|
Тема 1
| Основы и направления социальной политики в регионе
|
|
| 1. Роль социальной сферы в управлении регионом.
2. Социальная политика в регионе.
3. Механизмы реализации социальной политики.
1 вопрос. Дается определение социальной сферы как области воспроизводства и развития главного богатства общества - человеческого капитала, потенциала человеческой личности.
Содержание и развитие социальной инфраструктуры требует значительной части расходов региональных и местных бюджетов, втягивает значительную часть трудовых ресурсов-бюджетников.
Поэтому формирование и реализация социальной политики является одной из важных задач и проблем регионального управления.
Социальная политика - это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы в регионе.
Основой социальной политики в рамках отдельной территории (региона, муниципального образования) является общефедеральная государственная политика. Поэтому здесь возникает проблема и задача разграничения полномочий между уровнями власти и управления (характеристика ФЗ №131 и особенности его реализации в Тамбовской области).
2 вопрос. Раскрывается содержание социальной политики государства как системы принципов, целей, задач и средств для формирования и обеспечения социально приемлемого и допустимого населением своего положения в материальной, политической и культурной сферах жизнедеятельности общества.
В этих процессах взаимодействуют личные интересы людей, которые, в конечном счете, способствуют развитию и общества, и отдельного человека.
Социальная политика реализуется через интересы людей и выступает как управление интересами. Оно (управление) призвано устранять или смягчать противоречия между разнородными интересами различных субъектов, между текущими и стратегическими задачами общества.
Далее характеризуется структура социальной сферы: - занятость, условия труда и отдыха; - уровень материального благосостояния; - обеспеченность жильем и бытовыми условиями; - условия воспитания, образования и здравоохранения; - культура и духовные ценности; - доступность участия в общественной деятельности.
Из этого вытекают задачи государственной социальной политики: 1) обеспечение целостности сообщества, его устойчивости; 2) возможность динамичного развития; 3) недопущение социальных конфликтов.
Исходя из этих задач государства в социальной сфере, исторически возникли различные модели социальной политики: - консервативная; - либеральная; - социал-демократическая; - социалистическая.
Реализация этих моделей привела к развитию различных типов государства: - социальное государство; - либеральное; - социалистическое.
Характеризуется тип государства в России как движение к социальному, с элементами либерализма (сокращением значения и удельного веса государства в реализации отдельных задач социальной политики и развития социальной инфраструктуры).
3 вопрос. Раскрывается содержание государственных минимальных социальных стандартов (ГМСС) как минимального необходимого уровня удовлетворения социальных потребностей населения, гарантированного уровня предоставления людям жизненно необходимых социальных благ в оплате труда, пенсионном обеспечении, обеспечении жильем, образовании и здравоохранении, социальной защите и поддержке и др.
Раскрываются региональные особенности реализации ГМСС, зависимость от социально-экономического развития региона, с примерами по Тамбовской области и других регионов РФ.
|
|
|
|
|
|
| Основная литература
| Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. - М., 2002. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. - М., 2000. Регионоведение / Под ред. Т.Г. Морозовой, - М., 1998.
|
|
| Дополнительная литература
| Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики / ГУУ. М., 1999. Социальная политика / Общ. ред. Н.А. Волгина. - М., 2002.
|
|
| Тема 2
| Регулирование занятости и трудовых отношений
|
|
| 1. Государственная политика в сфере занятости.
2. Задачи регионов и МСУ в сфере занятости.
В 1 вопросе характеризуется понятие «занятость» как совокупность экономических и социальных отношений по обеспечению трудоспособного населения рабочими местами и участием в хозяйственной деятельности.
Занятость является важнейшей проблемой социальной политики, т.к. отсутствие работы (безработица) ведет к снижению доходов населения и, далее, к сокращению потребления социальных благ, свертыванию социальной сферы.
Зарплата, доходы населения выступают важным источником налоговых доходов местных бюджетов, из которых значительная часть расходуется именно в социальных целях, на содержание социальной сферы и социальной инфраструктуры.
Вместе с тем, условия труда и жизни влияют на состояние здоровья и благополучия граждан, продолжительность их жизни.
Вследствие этого, регулирование рынка труда выступает как одна из задач государственной социальной политики. В регионах (на примере Тамбовской области и других регионов РФ) регулирование рынка труда охватывает: - разработку и реализацию региональных программ занятости; - программы развития малого бизнеса; - взаимодействие с федеральными и муниципальными органами по занятости; - координацию и контроль деятельности структур по занятости; - организацию систем подготовки и переподготовки работников; - информационное обеспечение рынка труда; - взаимодействие с другими регионами по проблемам занятости населения.
2 вопрос. Освещаются теория и практика реализации направленной политики занятости и регулирования трудовых отношений: - разработка и реализация экономических и других механизмов регулирования занятости, рынка труда и трудовых отношений; - координация и контроль деятельности управляющих структур муниципалитетов, предприятий и организаций в сфере занятости; - оказание информационной поддержки заинтересованным сторонам, в т.ч. и населению, по вопросам занятости; - создание банка вакансий и рабочих мест; - формирование заказа на общественные работы; - создание центров социально-психологической адаптации, учебно-методических центров профессиональной переподготовки; - создание служб профориентации молодежи; - мониторинг рынка труда и занятости.
В этой деятельности в регионах используются различные формы содействия занятости населения: - ярмарка вакансий; - организация общественных работ; - организация бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей; - помощь в трудоустройстве лицам, особо нуждающимся в социальной защите - молодежи, инвалидам, женщинам, бывшим военнослужащим и другим категориям населения; и другие формы.
С этой целью разрабатываются региональные законы и программы (в т.ч., и о квотировании рабочих мест).
|
|
|
|
|
|
| Основная литература
| Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. - М., 2002. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. - М., 2000.
|
|
| Дополнительная литература
| Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики / ГУУ. М., 1999. Социальная политика / Общ. ред. Н.А. Волгина. - М., 2002.
|
|
| Тема 3
| Управление охраной здоровья населения
|
|
| 1. Цели и задачи организации здравоохранения.
2. Финансирование системы здравоохранения.
1 вопрос. Характеристика здравоохранения как важнейшей части социальной сферы и социальной инфраструктуры, неотъемлемого элемента развития человеческого капитала, системы трудоспособности и продолжительности жизни.
Характеристика цели здравоохранения как предоставление медицинских услуг значительно обедняет содержание и сущность здравоохранения, ограничивает его доступность для широких слоев населения минимумом социальных стандартов, не стимулирует повышение качества медицинского обслуживания, неоправданно расширяет рыночные подходы в медицинском обслуживании, слабо соответствует принципам социального государства.
В регионах функции управления здравоохранением осуществляются по таким направлениям: - контроль за соблюдением законодательства о здравоохранении; - организация системы управления охраной здоровья; - организация обязательного медицинского страхования; - лицензирование деятельности учреждений и организаций здравоохранения; - мониторинг ситуации с заболеваниями населения, состоянием здоровья; - организация медико-профилактической работы; - организация лекарственного обеспечения, и другим.
Во 2 вопросе освещаются источники финансирования здравоохранения: 1) бюджетные средства из бюджетов всех уровней; 2) средства фонда обязательного медицинского страхования (внебюджетные средства); 3) добровольное медицинское страхование; 4) платные медицинские услуги.
Источник ФОМС - страховые взносы предприятий и организаций в составе единого социального налога (ЕСН). За неработающих граждан эти взносы вносит бюджет региона.
Сегодня система здравоохранения в стране испытывает ряд проблем: - недостаточность средств на оплату труда медработников и материально-техническое обеспечение системы; - выбор приоритетов развития - профилактика, первичное звено, повышение оплаты труда и др.; - необходимость улучшения организационной структуры медицинского обслуживания; - подготовка специалистов по основным направлениям; - расширение платности услуг, неоправданная коммерциализация здравоохранения; - невысокое качество медицинского обслуживания.
Эти и другие проблемы должны решаться в рамках национального проекта по здравоохранению. Его реализация направлена на значительное обновление медицинского оборудования, износ которого в первичном звене (ЛПУ, ФАП, участковые больницы, которые обслуживают 95% процентов населения) составляет 65%, укомплектованность врачами - 56%, износ зданий и сооружений - более 30%, более трети врачей не проходили переподготовку.
Кроме того, значительно ослабла профилактическая компонента в медицинском обслуживании, снижается продолжительность жизни, растет смертность, значительно отстает обеспеченность в сельской местности, растут расходы населения на оплату услуг, ФОМС не справляется со своими задачами.
|
|
|
|
|
|
| Основная литература
| Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. - М., 2002.
|
|
| Дополнительная литература
| Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. - М., 2000. Регионоведение / Под ред. Т.Г. Морозовой, - М., 1998. Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики / ГУУ. М., 1999. Социальная политика / Общ. ред. Н.А. Волгина. - М., 2002.
|
|
| Тема 4
| Управление системой социальной поддержки населения
|
|
| 1. Проблемы социальной защиты.
2. Критерии и механизмы социальной поддержки.
3. Финансирование социального обслуживания.
1 вопрос. Дается характеристика социальной защиты как системы законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающих всем трудоспособным - равные права и условия для труда, нетрудоспособным (социально уязвимыми) слоям - преимущества в пользовании социальной поддержкой во всех формах.
Социальная поддержка рассматривается как система временных или постоянных мер адресной помощи отдельным категориям населения в кризисной ситуации.
Реализация функцией социальной защиты и поддержки является прерогативой государства, но практически основную часть реализуют регионы и муниципальные образования за счет своих бюджетов. Это - денежные пособия, льготы при оплате услуг, компенсации, помощь продуктами и одеждой, возмещение населению некоторых других расходов.
Во 2 вопросе рассматриваются основные критерии социальной поддержки: - уровень материальной обеспеченности в расчете душевного дохода человека (семьи). Норматив душевного дохода определяется ценой потребительского набора прожиточного минимума в расчете на 1-го человека; - нетрудоспособность (временная или постоянная); - утрата жилища или имущества.
Для категорий, нуждающихся в социальной поддержке, разрабатываются специальные программы социальной защиты и социальной поддержки: - программы объединенные, рассчитанные на определенную социальную группу населения (например, «Дети России»); - программы проблемного характера, для решения какой-то социальной проблемы (например, ликвидация последствий катастрофы на ЧАЭС).
Основную деятельность осуществляют Центры социального обслуживания. Они проводят: - поддержку граждан пожилого возраста и инвалидов; - поддержку семьи, материнства и детства; - поддержку других нуждающихся лиц, в критической ситуации.
По 3 вопросу освещается порядок бесплатного социального обслуживания в объемах государственных стандартов социального обслуживания за счет средств бюджетов и субвенций из федерального бюджета и регионов. При этом руководствуются установленными перечнями социальных услуг.
Платное обслуживание осуществляется за счет средств населения, в ряде случаев - предприятий и организаций, по установленным размерам и ценам.
|
|
|
|
|
|
| Основная литература
| Буреш О.В., Раимова А.Т. Совершенствование регионального управления в условиях рынка. - М., 2003. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. - М., 2002.
|
|
| Дополнительная литература
| Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. - М., 2000. Регионоведение / Под ред. Т.Г. Морозовой, - М., 1998. Социальная политика / Общ. ред. Н.А. Волгина. - М., 2002.
|
|
| Тема 5
| Управление образованием, развитием культуры и досуга
|
|
| 1. Управление образованием.
2. Регулирование в сфере культуры и досуга.
3. Развитие физической культуры и спорта.
4. основы молодежной политики.
В 1 вопросе даются особенности сферы образования: - оно определяет конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность региона; - требует длительного времени; - требуются значительные вложения средств и ресурсов; - оставляет самую большую статью расходов местных бюджетов.
Региональная политика в сфере образования строится на принципах: - гуманистический характер; - общедоступность и бесплатность; - светский характер; - свобода и разносторонность, вариативность форм образования.
Вместе с тем, расширяется платное образование, что вызывает негативные последствия: - снижение доступности бесплатного образования; - снижение качества, усиление коммерциализации сферы образования; - усиление социального неравенства.
Непродуманное реформирование образования в настоящее время снижает эффективность управления этой сферой, так как: - не выработаны единые четкие требования; - сохраняется неопределенность специфического содержания управления образованием; - не создана новая система управления образованием.
Управление образованием включает в себя: 1) государственные образовательные стандарты и программы; 2) сеть органов управления и учреждений различного уровня.
Региональный и муниципальный уровни управления образованием совместно осуществляют: - планирование, организацию и регулирование деятельности органов и учреждений образования; - определение структуры и полномочий, осуществление контроля за деятельностью образования.
Финансирование системы образования складывается из таких источников: 1) средства региональных и муниципальных бюджетов; 2) средства соответствующих фондов развития образования; 3) расходы регионального бюджета на оплату труда, учебные пособия и технические средства обучения, хозяйственные расходы; 4) доходы от собственной деятельности.
По 2 вопросу дается характеристика понятия «культура» как исторически сложившийся уровень и образ жизни общества, характер духовных ценностей, образ и формы деятельности. Жизненные ориентации, тип взаимоотношений, обычаи и традиции, достижения в творческой деятельности и т.д.
В содержании культуры выделяют: - культурные ценности; - культурное наследие; - культурные блага; - культурная деятельность по сохранению культурного наследия, сохранению и распространению культурных ценностей и благ.
Из этого вытекает, что управление культурой есть формирование и осуществление культурной политики, организация деятельности учреждений и организаций культуры, культурной жизни общества в целом с учетом исторических и национальных особенностей.
В регионах управление культурой решает такие задачи: - реализация федеральных программ; - осуществление региональных целевых программ в области культуры; - создание нормативно0прововой и организационно-методической базы региональной политики в области культуры; - поддержка учреждениям и организациям;- осуществление финансирования за счет бюджетных средств, платных услуг, общественных фондов; - ограничения творческой деятельности;- обеспечение равенства культур, прав и свободы общностей и конфессий; - общедоступность ценностей; - создание условий для развития сети специализированных учреждений и организаций; - контрольные функции в сфере культуры, охрана культурного наследия.
Организация культуры связана с досугом людей. Досуг - свободное время, характер которого определяется: - системой предпочтений и ценностной направленностью свободного времени; - уровнем культуры, социализации человека; - характером профессиональной деятельности; - экономической стабильностью общества.
Отсюда, управление культурно-досуговой сферой направлено на: - развитие общественных инициатив в виде фондов, движений, клубов и т.п.; - расширение перечня развлечений; - развитие с использованием рыночных отношений; - контроль за платностью услуг, деятельностью в сфере услуг.
По 3 вопросу рассматриваются функции физической культуры и спорта. Это - укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни. Выделяются две сферы - профессиональный спорт и массовая физическая культура.
Профессиональный спорт является предметом федеральных и региональных властей, массовая физическая культура - предмет внимания муниципального управления.
Регулирование этой сферы предусматривает: - установление льгот по налогам и сборам; - выделение дополнительных компенсаций и установление гарантий деятельности; - регулирование цен и тарифов на услуги ЖКХ, аренду помещений и сооружений и т.п.; - выделение средств для содержания помещений и сооружений, оборудования и т.п.; - оплата труда работников; - формирование правовой базы деятельности.
В 4 вопросе рассматриваются основы молодежной политики в стране, ее цели и задачи: - социальное становление, культурное, духовное и физическое развитие молодежи; - реализация общественно значимых инициатив, программ и проектов молодежи; - обеспечение участия молодежи в социально-экономической, культурной и политической жизни; - расширение возможностей выбора жизненного пути и личного успеха.
В регионах управление физической культурой и спортом решает такие задачи: - финансирование данной сферы, программ и проектов, различных мероприятий; - проведение единой молодежной политики; - создание условий и гарантий молодежи дл самореализации; - соблюдение прав и интересов молодежи; - духовное, патриотическое и интеллектуальное развитие молодых людей; - поддержка инициатив в области социальной защиты молодежи и развития досуга; - анализ положения дел и прогнозирование развития молодежной среды; - организация сотрудничества молодежных организаций; - координация деятельности по молодежным проблемам.
Необходима выработка эффективной молодежной политики как совокупности целей и средств создания и обеспечения условий и гарантий для самореализации молодых людей и развития молодежных движений и инициатив. В России 2009 год объявлен «Годом молодежи».
|
|
|
|
|
|
| Основная литература
| Буреш О.В., Раимова А.Т. Совершенствование регионального управления в условиях рынка. - М., 2003. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. - М., 2002. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. - М., 2000.
|
|
| Дополнительная литература
| Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики / ГУУ. М., 1999. Социальная политика / Общ. ред. Н.А. Волгина. - М., 2002.
|
|
| Тема 6
| Предмет и теоретические основы социальной экономики
|
|
| 1. Основные понятия и проблемы.
2. Теоретические предпосылки социальной экономики.
3. Принципы и условия социальной экономики.
4. Взаимосвязи с другими научными дисциплинами.
В 1 вопросе подчеркивается зависимость процессов экономической стабилизации и подъема от увеличения доли социально активного населения, обеспеченного занятостью и доходами. Из этого вытекает, что целью экономического роста может быть только последовательное улучшение условий жизни, развития и эффективного использования демографических, трудовых, природных, научно-технических, материальных и финансовых ресурсов.
Оценка реального состояния экономики может быть дана лишь по критериям уровня жизни населения (страны, региона), социально ориентированного развития.
Поэтому курс социальной экономики - реализация системного подхода в развитии экономики, труда и управления.
Из этого вытекают задачи управления: - формирование и применение целевых, функциональных и институциональных социально-трудовых систем; - развитие и использование социально-трудового потенциала экономического роста; - создание и функционирование рабочих мест, регулирование процессов; - создание условий для развития деловой инициативы экономически активного населения.
В социальном государстве социальная экономика есть система хозяйствования для достижения социально ориентированного экономического роста при экономически ориентированном социальном развитии. При этом центральное место занимает человеческий капитал - главный фактор роста и направления инвестиций.
В связи с этим, социальная сфера выступает как особая область государственно- управленческой, научной и учебной, трудовой и хозяйственной деятельности, направленной на человека с его потребностями. Социальная сфера - это совокупность различных видов, функций и организационных форм социальной деятельности. Они все имеют общую цель: - охрана здоровья и жизни; - улучшение жилищных и бытовых условий; - представление прав и возможностей в образовании и оплата труда, работы; - доступ к средствам социально-культурного развития; - социальные гарантии пенсионерам и другим нетрудоспособным.
Во 2 вопросе раскрываются теоретические предпосылки кА условия развития экономики для реализации целей социально-экономического развития. Среди них: - политический фактор как основа социально-трудовых отношений, ценностей и мотивации деятельности, роли человеческого капитала; - организационный фактор как основа сочетания на территориальном уровне местных природных, демографических, технологических, культурных условий жизни населения; - управленческий фактор кА целенаправленное воздействие на экономические и социальные процессы на тактическом и стратегическом уровне (мониторинги, прогнозы, расчеты, программы); - системно-инструментальный фактор - создание организационных, управленческих и технологических механизмов решения экономических и социальных задач на всех уровнях хозяйствования; - социально-трудовые системы как совокупность элементов трудовой деятельности в единстве с социально-трудовыми отношениями между людьми, возникающими в процессе совместной деятельности.
По 3 вопросу раскрываются принципы социальной экономики: 1) единство социально ориентированной экономической политики и экономически ориентированной социальной политики; 2) разграничение и интеграция элементов социальной экономики на микро-, мезо-, макроуровнях; 3) системный анализ и использование источников и факторов социально- экономического роста - расширение объема природных, материально-вещественных и человеческих ресурсов, технологии, организации, стимулирования; 4) формирование и развитие социального партнерства между субъектами труда, капитала и политики как условия социально-экономического роста; 5) регулирование социально-экономических процессов для увеличения доходов от расширения занятости, роста оплаты труда, других задач.
Отсюда вытекают задачи социальной экономики: - обеспечение роста социально активной части населения и эффективное использование трудового потенциала; - воспроизводство товаров и услуг массового потребления;- воспроизводство благоприятных условий жизни человека и общностей; - социализация экономической среды на основе социального партнерства; - развитие социальной сферы и соответствующей инфраструктуры для обеспечения доступности потребления широким массам населения; - развитие системы профессиональной ориентации, переобучения и поддержки населения; - разграничение доли трудовых и социальных доходов в составе ВВП для обеспечения приоритетной ориентации экономики на социальное развитие и повышение уровня жизни людей. Наконец, по 4-му вопросу раскрывается связь социальной экономики с экономикой и управлением народным хозяйством, социологией и социальным менеджментов, социальной защитой и страхованием.
Кроме того, социальная экономика учитывает результаты демографии, экономической географии, социальной экологии, политологии, прогностики, теории организации, теории и практики управления социально- трудовыми системами.
|
|
|
|
|
|
| Основная литература
| Аллс М. Условия эффективности экономики / пре. С фр. - М., 1998. Игнатов В.Г. и др. Экономика социальной сферы. Ростов-на-Дону: МарТ, 2001. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика / Пре. с нем. - М., 1994
|
|
| Дополнительная литература
| Нестеренко А. Социальная рыночная экономика: концептуальные основы, исторический опыт, уроки для России // Вопросы экономики, 1998, № 8. Социальная политика / Общ. ред. Н.А. Волгина. - М., 2002.
|
|
| Тема 7
| Методология построения и развития социальной экономики
|
|
| 1. Место и условия экономического роста в социальной экономике.
2. Формирование региональной политики занятости.
3. Преодоление бедности как макроэкономическая задача.
В 1 вопросе раскрываются методологические основы теории социальной экономики - это теория систем, единой интегральной системы, системный анализ стратегических решений по уровням разграничения между различными уровнями управления и субъектами собственности. Так, на макроуровне разрабатывается и реализуется прогнозирование и стратегия социально-экономического развития, на микроуровне - планирование деятельности, что находится в компетенции организаций, экономических субъектов.
На макроуровне (анализ, прогнозирование, статистика и т.п.) отражается виртуальная экономика, на микроуровне - реальная, физическая экономика, производство товаров и услуг на рынок.
Связующим звеном между макро- и микроуровнями выступает мезоуровень экономики, где соединяются интересы производителя с интересами социально- экономического развития регионов и страны в целом.
На каждом уровне социальной экономики существуют свои определяющие проблемы: - на микроуровне - конкретные проблемы доходности, рентабельности, прибыли, развития производства и сбыта, инвестиций и др.; - на мезоуровне - изучение состояния рынков товаров, труда, капиталов, их регулирование, взаимодействие с органами управления и с предприятиями; - на макроуровне - анализ, прогнозирование, стратегия социально-экономического развития в связи с задачами и проблемами социальной экономики.
Важное направление стратегии на макроуровне - обеспечение роста доходов работающего населения. Здесь освещаются три группы факторов уровня доходности труда: - 1-ая группа - факторы совокупного продукта - объем и конкурентоспособность товаров, работ, услуг; - 2-ая группа - факторы совокупного субъекта труда - численность и структура работающего населения, уровень оплаты труда; - 3-я группа - факторы совокупного экономического результата - структура и уровень затрат (себестоимость продукции) в сопоставлении с уровнем цен.
Системный анализ этих факторов выступает основой стратегии и механизма повышения уровня экономических результатов совокупного труда на макроуровне.
Такой подход дает возможность определить приоритетные направления устойчивого экономического роста и социального развития, основные направления достижения социальной ориентированности экономической политики, условия экономического роста на каждом уровне хозяйствования: - на микро уровне - эффективное использование ресурсов; - на мезоуровне - развитие предпринимательства, рост занятости и т.д.; - на макроуровне - оптимизация экономической среды для привлечения инвестиций, расширения кредитования, роста налоговой базы, увеличения социальной помощи и др.
Во 2 вопросе рассматриваются задачи региональной политики занятости, тенденции в экономике России в области занятости: - увеличение доли занятых в негосударственном секторе; - уменьшение доли занятых в материальном производстве; - рост доли занятых в сфере обслуживания и социальной сфере; - снижение доли занятых на крупных и средних предприятиях при росте в малых предприятиях; - рост занятости в добывающих отраслях при уменьшении в обрабатывающих; - быстрый рост управленческого аппарата на предприятиях и в органах управления; - сокращение числа занятых в традиционных рабочих профессиях; - расширение новых форм занятости (в охране окружающей среды, переработке отходов, дорожном строительстве и т.п.).
Развитие этих тенденций в России ведет к широкому распространению разнообразных форм организации и использования рабочего времени вместо традиционных жестких стандартных режимов работы. При этом решаются 2 цели: - социальная - улучшить занятость работников с учетом их индивидуальных и коллективных интересов; - экономическая - повысить тарифную оценку стоимости нормо-часа исходя из реального роста производительности труда и эффективности, обеспечить рост зарплаты.
В 3 вопросе рассматривается решение проблемы бедности, связанные с методологией измерения уровня жизни.
Под чертой бедности понимается стоимость обеспечения минимального необходимого для конкретного минимального необходимого для конкретного человека в конкретном месте и в данное время уровня благосостояния.
Мера бедности рассматривается как зависимость черты бедности, численности населения и числа бедных, выступает базой статистического учета индекса бедности в социально ориентированном анализе.
Основной подход к проблеме бедности - способы прямого или косвенного воздействия на реальные доходы домашних хозяйств через влияние на производительную структуру общества.
Бедность и безработица взаимосвязаны, один процент роста безработицы увеличивает распространение бедности на 0,112 пункта. В России можно использовать рекомендации МВФ: - субсидирование потребления отдельных товаров; - субсидирование цен субсидируемых товаров; - обеспечение прибыли для субсидируемых товаров; - предоставление субсидий, денежных трансфертов бедным группам населения (целевым назначением).
|
|
|
|
|
|
| Основная литература
| Буреш О.В., Раимова А.Т. Совершенствование регионального управления в условиях рынка. - М., 2003. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. - М., 2002. Игнатов В.Г. и др. Экономика социальной сферы. Ростов-на-Дону: МарТ, 2001. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика / Пре. с нем. - М., 1994
|
|
| Дополнительная литература
| Нестеренко А. Социальная рыночная экономика: концептуальные основы, исторический опыт, уроки для России // Вопросы экономики, 1998, № 8. Слезингер Г.Е. Труд в условиях рыночной экономики: Учебное пособие. - М., 1996. Социальная политика / Общ. ред. Н.А. Волгина. - М., 2002.
|
|
| Тема 8
| Стратегия социально-экономического развития
|
|
| 1. Определение целей социально-экономического развития.
2. Концепция устойчивого развития.
3. Разработка и реализация стратегических решений.
По 1 вопросу дается определение стратегии как определенности действий, направленности намерений в достижении целей. Тактика - развитие и реализация стратегии.
Черты стратегии: - сочетание науки и искусства по определению целей и действия; - концепция долговременных решений; - системное использование политических, экономических, социальных и других факторов в разработке и реализации целей и средств; - организация и управление процессом реализации стратегии; - выработка соответствующей социально-экономической политики.
Основой рыночной стратегии выступает концепция социальной рыночной экономики (Людвиг Эрхард, канцлер Германии после 2-й мировой войны). В этой концепции главное звено - свобода потребления взамен принудительного распределения, характерного для военной экономики, регулируемой экономики.
Для создания «социально направленной экономики» надо поднимать и развивать производство, поднимать производительность труда, тем самым снижать цены и повышать реальную зарплату.
Морис Алле, Франция, Нобелевский лауреат по экономике 1988 г. - деньги должны зарабатываться трудом, а не быть даровыми доходами от сверхприбыли на земельную собственность, процента на капитал, прибыли, инфляции и т.п. Предложил теорию максимальной эффективности на основе глубоких изменений в производстве: закрытие убыточных предприятий, сокращение доли сельскохозяйственного населения, др. меры. Экономическая эффективность - уровень удовлетворения материальных потребностей в различных социальных группах (а не прибыль, норма дохода от капитала или собственности).
В рыночной стратегии существуют два основных подхода: - стратегия удовлетворения потребностей, основанная на организации производства; - стратегия непрерывного и последовательного процесса выравнивания и адаптации стратегических решений на основе обратной связи.
Стратегия социального развития неотделима от экономического развития и стратегии эффективного труда. Глобальная цель стратегии социально-экономического развития России нацелена на обеспечение устойчивого экономического роста при опережающих темпах роста реальных доходов и эффективности трудового потенциала.
Стратегия повышения эффективности труда предполагает: 1) переход к эффективизации экономики (сравнить с интенсификацией) - повышение отдачи на 1 рубль основных и оборотных средств на каждом уровне хозяйствования за счет предпринимательства и комплексного использования всех факторов конкурентоспособности: 2) рост человеческого капитала за счет роста производительности, эффективности и доходности труда при росте его оплаты за счет повышения квалификации и развития условий труда; 3) эффективизация социальной защиты, т.е. повышение надежности систем гарантий социального обеспечения на адресной основе, развития сферы социальных услуг и т.д.
Во 2 вопросе о концепции устойчивого развития, принятой в 1992 г. В Рио-де- Жанейро на международной конференции ООН (от России - вице-президент А. Руцкой). В РФ утверждена указом президента 01.04.1996 г. Реализация Концепции предусматривает решение ряда задач: 1) обеспечение стабилизации экологической ситуации; 2) улучшение состояния окружающей среды в рамках преобразования экономики, новой модели хозяйствования и управления; 3) массовое внедрение энерго- и ресурсосбережения, изменения структуры личного и общественного потребления.
4) Важная часть Концепции - система индикаторов, принятая в 1995 г., включающая набор из 130 показателей: - факторы развития человеческой деятельности; - характеристика состояния развития страны; - характеристика системы реагирования на изменения в окружающем мире.
Система индикаторов (социальных, экономических, экологических, институциональных) помогает определить этапы и механизмы усиления эффективизации развития социальной экономики.
В 3 вопросе выделяются этапы разработки структуры модели стратегии развития, освещается технология решения стратегических задач, подчеркивается необходимость нормативной базы стратегических решений, в т.ч. и на уровне региона.
Особо уделяется внимание роли социальных индикаторов в управлении стратегией развития, оценке эффективности стратегических решений.
|
|
|
|
|
|
| Основная литература
| Аллс М. Условия эффективности экономики / пре. С фр. - М., 1998. Буреш О.В., Раимова А.Т. Совершенствование регионального управления в условиях рынка. - М., 2003. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. - М., 2002. Игнатов В.Г. и др. Экономика социальной сферы. Ростов-на-Дону: МарТ, 2001.
|
|
| Дополнительная литература
| Ламперт Х. Социальная рыночная экономика / Пре. с нем. - М., 1994 Нестеренко А. Социальная рыночная экономика: концептуальные основы, исторический опыт, уроки для России // Вопросы экономики, 1998, № 8. Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики / ГУУ. М., 1999.
|
|
| Тема 9
| Организационные основы социальной экономики
|
|
| 1. Структурирование социальной экономики по уровням хозяйствования.
2. Развитие интеграции экономических субъектов.
3. Организационное обеспечение структурной перестройки экономики.
4. Эффективное использование и развитие производственных мощностей предприятий.
В 1 вопросе раскрывается роль и значение теории и практики таких процессов как «организация» и «менеджмент» в социальной экономике, т.е. организация социальной экономики заключается в том, чтобы на основе анализа обстановки в экономике и социальной сфере с учетом корреляционных решений найти и реализовать оптимальные варианты предотвращения кризисных явлений. Другими словами, на основе антикризисных технологий своевременно выявлять и устранять (или локализовать) причины кризисных явлений.
Раскрывается влияние цикличности развития экономики на динамику социально- экономических изменений, обеспечение устойчивости развития.
Во 2 вопросе раскрывается значение формирования сетевых систем в управлении, которые обеспечивают различные формы взаимодействия хозяйствующих субъектов. Освещаются два типа сетевых стратегий: - стратегия снижения себестоимости при использовании дешевых внешних источников поставок сырья, товары и услуг; - инновационные стратегии, комбинирование нескольких видов деятельности для разработки новых товаров и услуг для изменяющегося рынка.
Использование обеих стратегий дает круговое взаимодействие с партнерами, приводит к сферическому структурированию, где наиболее сильно побуждение к экономичности и гибкости хозяйственной деятельности. В этом процессе человеческий капитал рассматривается как ключевой элемент стратегии поддержки конкурентоспособности.
Организация региональной инфраструктуры выступает как фактор и условие выбора сферы поддержки региона со стороны региона, и как механизм регионального развития.
В 3 вопросе внимание уделяется освещению проблем перехода к рынку в нашей стране, необходимости развития организационной структуры управления для обеспечения процессов структурной перестройки экономики страны в целом и регионов.
В структурировании экономики необходимо переходить от преобладающего по кА отраслевого признака к интеграции разных отраслей по признаку конечного продукта. Эта структурная перестройка должна быть направлена на построение социальной экономики: - развитие многоотраслевого высокотехнологического комплекса производственных структур; - обеспечение роста благосостояния населения и занятости активной его части; - укрепление безопасности страны и интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей.
В 4 вопросе обращается внимание на проблемы коренного обновления производственных мощностей, модернизацию основных средств, развитие инновационного инвестирования в сферу материального производства и т.д.
При этом в целях развития социальной экономики необходимо обеспечить сочетание интересов каждого субъекта рынка как конкурентоспособного товаропроизводителя с его заинтересованностью в создании благоприятной экономической и социальной среды.
|
|
|
|
|
|
| Основная литература
| Аллс М. Условия эффективности экономики / пре. С фр. - М., 1998. Буреш О.В., Раимова А.Т. Совершенствование регионального управления в условиях рынка. - М., 2003.
|
|
| Дополнительная литература
| Нестеренко А. Социальная рыночная экономика: концептуальные основы, исторический опыт, уроки для России // Вопросы экономики, 1998, № 8. Социальная политика / Общ. ред. Н.А. Волгина. - М., 2002.
|
|
| Тема 10
| Управление и прогнозирование социально-экономического развития
|
|
| 1. Функции управления социально-экономическими процессами.
2. Регулирование спроса и предложения как задача макроуправления.
3. Прогноз основных макроэкономических и социальных показателей.
4. Институциональное регулирование и основы прогнозирования.
В 1 вопросе освещается концепция управления социально-экономическими процессами двоякого вида: как естественными и общественными процессами. В экономике - это: естественные - между человеком и природой, область инженерной экономики; общественные - между людьми, область социальной экономики, социальные технологии, политические и организационные процессы.
Обе эти области интегрируются в социально-экономические процессы как совокупность процессов формирования и функционирования социально-экономической системы с определенной динамикой на различных уровнях хозяйствования. Управление социально-экономическими процессами есть целенаправленное воздействие на естественные и общественные процессы для необходимых изменений в развитии экономики.
В рыночной экономике в регулировании используются 3 подхода: - неоконсерватизм - регулирование совокупного предложения на микроуровне с помощью кредитно-денежной политики; - неокейнсианство - приоритет совокупного спроса на макроуровне с применением для стимулирования налогово-бюджетной политики (поощрение спроса и частных инвестиций).
Далее, раскрываются основные функции управления социально-экономическими процессами: анализ и оценка, стратегическое планирование, организация регулирования, реализация решений.
Во 2 вопросе рассматриваются условии: - обеспечения роста платежеспособного спроса на основе повышения уровня реальных доходов; - обеспечение роста спроса товаропроизводителей; увеличение использования имеющихся производственных мощностей; - обеспечение сбалансированности спроса и предложения на региональном и муниципальном уровнях.
Отдельно освещается регулирование на рынке труда, переход к активной политике регулирования социально-трудовой сферы.
Раскрывается значение человеческого капитала для процессов накопления и экономического роста, как накапливающегося фактора производства. При этом различается: - человеческий капитал как вклад индивидуалов, отражающий профессионально- квалификационный уровень работников; - капитал знаний ориентирован на разработку перспективных проблем развития экономики применительно к различным условиям хозяйствования.
В 3 вопросе рассматриваются содержание прогнозирования и прогностики, объекты прогнозирования и технологии прогнозов, социальное прогнозирование. Оно понимается как исследование, направленное на выработку вариантов решений перспективных социальных проблем с учетом доступных ресурсов и намеченных целей социально- экономического развития.
Рассматриваются показатели социально-экономического развития, разработка сценарных условий для различных вариантов развития.
Обращается внимание на разработку прогнозов инфляции, демографической ситуации, оплаты труда, экономической безопасности и другие макропоказатели.
В 4 вопросе освещаются «экономика физических лиц» или «наноэкономика», предпосылки и условия ее формирования. Это влечет к изменению цели организации государственного управления социально-экономическими процессами. Это - выработка оптимальной стратегии и тактики (конвенций, прогнозов, программ) развития экономики (в целом, по секторам и регионам) с подготовкой необходимых институциональных решений и действий: - проведение отраслевой и региональной структуризации экономики; - формирование соответствующих структур органов управления; - создание перечня квалификационных требований в государственной службе; - установление системной связи государственного управления с муниципальным управлением; - установление социальных стандартов и норм потребления; - регулирование оплаты труда, социального допустимого уровня безработицы, соотношения доходов населения, и другое.
|
|
|
|
|
|
| Основная литература
| Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. - М., 2002. Игнатов В.Г. и др. Экономика социальной сферы. Ростов-на-Дону: МарТ, 2001. Регионоведение / Под ред. Т.Г. Морозовой, - М., 1998.
|
|
| Дополнительная литература
| Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики / ГУУ. М., 1999. Социальная политика / Общ. ред. Н.А. Волгина. - М., 2002.
|
|
| Тема 11
| Социально-трудовой потенциал и основы социальной организации труда
|
|
| 1. Человеческий капитал, его воспроизводство, накопление и использование.
2. Социальная организация труда и менеджмент.
3. Институализация процессов социальной организации труда.
В 2 вопросе рассматривается социально-трудовой потенциал как связь социального и трудового потенциалов, обеспечивающих экономический рост за счет факторов, зависящих от человека и его трудовой деятельности. Возникает необходимость экономической оценки потенциальных возможностей человека как главного фактора в производстве интеллектуальных и материальных продуктов и услуг, как наиболее выгодное направление инвестиций.
Рассматривается соотношение явлений и понятий «социальная защита» и «человеческий капитал», который обеспечивает средства для осуществления социальной защиты.
В человеческий капитал включают знания и умения, занятость и оплату труда. Используются показатели работоспособности, квалификации, потенциальной эффективности труда, уровня занятости.
Разработка комплексных программ обеспечения потребности в трудовых ресурсах обеспечивает соответствие между занятостью и экономическим ростом, выступает как форма институциального регулирования рынков труда, структурных изменений в трудовой деятельности.
Человеческий капитал выступает как конкретная экономическая категория, в которой соединяются: во-первых, что присуще человеку как создателю материальных и духовных благ на основе прогресса науки и техники, расширения потенциальных возможностей человека, развития интеллектуальных видов деятельности; во-вторых, экономическая сущность человека, его воспроизводство на основе динамичного развития общего и специального образования.
Раскрытие содержания ИРЧП, его роли в комплексной, интегральной оценке социально-экономического развития.
Во 2 вопросе освещается роль и содержание социальной организации труда, усиление социальной роли государственного управления в этих процессах. Различаются направления социальной организации труда: - целевое, т.е. по стратегическим целям и задачам уровня хозяйствования (территория, отрасль); - функциональное, т.е. по выполняемым функциям постоянного характера для достижения целей и задач; - институциональное регулирование, т.е. выработка и контроль соблюдения общих правил деятельности целевых и функциональных исполнительных органов.
Основным механизмом выступает формирование социально-трудовых систем. Они определяют взаимодействие работника-производителя со всеми внутренними и внешними факторами и условиями трудовой деятельности и другими субъектами социально-трудовых и правовых отношений.
Социальная организация труда предполагает приоритетность социальной ориентации организационно-управленческой деятельности (менеджмента) в любой сфере социальной экономики.
Менеджмент в социальной организации труда рассматривается как определенный вид профессиональной деятельности по организации и управлению процессами создания и развития социально-трудовых систем.
В 3 вопросе рассматривается отличительная особенность социальной организации труда - приоритет проблем организационного поведения, культуры взаимодействия работников, сочетания их интересов с общими. На организационную структуру действуют более социально и культурно ориентированные факторы, которые усиливают сложность и неопределенность окружающей среды, в которой люди действуют и принимают решения.
Институализация - это есть процесс создания социальных институтов (институций), процесс передачи социального опыта, социального смысла реальности. Появилась теория Новой институциальной экономики (НИЭ), которая рассматривает социальную организацию как концептуальное единство в отношении нормы поведения и ценности оказываемых обществу услуг в достижении значимых социальных целей.
НИЭ опирается на три школы: - экономика прав собственности; - теория построения эффективной системы отношений между начальником и подчиненным; - минимизация числа сделок (трансакционных издержек) путем институционального регулирования на рынке стоимости сделки.
В НИЭ институциональные инновации влияют как на внутренние процессы (через контроль), так и на внешнее окружение (через различные типы взаимодействия).
|
|
|
|
|
|
| Основная литература
| Игнатов В.Г. и др. Экономика социальной сферы. Ростов-на-Дону: МарТ, 2001. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика / Пре. с нем. - М., 1994
|
|
| Дополнительная литература
| Оксанова З.К. Социально-этический маркетинг. - М., 1997. Слезингер Г.Е. Труд в условиях рыночной экономики: Учебное пособие. - М., 1996. Социальная политика / Общ. ред. Н.А. Волгина. - М., 2002.
|
|
| Тема 12
| Социально-трудовые системы и их роль в социальной экономике
|
|
| 1. Социально-трудовые системы в рамках предприятия.
2. Проектирование и формирование социально-трудовых систем.
3. Роль и направления развития малого предпринимательства.
В 1 вопросе дается характеристика понятий «система», типов и принципов организации систем, связь с другими теориями информации, организации и др. Социально- трудовые системы выступают как звенья социально-трудовой сферы на том или ином уровне хозяйствования (корпорация, отрасль, регион). Это - основные элементы в общей сети систем более высокого ранга с учетом их правового статуса, характера социальных и трудовых взаимосвязей, форм собственности.
Выделяют три вида социально-трудовых отношений: - между работодателями и работниками; - между работниками в общем процессе труда; - между производителями и потребителями.
Отсюда, различают три класса социально-трудовых систем: - целевые (по отраслям и сферам); - функциональные (основные и обеспечивающие); - институциональные (аналитико-исследовательские и программно-управленческие).
Основная масса социально-трудовых систем сосредоточена на предприятиях. С точки зрения теории систем, предприятие есть социо-техническая система интегрированного типа, в которой с помощью множества производственных и функциональных подсистем реализуется запланированные и случайные процессы, направленные на цели и задачи системы в целом.
Особая роль принадлежит организационным системам на предприятиях, которые выступают как интегрированные системы.
На предприятии социальные системы - это системы социальной защиты, условия труда, занятость работников, оплата труда, уровень квалификации и др. Это обеспечивает комплексное решение проблем организации трудовой деятельности на предприятии.
Во 2 вопросе освещаются этапы создания и развития социально-трудовых систем, подходы к проектированию данных систем (задание): - определение целевого, функционального и институционального назначения; - определение содержания, объема и стоимости разработки; - определение ожидаемого эффекта.
С социальной точки зрения приоритетное значение имеют мероприятия, направленные на безопасность труда и социальную защиту работников, приоритет социальных требований при их формировании и использовании. Поэтому, необходимы институциональные социально-трудовые системы для осуществления функций управления во всех сферах и по всем уровням деятельности. Эти системы ориентированы на управление социально-экономическими процессами как в отраслях и сферах социальной деятельности, так и в сферах социальной деятельности, так и в сфере потребления социальных продуктов и услуг.
В связи с этим выделяются три группы институциональных социально-трудовых систем: - социальное развитие человеческих ресурсов; - социальное обслуживание населения; - социальная защита населения.
Социально-трудовые системы в социальной сфере призваны обеспечивать потребности всех групп населения в социальных продуктах и услугах.
По 3 вопросу дается характеристика содержания, значения малого предпринимательства в преодолении монополизма, развития рыночных отношений, создании специализированных производств, новых организационных форм деятельности и т.п.
В социальном плане - создание гибкой саморегулируемой системы обеспечения населения товарами и услугами, самозанятости населения, стимулирования активности людей.
Освещается роль государства в поддержке малого предпринимательства, направления, формы и методы государственной поддержки.
Раскрывается содержание малого предпринимательства как особой системы социально-трудовых отношений, направления его развития по пути интеграции с крупными производителями, развития сети их в регионах, создания венчурных производств в инновационных сферах и др.
Малый бизнес - это новая категория социальной активности, особого рода деятельности, поэтому - это особый тип социально-трудовых систем.
|
|
|
|
|
|
| Основная литература
| Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. - М., 2002. Клейнер Г.Б. и др. Проблемы управления малыми многопрофильными предприятиями корпроративного типа / Материалы международной научно-практической конференции. Вып. 1./ГУУ. - М., 1998 Ламперт Х. Социальная рыночная экономика / Пре. с нем. - М., 1994 Слезингер Г.Е. Управление социально-трудовыми системами: Учебное пособие. - М., 1996.
|
|
| Дополнительная литература
| Оксанова З.К. Социально-этический маркетинг. - М., 1997. Слезингер Г.Е. Труд в условиях рыночной экономики: Учебное пособие. - М., 1996. Социальная политика / Общ. ред. Н.А. Волгина. - М., 2002.
|
|
|
|
|