Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы управления высшим образованием штатов




 

В каждом штате существует своя система органов, в компетенцию которых входит управление высшим образованием. Органы отличаются не только наименованиями, но и объемом полномочий. Как правило, основным управляющим органом является агентство по вопросам высшего образования. Данный орган работает в тесной взаимосвязи с департаментом образования штата, а в некоторых штатах даже подотчетен ему. Также каждый штат может создавать и иные органы, занимающиеся отдельными вопросами в сфере высшего образования, например, финансовой помощью студентам, частными вузами и т.д.

Более подробно органы управления высшим образованием можно рассмотреть на примере штата Калифорния. Агентством по вопросам высшего образования в данном штате является Комиссия по высшему образованию (Postsecondary Education Commission). Ее задача - обеспечение эффективного использования ресурсов государственного высшего образования, а также планирование и координирование государственного, независимого и частного высшего образования.

В Комиссию входит 16 членов, девять из которых представляют общественность (трое назначаются губернатором, трое - верхней палатой законодательного органа штата, и еще трое - председателем нижней палаты законодательного органа штата), пятеро являются представителями основных составляющих системы высшего образования Калифорнии (по одному представителю от Совета управляющих колледжами Калифорнии, Попечителей Государственного университета Калифорнии, Регентов Калифорнийского университета, Ассоциации независимых колледжей и университетов Калифорнии и Совета по образованию штата Калифорнии), а два члена являются представителями от студентов (назначаются Управлением по делам Губернатора).

Основные вопросы Комиссией решаются на собраниях, проводимых шесть раз в год. В перерывах между собраниями, текущей деятельностью Комиссии руководит исполнительный директор (назначается членами Комиссии на собрании). К текущей деятельности Комиссии относится, например, взаимодействие с государственными органами, должностными лицами и представителями СМИ; подготовка аналитических записок и многочисленных отчетов; рассмотрение предложенных вузами академических программ; проведение анализа данных о студентах; а также ответы на запросы законодательных органов власти штата и губернатора.

Комиссия призвана выполнять три основных функции: во-первых, разрабатывать единый для всего штата план по созданию экономически и академически здоровой, прогрессивной и хорошо скоординированной системы высшего образования; во-вторых, способствовать проведению политики, соответствующей нуждам образования и публичным интересам штата Калифорнии; и в-третьих, консультировать в рамках своей компетенции, губернатора и органы законодательной власти штата по вопросам формирования политики и принятия бюджета штата.

Как можно видеть, Комиссия по высшему образованию не может издавать акты, обязательные для исполнения высшими учебными заведениями штата, также как не имеет возможности иным образом напрямую воздействовать на высшие учебные заведения. Более широкими полномочиями в этом отношении наделены управляющие органы основными сегментами системы высшего образования Калифорнии - Совет управляющих колледжами Калифорнии, Попечителей Государственного университета Калифорнии и Регентов Калифорнийского университета. Функции этих органов схожи, поэтому рассмотрим их на примере Совета управляющих колледжами Калифорнии.

Совет управляющих колледжами Калифорнии (The Board of Governors of the California Community Colleges) состоит из 17 членов, назначаемых Губернатором (12 членов назначается по представлению и с согласия двух третей Сената штата Калифорнии, двое - из представителей студентов, еще двое - из числа преподавателей, с которыми заключен пожизненный контракт, и еще один назначается из сотрудников администрации вуза). Основная задача Совета состоит в разработке широкой системной политики вузов, а также в руководстве подотчетными ему округами вузов и отдельными колледжами. Главными функциями Совета являются:

1) установление различных минимальных стандартов (например, требования для присуждения ученой степени, требования для принятия на работу преподавателей вузов, требования для создания округа высшего учебного заведения и т.д.);

2) оценка финансовой и профессиональной эффективности вузов по изменению основных показателей их работы и отражение этой оценки в соответствующем отчете;

 

3) выступление в качестве представителя подотчетных высших учебных заведений перед законодательными и исполнительными органами штата и федерации;

4) управление программами финансовой помощи штата и некоторыми федеральными программами (для этого Совет ежегодно готовит и принимает единый бюджет для всех подотчетных вузов, в рамках своей компетенции устанавливает метод распределения ассигнований штата, устанавливает минимальные требования к округам вузом для получения им финансовой помощи штата, и производит проверку выполнения этих требований округом);

5) проверка и утверждение всех образовательных программ и отдельных курсов, предложенных округами вузов;

6) надзор за созданием или реорганизацией округа вуза, включающий в себя утверждение соответствующих планов;

7) заключение договоров на поставку необходимых товаров и услуг.

Для выполнения своих обязанностей Совет наделен правом принимать различные акты, обязательные для исполнения подотчетными ему вузами. Такие акты Советом принимаются на собраниях, проводимых несколько раз в год. В перерывах между собраниями административным руководством занимается Секретарь, избираемый членами Совета. Секретарь управляет семью основными отделами: финансовым, юридическим, кадровым, отделом планирования финансовой политики, отделом образовательных услуг и экономического развития, отделом политики, планирования и взаимодействия с общественностью, отделом услуг студентам и отделом внутренних дел.

Из вышеприведенного следует, что Совет управляющих колледжами Калифорнии является органом штата, уполномоченным осуществлять реальное управление высшими учебными заведениями, однако его компетенция распространяется не на все учреждения высшего образования. В отношении Государственного университета Калифорнии и Калифорнийского университета управляющими органами штата будут являться Попечители Государственного университета Калифорнии и Регенты Калифорнийского университета.

В Калифорнии также существуют и иные органы, занимающиеся отдельными проблемами, связанными с высшим образованием, например, Комиссия по финансовой помощи студентам (California Student Aid Commission) или Бюро по частному высшему и профессиональному образованию (Bureau for Private Postsecondary and Vocational Education), входящее в Департамент защиты прав потребителей, которое занимается защитой прав студентов, посещающих частные учебные заведения.

В современных условиях, когда в российском образовании происходят широкомасштабные преобразования, особенно ценным представляется сравнение процессов реформирования системы государственного управления образованием в Российской Федерации с моделями управления образованием, существующими в развитых государствах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.