Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы социальной политики




Несмотря на наличие более или менее общего определения социальной политики, в конкретных условиях эта политика может различаться по приоритетам, форме и объему уделяемого ей внимания. Причина этому – действие ряда факторов.

1. Экономическая политика. В обществе индустриального типа социальная политика является производной от экономики, поскольку экономические успехи позволяют выделять на развитие социальной сферы дополнительные средства. Вместе с тем в современной практике такая зависимость зачастую отсутствует: в России средства профицитных бюджетов зачастую направляются на иные цели, а в странах Запада эффективная социальная политика является не получателем дотаций, а источником экономического роста.

2. Политический режим. Характер социальной политики во многом определяется идеологическими установками государства, в основе которых зачастую лежат господствующие стереотипы. В разное время эти стереотипы могут быть противоположными. Так, в истории России неоднократно пересматривалась официальная позиция в отношении нищих: следует ли наказывать их как нарушителей общественного порядка либо они нуждаются в помощи. Точно так же если в советское время считалось, что государство должно обеспечивать граждан всем необходимым, то сейчас акцент делается на том, что человек должен сам решать свои проблемы.

3. Налоговая система. Налоги являются действенным регулятором благосостояния граждан и прибыли организаций. Соответственно, именно установленные размеры налоговых ставок и принципы взимания налогов раскрывают картину фактически проводимой социальной политики, не приукрашенной пропагандой. В частности, подоходный налог может быть прогрессивным либо пропорциональным; система налоговых льгот способна повлиять на отношение предпринимателей к благотворительности. Именно через налоговое регулирование государство может при желании обеспечивать работой инвалидов. В Австралии практикуются пожизненные пособия по безработице, которые сдерживают ажиотаж на рынке труда.

4. Социальная структура общества. На социальную политику в определенной мере влияет соотношение сил в обществе – между теми, кто полноправно участвует в экономической жизни и теми, кто нуждается в поддержке со стороны государства. В частности, процесс старения населения, характерный для стран Запада, приводит к тому, что возрастает доля иждивенцев на одного работающего, в связи с чем государствам приходится увеличивать пенсионный возраст.

5. Ожидания и представления людей, ценностные ориентации общества. Проводя социальную политику, государство не может не считаться с представлениями людей – о справедливости, богатстве и бедности, приемлемом уровне оплаты труда и т.д.

Вероятно, в наибольшей мере на социальную политику влияют ценностные установки и политическая воля представителей власти, чем как раз и определяется их готовность расходовать средства на те виды деятельности, которые напрямую не связаны с экономическим эффектом.

 

 

1.3. Назначение социальной политики: альтернативы и дилеммы

Смысл проведения социальной политики определяется не столько набором конкретных мероприятий (выплата пенсий и пособий, содержание детских домов и т.д.), сколько пониманием ее основного назначения и места в общей государственной политике.

Изначальный смысл социальной политики состоял в проведении мер по защите слабых и обездоленных членов общества. В таком понимании социальная политика выглядела как дань нравственным категориям и как безвозмездное отвлечение средств от производственной сферы. В настоящее время данная трактовка социальной политики представляется недостаточной и непродуктивной по ряду причин:

1) нравственные категории несовместимы с большой политикой, в которой на первое место, как правило, ставится личная выгода;

2) одностороннее движение капитала делает систему неустойчивой и зависимой от внешних факторов, таких, как мировой кризис;

3) практика безвозмездного предоставления благ порождает в среде их получателей иждивенческое отношение к жизни, в силу чего увеличивается нагрузка на трудящееся население.

Критика данного филантропического подхода к социальной политике отнюдь не означает, что каждый должен быть сам за себя и никому помогать не нужно, но все же следует задуматься о более перспективных ее трактовках.

Разновидностью рассматриваемого подхода является понимание социальной политики как набора мероприятий, позволяющих населению адаптироваться к происходящим процессам. Слабые и обездоленные граждане есть в любом обществе, однако в истории государств бывали ситуации, когда к таковой категории можно было отнести не только тех, кто по стечению личных обстоятельств не имел возможности трудиться, но и большие группы работающего населения, доходы которого не превышают уровень прожиточного минимума (например, учителя и врачи в России 90-х гг. ХХ в.).

Учтем при этом, что защита слабых и обездоленных, как правило, не является конечной целью социальной политики, а служит лишь для обеспечения социальной стабильности в обществе в интересах правящей элиты.

Альтернативой защите слабых является ориентация социальной политики на раскрытие и приумножение человеческого потенциала. В данном случае помощь тем, кто не может полноправно участвовать в экономической жизни, должна быть организована так, чтобы ориентировать их на личностное саморазвитие. Такой подход позволяет вернуть в строй временно нетрудоспособных и улучшить социальный климат в среде инвалидов и пенсионеров, уже не способных трудиться. Более того, если социальная политика ориентируется на человеческий потенциал, ее социальная база расширяется за счет экономически активного населения.

Из описанной альтернативы вытекают две дилеммы:

1) выравнивание уровня благосостояния либо поддержка экономически активного населения;

2) помощь всем нуждающимся либо адресная социальная помощь.

Политика выравнивания уровня благосостояния имеет смысл в случае большого разрыва между долями самых богатых и самых бедных граждан. Один из эффективных способов преодолеть этот разрыв − сформировать крепкий и многочисленный средний класс.

Поддержка экономически активного населения, на первый взгляд, противоречит изначальному пониманию социальной политики как социальной защиты. На деле же здесь идет речь о защите граждан, но не слабых и нуждающихся в традиционном смысле, а тех, кто создает инновации и предлагает рациональные решения. К сожалению, в рыночных условиях этот сегмент общества, как правило, не защищен, несмотря на явную пользу от продукта деятельности новаторов.

При решении данной дилеммы необходимо учитывать, что выравнивание уровня благосостояния не должно подавлять социальную активность.

Помощь всем нуждающимся предполагает, что принадлежность человека к определенной социальной категории (инвалиды, многодетные матери, безработные и т.д.) автоматически означает получение помощи в установленном размере. Адресная социальная помощь, напротив, предоставляется выборочно, на основании заявления гражданина, и размер ее может определяться по-разному в каждом конкретном случае.

Переход к адресной социальной помощи позволяет сократить бюджетные расходы на лиц, которые фактически не попадают под категорию нуждающихся, но при этом возникает один момент психологического порядка: далеко не все инвалиды желают просить помощи у государства.

В конечном счете назначение социальной политики должно состоять в формировании социокультурной системы, интегрирующей общество путем утверждения общечеловеческих ценностей. Социальная политика должна обеспечивать сохранение исторического и культурного наследия страны.

Итак, современная ситуация такова, что в условиях движения к постиндустриальному и информационному обществу главным фактором развития экономики становится человек, обладающий нематериальными видами капитала: интеллектуальным и моральным. Соответственно, социальная политика должна рассматриваться не как убыточная, выводящая средства из обращения, а как сверхприбыльная на перспективу, ориентированная на отдачу от инвестиций в образование, здравоохранение, уровень жизни, социально-трудовые отношения и т.д.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 4853; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.