Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постиндустриального развития 2 страница




При осуществлении деятельности в любой сфере, тем более в конкурентной среде, следует учитывать возможные искажения информации, связанные с наличием шума, который дезорганизует людей и создает помехи в процессе коммуникации. Поэтому для повышения качества работы необходимо наличие достоверной и целесообразно организованной информации, т.е. знаний.

 

Литература

1. Глухов В.В. Экономика знания. – СПб.: Питер, 2002. – 274с.

2. Еремин С.К. Информационное общество. – М.: Дрофа, 2000. – 148с.

3. Скворцов А.С. Информация и цельное знание. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 198с.

4. Тоффлер Э. Третья волна. – М.: Парус, 2003. – 302с.

5. Роженкова Е.Н. Знания на службе развития // Народное образование. – 2003. - №4. – с.15-18.


1.3 Инновационный сектор экономики и его развитие

Наука, изобретательство, конструирование, предпринимательство и менеджмент, культура и искусство, образование, инновационный бизнес – все эти отрасли деятельности имеют существенные общие признаки:

· интеллектуальную, творческую деятельность как главный источник инноваций;

· наличие осознанной проблемы, как предмета творческого труда;

· инновации как результат деятельности;

· системы общественного (прямого) и рыночного (возмездного) распространения инноваций в стране и в глобальных масштабах (Таблица 3).

Ведущей отраслью инновационной сферы выступает научное творчество. Фундаментальные научные исследования формируют базисные знания в естественных, общественных и гуманитарных областях. Отраслевые или специальные научные разработки конкретизируют возможности использования научных открытий в конкретных отраслях экономики - в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, на транспорте и в связи, в жизнедеятельности людей. Прикладные исследования и разработки призваны обосновать конкретные проекты создания новых продуктов, освоения новых технологий и способов управления или организации.

Численность занятых научной деятельностью в России составляла 1532,6 тыс. человек в 1992 г., снизившись до 870,9 тыс. человек в 2002 г. [1, с. 523]. Доля расходов на НИОКР в % к ВВП достигала 2,89% в 1990 г., обрушилась на 0,31% в 1995 г. и до 0,28 в 2002 г. [1, с.531].

Если учесть, что сам ВВП за эти годы сократился в два раза, то общее снижение финансирования науки можно оценить в 6-7 раз. Особенно резко, в 12 раз сократилось финансирование фундаментальной науки.


Таблица 3 – Структура инновационной сферы экономики

Отрасли инновационной деятельности Назначение инноваций Подотрасли инновационного процесса Тип или уровень инновационного продукта Титул интеллектуальной собственности Способы распространения
           
Наука Получение новых знаний Фундаментальная Открытия Свидетельство РАН или международных академий наук Общественное благо
Отраслевая Научно–исследовательские работы Авторские права Договоры на НИР
Прикладная Научно–исследовательские проекты Авторские права Договоры на проектирование
Изобретательство и конструирование Создание новых продуктов и технологий Изобретение Базисные модели Патенты Реализация прав и лицензий
Конструирование Новые образцы базисной модели Патенты Реализация прав и лицензий
Рационализация Улучшение модели и образцов Авторские свидетельства Договоры на внедрение
Предпринимательство и менеджмент Инициирование и управление инновационным процессом Бизнес-творчество Бизнес-идея Коммерческие секреты Собственный бизнес
Бизнес-планирование Бизнес-план Ноу-хау Лицензии партнерства
Практический менеджмент Управленческие решения Фирменные стили, знак, марка Системы управления

Продолжение таблицы 3

           
Культура и искусство Создание и распространение социальных и духовных инноваций Художественное творчество Художественные ценности Авторские права Тиражирование и реализация
Учреждения культуры Хранение и доступ к культурным ценностям Нематериальные активы Открытый и рыночный доступ
Шоу-бизнес Распространение культурных благ Авторские права и ноу-хау Зрелищные мероприятия и телекоммуникации
Образование Распространение и освоение знаний Общее Базисные ценности и нормы поведения Типовые и авторские методики Обучение и воспитание
Профессиональное Профессиональные знания и навыки Программы и методики Обучение и опыт
Повышение квалификации Обновление навыков и знаний Программы и методики Целевые курсы и самообразование
Инновационный бизнес Распространение и освоение инноваций Лицензионный рынок Приобретение лицензий Права пользования Реализация продукций и услуг
Венчурные фонды и фирмы Финансирование инноваций Совладение Реализация проектов и фирм
Собственная инновационная деятельность Освоение и создание локальных инноваций Фирменные права Расширение конкурентных преимуществ

 


По прогнозу ученых РАН научный капитал России в млрд. долларов снизился со 173,4 в 1990 г. до 109,1 в 2000 г. и может возрасти по прогнозу 2010 г. до 110, 2 по первому варианту и 144,3 по оптимистическому варианту.

Второй отраслью инновационной деятельности следует признать изобретательство и рационализацию. В 2002 году в России функционировало257 конструкторских бюро, 76 проектных и проектно–изыскательских организаций, 34 опытных завода. Научно-исследовательские и прикладные разработки выполнялись в 390 высших учебных заведениях, на 255 промышленных предприятиях [1, с.523]. Надо признать, что и эта область инноваций резко сократила свою активность. Число инновационно активных предприятий в машиностроении составило около 10% [1, с.494].

В России зародился и быстро растет инновационный бизнес. От центров научно-технического творчества молодежи в 1988-1990 г.г. к тысячам малых инновационных предприятий разрослось инновационное предпринимательство. По данным Госкомстата число зарегистрированных малых инновационных предприятий в России выросло до 22,7 тыс. единиц в 2003 г. [1, с.322]. Растут расходы предпринимательского сектора на науку и инновации. По России доля предпринимателей в финансировании науки достигла 20,7% в 2002 г. и составила в этом году сумму в 94,3 млрд. рублей.

Социальные и духовные инновации создаются в творческих союзах, в учреждениях и организациях культуры и искусства. Профессиональное художественное творчество активно развивалось в СССР, имеет прочные творческие традиции и увеличило свою художественную продукцию за последнее десятилетие.

Особая роль в инновационной сфере и экономике в целом принадлежит образованию. В 2002 г. в 66,8 тыс. образовательных школах обучалось 18,8 млн. школьников. В системе профессионального образования обучалось 1,65 млн. человек в 3843 ПТУ, 2,5 млн. человек в 2626 средних специальных учебных заведениях, 5,9 млн. студентов в 1039 вузах, в том числе 655 государственных и 384 негосударственных [1, с. 212, 222-223, 229].

В учреждениях образования в 1999 г. 1701 тыс. учителей в школах, 134,1 тыс. преподавателей техникумов и других ССУЗ, 291,8 тыс. преподавателей в вузах. Высокие требования к квалификации преподавателей выражаются в том, что в вузах работали 32,3 тыс. докторов наук, профессоров, 135,5 тыс. кандидатов наук, доцентов. Численность преподавателей с учеными степенями и званиями в высшей школе растет и достигает 50°65 % [Там же].

Инновационной деятельностью в условиях перехода к рыночной экономике начинают заниматься все больше предприятий. Число инновационно активных предприятий в 2003 году достигло 2168ед. По целям инновационной деятельности в общем числе инновационно активных предприятий приоритеты отданы следующим направлениям (в %):

· улучшение качества продукции, услуг – 46,9;

· расширение ассортимента продукции, услуг – 77,2;

· замена устаревшей продукции – 18, 2;

· сокращение материальных затрат – 19,4;

· сокращение энергозатрат – 16,9;

· снижение загрязнения окружающей среды – 18,9;

· освоение новых рынков сбыта – 34,5.

Удельный вес инновационной продукции составил в 2002г. 9,5%, в т.ч. по видам продукции: производство машин и оборудования – 19,3%; производство текстильных изделий, одежды и обуви – 10,2%; производство мебели – 19,5%; производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий – 15,1%.

Из статистических данных видно, что инновационная активность отраслей и предприятий возрастает как под воздействием требований рынка, так и по внутренним ориентациям менеджмента на более современную работу.

Принципиальную схему управления инновационной деятельностью в стране и регионе предположили уральские ученые B.C. Кортов, Д.Б. Шульгин, С.В. Устелемов (Рисунок 1).


 
 

 


Рисунок 1 - Принципиальная схема управления

инновационной деятельностью


Экономическое взаимодействие органов государственного управления и предприятий в сфере инновационной деятельности предполагает распределение полномочий, гарантий и ответственности по стадиям инновационного процесса. Администрацией области (города, района) учреждается уполномоченная организация по осуществлению крупных проектов и программ, которая привлекает инвесторов и определяет предприятия, осуществляющие данный проект или программу.

Стержнем инновационного механизма в рыночной экономике является конкуренция самостоятельных фирм, заинтересованных в выживании, расширенном воспроизводстве и максимизации сферы влияния в условиях меняющейся конъюнктуры. Движущим мотивом внедрения инноваций служит ожидание получения избыточной прибыли и улучшения конкурентных преимуществ предпринимателя в случае успеха. Предприниматель, рискующий своими и заёмными средствами при осуществлении инновационной деятельности с неопределенным результатом, является ключевым субъектом инновационной активности в рыночной экономике. Он окружен более или менее благоприятной для внедрения и распространения инноваций институциональной структурой. Основные элементы этой структуру это: самостоятельные фирмы, банковские учреждения, университеты, научно-исследовательские организации, а также системы налогообложения, льготного кредитования, государственного субсидирования и прочих условий инновационной и хозяйственной деятельности.

Как уже отмечалось, в рыночной экономике неравномерность инновационной активности является фактором макроэкономических колебаний. Большинство ученых при характеристике фаз цикла в настоящее время используют терминологию, предложенную национальным бюро экономических исследований США. В промышленном цикле можно выделить четыре фазы: вершина (пик, бум), сжатие (рецессия, спад), дно (депрессия), оживление (расширение). Глубокие и затяжные спады называют кризисами. Анализ внутренних механизмов каждой из фаз цикла позволяет выявить процессы взаимопереходов, созревания внутри конкретной фазы, источников и сил перехода к следующей фазе.

Принципиально важным является анализ целей и направлений инновационной активности во время кризиса. Внешне в статистических сводках активность предприятий подавлена. Но в то же время происходят глубокие внутренние поиски инноваций как основы будущего роста. К таким инновациям можно отнести:

· поиск новых эффективных бизнес «идей и проектов, позволяющих выйти из кризиса;

· поиск инвесторов для решения сложных производственных и финансовых проблем;

· реорганизаций производства и сбыта, внедрение новых систем управления;

· повышение квалификации менеджеров и персонала.

Поддержание, конкурентоспособности предприятия зависит, прежде всего, от инновационной активности, т.е. интенсивности усилий в разработке и осуществлении продуктовых, технологических и факторных инноваций. В таблице 4 представлены изменения инновационной активности по фазам промышленного цикла.

 

Таблица 4 – Инновационная активность предприятия по фазам

промышленного цикла

Инновации Фазы промышленного цикла
Сжатие Депрессия Оживление Вершина (бум)
1. Технологические инновации Проведение НИОКР и приобретение лицензий Освоение и внедрение новых технологий Интенсивное использование новых технологий Мобилизация средств на инновации
2. Продуктовые инновации Создание и разработка новых продуктов Освоение технологий выпуска новых продуктов Активное обновление ассортимента Анализ рынка и изучение новых потребностей
3. Факторные инновации 3.1 Ликвидность капитала Мобилизация средств на обновление капитала Покупка нового оборудования и продажа части капитала Рост сбалансированности капитала и его ликвидности Реальная оценка ликвидности капитала по предельным нагрузкам
3.2 Квалификация персонала Анализ появления новых специальностей и выбытия устаревших Изменение кадровой структуры Найм новых высококвалифицированных специалистов Пересмотр требований к квалификации персонала

Первоосновой инновационной активности являются производственные инновации фирмы, которые заключаются в выборе и обновлений ассортимента продукции, выборе степени загрузки производственных мощностей и технологических инноваций, регулирование занятости и обновлений человеческого капитала, выборе амортизационной политики и скорости обновления основного капитала. В таблице 5 излагаются типичные решения промышленных предприятий по регулированию производственной активности с учетом фазы цикла.

 

Таблица 5 – Производственные инновации предприятий по фазам делового цикла

Основные проблемы для инноваций Фазы промышленного цикла
Сжатие Депрессия Оживление Вершина (бум)
1. Технологические инновации и загрузка производственных мощностей Перевод технологических потоков на выпуск эффективных товаров Внедрение новых технологий и реконструкция и модернизация имевшегося оборудования Увеличение загрузки по новым и модернизированным технологиям Полная загрузка новых производственных мощностей
2. Обновление ассортимента товаров производственной программы Концентрация выпуска необходимых эффективных товаров Повышение доли обновленных товаров в ассортименте Полное обновление ассортимент а Выпуск товаров нового ассортимента
3. Обновление основного капитала и амортизационная политика Мобилизация и накопление амортизационных средств Инвестиционные кредиты и начало обновления капитала Полное обновление основного капитала Полная загрузка производственных мощностей и амортизационная политика
4. Обновление человеческого капитала и занятость персонала Продуктивная занятость Изменения в структуре занятости Наем персонала и повышение занятости Полная занятость

 

 

Литература

1. Российский статистический ежегодник. 2003: Ст. сб./Госкомстат России. – М., 2003. – 705 с.

2. Контуры инновационного развития мировой экономики. Прогноз на 2000-2015 г.г. / Под ред. д.э.н. А.А. Дымкина. – И.: Наука, 2000. – 143 с.

1.4 Роль знаний в экономии и замещении производственных ресурсов

Знания – это продукт жизни человека. В течение жизни человек накапливает знания. Он обладает на ранних стадиях самыми примитивными знаниями, и только по прошествии какого-либо времени человек приобретает все больше и больше знаний: от родителей и на своем собственном опыте. Кроме того, он черпает их из окружающего мира.

С накоплением знаний человек в частности, и человечество в целом, продвигается, т.е. прогрессирует. Сначала, при наличии самых простейших знаний, человек изобретал простейшие орудия труда. В последствии, обогащая свои знания, мы пришли к тому, что благодаря своим знаниям человек может облегчить свой труд, уменьшить затраты на производство и выпуск продукции [2, с.19].

Мы живем в мире постоянно ускоряющегося научного прогресса. Так, если сумма человеческих знаний в 50-60-е годы XX века удваивалась каждые 10 лет, а в 70-е годы – каждые 5 лет, то в начале XXI века удвоение информации происходит каждые 2 года. Области знаний, которые еще вчера относились к фундаментальной науке, сегодня становятся достоянием прикладных исследований, а затем незамедлительно переходят в разряд новых технологий.

Знания не только облегчают нам повседневную жизнь, но также они являются основой эффективной экономики. У каждого человека свой собственный капитал знаний. Люди, обладающие большими знаниями получают больший эффект от их использования.

Знания могут замещать и экономить какого-либо рода ресурсы. Среди них:

· материалы (снижение процента брака);

· энергию (применение энергосберегающих технологий);

· рабочее время (ускоренный процесс производства товаров и услуг, снижение уровня заболеваемости работников);

· пространство (изобретение компактных средств производства, автоматизированные склады и др.).

Например, с помощью имеющихся знаний ученые из ФНПЦ «Раменское приборостроительное конструкторское бюро» под руководством доктора технических наук, профессора А. Люшинского разработали новые технологии диффузионной сварки не свариваемых другими способами материалов, которые позволяют проводить этот процесс при более низких температурах, благодаря чему впервые удалось добиться того, что некоторые материалы (например, магнитные) не теряют своих свойств [2, с.19].

Они разработали ряд порошкообразных материалов, имеющих очень большую удельную поверхность. Придумали и оригинальную технологию получения таких ультрадисперсных порошков с заданными размерами частиц и удельной поверхности (здесь имеет место уже ноу-хау). Но просто так наносить эти порошки в зону свариваемых материалов неудобно, нетехнологично и невыгодно. Тогда А. Люшинский и его коллеги предложили технологию превращения их в особую ленту с помощью прокатки (также ноу-хау). При этом процесс нагревания идет при более низких температурах.

Знания могут приносить человеку пользу не только в производстве, но они могут помочь улучшить его здоровье. Например, краснодарские изобретатели из НПЦ «Экстракт - продукт» впервые предложили новый способ экстракции ценных компонентов из растений, который позволил сохранить значительно больше витаминов и других ценных веществ, чем при традиционных технологиях, а это заметно повысило качество и полезность многих пищевых продуктов [2, с.19].

При помощи знаний можно замещать какие-либо. Так, например, новые приборы впервые без помощи человека позволили измерить внутричерепное давление у младенцев и снизить внутриглазное давление, что раньше практически невозможно было сделать.

Знания могут экономить капитал. Компания «Ресурспроминвест» разработала приспособление, которое установили на судне. Это устройство для снятия с мели повысит безопасность речного и морского судоходства и позволит значительно дешевле и проще обычного освобождать корабли из песчаного и каменного плена. Британские специалисты разработали новую технологию повышения емкости носителей цифровой памяти. Ими был создан новый материал, состоящий из магнитных частиц диаметром всего несколько нанометров. Каждая из таких частиц способна хранить один бит информации. Упорядоченно расположенные на поверхности винчестера, они способны повысить плотность записи в сотни раз по сравнению со стандартами [1, с.17].

Новая единая система отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха позволила не только круглые сутки дышать чистым свежим воздухом должной температуры без сквозняков и жары, но и сэкономить до 70% энергии на поддержание комфортных условий в любых помещениях. Такая система под названием «Элита» была впервые продемонстрирована на выставке «Энергосбережение - 2003», проходившей в ЗАО «Экспоцентр» в Москве.

Важным достоинством знаний является то, что с их помощью ученые смогли разработать большое количество приборов, которые позволяют сэкономить время. Так, например, микроволновая печь снижает время приготовления пищи в несколько раз [1, с.17].

Но все же многие знают, что наука, в особенности российская, зашла в тупик. Отсутствие финансирования и «утечка умов» за рубеж привели к кризису. Это говорит о том, что иметь знания еще не достаточно. Их нужно реализовывать посредством осуществления какой-либо деятельности. Без знаний невозможно развивать новые более совершенные технологии. С другой стороны, качество получаемых знаний напрямую зависит от уровня развития науки. Одной из основных задач по повышению роли науки в современном обществе является формирование общественного знания, при чем выполнение этой задачи практически не требует капиталовложений [1, с.16].

В заключении хотелось бы отметить, что основным носителем знаний является человек. Именно он создает все другие носители знаний (будь то электронные или бумажные) в процессе своей жизнедеятельности, облегчая тем самым жизнь другим людям. В связи с этим отметим, что необходимо больше внимания уделять развитию науки как основного элемента совершенствования каждого человека в частности и стимулирования прогресса общества в целом. Следовательно, политика каждого государства должна быть построена таким образом, чтобы граждане данного государства не стремились уехать за рубеж, а применяли свои знания в родной стране, принося ей дополнительные доходы, обеспечивающие прирост ВВП за счет увеличения количества ноу-хау и совершенствования уже имеющихся производств и технологий.

 

Литература.

1. Белоконева О. Кому учить ученых // Наука и жизнь. – 2003. - №7. – с. 16-17.

2. Ермолинский А. «Звонок» от формулы изобретения // Изобретатель. 2003. - №8. – с. 19.

 

 


ГЛАВА II Индивидуальный человеческий капитал: содержание, виды, оценка

2.1 Г. Беккер и становление теории человеческого капитала

Сегодня не возникает сомнений, что одним из самых перспективных направлений развития экономической науки в XXI веке явится теория человеческого капитала. Точнее, уже во второй половине XX века она стала зримым достижением западной экономической теории. В последние десятилетия развитие экономической теории характеризуется увеличением количества работ, посвящённых проблемам расширенного воспроизводства рабочей силы. Но аспекты эти неизменно привлекают внимание экономистов-теоретиков уже несколько столетий.

Ещё А. Смит писал, что «увеличение производительности полезного труда зависит, прежде всего, от увеличения ловкости и умения рабочего, а затем от улучшения машин и инструментов, с помощью которых он работает» [1, c. 382]. А К. Маркс рассматривал производство человека – потребительное производство – как второй вид общественного производства [2, c.22].

В условиях научно-технической революции образовался дефицит высококвалифицированных кадров. В 50-е годы XX века центр тяжести исследований сместился с процессов использования имеющейся рабочей силы на процессы создания качественно новой рабочей силы. Именно во второй половине XX века во всех развитых странах существенно вырос образовательный ценз. Имел место заметный прогресс в развитии интеллектуальных производительных сил, формирование внушительного невечного богатства и динамичное развитие инновационно-информационной сферы.

Наблюдаемые экономические сдвиги: изменение пропорций между физическим и невещественным капиталом в пользу последнего, сокращение доли материальных благ и увеличение доли услуг в ВВП, структурные изменения в совокупной рабочей силе явились причинами оформления концепции и развития теории человеческого капитала.

Истоки её просматриваются в работах У. Петти, А. Смита, Д.С. Милля, Ж.Б. Сэя, Н. Сениора, Ф. Листа, Г. Сэджвика, И. Фишера, А. Маршалла и других экономистов прошлых столетий. Во второй половине XX века эта теория сформировалась и развивалась в рамках неоклассического направления западной политэкономии, в работах выдающихся экономистов, представителей так называемой «чикагской школы», - лауреатов Нобелевской премии Т. Шульца, Г. Беккера, а также Б. Вейсброда, Дж. Минцера, Ли Хансена. Позднее большой вклад в её разработку внесли Л. Туроу, Ф. Маклуп, О. Нордхаус, Дж. Псахаропулос, М. Блауг, С. Боулс, Й Бен-Порэт, Р. Лэйард и другие американские и английские экономисты.

Первооткрывателем концепции человеческого капитала обоснованно признают Т. Шульца. В статьях «Формирование капитала образования» (1960 г.) и «Инвестиции в человеческий капитал» (1961 г.) он изложил в виде строгой концепции своё видение новой экономической роли человека и его способностей в современной экономике.

Классикой современной экономической мысли стала книга Г. Беккера «Инвестиции в человеческий капитал» (CUP,N.Y., 1964). Сформулированные в нём подходы служат теоретической базой для всех последующих исследований в этой области.

В целом концепция человеческого капитала развивается в русле неоклассического направления. Но набор аналитических инструментов неоклассической школы используется ею для изучения тех социальных институтов, которые оставались прежде за пределами экономического анализа.

Сторонники данной концепции понимают под человеческим капиталом, с одной стороны, совокупность производительных способностей современного работника, а с другой – издержки государства, предприятия и самого человека на формирование и постоянное совершенствование этих способностей.

Теоретики человеческого капитала рассматривают его в узком и широком ракурсе. В узком смысле «одной из форм человеческого капитала является образование, и как часть человека этот капитал представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков» [3, c.31] В широком смысле человеческий капитал формируется путём инвестиций в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах. Именно так раскрывает содержание этого понятия Г. Беккер [4, c.89].

Центральная установка «чикагской школы» человеческого капитала – объяснять экономические процессы на основе принципа максимизирующего поведения индивидуумов – перенесена на самые различные сферы внерыночной деятельности человека. При этом упор делается на количественном анализе. Концепция «чикагской школы» предполагает, что вложения средств в образование, здравоохранение, миграцию и другие виды деятельности производится на рациональной основе.

Книга Г. Беккера произвела настоящий переворот в экономике труда, стоявшей всегда в экономической теории несколько особняком. Стоит отметить три наиболее принципиальных момента: переход от текущих показателей к показателям, охватывающим весь жизненный цикл; выделение «капитальных» аспектов в поведении агентов на рынке труда; признание человеческого времени в качестве ключевого экономического ресурса. В рамках теории человеческого капитала получали объяснение структура распределения личных доходов, возрастная динамика заработков, неравенство в оплате мужского и женского труда и многое другое. Благодаря ей изменилось и отношение политиков к затратам на образование. Образовательные инвестиции стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем традиционно понимаемые капиталовложения в основной капитал.

Отправным пунктом служило представление, что при вкладывании своих средств в подготовку и образование учащиеся и их родители ведут себя рационально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки. Подобно обычным предпринимателям, они сопоставляют ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.