КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Советская модель социальной политики
В доиндустриальном обществе задача экономической поддержки пожилых людей решалась исключительно в рамках семьи. Следствием индустриализации стала коренная ломка традиционного уклада семейных отношений, и отсюда возникла необходимость в том, чтобы функцию социальной защиты населения взяло на себя государство. В Советской России первоначально доминировал принцип классовой ориентации. В СССР пенсионное обеспечение было введено в 1956 году. Социальная политика советского образца представляла собой систему организационных мер, направленных на конкретные преобразования в социальной сфере: рост масштабов жилищного строительства, численности учителей и врачей и т.д. Важнейшей частью социальной политики была система социальной защиты, которая включала в себя право на труд, гарантированное пенсионное обеспечение, административно регулируемые цены, бесплатность образования, здравоохранения, занятий физкультурой и многих других форм досуговой активности, а также бесплатность предоставления жилья. В целом социальная политика в СССР была своеобразным аналогом модели государства всеобщего благосостояния. Своеобразие советской модели выражалось в том, что граждане нашей страны не имели возможности добиваться положенных им по закону благ через институты гражданского общества. Обеспечение людей социальными благами воспринималось как смысл деятельности государства, его неотъемлемая и обязательная функция. Это представление разделялось и политической элитой, которая, не забывая о собственных интересах, декларировала в качестве одной из важнейших задач государства рост благосостояния советского народа.
1.7. Российский вариант социальной политики (90-е – начало 2000-х гг. ХХ в. Реформаторы 1990-х гг. пришли к власти под лозунгом борьбы с партийными привилегиями, гарантий демократических свобод и равенства возможностей. Конституция РФ 1993 г. объявила Россию социальным государством, однако фактическая деятельность власти показала, что это всего лишь вывеска. Чертой экономики 1990-х гг. было почти полное отсутствие живых денег, в результате чего широко практиковались бартер и взаимозачеты. Возможность выживания без денег обеспечивалась двумя путями. Во-первых, власть, особенно на местах, стремилась хотя бы на минимальном уровне поддерживать жизнеобеспечение населения, удовлетворяя базовые потребности бесплатно или практически бесплатно. В частности, предоставлялись дотации по коммунальным платежам; для малоимущих организовывались бесплатные обеды в специальных столовых. Также дотировались транспортные услуги, без чего зарплаты целого ряда категорий работников не хватило бы даже на проезд к месту работы. Во-вторых, в среде самого населения происходила натурализация потребления и обмена услугами – так называемая модель коллективного выживания. Часть населения занималась индивидуальной трудовой деятельности – шитье, вязание, ремонт квартир, автомобилей и т.д. Иногда такие услуги оказывались в кругу знакомых и не за деньги, а по принципу взаимности. К началу ХХI в. сложилась парадоксальная ситуация: сохранялись многообразные льготы и выплаты, охватившие в общей сложности две трети населения, однако это не приводило к росту благосостояния. Для основной массы людей любые виды социальных пособий не играли сколько-нибудь заметной роли из-за небольшого размера. Точно так же формально, в виде конституционных гарантий, продолжали и продолжают сохраняться право на труд, пенсионное обеспечение, бесплатность образования, здравоохранения, предоставления жилья. При этом право на труд нарушается практикой теневого найма, более или менее качественное образование и медицина стоят больших денег, которые зачастую платятся в неофициальном порядке. Резкий поворот вектора социальной политики произошел в 2004 г. в связи с выходом Федерального закона №122-ФЗ[5]. Роль Российского государства в социальной политике характеризуется следующим: 1. Готово быть активным, но не допускает риск потрясений; 2. Может свободно распоряжаться результатами экономического роста, но не готово идти на перераспределение собственности и доходов; 3. Функционирует в среде несовершенных институтов, но не готово к их радикальному переустройству; 4. Не является ни идейной демократией, ни автократией, способной открыто пренебрегать интересами избирателей[6].
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 3216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |