Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система показателей качества продукции и методы их определения




Результатом осуществления процесса производства выступает конечный продукт деятельности организации — выпускаемая продукция, соответствующая определенным требованиям. Требования к качеству продукции, как правило, выражены в определенных количественных характеристиках. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления, называется показателем качества продукции.

Все показатели, применяемые при оценке соблюдения требований к качеству, классифицируются по различным признакам. Таким образом, выделяют следующие показатели:

1) по количеству рассматриваемых свойств продукции:

■ единичные;

■ комплексные;

■ интегральные;

2) виду выпускаемой продукции:

■ единичные;

■ обобщающие;

3) процессу жизненного цикла продукции:

■ прогнозируемые;

■ проектные;

■ производственно-технологические;

■ эксплуатационные;

4) степени значимости:

■ производственные;

■ потребительские;

5) уровню управления:

■ показатели организации;

■ показатели отрасли;

■ народнохозяйственные;

6) способу выражения:

■ в натуральных единицах;'

■ стоимостных единицах;

■ процентах;

■ баллах.

Наиболее распространена классификация показателей качества продукции по первым двум признакам.

Показатели качества, характеризующие одно свойство продукции в зависимости от ее вида и назначения, называются единичными. К ним относят следующие:

· показатели назначения, характеризующие основные эксплуатационные характеристики продукции (грузоподъемность, производительность, мощность и т.п.);

· показатели надежности — главные показатели при оценке качества машин, механизмов, приборов, оборудования. Надежность — свойство изделия выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого времени; основными характеристиками надежности являются безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость и долговечность;

· показатели технологичности: удельная трудоемкость и удельная материалоемкость изготовления изделия;

· показатели стандартизации и унификации, характеризующие насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными частями;

· эргономические показатели: гигиенические (температура, влажность, давление, освещенность); антропометрические (соответствие конструкции изделия размерам тела человека; соответствие изделия распределению массы тела человека), физиологические и психофизические (соответствие конструкции изделия силовым, скоростным, слуховым, зрительным, психофизическим особенностям человека); психологические (соответствие изделия возможностям восприятия человека и переработки информации, закрепленным и вновь формируемым навыкам при использовании изделия);

· эстетические показатели, включающие гармоничность, выразительность, целостность, оригинальность внешнего вида, соответствие стилю и т.д.;

· патентно-правовые показатели, характеризующие степень обновления технических решений, используемых в продукции, их патентную защиту, а также возможность беспрепятственной реализации продукции в стране и за ее пределами;

· показатели экономичности, определяющие величину затрат, необходимых для проведения мероприятий, направленных на улучшение качества данного вида продукции;

· экологические показатели и показатели безопасности, характеризующие содержание вредных примесей, время срабатывания защитных устройств, безопасность для жизни человека и окружающей среды.

Система единичных показателей отражает наиболее важные эксплуатационные свойства изделий, их полезность в соответствии с видом и назначением продукции. Например, качество хлеба, произведенного из пшеничной муки, оценивается по двум группам единичных показателей: органолептическим и физико-химическим. По органолептическим показателям хлеб из пшеничной муки должен соответствовать следующим требованиям:

1) внешний вид:

а) форма и поверхность — соответствующие виду хлеба, без загрязнений;

б) цвет — от светло-желтого до темно-коричневого, без подгорелости;

2) состояние мякиша — пропеченный, эластичный, не влажный на ощупь, с развитой пористостью, без следов непромеса;

3) вкус и запах — свойственные данному виду хлеба, без постороннего привкуса и запаха.

Конкретная характеристика органолептических показателей для каждого наименования хлеба должна быть приведена в рецептуре.

По физико-химическим показателям хлеб из пшеничной муки должен быть в пределах норм, указанных в табл. 10.4.

Конкретные предельные значения физико-химических показателей для каждого наименования хлеба должны быть приведены в рецептуре.

Комплексный показатель характеризует совокупность свойств, составляющих качество продукции. Он может определяться как средневзвешенный комплексный показатель уровня качества:

где Уqi – относительный уровень качества продукции, определяемый по значению /-го единичного показателя качества;

Qi, и Qбi, — значение единичного /-го показателя качества соответственно анализируемого и базового изделий;

mi — коэффициент весомости, принятый для /-го показателя анализируемого изделия и учитывающий его значимость и специфику;

п — число учитываемых в расчете показателей качества.

 

          Таблица 10.4
  Физико-химические показатели хлеба
Наименование группы хлеба Влажность мякиша, % Кислотность мякиша, град. Пористость мякиша, %, не менее Массовая доля сахара в пересчете на сухое вещество, % Массовая доля жира в пересчете на сухое вещество, %
Хлеб из муки обойной и смеси обойной и второго сорта 44,0-50,0 4,5-8,0 54,0 В соответствии с рецептурами с учетом допускаемых отклонении  
Хлеб из муки второго сорта и смеси второго и первого сортов 40,0-48,0 3,0-5,0 63,0
Хлеб из муки сорта «Подольский» 40,0-46,0 3,0-5,0   В соответствии с рецептурами с учетом допускаемых отклонений
Хлеб из муки первого сорта 40,0-47,0 2,5-4,0 65,0
Хлеб из муки высшего сорта 39,0-46,0 2,5-3,5 68,0

Интегральный показатель качества продукции, выраженный через отношение показателей свойств, определяющих потребительную стоимость и стоимость, рассчитывается по формуле

Где К0 – показатель, характеризующий основные потребительские свойства изделия;

З – затраты на производство и эксплуатацию изделия.

Интегральный показатель качества продукции может определяться и по формуле

где Э — суммарный полезный эффект от эксплуатации (например, пробег автомобиля за срок службы до капитального ремонта);

3 — суммарные затраты на создание и эксплуатацию продукции.

Как уже отмечалось, одним из классификационных признаков, по которым группируются показатели качества, является зависимость от вида выпускаемой продукции. Единичные показатели отражают качество конкретного вида продукции, а обобщающие позволяют оценить уровень качества продукции в организации в целом независимо от ее вида и назначения. На промышленных предприятиях используются в основном следующие обобщающие показатели качества:

■ обновление продукции в процентах к общему объему ее выпуска;

■ удельный вес продукции, соответствующей мировому техническому уровню, в объеме выпускаемой продукции;

■ объем продукции, отгруженной на экспорт;

■ количество принятых рекламаций;

■ потери от брака (общая величина), в том числе расходы на гарантийный ремонт;

■ индекс качества продукции.

Последний из перечисленных показателей выражает оценку среднего уровня качества выпускаемой разнородной продукции, но при условии, что каждый вид продукции имеет ключевой показатель, наиболее полно отражающий свойства изделия. Например, для двигателей таким показателем может быть их ресурс, для подшипников — долговечность, для шин — ходимость и т.д. В ряде случаев вместо главного могут быть использованы комплексные показатели качества.

Индекс качества для нескольких видов продукции, производимой на предприятии, рассчитывается по формуле

Где Вi – количество изделий i-го вида, выпущенных в анализируемом периоде;

Уqi – относительный показатель (уровень) качества i-го вида продукции;

Цi — цена единицы i-го вида продукции, руб.;

п — количество видов выпускаемой продукции, охватываемой анализом.

При балльной системе оценки индекс качества продукции может быть определен по формулам

или

где — средний балл оцениваемой продукции;

— средний балл выпускаемой предприятием продукции, принятый за базу для сравнения;

Бi — балл для i-го вида выпускаемой продукции.

Все перечисленные показатели тесно взаимосвязаны и широко используются при проведении оценок качества продукции.

Основные методы определения значений показателей качества продукции можно разбить на две группы (рис. 11).

Как видно из рис. 11, в зависимости от способа получения информации выделяют измерительный, регистрационный, органолепти-ческий и расчетный методы.

Измерительный метод основан на информации, получаемой с использованием технических измерительных средств.

Регистрационный метод основан на использовании информации, получаемой путем подсчета числа определенных событий, предметов или затрат, например отказов изделия при испытаниях, числа частей сложного изделия (стандартных, оригинальных, защищенных авторскими свидетельствами или патентами).

Органолептический метод основан на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятия органов чувств человека — зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса человека, которые служат приемниками для получения соответствующих ощущений, а значения показателей находят путем их анализа на основе имеющегося опыта и выражают в баллах. Точность и достоверность этих значений зависят от способностей, квалификации и навыков определяющих их лиц. Данный метод не исключает возможности использования некоторых технических средств. С его помощью определяются показатели качества табачных, кондитерских, парфюмерных изделий и другой продукции, использование которой связано с эмоциональным воздействием на потребителя (например, качество духов определяется по устойчивости запаха, внешнему оформлению, содержанию красящих веществ).

Расчетный метод основан на использовании информации, получаемой с помощью теоретических зависимостей. Им пользуются при проектировании продукции, т.е. для определения значений показателей качества будущей продукции.

В зависимости от субъекта, определяющего значение показателя качества продукции, методы подразделяются на традиционный, экспертный и социологический.

Определение значений показателей качества продукции традиционным методом осуществляется работниками экспериментальных и расчетных подразделений предприятий и организаций: лабораторий, испытательных станций, расчетных и расчетно-конструкторских отделов, вычислительных центров и др. Они определяют и поставляют информацию, например о механической прочности материалов, кислотности веществ и др.

Определение значений показателей качества продукции экспертным методом осуществляется группой специалистов-экспертов, например товароведов, дизайнеров, дегустаторов и т.п. С помощью этого метода определяются значения таких показателей качества, которые не могут быть определены объективными методами, например эргономических, эстетических.

Значения показателей качества продукции социологическим методом определяются ее фактическими или потенциальными потребите лями. Сбор их мнений производится путем устных опросов или с помощью специальных анкет-вопросников, а также при проведении конференций, выставок и т.п.

В случае необходимости используются одновременно несколько методов определения значений показателей качества продукции.

 

Задания

10. Проанализируйте данные приведенной ниже таблицы, составляя различные диаграммы Парето.

 

Рабочий Станок Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
А       ....     ....  
** * ***** * *
## # ## ## ###
     
  .. ... ... .. ..
* ** ***** * **
◦◦ ◦◦
    # # #
       
В       .. .... ... ... ....
** * ***** * *
◦◦
#   # # #
       
  .. ... ... ... ..
* * **** * *
◦◦ ◦◦   ◦◦
  # # # #
       
Деформация * Царапины ◦ Раковины # Трещины ☼ Прочие дефекты

 

14. Определите уровень качества кондитерского изделия (торта) по следующим данным: Р1 — вкус и аромат; Р2 — структура и консистенция; Р3— внешний вид; Р4 форма. Базовый показатель Q6 = 40. Коэффициенты весомости: тх = 4; т2 = 3; т3 = 2; т4= 1.

Эксперты     Значение показателей
Р1 Р2 Р3 Р4
Иванов        
Петрова        
Сидоров        
Васина        
Мешкова        

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.