Если нет навыков управления автопоездом, полезно потренироваться на свободной площадке. Чтобы понять изменение тормозных свойств состава — несколько раз затормозить с невысокой (около 40 км/ч) скорости на прямой и в повороте. Для привыкания к габаритам — сымитировать перестроение, парковку, въезд в ворота задним ходом (рис. 8).
Рис. 8. Въезд в ворота задним ходом. I – Трогаясь с места, повернуть управляемые колеса машины в сторону противоположную повороту – “сломать” автопоезд. II – Продолжая движение, вращать рулевое колесо в сторону поворота до тех пор, пока автопоезд не начнет ехать по выбранной траектории. III – Когда прицеп займет нужное положение, вращать руль обратно, чтобы выровнять состав.
Длина предохранительных цепей (тросов) должна быть такой, чтобы дышло висело на них свободно. Иначе при аварийном разъединении движущегося состава оно упрется в дорогу и опрокинет прицеп. Чересчур длинные цепи нужно укоротить, хотя бы намотав излишек на дышло.
Размещать груз нужно так, чтобы при полной массе прицепа нагрузка на сцепной шар не превышала разрешенную автозаводом (рис. 9). В крайнем случае, можно довериться собственным ощущениям — дышло правильно сбалансированного прицепа человек поднимает легко (нагрузка около 30 кгс).
Рис. 9. Определение статической нагрузки, действующей на шар сцепного устройства.
Давление в шинах прицепа должно соответствовать требованиям завода-изготовителя и отличаться слева и справа не более чем на 0,1 атм. В задних колесах автомобиля его полезно увеличить на 0,2 атм от нормы, установленной автозаводом для одиночной машины.
Действия водителя должны быть предсказуемы и понятны другим шоферам. Они, особенно встречных и обгоняемых машин, часто видят прицеп в последний момент.
Начинать движение, разгонять автопоезд, менять полосу движения, обгонять и тормозить нужно очень мягко, плавно, без рывков. Иначе прицеп будет сильно дергать и толкать автомобиль.
Управлять составом легче, когда машина загружена больше прицепа. В самом неблагоприятном случае, если она пустая, лучше переложить в нее часть груза.
Дистанцию в потоке автомобилей нужно увеличить. Например, между одиночными машинами при 80 км/ч она примерно равна 40 м, а при буксировке прицепа — больше на 15-20 м.
На перекрестках (рис. 10), поворачивая направо, лучше вести автопоезд ближе к левой стороне полосы движения и вращать рулевое колесо, когда задние колеса машины будут примерно у края тротуара пересекаемой проезжей части. При левом повороте наоборот — вначале ехать правее и выбирать траекторию движения так, чтобы прицеп не задел пропускающие состав автомобили.
Рис. 10. Движение автопоезда при поворотах на перекрестке: а — правильно; б — неправильно.
При разъездах с большегрузными машинами полезно увеличить интервал, сместившись правее на своей полосе и снизив скорость (“сбросив газ”). Иначе воздушный поток от них может вывести автопоезд из равновесия. Так же целесообразно поступить, въезжая на мост (эстакаду) или двигаясь по шоссе и выезжая из леса в поле — здесь не исключен порыв бокового ветра.
Скорость, установленную заводом-изготовителем прицепа, нельзя превышать, даже если Правила дорожного движения разрешают ехать быстрее (например, на автомагистрали — 90 км/ч). Возможно, ограничение обусловлено снижением управляемости, устойчивости и тормозной динамики состава при превышении заданного предела.
Для обгона груженому автопоезду нужно примерно в три раза больше времени и пространства, чем одиночной машине. Поэтому иногда, например, если автомобиль впереди едет ненамного (на 5-10 км/ч) медленнее состава, встречное движение интенсивно или видимость недостаточна, лучше повременить с обгоном до безопасной ситуации или удобного участка дороги.
Чтобы контролировать поведение прицепа, полезно, даже на прямой дороге, чаще смотреть во внутреннее и наружные зеркала заднего вида. Тогда можно заметить его опасные колебания раньше, чем ощутить их по поведению машины, и прекратить раскачку уменьшением скорости движения автопоезда.
Повороты лучше проходить “под тягой”, заранее снизив скорость и затем постепенно увеличивая ее. Тормозить и “сбрасывать газ” нежелательно — возникает толкающая сила, разворачивающая машину.
На проселочной дороге с колеей8, особенно когда она неглубокая, лучше ехать по проторенному пути. Если лавировать между рытвинами или балансировать на гребне, велик риск разворота автомобиля: он попадет в один след, а прицеп — в другой, и автопоезд застрянет. Выезжать из колеи нужно снизив скорость, там, где есть свобода для маневра.
Если вертикальные, продольные или поперечные колебания при эксплуатации автопоезда стали интенсивнее или дольше, чем были вначале, необходимо проверить исправность подвески машины и прицепа.
1 Например, у машины полной массой 1,5 т с полуторалитровым 70-сильным двигателем, буксирующей 350- килограммовый универсальный прицеп без тормозов:
максимальная скорость меньше на 15%;
время разгона с места до 80 км/ч больше на 40%;
тормозной путь на сухом асфальтобетоне со скорости 80 км/ч длиннее на 86%.
2 По ОСТу 37.001.471-88 скорость прохождения автопоездом и одиночным автомобилем «Переставки» (имитация объезда внезапно возникшего препятствия) должна быть не менее соответственно 62 и 83 км/ч, а входа в поворот – 65 и 72 км/ч. 3 В независимой подвеске левое и правое колеса не связаны между собой жестко. Вертикальные перемещения одного не передаются на другое, но, особенно в подвесках на поперечных или косых рычагах, колесо наклоняется и поворачивается. Это делает движение прицепа неустойчивым. 4 По ОСТу 37.001.220-93 «Караваны и легкие прицепы. Параметры, размеры. Общие технические требования» она не должна быть больше снаряженной массы автомобиля. 5 Эта нагрузка может быть: для прицепов без тормозов — от 250 до 1000 Н (ОСТ 37.001.220-93); для прицепов с тормозами — в зависимости от соотношения допустимых полных масс автомобиля и прицепа (ОСТ 37.001.484-89) 6 По ОСТу 37.001.220-93 максимальные габариты прицепа ограничены: длина — не более 8 м, ширина — 2,3 м, высота – 3 м. 7 По ОСТу 37.001.220-93 высота расположения центра сферы сцепной головки горизонтально расположенного прицепа полной массой может быть 350-420 мм. 8 Колею часто накатывают даже в левых полосах автомагистралей, а зимой ее образуют снежные валы на нечищенной проезжей части.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление