Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темы семинарских занятий 1 страница. Тема 1 основы и направления социальной политики в регионе 1




 

   
Тема 1 Основы и направления социальной политики в регионе
   
1. Роль социальной сферы в управлении регионом. 2. Социальная политика в регионе. 3. Механизмы реализации социальной политики. 1 вопрос. Дается определение социальной сферы как области воспроизводства и развития главного богатства общества - человеческого капитала, потенциала человеческой личности. Содержание и развитие социальной инфраструктуры требует значительной части расходов региональных и местных бюджетов, втягивает значительную часть трудовых ресурсов-бюджетников. Поэтому формирование и реализация социальной политики является одной из важных задач и проблем регионального управления. Социальная политика - это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы в регионе. Основой социальной политики в рамках отдельной территории (региона, муниципального образования) является общефедеральная государственная политика. Поэтому здесь возникает проблема и задача разграничения полномочий между уровнями власти и управления (характеристика ФЗ №131 и особенности его реализации в Тамбовской области). 2 вопрос. Раскрывается содержание социальной политики государства как системы принципов, целей, задач и средств для формирования и обеспечения социально приемлемого и допустимого населением своего положения в материальной, политической и культурной сферах жизнедеятельности общества. В этих процессах взаимодействуют личные интересы людей, которые, в конечном счете, способствуют развитию и общества, и отдельного человека. Социальная политика реализуется через интересы людей и выступает как управление интересами. Оно (управление) призвано устранять или смягчать противоречия между разнородными интересами различных субъектов, между текущими и стратегическими задачами общества. Далее характеризуется структура социальной сферы: - занятость, условия труда и отдыха; - уровень материального благосостояния; - обеспеченность жильем и бытовыми условиями; - условия воспитания, образования и здравоохранения; - культура и духовные ценности; - доступность участия в общественной деятельности. Из этого вытекают задачи государственной социальной политики: 1) обеспечение целостности сообщества, его устойчивости; 2) возможность динамичного развития; 3) недопущение социальных конфликтов. Исходя из этих задач государства в социальной сфере, исторически возникли различные модели социальной политики: - консервативная; - либеральная; - социал-демократическая; - социалистическая. Реализация этих моделей привела к развитию различных типов государства: - социальное государство; - либеральное; - социалистическое. Характеризуется тип государства в России как движение к социальному, с элементами либерализма (сокращением значения и удельного веса государства в реализации отдельных задач социальной политики и развития социальной инфраструктуры). 3 вопрос. Раскрывается содержание государственных минимальных социальных стандартов (ГМСС) как минимального необходимого уровня удовлетворения социальных потребностей населения, гарантированного уровня предоставления людям жизненно необходимых социальных благ в оплате труда, пенсионном обеспечении, обеспечении жильем, образовании и здравоохранении, социальной защите и поддержке и др. Раскрываются региональные особенности реализации ГМСС, зависимость от социально-экономического развития региона, с примерами по Тамбовской области и других регионов РФ.
   
   
   
Основная литература Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. - М., 2002. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. - М., 2000. Регионоведение / Под ред. Т.Г. Морозовой, - М., 1998.
   
Дополнительная литература Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики / ГУУ. М., 1999. Социальная политика / Общ. ред. Н.А. Волгина. - М., 2002.
   
Тема 2 Регулирование занятости и трудовых отношений
   
1. Государственная политика в сфере занятости. 2. Задачи регионов и МСУ в сфере занятости. В 1 вопросе характеризуется понятие «занятость» как совокупность экономических и социальных отношений по обеспечению трудоспособного населения рабочими местами и участием в хозяйственной деятельности. Занятость является важнейшей проблемой социальной политики, т.к. отсутствие работы (безработица) ведет к снижению доходов населения и, далее, к сокращению потребления социальных благ, свертыванию социальной сферы. Зарплата, доходы населения выступают важным источником налоговых доходов местных бюджетов, из которых значительная часть расходуется именно в социальных целях, на содержание социальной сферы и социальной инфраструктуры. Вместе с тем, условия труда и жизни влияют на состояние здоровья и благополучия граждан, продолжительность их жизни. Вследствие этого, регулирование рынка труда выступает как одна из задач государственной социальной политики. В регионах (на примере Тамбовской области и других регионов РФ) регулирование рынка труда охватывает: - разработку и реализацию региональных программ занятости; - программы развития малого бизнеса; - взаимодействие с федеральными и муниципальными органами по занятости; - координацию и контроль деятельности структур по занятости; - организацию систем подготовки и переподготовки работников; - информационное обеспечение рынка труда; - взаимодействие с другими регионами по проблемам занятости населения. 2 вопрос. Освещаются теория и практика реализации направленной политики занятости и регулирования трудовых отношений: - разработка и реализация экономических и других механизмов регулирования занятости, рынка труда и трудовых отношений; - координация и контроль деятельности управляющих структур муниципалитетов, предприятий и организаций в сфере занятости; - оказание информационной поддержки заинтересованным сторонам, в т.ч. и населению, по вопросам занятости; - создание банка вакансий и рабочих мест; - формирование заказа на общественные работы; - создание центров социально-психологической адаптации, учебно-методических центров профессиональной переподготовки; - создание служб профориентации молодежи; - мониторинг рынка труда и занятости. В этой деятельности в регионах используются различные формы содействия занятости населения: - ярмарка вакансий; - организация общественных работ; - организация бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей; - помощь в трудоустройстве лицам, особо нуждающимся в социальной защите - молодежи, инвалидам, женщинам, бывшим военнослужащим и другим категориям населения; и другие формы. С этой целью разрабатываются региональные законы и программы (в т.ч., и о квотировании рабочих мест).
   
   
   
Основная литература Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. - М., 2002. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. - М., 2000.
   
Дополнительная литература Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики / ГУУ. М., 1999. Социальная политика / Общ. ред. Н.А. Волгина. - М., 2002.
   
Тема 3 Управление охраной здоровья населения
   
1. Цели и задачи организации здравоохранения. 2. Финансирование системы здравоохранения. 1 вопрос. Характеристика здравоохранения как важнейшей части социальной сферы и социальной инфраструктуры, неотъемлемого элемента развития человеческого капитала, системы трудоспособности и продолжительности жизни. Характеристика цели здравоохранения как предоставление медицинских услуг значительно обедняет содержание и сущность здравоохранения, ограничивает его доступность для широких слоев населения минимумом социальных стандартов, не стимулирует повышение качества медицинского обслуживания, неоправданно расширяет рыночные подходы в медицинском обслуживании, слабо соответствует принципам социального государства. В регионах функции управления здравоохранением осуществляются по таким направлениям: - контроль за соблюдением законодательства о здравоохранении; - организация системы управления охраной здоровья; - организация обязательного медицинского страхования; - лицензирование деятельности учреждений и организаций здравоохранения; - мониторинг ситуации с заболеваниями населения, состоянием здоровья; - организация медико-профилактической работы; - организация лекарственного обеспечения, и другим. Во 2 вопросе освещаются источники финансирования здравоохранения: 1) бюджетные средства из бюджетов всех уровней; 2) средства фонда обязательного медицинского страхования (внебюджетные средства); 3) добровольное медицинское страхование; 4) платные медицинские услуги. Источник ФОМС - страховые взносы предприятий и организаций в составе единого социального налога (ЕСН). За неработающих граждан эти взносы вносит бюджет региона. Сегодня система здравоохранения в стране испытывает ряд проблем: - недостаточность средств на оплату труда медработников и материально-техническое обеспечение системы; - выбор приоритетов развития - профилактика, первичное звено, повышение оплаты труда и др.; - необходимость улучшения организационной структуры медицинского обслуживания; - подготовка специалистов по основным направлениям; - расширение платности услуг, неоправданная коммерциализация здравоохранения; - невысокое качество медицинского обслуживания. Эти и другие проблемы должны решаться в рамках национального проекта по здравоохранению. Его реализация направлена на значительное обновление медицинского оборудования, износ которого в первичном звене (ЛПУ, ФАП, участковые больницы, которые обслуживают 95% процентов населения) составляет 65%, укомплектованность врачами - 56%, износ зданий и сооружений - более 30%, более трети врачей не проходили переподготовку. Кроме того, значительно ослабла профилактическая компонента в медицинском обслуживании, снижается продолжительность жизни, растет смертность, значительно отстает обеспеченность в сельской местности, растут расходы населения на оплату услуг, ФОМС не справляется со своими задачами.
   
   
   
Основная литература Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. - М., 2002.
   
Дополнительная литература Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. - М., 2000. Регионоведение / Под ред. Т.Г. Морозовой, - М., 1998. Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики / ГУУ. М., 1999. Социальная политика / Общ. ред. Н.А. Волгина. - М., 2002.
   
Тема 4 Управление системой социальной поддержки населения
   
1. Проблемы социальной защиты. 2. Критерии и механизмы социальной поддержки. 3. Финансирование социального обслуживания. 1 вопрос. Дается характеристика социальной защиты как системы законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающих всем трудоспособным - равные права и условия для труда, нетрудоспособным (социально уязвимыми) слоям - преимущества в пользовании социальной поддержкой во всех формах. Социальная поддержка рассматривается как система временных или постоянных мер адресной помощи отдельным категориям населения в кризисной ситуации. Реализация функцией социальной защиты и поддержки является прерогативой государства, но практически основную часть реализуют регионы и муниципальные образования за счет своих бюджетов. Это - денежные пособия, льготы при оплате услуг, компенсации, помощь продуктами и одеждой, возмещение населению некоторых других расходов. Во 2 вопросе рассматриваются основные критерии социальной поддержки: - уровень материальной обеспеченности в расчете душевного дохода человека (семьи). Норматив душевного дохода определяется ценой потребительского набора прожиточного минимума в расчете на 1-го человека; - нетрудоспособность (временная или постоянная); - утрата жилища или имущества. Для категорий, нуждающихся в социальной поддержке, разрабатываются специальные программы социальной защиты и социальной поддержки: - программы объединенные, рассчитанные на определенную социальную группу населения (например, «Дети России»); - программы проблемного характера, для решения какой-то социальной проблемы (например, ликвидация последствий катастрофы на ЧАЭС). Основную деятельность осуществляют Центры социального обслуживания. Они проводят: - поддержку граждан пожилого возраста и инвалидов; - поддержку семьи, материнства и детства; - поддержку других нуждающихся лиц, в критической ситуации. По 3 вопросу освещается порядок бесплатного социального обслуживания в объемах государственных стандартов социального обслуживания за счет средств бюджетов и субвенций из федерального бюджета и регионов. При этом руководствуются установленными перечнями социальных услуг. Платное обслуживание осуществляется за счет средств населения, в ряде случаев - предприятий и организаций, по установленным размерам и ценам.
   
   
   
Основная литература Буреш О.В., Раимова А.Т. Совершенствование регионального управления в условиях рынка. - М., 2003. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. - М., 2002.
   
Дополнительная литература Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. - М., 2000. Регионоведение / Под ред. Т.Г. Морозовой, - М., 1998. Социальная политика / Общ. ред. Н.А. Волгина. - М., 2002.
   
Тема 5 Управление образованием, развитием культуры и досуга
   
1. Управление образованием. 2. Регулирование в сфере культуры и досуга. 3. Развитие физической культуры и спорта. 4. основы молодежной политики. В 1 вопросе даются особенности сферы образования: - оно определяет конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность региона; - требует длительного времени; - требуются значительные вложения средств и ресурсов; - оставляет самую большую статью расходов местных бюджетов. Региональная политика в сфере образования строится на принципах: - гуманистический характер; - общедоступность и бесплатность; - светский характер; - свобода и разносторонность, вариативность форм образования. Вместе с тем, расширяется платное образование, что вызывает негативные последствия: - снижение доступности бесплатного образования; - снижение качества, усиление коммерциализации сферы образования; - усиление социального неравенства. Непродуманное реформирование образования в настоящее время снижает эффективность управления этой сферой, так как: - не выработаны единые четкие требования; - сохраняется неопределенность специфического содержания управления образованием; - не создана новая система управления образованием. Управление образованием включает в себя: 1) государственные образовательные стандарты и программы; 2) сеть органов управления и учреждений различного уровня. Региональный и муниципальный уровни управления образованием совместно осуществляют: - планирование, организацию и регулирование деятельности органов и учреждений образования; - определение структуры и полномочий, осуществление контроля за деятельностью образования. Финансирование системы образования складывается из таких источников: 1) средства региональных и муниципальных бюджетов; 2) средства соответствующих фондов развития образования; 3) расходы регионального бюджета на оплату труда, учебные пособия и технические средства обучения, хозяйственные расходы; 4) доходы от собственной деятельности. По 2 вопросу дается характеристика понятия «культура» как исторически сложившийся уровень и образ жизни общества, характер духовных ценностей, образ и формы деятельности. Жизненные ориентации, тип взаимоотношений, обычаи и традиции, достижения в творческой деятельности и т.д. В содержании культуры выделяют: - культурные ценности; - культурное наследие; - культурные блага; - культурная деятельность по сохранению культурного наследия, сохранению и распространению культурных ценностей и благ. Из этого вытекает, что управление культурой есть формирование и осуществление культурной политики, организация деятельности учреждений и организаций культуры, культурной жизни общества в целом с учетом исторических и национальных особенностей. В регионах управление культурой решает такие задачи: - реализация федеральных программ; - осуществление региональных целевых программ в области культуры; - создание нормативно0прововой и организационно-методической базы региональной политики в области культуры; - поддержка учреждениям и организациям;- осуществление финансирования за счет бюджетных средств, платных услуг, общественных фондов; - ограничения творческой деятельности;- обеспечение равенства культур, прав и свободы общностей и конфессий; - общедоступность ценностей; - создание условий для развития сети специализированных учреждений и организаций; - контрольные функции в сфере культуры, охрана культурного наследия. Организация культуры связана с досугом людей. Досуг - свободное время, характер которого определяется: - системой предпочтений и ценностной направленностью свободного времени; - уровнем культуры, социализации человека; - характером профессиональной деятельности; - экономической стабильностью общества. Отсюда, управление культурно-досуговой сферой направлено на: - развитие общественных инициатив в виде фондов, движений, клубов и т.п.; - расширение перечня развлечений; - развитие с использованием рыночных отношений; - контроль за платностью услуг, деятельностью в сфере услуг. По 3 вопросу рассматриваются функции физической культуры и спорта. Это - укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни. Выделяются две сферы - профессиональный спорт и массовая физическая культура. Профессиональный спорт является предметом федеральных и региональных властей, массовая физическая культура - предмет внимания муниципального управления. Регулирование этой сферы предусматривает: - установление льгот по налогам и сборам; - выделение дополнительных компенсаций и установление гарантий деятельности; - регулирование цен и тарифов на услуги ЖКХ, аренду помещений и сооружений и т.п.; - выделение средств для содержания помещений и сооружений, оборудования и т.п.; - оплата труда работников; - формирование правовой базы деятельности. В 4 вопросе рассматриваются основы молодежной политики в стране, ее цели и задачи: - социальное становление, культурное, духовное и физическое развитие молодежи; - реализация общественно значимых инициатив, программ и проектов молодежи; - обеспечение участия молодежи в социально-экономической, культурной и политической жизни; - расширение возможностей выбора жизненного пути и личного успеха. В регионах управление физической культурой и спортом решает такие задачи: - финансирование данной сферы, программ и проектов, различных мероприятий; - проведение единой молодежной политики; - создание условий и гарантий молодежи дл самореализации; - соблюдение прав и интересов молодежи; - духовное, патриотическое и интеллектуальное развитие молодых людей; - поддержка инициатив в области социальной защиты молодежи и развития досуга; - анализ положения дел и прогнозирование развития молодежной среды; - организация сотрудничества молодежных организаций; - координация деятельности по молодежным проблемам. Необходима выработка эффективной молодежной политики как совокупности целей и средств создания и обеспечения условий и гарантий для самореализации молодых людей и развития молодежных движений и инициатив. В России 2009 год объявлен «Годом молодежи».
   
   
   
Основная литература Буреш О.В., Раимова А.Т. Совершенствование регионального управления в условиях рынка. - М., 2003. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. - М., 2002. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. - М., 2000.
   
Дополнительная литература Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики / ГУУ. М., 1999. Социальная политика / Общ. ред. Н.А. Волгина. - М., 2002.
   
Тема 6 Предмет и теоретические основы социальной экономики
   
1. Основные понятия и проблемы. 2. Теоретические предпосылки социальной экономики. 3. Принципы и условия социальной экономики. 4. Взаимосвязи с другими научными дисциплинами. В 1 вопросе подчеркивается зависимость процессов экономической стабилизации и подъема от увеличения доли социально активного населения, обеспеченного занятостью и доходами. Из этого вытекает, что целью экономического роста может быть только последовательное улучшение условий жизни, развития и эффективного использования демографических, трудовых, природных, научно-технических, материальных и финансовых ресурсов. Оценка реального состояния экономики может быть дана лишь по критериям уровня жизни населения (страны, региона), социально ориентированного развития. Поэтому курс социальной экономики - реализация системного подхода в развитии экономики, труда и управления. Из этого вытекают задачи управления: - формирование и применение целевых, функциональных и институциональных социально-трудовых систем; - развитие и использование социально-трудового потенциала экономического роста; - создание и функционирование рабочих мест, регулирование процессов; - создание условий для развития деловой инициативы экономически активного населения. В социальном государстве социальная экономика есть система хозяйствования для достижения социально ориентированного экономического роста при экономически ориентированном социальном развитии. При этом центральное место занимает человеческий капитал - главный фактор роста и направления инвестиций. В связи с этим, социальная сфера выступает как особая область государственно- управленческой, научной и учебной, трудовой и хозяйственной деятельности, направленной на человека с его потребностями. Социальная сфера - это совокупность различных видов, функций и организационных форм социальной деятельности. Они все имеют общую цель: - охрана здоровья и жизни; - улучшение жилищных и бытовых условий; - представление прав и возможностей в образовании и оплата труда, работы; - доступ к средствам социально-культурного развития; - социальные гарантии пенсионерам и другим нетрудоспособным. Во 2 вопросе раскрываются теоретические предпосылки кА условия развития экономики для реализации целей социально-экономического развития. Среди них: - политический фактор как основа социально-трудовых отношений, ценностей и мотивации деятельности, роли человеческого капитала; - организационный фактор как основа сочетания на территориальном уровне местных природных, демографических, технологических, культурных условий жизни населения; - управленческий фактор кА целенаправленное воздействие на экономические и социальные процессы на тактическом и стратегическом уровне (мониторинги, прогнозы, расчеты, программы); - системно-инструментальный фактор - создание организационных, управленческих и технологических механизмов решения экономических и социальных задач на всех уровнях хозяйствования; - социально-трудовые системы как совокупность элементов трудовой деятельности в единстве с социально-трудовыми отношениями между людьми, возникающими в процессе совместной деятельности. По 3 вопросу раскрываются принципы социальной экономики: 1) единство социально ориентированной экономической политики и экономически ориентированной социальной политики; 2) разграничение и интеграция элементов социальной экономики на микро-, мезо-, макроуровнях; 3) системный анализ и использование источников и факторов социально- экономического роста - расширение объема природных, материально-вещественных и человеческих ресурсов, технологии, организации, стимулирования; 4) формирование и развитие социального партнерства между субъектами труда, капитала и политики как условия социально-экономического роста; 5) регулирование социально-экономических процессов для увеличения доходов от расширения занятости, роста оплаты труда, других задач. Отсюда вытекают задачи социальной экономики: - обеспечение роста социально активной части населения и эффективное использование трудового потенциала; - воспроизводство товаров и услуг массового потребления;- воспроизводство благоприятных условий жизни человека и общностей; - социализация экономической среды на основе социального партнерства; - развитие социальной сферы и соответствующей инфраструктуры для обеспечения доступности потребления широким массам населения; - развитие системы профессиональной ориентации, переобучения и поддержки населения; - разграничение доли трудовых и социальных доходов в составе ВВП для обеспечения приоритетной ориентации экономики на социальное развитие и повышение уровня жизни людей. Наконец, по 4-му вопросу раскрывается связь социальной экономики с экономикой и управлением народным хозяйством, социологией и социальным менеджментов, социальной защитой и страхованием. Кроме того, социальная экономика учитывает результаты демографии, экономической географии, социальной экологии, политологии, прогностики, теории организации, теории и практики управления социально- трудовыми системами.
   
   
   
Основная литература Аллс М. Условия эффективности экономики / пре. С фр. - М., 1998. Игнатов В.Г. и др. Экономика социальной сферы. Ростов-на-Дону: МарТ, 2001. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика / Пре. с нем. - М., 1994
   
Дополнительная литература Нестеренко А. Социальная рыночная экономика: концептуальные основы, исторический опыт, уроки для России // Вопросы экономики, 1998, № 8. Социальная политика / Общ. ред. Н.А. Волгина. - М., 2002.
   
Тема 7 Методология построения и развития социальной экономики
   
1. Место и условия экономического роста в социальной экономике. 2. Формирование региональной политики занятости. 3. Преодоление бедности как макроэкономическая задача. В 1 вопросе раскрываются методологические основы теории социальной экономики - это теория систем, единой интегральной системы, системный анализ стратегических решений по уровням разграничения между различными уровнями управления и субъектами собственности. Так, на макроуровне разрабатывается и реализуется прогнозирование и стратегия социально-экономического развития, на микроуровне - планирование деятельности, что находится в компетенции организаций, экономических субъектов. На макроуровне (анализ, прогнозирование, статистика и т.п.) отражается виртуальная экономика, на микроуровне - реальная, физическая экономика, производство товаров и услуг на рынок. Связующим звеном между макро- и микроуровнями выступает мезоуровень экономики, где соединяются интересы производителя с интересами социально- экономического развития регионов и страны в целом. На каждом уровне социальной экономики существуют свои определяющие проблемы: - на микроуровне - конкретные проблемы доходности, рентабельности, прибыли, развития производства и сбыта, инвестиций и др.; - на мезоуровне - изучение состояния рынков товаров, труда, капиталов, их регулирование, взаимодействие с органами управления и с предприятиями; - на макроуровне - анализ, прогнозирование, стратегия социально-экономического развития в связи с задачами и проблемами социальной экономики. Важное направление стратегии на макроуровне - обеспечение роста доходов работающего населения. Здесь освещаются три группы факторов уровня доходности труда: - 1-ая группа - факторы совокупного продукта - объем и конкурентоспособность товаров, работ, услуг; - 2-ая группа - факторы совокупного субъекта труда - численность и структура работающего населения, уровень оплаты труда; - 3-я группа - факторы совокупного экономического результата - структура и уровень затрат (себестоимость продукции) в сопоставлении с уровнем цен. Системный анализ этих факторов выступает основой стратегии и механизма повышения уровня экономических результатов совокупного труда на макроуровне. Такой подход дает возможность определить приоритетные направления устойчивого экономического роста и социального развития, основные направления достижения социальной ориентированности экономической политики, условия экономического роста на каждом уровне хозяйствования: - на микро уровне - эффективное использование ресурсов; - на мезоуровне - развитие предпринимательства, рост занятости и т.д.; - на макроуровне - оптимизация экономической среды для привлечения инвестиций, расширения кредитования, роста налоговой базы, увеличения социальной помощи и др. Во 2 вопросе рассматриваются задачи региональной политики занятости, тенденции в экономике России в области занятости: - увеличение доли занятых в негосударственном секторе; - уменьшение доли занятых в материальном производстве; - рост доли занятых в сфере обслуживания и социальной сфере; - снижение доли занятых на крупных и средних предприятиях при росте в малых предприятиях; - рост занятости в добывающих отраслях при уменьшении в обрабатывающих; - быстрый рост управленческого аппарата на предприятиях и в органах управления; - сокращение числа занятых в традиционных рабочих профессиях; - расширение новых форм занятости (в охране окружающей среды, переработке отходов, дорожном строительстве и т.п.). Развитие этих тенденций в России ведет к широкому распространению разнообразных форм организации и использования рабочего времени вместо традиционных жестких стандартных режимов работы. При этом решаются 2 цели: - социальная - улучшить занятость работников с учетом их индивидуальных и коллективных интересов; - экономическая - повысить тарифную оценку стоимости нормо-часа исходя из реального роста производительности труда и эффективности, обеспечить рост зарплаты. В 3 вопросе рассматривается решение проблемы бедности, связанные с методологией измерения уровня жизни. Под чертой бедности понимается стоимость обеспечения минимального необходимого для конкретного минимального необходимого для конкретного человека в конкретном месте и в данное время уровня благосостояния. Мера бедности рассматривается как зависимость черты бедности, численности населения и числа бедных, выступает базой статистического учета индекса бедности в социально ориентированном анализе. Основной подход к проблеме бедности - способы прямого или косвенного воздействия на реальные доходы домашних хозяйств через влияние на производительную структуру общества. Бедность и безработица взаимосвязаны, один процент роста безработицы увеличивает распространение бедности на 0,112 пункта. В России можно использовать рекомендации МВФ: - субсидирование потребления отдельных товаров; - субсидирование цен субсидируемых товаров; - обеспечение прибыли для субсидируемых товаров; - предоставление субсидий, денежных трансфертов бедным группам населения (целевым назначением).
   
   
   
Основная литература Буреш О.В., Раимова А.Т. Совершенствование регионального управления в условиях рынка. - М., 2003. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. - М., 2002. Игнатов В.Г. и др. Экономика социальной сферы. Ростов-на-Дону: МарТ, 2001. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика / Пре. с нем. - М., 1994
   
Дополнительная литература Нестеренко А. Социальная рыночная экономика: концептуальные основы, исторический опыт, уроки для России // Вопросы экономики, 1998, № 8. Слезингер Г.Е. Труд в условиях рыночной экономики: Учебное пособие. - М., 1996. Социальная политика / Общ. ред. Н.А. Волгина. - М., 2002.
   
Тема 8 Стратегия социально-экономического развития
   
1. Определение целей социально-экономического развития. 2. Концепция устойчивого развития. 3. Разработка и реализация стратегических решений. По 1 вопросу дается определение стратегии как определенности действий, направленности намерений в достижении целей. Тактика - развитие и реализация стратегии. Черты стратегии: - сочетание науки и искусства по определению целей и действия; - концепция долговременных решений; - системное использование политических, экономических, социальных и других факторов в разработке и реализации целей и средств; - организация и управление процессом реализации стратегии; - выработка соответствующей социально-экономической политики. Основой рыночной стратегии выступает концепция социальной рыночной экономики (Людвиг Эрхард, канцлер Германии после 2-й мировой войны). В этой концепции главное звено - свобода потребления взамен принудительного распределения, характерного для военной экономики, регулируемой экономики. Для создания «социально направленной экономики» надо поднимать и развивать производство, поднимать производительность труда, тем самым снижать цены и повышать реальную зарплату. Морис Алле, Франция, Нобелевский лауреат по экономике 1988 г. - деньги должны зарабатываться трудом, а не быть даровыми доходами от сверхприбыли на земельную собственность, процента на капитал, прибыли, инфляции и т.п. Предложил теорию максимальной эффективности на основе глубоких изменений в производстве: закрытие убыточных предприятий, сокращение доли сельскохозяйственного населения, др. меры. Экономическая эффективность - уровень удовлетворения материальных потребностей в различных социальных группах (а не прибыль, норма дохода от капитала или собственности). В рыночной стратегии существуют два основных подхода: - стратегия удовлетворения потребностей, основанная на организации производства; - стратегия непрерывного и последовательного процесса выравнивания и адаптации стратегических решений на основе обратной связи. Стратегия социального развития неотделима от экономического развития и стратегии эффективного труда. Глобальная цель стратегии социально-экономического развития России нацелена на обеспечение устойчивого экономического роста при опережающих темпах роста реальных доходов и эффективности трудового потенциала. Стратегия повышения эффективности труда предполагает: 1) переход к эффективизации экономики (сравнить с интенсификацией) - повышение отдачи на 1 рубль основных и оборотных средств на каждом уровне хозяйствования за счет предпринимательства и комплексного использования всех факторов конкурентоспособности: 2) рост человеческого капитала за счет роста производительности, эффективности и доходности труда при росте его оплаты за счет повышения квалификации и развития условий труда; 3) эффективизация социальной защиты, т.е. повышение надежности систем гарантий социального обеспечения на адресной основе, развития сферы социальных услуг и т.д. Во 2 вопросе о концепции устойчивого развития, принятой в 1992 г. В Рио-де- Жанейро на международной конференции ООН (от России - вице-президент А. Руцкой). В РФ утверждена указом президента 01.04.1996 г. Реализация Концепции предусматривает решение ряда задач: 1) обеспечение стабилизации экологической ситуации; 2) улучшение состояния окружающей среды в рамках преобразования экономики, новой модели хозяйствования и управления; 3) массовое внедрение энерго- и ресурсосбережения, изменения структуры личного и общественного потребления. 4) Важная часть Концепции - система индикаторов, принятая в 1995 г., включающая набор из 130 показателей: - факторы развития человеческой деятельности; - характеристика состояния развития страны; - характеристика системы реагирования на изменения в окружающем мире. Система индикаторов (социальных, экономических, экологических, институциональных) помогает определить этапы и механизмы усиления эффективизации развития социальной экономики. В 3 вопросе выделяются этапы разработки структуры модели стратегии развития, освещается технология решения стратегических задач, подчеркивается необходимость нормативной базы стратегических решений, в т.ч. и на уровне региона. Особо уделяется внимание роли социальных индикаторов в управлении стратегией развития, оценке эффективности стратегических решений.
   
   
   
Основная литература Аллс М. Условия эффективности экономики / пре. С фр. - М., 1998. Буреш О.В., Раимова А.Т. Совершенствование регионального управления в условиях рынка. - М., 2003. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. - М., 2002. Игнатов В.Г. и др. Экономика социальной сферы. Ростов-на-Дону: МарТ, 2001.
   
Дополнительная литература Ламперт Х. Социальная рыночная экономика / Пре. с нем. - М., 1994 Нестеренко А. Социальная рыночная экономика: концептуальные основы, исторический опыт, уроки для России // Вопросы экономики, 1998, № 8. Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики / ГУУ. М., 1999.
   
Тема 9 Организационные основы социальной экономики
   
1. Структурирование социальной экономики по уровням хозяйствования. 2. Развитие интеграции экономических субъектов. 3. Организационное обеспечение структурной перестройки экономики. 4. Эффективное использование и развитие производственных мощностей предприятий. В 1 вопросе раскрывается роль и значение теории и практики таких процессов как «организация» и «менеджмент» в социальной экономике, т.е. организация социальной экономики заключается в том, чтобы на основе анализа обстановки в экономике и социальной сфере с учетом корреляционных решений найти и реализовать оптимальные варианты предотвращения кризисных явлений. Другими словами, на основе антикризисных технологий своевременно выявлять и устранять (или локализовать) причины кризисных явлений. Раскрывается влияние цикличности развития экономики на динамику социально- экономических изменений, обеспечение устойчивости развития. Во 2 вопросе раскрывается значение формирования сетевых систем в управлении, которые обеспечивают различные формы взаимодействия хозяйствующих субъектов. Освещаются два типа сетевых стратегий: - стратегия снижения себестоимости при использовании дешевых внешних источников поставок сырья, товары и услуг; - инновационные стратегии, комбинирование нескольких видов деятельности для разработки новых товаров и услуг для изменяющегося рынка. Использование обеих стратегий дает круговое взаимодействие с партнерами, приводит к сферическому структурированию, где наиболее сильно побуждение к экономичности и гибкости хозяйственной деятельности. В этом процессе человеческий капитал рассматривается как ключевой элемент стратегии поддержки конкурентоспособности. Организация региональной инфраструктуры выступает как фактор и условие выбора сферы поддержки региона со стороны региона, и как механизм регионального развития. В 3 вопросе внимание уделяется освещению проблем перехода к рынку в нашей стране, необходимости развития организационной структуры управления для обеспечения процессов структурной перестройки экономики страны в целом и регионов. В структурировании экономики необходимо переходить от преобладающего по кА отраслевого признака к интеграции разных отраслей по признаку конечного продукта. Эта структурная перестройка должна быть направлена на построение социальной экономики: - развитие многоотраслевого высокотехнологического комплекса производственных структур; - обеспечение роста благосостояния населения и занятости активной его части; - укрепление безопасности страны и интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей. В 4 вопросе обращается внимание на проблемы коренного обновления производственных мощностей, модернизацию основных средств, развитие инновационного инвестирования в сферу материального производства и т.д. При этом в целях развития социальной экономики необходимо обеспечить сочетание интересов каждого субъекта рынка как конкурентоспособного товаропроизводителя с его заинтересованностью в создании благоприятной экономической и социальной среды.
   
   
   
Основная литература Аллс М. Условия эффективности экономики / пре. С фр. - М., 1998. Буреш О.В., Раимова А.Т. Совершенствование регионального управления в условиях рынка. - М., 2003.
   
Дополнительная литература Нестеренко А. Социальная рыночная экономика: концептуальные основы, исторический опыт, уроки для России // Вопросы экономики, 1998, № 8. Социальная политика / Общ. ред. Н.А. Волгина. - М., 2002.
   
Тема 10 Управление и прогнозирование социально-экономического развития
   
1. Функции управления социально-экономическими процессами. 2. Регулирование спроса и предложения как задача макроуправления. 3. Прогноз основных макроэкономических и социальных показателей. 4. Институциональное регулирование и основы прогнозирования. В 1 вопросе освещается концепция управления социально-экономическими процессами двоякого вида: как естественными и общественными процессами. В экономике - это: естественные - между человеком и природой, область инженерной экономики; общественные - между людьми, область социальной экономики, социальные технологии, политические и организационные процессы. Обе эти области интегрируются в социально-экономические процессы как совокупность процессов формирования и функционирования социально-экономической системы с определенной динамикой на различных уровнях хозяйствования. Управление социально-экономическими процессами есть целенаправленное воздействие на естественные и общественные процессы для необходимых изменений в развитии экономики. В рыночной экономике в регулировании используются 3 подхода: - неоконсерватизм - регулирование совокупного предложения на микроуровне с помощью кредитно-денежной политики; - неокейнсианство - приоритет совокупного спроса на макроуровне с применением для стимулирования налогово-бюджетной политики (поощрение спроса и частных инвестиций). Далее, раскрываются основные функции управления социально-экономическими процессами: анализ и оценка, стратегическое планирование, организация регулирования, реализация решений. Во 2 вопросе рассматриваются условии: - обеспечения роста платежеспособного спроса на основе повышения уровня реальных доходов; - обеспечение роста спроса товаропроизводителей; увеличение использования имеющихся производственных мощностей; - обеспечение сбалансированности спроса и предложения на региональном и муниципальном уровнях. Отдельно освещается регулирование на рынке труда, переход к активной политике регулирования социально-трудовой сферы. Раскрывается значение человеческого капитала для процессов накопления и экономического роста, как накапливающегося фактора производства. При этом различается: - человеческий капитал как вклад индивидуалов, отражающий профессионально- квалификационный уровень работников; - капитал знаний ориентирован на разработку перспективных проблем развития экономики применительно к различным условиям хозяйствования. В 3 вопросе рассматриваются содержание прогнозирования и прогностики, объекты прогнозирования и технологии прогнозов, социальное прогнозирование. Оно понимается как исследование, направленное на выработку вариантов решений перспективных социальных проблем с учетом доступных ресурсов и намеченных целей социально- экономического развития. Рассматриваются показатели социально-экономического развития, разработка сценарных условий для различных вариантов развития. Обращается внимание на разработку прогнозов инфляции, демографической ситуации, оплаты труда, экономической безопасности и другие макропоказатели. В 4 вопросе освещаются «экономика физических лиц» или «наноэкономика», предпосылки и условия ее формирования. Это влечет к изменению цели организации государственного управления социально-экономическими процессами. Это - выработка оптимальной стратегии и тактики (конвенций, прогнозов, программ) развития экономики (в целом, по секторам и регионам) с подготовкой необходимых институциональных решений и действий: - проведение отраслевой и региональной структуризации экономики; - формирование соответствующих структур органов управления; - создание перечня квалификационных требований в государственной службе; - установление системной связи государственного управления с муниципальным управлением; - установление социальных стандартов и норм потребления; - регулирование оплаты труда, социального допустимого уровня безработицы, соотношения доходов населения, и другое.
   
   
   
Основная литература Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. - М., 2002. Игнатов В.Г. и др. Экономика социальной сферы. Ростов-на-Дону: МарТ, 2001. Регионоведение / Под ред. Т.Г. Морозовой, - М., 1998.
   
Дополнительная литература Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики / ГУУ. М., 1999. Социальная политика / Общ. ред. Н.А. Волгина. - М., 2002.
   
Тема 11 Социально-трудовой потенциал и основы социальной организации труда
   
1. Человеческий капитал, его воспроизводство, накопление и использование. 2. Социальная организация труда и менеджмент. 3. Институализация процессов социальной организации труда. В 2 вопросе рассматривается социально-трудовой потенциал как связь социального и трудового потенциалов, обеспечивающих экономический рост за счет факторов, зависящих от человека и его трудовой деятельности. Возникает необходимость экономической оценки потенциальных возможностей человека как главного фактора в производстве интеллектуальных и материальных продуктов и услуг, как наиболее выгодное направление инвестиций. Рассматривается соотношение явлений и понятий «социальная защита» и «человеческий капитал», который обеспечивает средства для осуществления социальной защиты. В человеческий капитал включают знания и умения, занятость и оплату труда. Используются показатели работоспособности, квалификации, потенциальной эффективности труда, уровня занятости. Разработка комплексных программ обеспечения потребности в трудовых ресурсах обеспечивает соответствие между занятостью и экономическим ростом, выступает как форма институциального регулирования рынков труда, структурных изменений в трудовой деятельности. Человеческий капитал выступает как конкретная экономическая категория, в которой соединяются: во-первых, что присуще человеку как создателю материальных и духовных благ на основе прогресса науки и техники, расширения потенциальных возможностей человека, развития интеллектуальных видов деятельности; во-вторых, экономическая сущность человека, его воспроизводство на основе динамичного развития общего и специального образования. Раскрытие содержания ИРЧП, его роли в комплексной, интегральной оценке социально-экономического развития. Во 2 вопросе освещается роль и содержание социальной организации труда, усиление социальной роли государственного управления в этих процессах. Различаются направления социальной организации труда: - целевое, т.е. по стратегическим целям и задачам уровня хозяйствования (территория, отрасль); - функциональное, т.е. по выполняемым функциям постоянного характера для достижения целей и задач; - институциональное регулирование, т.е. выработка и контроль соблюдения общих правил деятельности целевых и функциональных исполнительных органов. Основным механизмом выступает формирование социально-трудовых систем. Они определяют взаимодействие работника-производителя со всеми внутренними и внешними факторами и условиями трудовой деятельности и другими субъектами социально-трудовых и правовых отношений. Социальная организация труда предполагает приоритетность социальной ориентации организационно-управленческой деятельности (менеджмента) в любой сфере социальной экономики. Менеджмент в социальной организации труда рассматривается как определенный вид профессиональной деятельности по организации и управлению процессами создания и развития социально-трудовых систем. В 3 вопросе рассматривается отличительная особенность социальной организации труда - приоритет проблем организационного поведения, культуры взаимодействия работников, сочетания их интересов с общими. На организационную структуру действуют более социально и культурно ориентированные факторы, которые усиливают сложность и неопределенность окружающей среды, в которой люди действуют и принимают решения. Институализация - это есть процесс создания социальных институтов (институций), процесс передачи социального опыта, социального смысла реальности. Появилась теория Новой институциальной экономики (НИЭ), которая рассматривает социальную организацию как концептуальное единство в отношении нормы поведения и ценности оказываемых обществу услуг в достижении значимых социальных целей. НИЭ опирается на три школы: - экономика прав собственности; - теория построения эффективной системы отношений между начальником и подчиненным; - минимизация числа сделок (трансакционных издержек) путем институционального регулирования на рынке стоимости сделки. В НИЭ институциональные инновации влияют как на внутренние процессы (через контроль), так и на внешнее окружение (через различные типы взаимодействия).
   
   
   
Основная литература Игнатов В.Г. и др. Экономика социальной сферы. Ростов-на-Дону: МарТ, 2001. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика / Пре. с нем. - М., 1994
   
Дополнительная литература Оксанова З.К. Социально-этический маркетинг. - М., 1997. Слезингер Г.Е. Труд в условиях рыночной экономики: Учебное пособие. - М., 1996. Социальная политика / Общ. ред. Н.А. Волгина. - М., 2002.
   
Тема 12 Социально-трудовые системы и их роль в социальной экономике
   
1. Социально-трудовые системы в рамках предприятия. 2. Проектирование и формирование социально-трудовых систем. 3. Роль и направления развития малого предпринимательства. В 1 вопросе дается характеристика понятий «система», типов и принципов организации систем, связь с другими теориями информации, организации и др. Социально- трудовые системы выступают как звенья социально-трудовой сферы на том или ином уровне хозяйствования (корпорация, отрасль, регион). Это - основные элементы в общей сети систем более высокого ранга с учетом их правового статуса, характера социальных и трудовых взаимосвязей, форм собственности. Выделяют три вида социально-трудовых отношений: - между работодателями и работниками; - между работниками в общем процессе труда; - между производителями и потребителями. Отсюда, различают три класса социально-трудовых систем: - целевые (по отраслям и сферам); - функциональные (основные и обеспечивающие); - институциональные (аналитико-исследовательские и программно-управленческие). Основная масса социально-трудовых систем сосредоточена на предприятиях. С точки зрения теории систем, предприятие есть социо-техническая система интегрированного типа, в которой с помощью множества производственных и функциональных подсистем реализуется запланированные и случайные процессы, направленные на цели и задачи системы в целом. Особая роль принадлежит организационным системам на предприятиях, которые выступают как интегрированные системы. На предприятии социальные системы - это системы социальной защиты, условия труда, занятость работников, оплата труда, уровень квалификации и др. Это обеспечивает комплексное решение проблем организации трудовой деятельности на предприятии. Во 2 вопросе освещаются этапы создания и развития социально-трудовых систем, подходы к проектированию данных систем (задание): - определение целевого, функционального и институционального назначения; - определение содержания, объема и стоимости разработки; - определение ожидаемого эффекта. С социальной точки зрения приоритетное значение имеют мероприятия, направленные на безопасность труда и социальную защиту работников, приоритет социальных требований при их формировании и использовании. Поэтому, необходимы институциональные социально-трудовые системы для осуществления функций управления во всех сферах и по всем уровням деятельности. Эти системы ориентированы на управление социально-экономическими процессами как в отраслях и сферах социальной деятельности, так и в сферах социальной деятельности, так и в сфере потребления социальных продуктов и услуг. В связи с этим выделяются три группы институциональных социально-трудовых систем: - социальное развитие человеческих ресурсов; - социальное обслуживание населения; - социальная защита населения. Социально-трудовые системы в социальной сфере призваны обеспечивать потребности всех групп населения в социальных продуктах и услугах. По 3 вопросу дается характеристика содержания, значения малого предпринимательства в преодолении монополизма, развития рыночных отношений, создании специализированных производств, новых организационных форм деятельности и т.п. В социальном плане - создание гибкой саморегулируемой системы обеспечения населения товарами и услугами, самозанятости населения, стимулирования активности людей. Освещается роль государства в поддержке малого предпринимательства, направления, формы и методы государственной поддержки. Раскрывается содержание малого предпринимательства как особой системы социально-трудовых отношений, направления его развития по пути интеграции с крупными производителями, развития сети их в регионах, создания венчурных производств в инновационных сферах и др. Малый бизнес - это новая категория социальной активности, особого рода деятельности, поэтому - это особый тип социально-трудовых систем.
   
   
   
Основная литература Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. - М., 2002. Клейнер Г.Б. и др. Проблемы управления малыми многопрофильными предприятиями корпроративного типа / Материалы международной научно-практической конференции. Вып. 1./ГУУ. - М., 1998 Ламперт Х. Социальная рыночная экономика / Пре. с нем. - М., 1994 Слезингер Г.Е. Управление социально-трудовыми системами: Учебное пособие. - М., 1996.
   
Дополнительная литература Оксанова З.К. Социально-этический маркетинг. - М., 1997. Слезингер Г.Е. Труд в условиях рыночной экономики: Учебное пособие. - М., 1996. Социальная политика / Общ. ред. Н.А. Волгина. - М., 2002.
   
 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 201; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.