Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Описание. По характеру пребывания во времени — на относительно устойчивые и лабильные, или долгоживущие и маложивущие




По характеру пребывания во времени — на относительно устойчивые и лабильные, или долгоживущие и маложивущие, например, жизнь земли и земного человека, сохранность золота и железа в естественных условиях, сохранность атмосферы земли и атмосферные (погодные) состояния.

Кроме того, у любого естественного объекта мной специально выделяется четыре рода свойств: субцелостные, целостные, метацелостные и ad hoc-целостные свойства, — речь о них пойдет ниже в разделе «Четыре рода свойств естественных объектов».


3. Разделение понятий «техника» «технология» и «техносфера». Дайте развернутый комментарий к определению понятия технология, сформулированному Курашовым В.И.: Технология это целенаправленная деятельность по созданию материальных объектов в искусственных условиях и знание о принципах организации такой деятельности. Главные цели технологии – удовлетворение телесных, душевных и духовных потребносте

Мир вокруг нас и сам человек в ХХ в. значительно изменились благодаря активной техногенной деятельности социального организма. Создаваемая для улучшения жизни человека и для удовлетворения его потребностей, совокупность созданного превратилась в систему, обогатилась внутренними связями – и оказалось, что перед нами новый, надприродный мир: техносфера, живущая по своим законам, которые нуждаются в познавании столь же тщательном, как и законы природы. Более того, особенностью ХХ в. стало формирование обратной связи между техносферой и человеком.

Существует философская дисциплина, которая называет своей целью исследование истоков подобных проблем. Это – философия техники.

Техника

(от греч. techne – искусство, ремесло, мастерство), совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Термин «техника» часто употребляется также для совокупной характеристики навыков и приемов, используемых в какой-либо сфере деятельности человека. В технике материализованы знания и опыт, накопленные в процессе развития общества. Основное назначение техники – облегчение и повышение эффективности труда человека, расширение его возможностей, освобождение (частичное или полное) человека от работы в условиях, опасных для здоровья. Средства техники применяются при создании материальных и культурных ценностей; для получения, передачи и преобразования энергии; исследовании природы и общества; сбора, хранения, обработки и передачи информации; управления производственными процессами; создания материалов с заранее заданными свойствами; передвижения и связи; бытового и культурного обслуживания; обеспечения обороноспособности. Современная техника характеризуется высокими темпами ее модернизации и автоматизации, унификацией, стандартизацией, интенсивным развитием энергетики, радиоэлектроники, химической технологии, широким использованием автоматики, ЭВМ и др. Достижения современной техники базируются на фундаментальных научных открытиях и исследованиях.

В самом конце ХIХ столетия Альфред Эспинос в книге "Возникновение технологии" предлагал создать учение о различных видах искусств и техник, причем они рассматривались как виды деятельности. По мнению А.Эспиноса, технология как изучающая основные законы человеческой практики должна представлять собой "общую праксеологию", заполняя тем самым пробел в современном органоне знаний – отсутствии "философии действия". Как вид деятельности техника строительства или техника любви действительно мало чем отличаются друг от друга: и там и там мы можем выделить последовательность операций, правил, условий деятельности.

Однако в понятии "технология" можно уловить еще два смысла, отсутствующие в эспиносовской концепции. Технология, действительно, все же как-то связана с техникой, и кроме того, не просто с техникой, а с цивилизационными завоеваниями, которыми мы обязаны естественным и техническим наукам, технике и техническим изобретениям. Когда мы сегодня, например, говорим о компьютерной и информационной технологии, то имеем в виду те новые возможности и даже целую научно-техническую революцию, которую эта технология несет с собой. Наблюдения показали, что о технологии заговорили после того, как люди отчасти научились управлять развитием производства и техники, когда они заметили, что управляемое и контролируемое развитие производства и техники позволяет решить ряд сложных народнохозяйственных или военных проблем. Другими словами, с понятием технологии связан такой смысл как возможность целенаправленного повышения эффективности техники. И не только техники. Дальнейший анализ показал, что цивилизационные завоевания, достижение новых эффектов труда` связаны не только с новой техникой, но также с новыми формами кооперации, организации производства или деятельности, с возможностями концентрации ресурсов, с культурой труда, с накопленным научно-техническим и культурным потенциалом, с энергией и целеустремленностью усилий общества и государства и т.д. Постепенно под технологией стали подразумевать сложную реальность, которая в функциональном отношении обеспечивает те или иные цивилизационные завоевания (то есть является механизмом новаций и развития), а по сути представляет собой сферу целенаправленных усилий (политики, управления, модернизации, интеллектуального и ресурсного обеспечения и т.д.), существенно детерминируемых, однако, рядом социокультурных факторов.

Но и А.Эспинос отчасти прав, утверждая, что технология и учение о деятельности близки по духу и назначению. С того момента, как представление о технологии было обобщено до более широкого, чем просто "новая техника", понимания, стало очевидно, что технология – это одна из специализированных современных форм развития деятельности, что развитие технологии определяется более общими механизмами развития деятельности. Можно согласиться, что деятельность – более широкая категория, чем технология, но технология более конкретная, специфическая категория, поскольку с технологией связаны ряд особых, современных механизмов развития деятельности – отслеживание ее эффективности в цивилизационном плане, контроль и управление за развитием, внимание к технологической стороне дела и т.д.

Что такое техносфера и чем она отличается от других созданий человека? Хотя само понятие часто используется при социально-философском анализе современной эпохи, единого смысла оно не имеет. Большинством исследователей техносфера понимается как материальный искусственный мир, окружающий человека, выступая то как совокупность техники, то как техногенная среда в целом. Таким образом, хотя понятие «техносфера» и употребляется достаточно широко, его общепринятого значения еще не выработано и для определения сущности и содержания техносферы необходимо прояснение терминологии.

техносфера – это формирующаяся в результате развития человечества искусственная среда жизнедеятельности, охватывающая материальные объекты и процессы, которые появились в результате прямого или косвенного изменения человеком биосферы и другого природного вещества Земли. Техносфера – это сознательное или стихийное творение людей, возникшее из совокупности технических средств удовлетворения их потребностей и иных объектов. Именно техносферное развитие шаг за шагом занимало место биологического приспособления, позволяя человечеству сохранять и расширять свою экологическую нишу.

Техносфера есть результат стремления человека изменять окружающий мир для удовлетворения своих потребностей и интересов, результат его активной и деятельной сущности. Многие поколения людей, ставя перед собой задачу «покорения» природы и создания комфортных условий жизнедеятельности, формировали искусственную среду, которая должна была удовлетворять их потребности и желания в отличие от непредсказуемой стихийности биосферы.


  1. Объект-предметная и методологическая взаимосвязь и взаимодействие естествознания, техники и технологии.

Взаимосвязь техники и технологии. Можно сужать значение технологии до деятельности по изготовлению артефактов, тогда она будет аспектом техники. Но и понятие технология включает в себя представление о технике, т.к. технология – это реальность, в которой создаются артефакты. Можно анализировать значение технологии в современном социально-культурном аспекте с учетом влияния следующих социально-экономических факторов: - уровня развития научных исследований; - инженерных разработок и проектирований; - характера организации труда; - соотношения приоритетов и целей обществ; - наличия сырьевых ресурсов и качества продукции.

Современные технологии стали выполнять в обществе созидательную роль, а главное, они стали социально значимыми. Созидательная роль технологии стала настолько велика, что привела к созданию искусственной среды человека – техносферы, которая стала определять сейчас развитие всех технических систем и изделий, технических знаний и наук. Поэтому в настоящее время понятию «технология» предается более широкий смысл. Технология – это совокупность научных, методологических и технических принципов, которые охватывают техносферу.

Сущность техники. Техника понимается в 3-х аспектах: 1. как совокупность технических устройств, от простейших орудий до сложнейших технических систем; 2. деятельностный: техника – это деятельность по созданию этих устройств, от научного исследования тех. проектирования до системного исследования и проектирования. Техника понимается – как производство научного технического знания; 3. как знание от рецептуры до системы техники.

Так понимают технику современной инженерной Ф.Т., она пытается с помощью научно-технич. терминов интерпретировать техн. способ бытия человека, как главный по отношению к др. видам деятельности. Более широкое понимание сущности техники даёт гуманит. Ф.Т. (н-р, Ясперс считает, что техника всего лишь средство для достижения цели). Техника возникает, когда для достижения цели нужны средства или преднамеренные действия, непосредственная деятельность (дыхание, движение) ещё не техника, лишь тогда, когда эти процессы нужно решить правильно, нужны преднамеренные действия, вот тогда можно говорить о технике дыхания и т.д. В технике характерно: 1. деятельность рассудка, в сочетании с предвидениями и догадками. Техника изучает свойство механизмов и выражает их на языке математики, поэтому она является частью рационализаторства; 2. власть над природой, она господствует и управляет ей. Она основана на знании, поэтому говорят «знание - это власть». Смысл техники показал Дессауэр. Смысл состоит в высвобождении от власти природы, чтобы облегчить жизнь человека, увеличить его удобство и досуг. Её назначение: освободить человека, как животное существо от власти природы, но это не исчерпывает смысл техники, создавая орудие труда человек, расширяет свою среду. То, что он создал, воздействует на него красотой, соразмерностью, средой. Человек живет в единстве с созданной им средой, но можно выйти за границы, в беспредельность, расширяя эту среду, он утверждает свою реальность, поэтому смысл техники - это реализация назначения самого человека. Похожий смысл высказывает Хайдеер: «смысл техники - техника может быть средством раскрытия бытия человека».

Шарден говорит о том, что природа отдает человеку свою преобразующую сущность, приспосабливая среду, человек использует технику как средство, следовательно, человек преобразователь, а техника - средство. Ясперс считает, что для создания техники необходимо 3 фактора: 1. естественные науки создают свой мир, не помышляя о технике. Бывают естест. открытия чрезвычайного значения, но они могут оставаться на долго без технич. совершенствования, чтобы внедрить эти достижения в практику нужны только результаты высокой науки. Отношение науки и техники нельзя предвидеть заранее; 2. дух изобретательства. Он может творить необычайно и вне рамок науки. Многое, что создано примитивно-удивительно (бумага фарфор, порох). Для создания самых примитивных устройств человеку необходимо преодолеть свою инертность -это делает дух изобретательства; 3. организация труда превращается в соц.-полит. проблему. Если осуществляется машинным способом, то люди оказываются втянутыми в этот произв. процесс. Они становятся звеном машины, и тогда организация труда превращается в проблему человеч. бытия. Человек подчиняется технике - технизация охватывает политику, весь социум, развлечения. Человек уже не знает, что делать со всем досугом, если его свободное время не связано с техникой. Окружающая природа переходит масштаб, а человек обретает место у машины. Поэтому в настоящее время возникает машинный процесс, который состоит в том, что человек стремится освободиться от подчиненной технике. Главным образом техника должна подчиняться человеку, а не он технике. Опасения высказывал Эллюль - технич. процесс можно контролировать за счёт развития автоматизации и информатизации системы.

Сущность технологии. О технологии заговорили, когда было изучено управление техникой. Управление позволило решить ряд народнохозяйственных и военных проблем, контролировать и прогнозировать научно-технический прогресс. Необходимо было осознать феномен технологии и отличить от техники. В понятии «технология» можно увидеть 3 смысла: а) технология – это деятельность человека, направленная на создание новшеств; б) технология связана с техникой; в) технология связана с цивилизационными завоеваниями. Пример: когда речь идет о компьютерной или информационной технологии, то имеют в виду целую научную революцию, которую эти технологии несут нашей цивилизации. Деятельностная природа технологии прослеживается с неолита, поэтому деятельность содержит такие элементы, которые определяют сущность технологии. Деятельность – это то, что развивается и воспроизводится в истории, прежде всего профессиональный опыт и практико-методические знания. Это правила, принципы действия, запреты, описания приемов деятельности. Поэтому сегодня можно говорить о технических революциях, которые были вызваны изобретениями колеса и книгопечатания. Специфическое осознание технологии возникло только в начале 20 в. В этот период начали действовать другие социально-экономические факторы и формироваться другие аспекты технологии. Они включают в себя не только управление техникой, но и научно-техническим прогрессом. С этого момента понятие «технология» включено в широкий социально-культурный контекст. Она уже не сводится к категории деятельности. Если сравнивать деятельность и технологию, то последнее более специфично, т.к. выражает те социально-экономические изменения, которые произошли сегодня, т.е. включают функцию контроля и управления.

Употребление техники и технологии. Речь идет о двойной логике использования техники и технологии. Она обусловлена тем, что технические сооружения и технологии – это артефакты, т.е. искусственные образования, а с другой стороны, техника и технология представляют собой продолжение природы и их можно рассматривать, как естественно-искусственные феномены.

Искусственные образования. Техника и технология рассматриваются как средства или продукты деятельности, как естественно-искусственные феномены. Техника и технология употребляются по законам естественных наук, а когда они не сформулированы в истории, то технология обращается к опыту. В современном обществе техника и технология – это культурные символы престижа, успеха, моды и силы. Это обуславливает быстрое старение технических изделий и технологий, что приводит к разработке новых поколений технических изделий и технологий.

Соотношение науки, техники и технологии. В философии техники имеются несколько подходов:

а) техника рассматривается как прикладная наука. Наука производит знание, а техника его применяет. Одни и те же ученые и институты применяют одинаковые методы и средства, поэтому граница между наукой и техникой является условной. Сегодня это соотношение признано неадекватным, т.к. наука и техника представляют с собой разные сообщества, имеющие различные цели и приоритеты.

б) наука и техника это автономные области, но они скоординированы друг с другом. Их взаимодействие осуществляется так, либо наука использует инструменты техники, а техника теоретические разработки науки, либо техника задает условие для выбора научных результатов, а наука технических. Первая точка зрения (т.з.) рассматривает технику как прикладную науку, хотя техника на протяжении веков развивалась независимо от науки. Вторая т.з. делает акцент на эмпирический характер технических знаний. Но современная техника не может развиваться без фундаментальных теоретических исследований, которые проводятся техническими науками.

в) наука развивается, ориентируясь на развитие технических аппаратов и инструментов. Действительно, прогресс науки зависит от изобретений технических инструментов. Например: микро- и телескопы были сделаны до появления экспериментального естествознания. Без помощи науки были реализованы крупные архитектурные проекты. Но в современной науке дело обстоит иначе, она начинает влиять на развитие техники.

г) техника науки – измерение и эксперимент, во все времена отгоняет технику в повседневной жизни. Пример: наука Галилея и Декарта заменила опыт, основанный на приблизительности, на точный технический эксперимент, подтверждающийся математическим расчетом, т.е. ремесло занялось обдуманными изобретениями. Пример: философ Мелфорд считал, что телеграф открыл Генри, а не Морзе, электромотор Эрстед, а не Якоби, радиотелеграф Максвелл и Герц, а не Маркони. Такая т.з. тоже односторонняя, т.к. эти изобретения теоретические и не имели практического приложения.

Реалистическая т.з. Горохова В.Г., Розина. В технике не было применения научного знания до конца 19 в. Люди делали устройства и не понимали принципа их действия. Только в 20 в. наука становится главным источником новой техники и технологий. Сейчас моделирующее положение занимают сложнейшие технические устройства и технологии. Розин считает, что сейчас на второй план ушло установление связей между природными процессами и техническими элементами, а также разработка и расчет процессов и конструкторских изделий. Главным стало – различное комбинирование идеальных образов техники, видов и методов исследовательской, инженерной и проектной деятельности, технологий приемов операций и принципов. Чтобы понять суть перемены, Розин приводит пример: новая программа национальной противоракетной обороны США предусматривает систему антиракетной защиты американской территории. Система ПВО включает специальные сенсоры на космических спутниках, для обнаружения ракеты сразу после взлета; высокочувствительные радары обнаружения и оповещения, которые располагаются на Аляске, они держат под наблюдением маршрут ракет. Т.о. технологическая задача сразу становится в плоскости техники, т.е. создать систему, которая обеспечивала бы перехват и обнаружение чужих ракет. Здесь нет выделенного природного процесса, который обещал бы инженеру практический эффект. Основное решение не в создание конструкции, которая обеспечивает управление и запуск ракет, а в соединении многих видов деятельности: инженерных разработок, проектировании сложных систем и подсистем, применение множества технологических решений, политических действий. Социальное значение этой программы зависит от многих факторов.


5. Разделение понятий «фундаментальная наука» и «прикладная наука», «естествознание» и «техника» (и «технология»).

Четкой границы между фундаментальным и прикладным знанием нет. Их условно делят: 1. По целям применения; 2. Временному фактору; 3. Степени общности.

Фундаментальное знание адресовано всему научному сообществу, а прикладное – производству. Фундаментальное знание со временем может стать прикладным и наоборот. Например, научные разработки в области тепломашин – создание технической термодинамики (фундаментальная наука). И в фундаментальном, и в прикладном можно выделить как эмпирическое, так и теоретическое знание. Это говорит об одинаковости структуры знаний в этих науках. А исследуемая деятельность в прикладных и фундаментальных науках регулируется различными критериями.

Критерии фундаментальных: достоверность, адекватность объекту, точность математических описаний, полнота.

Прикладные: потребительские качества продукта или технико-экономические показатели технологии.

Деление технических наук на фундаментальные и прикладные позволило выделить 3 области знания: 1. Теоретически-техническая теория (цель - как можно больше ввести в нее идеальных объектов, понятий); 2. Инженерные исследования (прикладная) (для нее нужна теоретическая чистота. На этом этапе удаляются лишние теоретические конструкты, которые не работают на инженерную задачу. Т.е. происходит привязка теоретического знания к объекту. Т.е. цель – определить границы технической теории и применить ее к объекту); 3. Научно-техническая (стыкует) (разработка отдельных методов, моделей, образцов решения инженерных задач. Необходимо при инженерных расчетах.

Отличия естествознания от технических наук

1. По объектам. Естествознание – все объекты рассматриваются как природные/естественные; технические – имеют дело с естественно-искусственными объектами.

2. По сфере применимости знания. Естествознание. Их функция духовно-познавательная; знания, которые они вырабатывают расходятся: на нужды общества, на нужды самой науки. Технические науки переводят законы природы в сферу производства и в тоже время вырабатывают теоретическое знание. Не зависят от естествознания и не зависят от потребностей социума, следовательно, являются самостоятельной областью знания.

Взаимосвязь естествознания и техники в том, что естественные науки могут стимулировать развитие технических, а технические оказывают большое внешнее влияние на развитие физических теорий. Например, фундаментальные исследования в области генокода – генная инженерия, теория упругости была основой теории эфиров в физике, гидродинамика – теория вихрей.

3. По целям познания и по методам исследований. Цель: естествозанание – духовно-познавательна, техника – практическая. Методы: естествознания – более разнообразные: теорет. – целый спектр: идеализация, аналогия, моделирование и т.д.,(методы самой науки)+анализ, синтез, индукция (методы формальной логики) + системный подход (кибернетика); техника иметь 3 основных метода: ситемный анализ, системный подход, моделирование.

Системный анализ – частный случай системного подхода. Направлен на оптимизацию процесса, который протекает в каком-либо техническом устройстве.

Основа математического моделирования. Объект – аппарат и т.д. – черный ящик. Задаются параметры на входе и выходе. Ищется оптимальный параметр процесса, который выражает его устойчивость. В технике существует 2 вида моделирования: 1. физическое – объект заменяется на вещественную модель с аналогичными свойствами (можно испытывать аэродинамические характеристики модели самолета в аэродинамической трубе); 2. математическое – использование ЭВМ.

Разница между теоретическими естественными и техническими науками заключается в характере идеализации. Идеализации в физике более упрощены. Например, физик может отказаться от термического сопротивления среды. В технической теории этого сделать нельзя, т.к. эти факторы в машинах существенны. Поэтому техническая теория является более абстрактной и идеализированной, чем естественно-научная. Но степень теоретизации технических наук выше. Она напрямую связана с внедрением математики. Эмпирический уровень технических наук напрямую связан с инженерными разработками, следовательно, более функционален.


6. Взаимосвязь техники и искусства. Перед вами подлинник картины «Джоконда». Что в ней от материальной технологии и высокого искусства?

"Технические искусства" в своих развитых формах возникли сравнительно недавно. Огромную роль в истории культуры сыграл своеобразный симбиоз, слияние искусства с техникой.

Строго говоря, процесс этот начался, видимо, с середины XV века с создания первых художественных клише, продолжился изобретением фонографа, фотографии и немого кино на протяжении XIX столетия и получил небывалое развитие уже в наше время, когда кинотехника стала звуковой, цветной и стереоскопической, а на службу искусству была поставлена вся мощь современной электроники. Это привело, в частности, и к интересным опытам по созданию нового, "синтетически-технического" вида искусства, так называемой "светомузыки", суть которой заключается в стремлении слить в некий органический синтез "мелодию" меняющихся световых и цветовых эффектов, с одной стороны, и собственно музыкальную мелодию - с другой. Другими словами, делается попытка превратить невидимую музыку в нечто видимое посредством соотнесения музыкальной и цвето-световой гамм.

Этимология понятие "техника". Первоначально (античность и средневековье) греческому "techne" соответствовало латинское "arts". Вплоть до начала нового времени различали семь "artes mechanical" (механические искусства) и семь "artes liberalis" (свободные искусства). Современное понимание термина "техника" имеет определенную преемственную связь с классическим его пониманием. Как же соотносятся техника и искусство? В чем их сходство и в чем отличие? Немецкий философ X. Бек полагает, что сравнение с искусством позволяет точнее раскрыть сущность техники. "На современном уровне знания, как известно, - пишет X. Бек, - отличают строительную технику от строительного искусства, технику живописи от искусства живописи, технику любви от искусства любви, различают технику и искусство руководства людьми, технику ведения войны, игры на фортепиано, ведения бесед и т.д. Если общее в них заключается в том, что постоянно существующее естественно заданное изменяется или же формируется согласно определенной цели, то отличающее их друг от друга относится к принципиальному смыслу поставленных целей. Если мы имеем в виду искусство, то цель здесь явно заключается в выражении или образном отражении определенного идейного содержания; в технике же речь идет главным образом о пользовании природой".

Искусство, таким образом, является как бы раскрытием глубинной сущности действительности (что является общим для всех видов знания), при этом одна из задач искусства - выразить эту сущность в наглядной форме. Причем результаты художественной деятельности заведомо субъективны: выражая в произведении искусства скрытую сущность действительности, художник делает это опосредованно, преломляя через призму собственного мироощущения, осуществляя тем самым не только процесс познания, но и самопознания.

Техническая деятельность направлена не только на постижение действительности, но и на ее преобразование в соответствии с нуждами человечества. Техника стремится господствовать над природой, сделать ее свободно доступной для осуществления человеческих целей, а это требует знания и понимания процессов, происходящих в природе. Поэтому в отличие от искусства, "мерой техники, - как отмечает X. Бек, - является полезность..., предполагающая самопознание человека в его свободе и могуществе над природой, над материей, над жизнью, душой и духом, т.е. самопознание человека во всем величии его господства"

Напомню, что такое технология. О технологии заговорили, когда было изучено управление техникой. Управление позволило решить ряд народнохозяйственных и военных проблем, контролировать и прогнозировать научно-технический прогресс. Необходимо было осознать феномен технологии и отличить от техники. В понятии «технология» можно увидеть 3 смысла: а) технология – это деятельность человека, направленная на создание новшеств; б) технология связана с техникой; в) технология связана с цивилизационными завоеваниями. Деятельностная природа технологии прослеживается с неолита, поэтому деятельность содержит такие элементы, которые определяют сущность технологии. Деятельность – это то, что развивается и воспроизводится в истории, прежде всего профессиональный опыт и практико-методические знания. Это правила, принципы действия, запреты, описания приемов деятельности. Поэтому сегодня можно говорить о технических революциях, которые были вызваны изобретениями колеса и книгопечатания. Специфическое осознание технологии возникло только в начале 20 в. В этот период начали действовать другие социально-экономические факторы и формироваться другие аспекты технологии. Они включают в себя не только управление техникой, но и научно-техническим прогрессом. С этого момента понятие «технология» включено в широкий социально-культурный контекст. Она уже не сводится к категории деятельности. Если сравнивать деятельность и технологию, то последнее более специфично, т.к. выражает те социально-экономические изменения, которые произошли сегодня, т.е. включают функцию контроля и управления.

Копия «Моны Лизы» из коллекции Уолласа, была сделана до того, как края оригинала были обрезаны, и позволяет разглядеть утраченные колонны

На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота. Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху, повернувшись в кресле почти лицом к зрителю. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям — атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Зелёное платье в тонких сборках, с жёлтыми рукавами в складках, вырезано на белой невысокой груди. Голова слегка повёрнута.

Искусствовед Борис Виппер, описывая картину, указывает, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба.

Нижний край картины обрезает вторую половину её тела, таким образом, портрет является практически поясным. Кресло, в котором сидит модель, стоит на балконе либо на лоджии, линия парапета которой видна позади её локтей. Как считается, раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии, от которых в данный момент остались две базы колонн, чьи фрагменты видны по краям парапета.

Лоджия выходит на пустынную дикую местность с извилистыми потоками и озером, окружённым снежными горами, которая простирается к высоко поднятой линии горизонта позади фигуры. «Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа, и уже само сопоставление её сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы огромной горы, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.