Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Решение транспортных задач методом потенциалов




С помощью рассмотренных методов построения первоначального опорного плана можно получить вырожденный или невырожденный опорный план. Построенный план транспортной задачи как задачи линейного программирования можно было бы довести до оптимального с помощью симплексного метода. Однако из-за громоздкости симплексных таблиц, содержащих mn неизвестных, и большого объема вычислительных работ для получения оптимального плана используют более простые методы. Наиболее часто применяются метод потенциалов (модифицированный распределительный метод) и метод дифференциальных рент.

Метод потенциалов. Общий принцип определения оптимального плана транспортной задачи этим методом аналогичен принципу решения задачи линейного программирования симплексным методом, а именно: сначала находят опорный план транспортной задачи, а затем его последовательно улучшают до получения оптимального плана.

Теорема 12.2 (критерий оптимальности). Для того чтобы допустимый план перевозок в транспортной задаче был оптимальным, необходимо и достаточно, чтобы существовали такие числа и , что

(12.4)

(12.5)

Числа и называют потенциалами пунктов отправления и назначения соответственно.

Сформулированная теорема позволяет построить алгоритм нахождения решения транспортной задачи. Он состоит в следующем. Пусть одним из рассмотренных выше методов найден опорный план. Для этого плана, в котором m + n – 1 базисных клеток, можно определить потенциалы и так, чтобы выполнялось условие (12.4). Поскольку система (12.4) содержит m + n – 1 уравнений и m + n неизвестных, то одну из них можно задать произвольно (например, приравнять к нулю). После этого из m + n – 1 уравнений (12.4) определяются остальные потенциалы и для каждой из свободных клеток вычисляются величины . Если оказалось, что , то план оптимален. Если же хотя бы в одной свободной клетке , то план не является оптимальным и может быть улучшен путем переноса по циклу, соответствующему данной свободной клетке.

Циклом в таблице условий транспортной задачи, называется ломаная линия, вершины которой расположены в занятых клетках таблицы, а звенья – вдоль строк и столбцов, причем в каждой вершине цикла встречается ровно два звена, одно из которых находится в строке, а другое – в столбце. Если ломаная линия, образующая цикл, пересекается, то точки самопересечения не являются вершинами.

Процесс улучшения плана продолжается до тех пор, пока не будут выполнены условия (12.5).

Пример. На три базы поступил однородный груз, который требуется перевезти в четыре пункта назначения . Тарифы перевозок, запасы и потребности указаны в таблице 12.3. Спланировать перевозки так, чтобы их общая стоимость была минимальной.

Таблица12.3

Пункты отправления Пункты назначения Запасы
         
         
         
Потребности          

Имеем задачу с правильным балансом, так как суммарный объем запасов (470) равен суммарному объему потребностей (470).

Пусть – количество единиц груза, перевозимого из i-го пункта отправления в j-й пункт назначения.

Составим математическую модель задачи:

при условиях

Для определения опорного плана воспользуемся методом северо-западного угла, методом наименьшей стоимости (минимального элемента) и методом двойного предпочтения.

1. Метод северо-западного угла.

Процесс получения плана можно оформить в виде таблицы:

  Запасы
               
               
               
Потребности          
           
           
           
           
           

План – невырожденный, .

Метод двойного предпочтения.

  Запасы
√√1 √2 –            
√√4              
√√2                
Потребности          
         
         
         
         
         

План – невырожденный, .

Проверим план на оптимальность методом потенциалов.

Добавим в распределительную таблицу столбец и строку :

 
       
       
       

Составим систему уравнений , , для занятых клеток:

Предположим, что =0, тогда =1, =2, =0, =4, =4, =0.

Составим матрицу косвенных тарифов

и сравним ее элементы с соответствующими элементами матрицы тарифов. Имеем , следовательно, план не оптимален. Его можно улучшить, если осуществить перевозку нескольких единиц груза с первой базы четвертому потребителю.

Для перераспределения перевозок строим цикл (замкнутую ломаную линию, начинающуюся в клетке с , остальные вершины которой располагаются в заполненных клетках).

    160 – * 2 +
       
    30 + - 6

 

Вершины цикла помечаем знаками (+) и (–), начиная с (+) в свободной клетке.

Находим количество груза и перераспределяем перевозки, добавляя 90 единиц груза в клетки со знаком (+) и вычитая 90 из клеток со знаком (–).

В результате получаем невырожденный план , .

Проверим план на оптимальность.

Добавим в распределительную таблицу столбец и строку :

 
       
       
       

Найдем значения потенциалов из системы уравнений

Пусть =0, тогда =1, =2, =2, =0, =6, =-2.

Составим матрицу косвенных тарифов

.

и сравним ее элементы с элементами матрицы тарифов.

Получили, что , следовательно, план не оптимален.

Перераспределим перевозки, осуществив поставку груза со второй базы второму потребителю. Для этого строим цикл с началом в клетке (2; 2):

  70 – 90 +
  + 5 *   – 8
  - 2 + 3  

.

Составляем новый план . Затраты на перевозку по данному плану составят .

Проверим план на оптимальность.

 
       
       
       

Значения потенциалов найдем из системы

Пусть =0, тогда =1, =2, =2, =0, =5, = –1.

Составим матрицу косвенных тарифов и сравним ее с матрицей тарифов:

.

Так как , , , то план является оптимальным и минимальные затраты на перевозку составляют 1330 у.е.

Ответ: , .

Замечание. Как правило, применение метода аппроксимации Фогеля позволяет получить либо опорный план, близкий к оптимальному, либо сам оптимальный план.

Найдем первоначальный опорный план данной задачи методом аппроксимации Фогеля.

  Запасы Столбец-разность
        <6> к    
               
            <7> к
Потребности          
Строка- разность       <4>
      к
    <6>  
    к  
к к    
                           

План – невырожденный: , в данной задаче он является оптимальным.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.