Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы управления общим образованием штатов




Рассмотрим региональную систему управления общим образованием на примере штата Техас. Основные управляющие субъекты - Комиссар образования штата, Совет по образованию Техаса и Образовательное агентство Техаса. Соотношение полномочий между региональными и местными управляющими субъектами повторяет соотношение полномочий между федерацией и штатами и определяется по принципу: "все, что законодательством Техаса не закреплено за органами штата, остается за советами школьных округов и другими местными органами управления образованием".

Комиссар образования Техаса (далее - Комиссар) возглавляет систему образования штата. Комиссара назначает губернатор после совещания и с одобрения техасского Сената. Комиссар образования назначается на 4 года, но перед новым губернатором слагает свои полномочия. Комиссаром может стать только гражданин Соединенных Штатов.

Комиссар образования является одновременно и управляющим делами Образовательного агентства Техаса (далее - Агентства), и исполнительным секретарем Совета по образованию (далее - Совета). Комиссар выполняет обязанности, которые возложены на него Советом и легислатурой штата. Он издает общеобязательные приказы, в том числе вправе делегировать некоторые функции своим заместителям. В своей деятельности Комиссар руководствуется не только Образовательным кодексом, но и Кодексом государственного управления Техаса (Government Code), а также некоторыми другими законами штата, например, Законом об общих ассигнованиях Техаса, который устанавливает ограничение на величину транспортных расходов Комиссара за счет регионального бюджета.

Финансовые полномочия комиссара заключаются в управлении так называемым "школьным фондом", установленном одноименной программой (Foundation School Program). Ежегодно Комиссар образования утверждает бюджет этого фонда, контролирует и визирует списания средств со счетов по данной программе. С той же периодичностью Комиссар, совместно с губернатором и легислатурой, готовит полный и детализированный отчет о полученных и перераспределенных Агентством средствах. По причине значительных финансовых полномочий и высокой зависимости многих округов от регионального финансирования, существует не так уж много случаев, когда при решении вопросов в сфере общего образования на местном уровне обходится без участия Комиссара.

К специфическим полномочиям можно отнести распространение справочника всех нормативно-правовых актов штата и Совета, регулирующих начальное и среднее образование. В некоторых случаях Комиссар обязан разработать определенную процедуру, в частности, процедуру разрешения споров между школьными округами и Техасской школой для слепых. Комиссар образования также контролирует, чтобы показатель "благосостояние на учащегося" не превышал 305 тыс. долл. США.

Этот показатель равен стоимости всего налогооблагаемого имущества школьного округа, поделенной на количество учащихся в округе. Когда выявляется превышение (либо "принижение", поскольку есть и нижняя планка), а руководитель системы образования Техаса ежегодно в июле пересматривает этот показатель, Комиссар направляет округу уведомление с предложением совершить одно из законодательно установленных действий, например, объединиться с соседним округом либо принять учеников-нерезидентов из другого округа. Если в установленный Комиссаром образования срок администрация школьного округа не снизила "благосостояние на учащегося", то в приказном порядке у нарушителя отчуждается часть имущества, пропорциональная сумме превышения. Однако у администрации округа есть право ходатайствовать перед Комиссаром о снятии этого и некоторых других ограничений, которые установлены Образовательным кодексом Техаса <72>.

--------------------------------

<72> Подробнее см. ст. 7.056 Кодекса.

Комиссар вправе принимать рекомендации о системах оценок и требований к учителям и администраторам школьных округов, обязан рассматривать жалобы на ущемление прав региональным законодательством об общем образовании и в необходимых случаях выходить с предложением о внесении поправок. Многие полномочия Комиссара связаны с реализацией конкретных региональных образовательных программ, например, программ развития детских садов и дошкольных подготовительных учреждений. При скрупулезном подсчете полномочий Комиссара образования Техаса, общее их количество приближается к ста.

В Совет по образованию штата входят 15 членов, каждый из которых представляет население своего избирательного округа. Выборы проходят раз в два года по нечетным годам, но не всех 15 членов сразу, а только семи или восьми. Таким образом, обеспечивается ротация и преемственность. Избирательный процесс регламентируется главой 7 Образовательного кодекса. Важно отметить, что если должность члена Совета досрочно становится вакантной, то в таком случае представитель от соответствующего избирательного округа назначается губернатором по согласованию и с одобрения Сената штата до очередных выборов. Труд члена Совета не оплачивается, но ему компенсируют некоторые расходы.

Член Совета не может занимать другую государственную должность штата. На него также накладываются другие ограничения, некоторые из них продолжают какое-то время действовать даже после прекращения исполнения обязанностей члена Совета. Так, лицо, состоявшее в Совете, не вправе до истечения двух лет с момента оставления должности, обсуждать с попечителями школьного округа вопрос о закупке учебников издателя, с которыми бывший член Совета связан трудовыми или гражданско-правовыми отношениями. Нарушитель будет подвергнут уголовному преследованию.

По отношению к образовательной системе штата Совет является основным управляющим субъектом и обладает значительной компетенцией. Отметим наиболее важные, ключевые полномочия и обязанности этого органа.

Совет устанавливает и корректирует долгосрочный план развития системы государственного общего образования Техаса; разрабатывает учебные планы и программы, перечень требований, предъявляемых к выпускникам школ; учреждает специализированные школьные округа; обучает попечителей округов; разрабатывает критерии аннулирования чартера, требования для получения лицензии экзаменатора совета по лицензированию школьных работников; устанавливает методику выявления одаренных детей для реализации соответствующей региональной программы; вводит формы и требования к содержанию документов отчетности школьных округов за выполнение образовательных программ штата и результаты; прогнозирует развитие телекоммуникационных сетей; назначает совет директоров Центра образовательных технологий Техаса.

В законодательно установленных случаях Совет принимает общеобязательные правила, например, правила о минимуме навыков и знаний (essential knowledge), которыми должен обладать каждый школьник штата Техас к окончанию определенного класса школы. Эти правила, а также стандартизированная система оценок успеваемости штата являются ядром механизма отчетности учебных заведений за достижение учащимися академического прогресса. Если не оговорено иное, то по общему правилу эти нормативные акты вступают в силу с началом нового учебного года, но должны быть приняты за 90 или более дней до начала занятий.

Основные финансовые полномочия Совета сосредоточены вокруг установления правил и сроков подготовки бюджетов местных школьных округов и проведения обязательных аудиторских проверок. Также Совет устанавливает унифицированные бланки некоторых финансовых документов, например, форму уведомления школьным округом своего банка-депозитария о прекращении действия депозитного договора.

 

Одна из задач Совета - бесплатно обеспечить школьников учебной литературой. В Техасе, как и в остальных штатах, действует соответствующая региональная программа, которая не ущемляет права округов за свой счет приобретать и предоставлять ученикам любые учебники в бесплатное пользование. Но если округ воспользовался региональной программой, то закупку учебников и решение о том, какие это должны быть книги, принимает Совет. Процедура отбора состоит из нескольких этапов. До 1 декабря года, предшествующего новому учебному году, необходимо составить два перечня: "учебники, полностью удовлетворяющие критериям Совета" и "учебники, не полностью, но более чем 50%, удовлетворяющие критериям". Все критерии разработаны на основе минимума знаний и навыков по определенным предметам. Решение по каждой книге принимается большинством голосов членов Совета, в том числе и по тем учебникам, которые в итоге вообще не будут включены ни в один лист. Эти перечни пересматриваются раз в году.

Совет по образованию, взаимодействуя с Координационным советом по высшему образованию и другими учреждениями Техаса, должен гарантировать, что долгосрочные проекты и образовательные программы, установленные этим советом, направлены на предоставление всестороннего образования, от обучения самых маленьких до предоставления послевузовского образования. Типовые бланки и система оценок успеваемости, утвержденные Образовательным агентством и Координационным советом по высшему образованию, должны быть стандартизированы и сопоставимы.

Все решения Совет по образованию принимает на заседаниях под председательством главы, назначенного на два года губернатором штата по согласованию и с одобрения Сената Техаса из числа избранных членов Совета. Одно и то же лицо не может возглавлять Совет более двух сроков подряд. Минимальное количество заседаний в году - четыре, все они проходят в г. Остине. На первом после очередных выборов заседании Совет должен избрать заместителя председателя и секретаря.

Для координации и выполнения федеральной программы предоставления начального профессионального образования, Совет также функционирует как орган управления профессиональным развитием и средним специальным образованием (State Board for Career and Technology Education). Однако последний возглавляет не председатель Совета, а Комиссар образования. Этот второй совет устанавливает экзамены, эквивалентные выпускным экзаменам в школе, для лиц без аттестата зрелости старше 17 лет.

Образовательное агентство Техаса возглавляет Комиссар образования. Агентство вправе осуществлять только те функции, которые прямо делегированы Образовательным кодексом (ст. ст. 7.021, 7.055 и др.). И компетенция Совета, и компетенция Агентства ограничены только теми полномочиями, которые прямо закреплены за этими органами Образовательным кодексом. Все иные полномочия остаются за школьными округами и чартерными школами. Образовательное агентство Техаса с 1 сентября 2005 года планируется упразднить.

Если Совет - основной, стратегический орган-руководитель системой общего образования штата, то Агентство - оперативный руководитель, орган-контролер, исполнитель и помощник Совета. В то же время Агентство с определенными оговорками можно назвать аппаратом Комиссара. Основные функции этого органа следующие: управление и надзор за соблюдением законности при реализации федеральных и региональных образовательных программ, включая финансовый контроль; проведение аналитических и научных исследований, подготовка отчетов для совершенствования преподавания и повышения успеваемости; рассмотрение проблемных вопросов регионального образовательного права под руководством и надзором Комиссара образования; организация и реализация пилотных образовательных программ; управление фондом инвестиций (выделяется округам и чартерным школам на мероприятия по улучшению качества преподавания); подготовка и претворение в жизнь программы найма учителей (ст. 21.004 Кодекса), программы обучения взрослых и иных региональных образовательных программ, установленных Образовательным кодексом Техаса; разработка курсов обучения вождению и безопасности дорожного движения. Агентство также разворачивает электронную систему обмена информацией и призвано расширять телекоммуникационные возможности школьных округов и региональных образовательных центров.

В сфере финансовых правоотношений Агентство уполномочено просматривать бюджеты школьных округов, аудиторские заключения и иные документы финансовой отчетности и утверждать обязательные формы для документов финансовой отчетности, которые направляются Комиссару образования или Агентству. Образовательное агентство вправе заключать соглашения с федеральными органами и учреждениями, в том числе по вопросам финансирования школьных завтраков и строительства новых школ. Однако за 30 дней до предполагаемой даты вступления этих соглашений в силу, Агентство обязано письменно уведомить об условиях соглашения губернатора штата, Бюджетный совет законодательного органа штата и руководителей профильных комитетов в обеих палатах законодательного органа Техаса. Для обеспечения эффективности управления и контроля Комиссар образования назначает на постоянной основе аудитора для проведения внутренних проверок Агентства.

Кроме этого, этот орган ведет счета ряда организаций, например, Музыкального фонда Техаса или Христианских ассоциаций молодых людей (Young Men's Christian Associations, YMCA). Для реализации всех указанных полномочий Образовательное агентство Техаса вправе издавать общеобязательные предписания, действующие на всей территории штата.

 

В региональной структуре управления общим образованием иногда присутствуют и другие органы, имеющие отдельные управленческие полномочия, например, региональные образовательные центры в Техасе. Эти центры призваны оказывать помощь и услуги школьным округам для достижения максимальной эффективности и наивысшего качества преподавания и организации местной школьной системы. Эти центры финансируются за счет федерального и регионального бюджетов и вправе перераспределять эти средства в пользу школьных округов как на возмездной, так и на безвозмездной основе в зависимости от условий соглашения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 957; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.