и взаимопротиворечивых целей экономической политики.

При разработке конкретной модели экономической политики необходимо стремиться к определенному равновесию в соотношении целевых установок.

Схема пирамиды целей:


П.вопрос:

В странах с развитой рыночной экономикой роль государства в экономике, не одинаково. Она различается по масштабам, формам, методам воздействия государства на экономику, а так же по готовности общества принимать и поддержать такое вмешательство. Такое различие определяется менталитетом национальных государств. Экономическая роль государства может быть представлена следующими экономическими функциями:

1.Разработка хозяйственного законодательства, обеспечивающий правовую основу и социальный климат для эффективного функционирования рыночной экономики.

2.Поддержка конкуренции и обеспечение сохранности рыночного механизм. 3. Перераспределение доходов и материальных благ, направляемые на обеспечение социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней различных общественных групп.

4. Регулирование, распределение ресурсов, для изменения структуры национальных продуктов.

5.Стабилизация экономики в условиях колебания экономической конъюнктуры. 6. Предпринимательская деятельность.

Таким образом, эти функции с одной стороны направлены на содержание и обеспечение функционирования рыночной эконом. С другой стороны на корректировку и модификацию действия рыночной системы. При выработки и проведении экономической политики необходимо учитывать:

1.Информирование участников рынка о состояние экономики страны и перспективы ее реализации.

2.Обоснование важных пунктов экономической политики, которая намерены проводить государственные органы власти.

К основным направлениям государственного регулирования относят:

1.Бюджетно-налоговое, которое предполагает разработку, утверждения и исполнения бюджетов государства.

2.Денежно-кредитное, которое включает действие государства по поддержанию стабильности валюты и борьбы с инфляцией.

3. Административное осуществляется с помощью принудительных мер, картелирования или разукрепления через лицензирование.

Реализация экономической политики возможна лишь при совокупности мер, образующих механизм государственного воздействия на экономику. В этом на воздействии усилия концентрируются главным образом на трех направлениях: экономическом, правовом и административном.

При определении этих направлении необходимо выделить ряд общих закономерностей:

1. э
кономика, понимаемая как народнохозяйственный комплекс, постоянно усложняется.
Меняется ее структура, которое выражается в росте количества хозяйствующих субъектов-
носителей интересов. В таких условиях рынок не в состоянии обеспечить согласованность
интересов субъектов. А значит, ответственность государства за разрешение конфликтов
резко повышается. В экономической политике на первый план выдвигается задача
сохранения макроэкономического равновесия.

2. У
сложнение экономики затрудняет нахождение оптимального сочетания целей
экономической политики и средств их реализации.

3. Н
агрузку на систему государственного регулирования экономики повышает постоянное
усиление роли фактора времени.

4. Д
авление перечисленных обстоятельств неизбежно приводит к расширению


спектра применяемых методов экономической политики. А это усложняет нахождение их наиболее удачных комбинаций. Кроме того, при выборе методов воздействия на определенные сферы важно избегать негативных эффектов, которые могут возникнуть в сопряженных сферах экономики.

Различаются методы прямого и косвенного воздействия.

Методы прямого влияния вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства (налоги, амортизационные отчисления, бюджетные предписания по государственным инвестициям). Однако данный метод государственного влияния имеет свои недостатки. Между субъектами налажена определенная система связей. Если один из субъектов вынужден принимать навязанное государством решение, это может нарушить рыночное равновесие: те агенты, на которые не были непосредственно направлены государственные меры, также вынуждены реагировать на государственное регулирование. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.

При использовании методов косвенного воздействия государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений субъектами экономики. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики.

Преимущества данных методов воздействия на экономику заключается именно в том, что они не нарушают рыночной ситуации. Недостатком же является определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия государством мер, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

По организационно - институциональным критериям методы подразделяются на административные, экономические и институциональные.

Административные методы экономической политики совокупность

административных рычагов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры. Цель принимаемых мер - создание наиболее благоприятных для частного сектора правовых условий. Их функции - обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни, защита конкурирующей среды, гарантирование прав собственности и свободы принятия экономических решений. Административные меры в свою очередь подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения. Они применяются в области охраны окружающей среды, в области социальной защиты слабо обеспеченных слоев населения.

Экономические методы включают те меры государства, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Это методы влияния на совокупный спрос и совокупное предложение, на степень централизации капитала, на социальные и структурные аспекты экономики. К числу экономических мер относят финансовую (бюджетную, фискальную) и денежно-кредитную(монетарную) политику, программирование и прогнозирование.

Институциональные методы редко используется в отечественной литературе. Однако развитие экономики в рыночно - правовом варианте неизбежно приведет к гораздо более широкому использованию данного понятия. В развитых странах экономика во многом теряет случайный характер развития и как бы пронизывается определенными правовыми, этическими, психологическими организационными нормами и специальными правилами. Сама же экономическая политика представляет собой систему организационно оформленных действий. В этой связи целесообразно подчеркнуть, что вообще все методы государственного воздействия имеют организационно - институциональную форму.

Такие действия, связанные с относительно длительно существующим явлением, принято отражать понятием «институт». По мнению американского экономиста У.Гамильтона, это лучший словесный эквивалент, обобщающий совокупность черт той или иной группы общественных явлений. Им обозначают преобладающий и постоянный способ


мышления или действия. Который стал привычкой для какой - либо социальной группы или обычаем для народа.

Проявлениями институционализма может считаться следующее. 1.Формирование исполнительных структур государственной власти, задача которых - реализация целей правительства.

2.Создание и сохранение объектов государственной собственности, т.е. государственного сектора.

3.Подготовка экономических программ и экономических прогнозов. 4.Поддержка исследовательских центров по экономике (имеющих разную форму собственности), институтов экономической информации и т.д.

5 Обеспечение функционирования экспертных советов по проблемам экономики.
6.Правовая и информационная поддержка предпринимательских и

профессиональных союзов, рациональных форм их взаимодействия.

7.Соучастие в экономической интеграции, организация регулярных международных встреч по экономическим вопросам..

К основным инструментам эконом политики относят:

1.Экономическое прогнозирование, предвидение будущего состояния экономики и сопряженных с ней сфер, исходная основа выработки стратегии и тактики социально-экономического развития.

2.Програмирование экономического развития. Инструмент прямого вмешательства государства в воспроизводственный процесс в условиях рыночной экономики.

3. Бюджетирование - основной документ реального управления экономическим развитием страны.

4.Индикативное планирование это многоэтапный процесс, который включает: а) доведение до хозяйственных субъектов его показателей, б) контроль за выполнением плановых показателей.

в) стимулирование агентов предпринимательства осуществляющих

индикативный план. Индикативный план - это документ для выработки и проведения макроэкономической политики.

 

Тема 5 Государственная власть и и государственное управлении е.

1. Власть и народ.

2. Госуправление как способ реализации госвласти.

Экономическая власть рассматривается как деятельность и единоличный процесс, имеющий свои специфические издержки и направленный на достижение установленных целей.

Власть - это неизбежная часть процесса производства и это истина для всех экономических систем: капиталистических, экономических и социалистических. С точки зрения экономического анализа рассматриваются затраты на информацию для реализации власти, разработка механизма и правил деятельности экономических агентов, норм и планов с одной стороны и возможность присвоения ресурсов и доходов одной из сторон с другой. В наиболее общем случае рассматривает власть как наивысший потребительный продукт, что можно потребить в неограниченном количестве. В теории власти количество неограниченных ресурсов считают административные и политические ресурсы. Знание как

информационные и материальные ресурсы и личные качества субъектов власти. Современность всех ресурсов составляет властный потенциал. Власть в экономике была основана на владении землей, затем перешла к капиталу и наконец в наше время источником власти служит тот сплав знаний и опыта, который составляет техноструктуру.

 


 

Диалектика роли власти и эк ономических школах различной эпохи

  Экономическая год представители Роль и учет
    теория     власти
    Марксистская XIX Маркс, Власть капитала
      в. Энгельс, Ленин чужим трудом и его
          продуктами
    Неоклассическая k.XIX Маршал, Игнорирование
      -н.ХХ Макконелл, Брю, роли власти в
        Самуэльсон, Порд хозяйственной жизни
        хаус из идеологических
          соображений
    Неоинституцкая II Коуз, Вильяме, Власть
      пол. XX в. Веблен, Аман находится в центре
          учения, но не
          выделяется из
          транзакционных
          издержек власти
    Экономическая II Ойкен, Перу и Власть и
    теория власти пол. XX в.- Таката властные отношения в
      наше   экономике является
      время   предметом
          исследования этой
          науки
    Теория II Геогрей Источником
    индустриального пол. XV в.   власти является сплав
    общества     знаний и опыт
    Теория XXI Белл, Пент Эпоха
    индивидуального в.   экономической власти
    общества     в новой структуре
          мирового хозяйства на
          основе доминирования
          технологических
          аспектов над оценкой
          классовой структуры.
    Теория XX в. Тейлор, Под властью
    менталитета   Файоль, Маслоу понимается
          способность влияния в
          процессе ведения
          бизнеса, разделяя ее на
          личностную и
          организационную
          основу
    Теория XIX- Вилсон, Вебер Реализация
    государственного XX вв.   властных полномочий
    управления     осуществляется через
          деятельность по
          государственному
        управлению.  
                     

Власть - одна из сложнейших категорий в теории управления. В наиболее общем случае власть - это способность и возможность осуществлять свою волю через воздействие на поведение людей с помощью авторитета, прав или насилия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.