Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психических новообразований, интеллектуальных и личностных изменений, возникающих в этом процессе у ученика




Учебной деятельности как специальным образом организованного процесса освоения (присвоения) социокультурного опыта;

Понимание образовательного процесса как сложного интегрированного социокультурного феномена приводит к необходимости принятия многоплановости предмета педагогической психологии, которая рассматривает образовательный процесс в качестве специальным образом организованной социальной среды формирования личности.

С одной стороны, педагогическую психологию представляют пограничной комплексной областью знания, которая, по мнению Б.Г. Ананьева, заняла определенное место между психологией и педагогикой и стала сферой совместного исследования закономерностей воспитания, обучения и развития, а также их взаимосвязей.

Современная педагогическая психология представлена разными психологическими школами и направлениями. И если в определении объекта педагогической психологии отражено единство его понимания, то в трактовке ее предмета и сегодня существуют разные взгляды и подходы. Рассматривая наиболее распространенные определения предмета педагогической психологии, можно обнаружить основной спектр направлений исследований этой науки.

Человек выделяется в качестве объекта многими науками (антропологией, анатомией, физиологией, социологией, психологией и др.). Однако каждая из этих областей научного познания, имеющих общий объект исследования, выделяет в нем то, что она предметно изучает (предмет науки).

Педагогическая психология изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, закономерности формирования у школьников творческого, активного мышления, изменения в психике.

Различные подходы к определению предмета п п.

ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Термином «педагогическая психология» обозначаются две разные науки. Одна из них – это базовая наука, которая является первой ветвью психологии. Она изучает природу и закономерности процесса учения и воспитания. Под таким же термином – «педагогическая психология» развивается и прикладная наука, цель которой – использовать достижения всех ветвей психологии для совершенствования педагогической практики. За рубежом эту прикладную часть психологии часто называют школьной психологией. Термин «педагогическая психология» был предложен П.Ф. Каптеревым в 1 874 г. Первоначально он существовал наряду с другими терминами, принятыми для обозначения дисциплин, занимающих пограничное положение между педагогикой и психологией: «педология», «экспериментальная педагогика». Экспериментальная педагогика и педагогическая психология сначала трактовались как разные названия одной и той же области знания. На протяжении первой трети XX в. их значения были дифференцированы. Экспериментальная педагогика стала пониматься как область исследований, направленных на приложение данных экспериментальной психологии к педагогической реальности; педагогическая психология – как область знания и психологическая основа теоретической и практической педагогики.

Педагогическая психология – это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Она тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией, психофизиологией.

 

Педагогическая психология – наука, предметным полем которой является развитие личности в процессе обучения и воспитания.

Важнейшим объектом изучения педагогической психологии, как и многих других наук (педагогики, социальной и возрастной психологии, физиологии, теории управления и др.), является также образовательный процесс, представляющий собой многофункциональное явление. Поэтому педагогическая психология, с одной стороны, опирается на знания об образовательном процессе, полученные в рамках теоретических и прикладных исследований других наук, а с другой – четко выделяет свой особый аспект изучения образовательного процесса. Специфика этого аспекта связана с тем, что образовательный процесс рассматривается как организованная деятельность по передаче и усвоению социокультурного опыта, такой процесс выступает как конкретная среда развития и социализации личности.

Межпредметные научные дисциплины имеют общий объект изучения (в данном случае образовательный процесс и человека в нем). Однако при сопоставлении предметов обнаруживается существенная разница. Так, педагогика исследует сущность воспитания и обучения, их закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии учебно-воспитательного процесса, определяет его принципы, содержание, методы и формы. Психология же выявляет возрастные, индивидуальные закономерности и особенности развития личности, что служит важнейшей предпосылкой для определения способов и средств воспитания и обучения.

Попытки четко разграничить педагогический и психологический аспекты в педагогической психологии предпринимались еще на этапе ее выделения в самостоятельную область научного знания. Так, в 1930-е гг. Л.С. Выготский оппонировал П.П. Блонскому, который писал, что педагогическая психология есть та ветвь прикладной психологии, которая занимается приложением выводов теоретической психологии к процессу воспитания и обучения. Выготский не соглашался и с утверждением Блонского о том, что «педагогическая психология, с одной стороны, берет из теоретической психологии главы, имеющие интерес для педагога, например, о памяти, внимании, воображении и т. п., а с другой стороны, обсуждает выдвигаемые жизнью педагогические требования с точки зрения их соответствия законам душевной жизни, например, решает, как вести обучение грамоте, наиболее соответствующее детской психологии».

Говоря о связи педагогики и педагогической психологии, Выготский указывал, что «педагогическая психология должна существовать как особая наука и совершенно напрасно некоторые авторы говорят о «превращении педагогики в педагогическую психологию» [4, с. 48]. Это представление на самом деле возникло только из недоразумения и неотчетливого различения задач каждой науки. Педагогика должна обсуждать цели и задачи воспитания, которым педагогическая психология только диктует средства осуществления. Педагогическая психология – наука о законах изменения человеческого поведения и о средствах овладения этими законами. Педагогическую психологию следует рассматривать как самостоятельную науку, особую ветвь прикладной психологии».

С другой стороны, предмет педагогической психологии (Н.Ф. Талызина) определяется как процесс учения, со своей структурой, характеристиками, закономерностями протекания, а также возрастными индивидуальными особенностями учащихся и условиями, влияющими на эффективность развития личности в процессе обучения.

По мнению В.А. Крутецкого, педагогическая психология «изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, изучает закономерности формирования у школьников активного самостоятельного творческого мышления, те изменения в психике, которые происходят под влиянием обучения и воспитания».

И.А. Зимняя отмечает многоаспектность и неоднородность предмета педагогической психологии. «Предметом педагогической психологии являются факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека (ребенка) как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса».

Раскрывая сформулированный в общем виде предмет педагогической психологии как изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, А.В. Петровский конкретизирует его целым рядом проблем: управление процессом обучения, формирование познавательных процессов, поиск надежных критериев умственного развития, определениеусловий, при которых оно достигается, рассмотрение взаимоотношений между учащимися и педагогом.

Общим при формулировке предмета научной педагогической психологии является выделение:

Но процесс обучения – субъект-субъектный процесс, процесс передачи и активного усвоения социокультурного опыта. Можно предположить, что в этом двухстороннем процессе личностным изменениям подвержены оба его субъекта (педагог и ученик). Более того, в формулировке задач педагогической психологии и в ее структуре педагог – его индивидуально-психологические, профессиональные качества и основы деятельности – выделяется как отдельное направление исследований. Однако это не нашло четкого выражения в определении предмета педагогической психологии.

С учетом сказанного выше предметом педагогической психологии являются взаимодействие субъектов образовательного процесса, психологические изменения этих субъектов, обусловленные структурой, спецификой, содержанием, механизмами, закономерностями процесса передачи и освоения социокультурного опыта.

Новые социально – экономические условия в жизни нашей страны предъявляют соответствующие требования к подготовке новых поколений. Отсюда, каждая наука ставит и решает задачи по реализации этих требований.

Перед педагогической психологией стоит ряд теоретических и практических задач:

1. Теоретические задачи:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.