Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепции качества жизни




Категория жизнедеятельности исходит из того, что человек-деятель обладает собственными потребностями, интересами и ценностями. Потребности отражают внутреннюю нужду человека в чем-либо, интересы − основную причину его деятельности, а ценности − определяющий мотив его экономического и социального поведения.

Если уровень жизни отражает лишь степень удовлетворения потребностей, то качество жизни характеризует также то, насколько реализованы материальные, социальные и духовные интересы и ценности[11].

История разработки понятия качества жизни насчитывает несколько десятилетий. Западные экономисты и социологи начали развивать концепцию качества жизни с выработки идеальной модели жизнедеятельности человека, однако впоследствии пришли к выводу о том, что немаловажную роль играет и создание благоприятных внешних условий благодаря деятельности социальных институтов.

Г. Маркузе и Б.Ф. Скиннер интерпретировали качество жизни как индивидуальный, а не социальный феномен, считая условием его улучшения не экономический подъем и переход к более высокому уровню производственных и общественных отношений, а крупномасштабное изменение поведения человека: изменение личностных установок, формирование чувства ответственности, пробуждение самоуважения, инициативы, снижение беспокойства, уровня фрустрации, ослабление чувства отчужденности и безнадежности[12].

Сторонники субъективистского подхода (А. Кемпбелл, П. Конверс, С. Макколл, К. Терюн) также считали показателем качества жизни состояние сознания субъекта – его ощущения, представления, понимание степени удовлетворенности своей жизнью[13].

Дж. Гэлбрейт, Д. Белл, У. Ростоу рассматривали качество жизни как атрибут нового постиндустриального общества, моделируя такую экономическую систему, которая могла бы обеспечить благоденствие граждан. Под благоденствием при этом понималось не просто материальное удовлетворение потребительских нужд, но и подчинение экономики “общественной цели”, т.е. качеству жизни[14].

Группа американских (Д. Медоуз и Дж. Форестер) и французских (Р. Арон, А. Турен, Т. Аттали, М. Гийом) социологов попытались установить, пропорционально ли улучшение качества жизни экономическому росту и повышению уровня жизни и сделали вывод, что последние два параметра идут вразрез с категорией качества жизни, поскольку в условиях научно-технического прогресса обостряются экологические и демографические проблемы. В частности, Р. Арон определял качество жизни степенью развития жизненного стандарта, уровнем индивидуального дохода, структурой его расходования. При этом учитывались пропорции расходов на предметы потребления, роскоши и такие нематериальные вещи, как бытовые услуги, культура, проведение свободного времени. Значимость данной концепции состоит в том, что в понятие качества жизни стали включаться нематериальные компоненты[15].

В современных концепциях понятие качества жизни, в частности, позволяет фиксировать, насколько люди ощущают комфорт-дискомфорт повседневных условий жизнедеятельности[16]. Заметим, что оно может быть как субъективно оцениваемым, так и представлять некоторую объективную данность, которую можно оценивать, если определен набор показателей.

Повышение качества жизни подразумевает работу по двум направлениям: развитие человеческого потенциала и преобразование внешней среды.

 

2.5. Содержание понятия «качество жизни»

«Точками приложения» понятия качества жизни могут являться население, социальная группа и, наконец, личность.

Если качество жизни населения достаточно жестко привязано к социально-экономическим и другим объективным обстоятельствам, а качество жизни социальной группы определяется ее местом в общественном разделении труда, то качество социальной жизни личности зависит от индивидуальных факторов и стратегий ее социализации: происхождения, воспитания, образования, потребностей, интересов, ценностей, моделей поведения[17].

В самом общем виде качество жизни отражает степень достоинства и свободы личности каждого человека. Указанные характеристики лишь частично зависят от материальной стороны жизни. Качество жизни не является тождественным уровню жизни, включая и наиболее комплексные виды его определения, например, жизненные стандарты, поскольку различные экономические показатели дохода выступают только одним из многих (как правило, не менее пяти), критериев качества жизни. Показательным с этой точки зрения является ситуация в СССР 60-70-х гг., когда качество жизни советского населения в целом было не ниже качества жизни населения ведущих западных стран, при том что уровень жизни в СССР был примерно в два раза ниже. Другой пример: когда в 60-70-е гг. эскимосов переселили из чумов в комфортабельные квартиры, уровень их жизни повысился, но возрос и уровень смертности − им трудно было переносить разрыв с вековой традицией[18].

С позиции качества жизни человек рассматривается

1) как носитель материальных и духовных потребностей;

2) как производитель продуктов, удовлетворяющих потребности людей.

Качество жизни – это социальная категория, которая характеризуется степенью удовлетворения потребностей человека, определяемой по отношению к соответствующим нормам, обычаям и традициям, а также по отношению к уровню личных притязаний[19]. Категория качества жизни характеризует меру развития личности, социальных групп и всего общества в увязке со степенью удовлетворения потребностей[20].

При осмыслении качества жизни как непрерывной деятельности по удовлетворению широкого спектра различных потребностей полезной является теория А. Маслоу, который выделяет витальные (пища, жилище, отдых, предохранение от неблагоприятных воздействий и т.д.), экзистенциальные (хорошее здоровье, отсутствие насилия, уверенность в завтрашнем дне, социальная стабильность), социальные (дружба, привязанности, любовь, принадлежность к сообществу, общение, участие в организациях), престижные (стремление к служебному росту, получению более высокого статуса, признания, оценки и пр.) и духовные потребности (например, в самовыражении через творчество). Удовлетворение перечисленных потребностей позволяет говорить о высоком качестве жизни, их отсутствие свидетельствует об обратном.

Низкое качество жизни предопределяет преобладание у населения забот о выживании, слабо проявляющиеся общественные институты, авторитарные формы управления. Перемещение приоритетов в социуме с физических потребностей к реализации социальных, а далее интеллектуальных и духовных устремлений означает развитие личности и институтов гражданского общества, а также рост качества жизни. Высокому качеству жизни соответствуют заботы более высокого порядка: о личной компетентности, культурной и духовной компетентности, т.е. о самореализации.

Качество жизни людей в большей степени, чем уровень жизни, зависит от социально-экономической системы. По мере развития частной и смешанной собственности у людей появляются совершенно новые интересы и мотивы поведения. С одной стороны, в переходный период качество жизни снижается по причине неуверенности в завтрашнем дне, с другой, инструментами обеспечения благосостояния становятся экономическая инициатива и предприимчивость[21].

В плане структуры качество жизни имеет две стороны: объективную и субъективную. Критерием объективной оценки служат установленные нормативы потребностей и интересов людей, по которым можно судить о степени удовлетворения потребностей в конкретных условиях. Изучение субъективной стороны потребления предполагает уяснение способов и степени удовлетворения потребностей населения, а также отношения человека к удовлетворению своих потребностей. В самом деле, сами субъекты вправе определять степень удовлетворения своих потребностей и интересов. Повышению роли субъективного в понятии качества жизни способствует развитие общества и, в частности, усложнение его структуры. Так, если раньше определенный уровень жизни мог автоматически порождать соответствующие оценки и мнения, то сейчас, в условиях повышения образованности людей и роста их потребностей, на характеристику качества жизни все больше влияют нематериальные факторы.

Итак, объективная и субъективная стороны качества жизни включают, соответственно, два параметра:

(1) условия жизни, характеризующие сферу производства и потребления;

(2) удовлетворенность жизнью − осознаваемую индивидом степень расхождения между желаемым и достигнутым.

Под условиями жизни понимаются реальные обстоятельства существования человека: общественно-экономические (способ производства, общественный строй, социальная структура, политический механизм), естественно-географические (территория, климат, ландшафт, наличие или отсутствие полезных ископаемых), индивидуально-мотивационные (потребности, ценностные ориентации). Взаимообуславливающее, интегративное взаимодействие перечисленных факторов вызывает синергетический эффект воздействия[22].

Удовлетворенность жизнью характеризуется, по меньшей мере, на двух уровнях:

– физиологический уровень, который определяет, в частности, демографические процессы;

– духовный уровень, который определяет сферу социальных представлений о справедливости, собственности, обеспеченности, труде и т.д.

Качество жизни связано с эффективностью жизни в широком смысле слова, и не только с удовлетворенностью своей личной жизнью, но и с удовлетворенностью положением в стране и мире, которое отражается на самочувствии людей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 5686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.