Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип обратной связи




Суть этого принципа заключается в том, что любое отклонение системы от её естественного или заданного состояния является источником возникновения в управляющей подсистеме нового действия, направленного на то, чтобы поддержать систему в её естественном заданном состоянии.

Реализация основных законов и принципов управления осуществляется в процессе формирования этапов процесса управления. Основными этапами процесса любой системы управления является: сбор и обработка информации; ее анализ, диагноз и прогноз, систематизация (синтез), установление цели; выработка решения, направленного на достижение цели; последовательная конкретизация общего решения в виде планирования, программирования, проектирования, выработки конкретных (частных) управленческих решений; организация деятельности для выполнения решения; контроль за этой деятельностью (включая кадровое обеспечение); сбор и обработка информации о результатах деятельности и новый цикл этого непрерывного процесса.

Таким образом, управление – этовид деятельности, который состоит из следующих основных функций: планирование, организация, мотивация, координация и контроль (рис. 1.5).

 

КОНТРОЛЬ
КООРДИНАЦИЯ
МОТИВАЦИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Принятие решений
Коммуникация (обмен информацией)
Функции управления и связывающие процессы

 

Рис. 1.5. Основные функции системы управления

Рассмотрим назначение и свойства основных функций управления.

Процесс управления любой системой начинается с постановки целей. Поэтому функция планирования является начальной в системе в управления и играет ведущую роль. Функция планирования заключается в научно обоснованном формировании перспективного процесса управления с использованием различных методов, форм, режимов и условий деятельности, обеспечивая его равномерность, эффективность и ритмичность, с учетом технических, технологических, организационных и экономических условий.

Планирование – вид управленческой деятельности по определению перспектив развития управляемой системы: разработке на этой основе заданий на определенный промежуток времени и организационному их оформлению в качестве показателей деятельности, по которым осуществляются контроль и оценка.

В процессе планирования необходимо:

а) провести анализ существующих систем управления для определения целей развития, установления направлений деятельности, требующих улучшения;

б) определить перспективные направления развития системы управления;

в) установить пути реализации перспективного направления развития системы.

Таким образом, целью планирования является разработка рационального плана на основе выработанного решения.

Функция планирования включает прогнозирование, составление стратегического (долгосрочного) и на его основе перспективного (среднесрочного), текущего и оперативно-производственного планов.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, которые ведут к разработке специфических стратегий, направленных на достижение выбранных целей.

Основными результатами стратегического планирования являются формулировка целей (построение дерева целей), критериев эффективности системы, оценка и анализ внешней среды (формулировка ограничений), генерация и анализ стратегических альтернатив достижения цели, выбор оптимальной стратегии и методов ее реализации.

В рамках процесса стратегического планирования реализуются четыре основных вида управленческой деятельности: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение.

Тактическое планирование является вторым основным этапом процесса планирования организационных систем. В отличие от стратегического планирования, связанного с выбором целей и решений, последствия которых сказываются в течение длительного времени, при тактическом планировании формируют условия для достижения промежуточных целей применительно к достаточно коротким периодам времени (как правило – год).

Тактическое планирование (как и стратегическое) должно носить комплексный характер и охватывать концептуально и аналитически максимально возможное число наиболее важных факторов, которые определяют развитие системы. При этом тактические планы являются более конкретными и более детальными. Они составляются, как правило, для управленческой системы в целом и рассчитаны на короткий отрезок времени, с определенным начальным и конечным состоянием. Таким образом, тактические планы по сравнению со стратегическими содержат более конкретные цели действий, более детализированы и являются необходимым средством поддержки стратегических планов.

Оперативное управление (ОУ) - функция системы организационного управления, которая обеспечивает ее функционирование в соответствии с планом.

Процесс ОУ включает следующие этапы:

1. Выбор целесообразных характеристик системы (материальные или нематериальные, определенные или случайные).

2. Сравнение реальных результатов функционирования системы с целевыми характеристиками.

3. Осуществление корректирующего воздействия.

Для систем любого типа большое значение имеет организация управления как функция, основным назначением которой является обеспечение организованности всех управляемых и управляющих процессов системы управления. В процессе организации система обеспечивается людскими, техническими, финансовыми, материальными и другими ресурсами, предназначенными для реализации выбранного направления развития системы.

В процессе реализации функции организации создается организационная структура, позволяющая подсистемам структуры управления эффективно взаимодействовать для достижения общих целей.

Таким образом, в процессе организации обеспечивается установление взаимосвязей между отдельными элементами системы, управляющей и управляемой системами, различными ступенями и звеньями управления, выполняются требования непрерывности, единства, динамичности и результативности процессов производства и управления.

Оперативное управление - функция управления, обеспечивающая функционирование управляемых процессов в рамках параметров, заданных планом, программой, регламентом. Оперативное управление (как функция) основано на получении информации, поступающей от управляемого объекта, и используется в целях устранения отклонений или компенсации возмущающих воздействий, также предупреждения возможных отклонений.

Сущность функции мотивации состоит в том, чтобы подсистемы выполняли свои функции в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом.

Особое положение занимает среди функций управления контроль, по результатам которого должна производиться корректировка решения, плана и системы функциональных структур, созданных для достижения цели системы управления.

Существуют две основные формы контроля - активный и пассивный.

Контроль пассивный осуществляется дискретно, по окончании какого-либо процесса. При контроле активном во время всего процесса на управляемый объект оказывается воздействие через функцию оперативного управления, что позволяет устранять отклонения и компенсировать возмущающее воздействие с минимумом потерь.

В иерархических организационных системах контроль должен осуществляться систематически и оперативно, одновременно сверху и снизу.

В общем виде структура управления системами показана на рис.1.6.

Рис. 1.6. Структура управления системами.

 

Таким образом, управление является непрерывным процессом принятия управляющего воздействия и его осуществления, направленным на эффективное достижение цели системы на основе информации об объекте и состоянии среды. Между информацией и структурой управления в системе имеется органическая взаимосвязь и взаимозависимость. Объем, характер и направление потоков информации предопределяют состав, структуру и взаимодействие составных элементов системы (объекта). Излишняя и неправильная информация вызывает усложнение структуры управления, увеличение материальных и трудовых затрат при формировании системы. Нерациональные и замедленные потоки информации ведут к дублированию функций, нарушению ритма функционирования системы управления, снижению персональной ответственности руководителей и исполнителей.

Наряду с этим многозвенность структуры управления, чрезмерное дробление функций и задач управления, нечеткая координация и связь между элементами системы затрудняет прохождение информационных потоков, лишают их гибкости и динамизма.

Основными недостатками формирования информационных потоков при создании систем управления являются:

1. Параллельность прохождения одинаковой информации, собираемой разными структурами (и даже разными элементами одной структуры).

2. Отсутствие единства при формировании информации. Каждая структура (и ее элементы) использует свои плановые и отчетные показатели, нормативно-справочные данные, формы документов и т.д.

3. Повторяемость информации. Одни и те же массивы и виды информации представляются неоднократно с разной периодичностью (ежесуточно, ежемесячно, ежеквартально и т.д.). По существу, это последовательно повторяющиеся потоки одной информации.

4. Запаздывание информации. Время на передачу, обработку информации и принятия управленческого решения должно быть меньше времени, в течение которого могут произойти необратимые процессы на управляемых объектах.

5. Недостаточная надежность и полнота информации, часто возникающих из-за отсутствия единых требований и условий сбора информации, а также ее достоверного учета.

6. Излишние объемы информации вследствие неупорядоченности данных и сведений как по характеру, так и по объему.

7. Несопоставимость информации из-за различных сроков, методов получения и обработки данных.

Таким образом, системы управления должны формироваться с учетом следующих требований:

1. Минимально возможное число иерархических ступеней.

2. Адаптивность, то есть способность изменения структуры, без нарушения устойчивости.

3. Наличие кратчайших путей прохождения потоков информации.

4. Наличие ответственности за выполнение каждой функции управления (работник, отдел, предприятие и т.д.).

5. Обеспечение экономической эффективности формирования структуры управления за счет соответствия уровня квалификации каждого элемента органа управления степени сложности выполняемых видов работ. Например, выполнение специалистом с высокой квалификацией работ, не требующих знаний, снижает экономическую эффективность системы.

6. Распределение функций управления между элементами иерархической системы на основе централизации, при которой, с одной стороны, достигается достаточная специализация и полнота использования технических средств управления, а с другой - обеспечивается достаточная оперативность управления.

Формирование целей является основополагающим исходным этапом управления.

К основным целям управления можно отнести:

- желаемое (требуемое) состояние объекта или системы управления;

- определенный требуемый результат деятельности, моделирующий желательное состояние систем.

К целям управления предъявляются определенные требования, к числу которых можно отнести:

- всестороннюю научную и практическую обоснованность цели как отражение совокупности требований законов объективного мира;

- четкую определенность, очерченность, формулировка ее реально достижимого состояния;

- четкую формулировку необходимых и достаточных условий реализации целей (ресурсы, сроки, исполнители).

В зависимости от характера поставленной цели различают:

- ситуационное управление, когда цель остается более или менее стабильной и, в основном, необходимо управление функционированием сложившихся социальных социально-экономических системам. В этом случае система управления реагируетнаотклонения (реактивное управление);

- программное управление, когда цель формулируется в программе действий (программно-целевое управление);

- целевое управление, проявляющее при особом значении цели, например, для ликвидации социально-экономического кризиса.

Формирование целей управления зависит от следующих условий:

- качество и количество информации, получаемой управляющей системой от объекта управления и окружающей среды, такой как возможные пути развития системы, предполагаемое воздействие окружающей среды, ее характеристики свойств и другие факторы;

- возможности установления промежуточных целей по уровням иерархии (в пространстве) и по этапам (во времени).

Так как цель представляет собой желаемое состояние объекта управления, которое характеризуется совокупностью свойств, имеющих иерархическую структуру, то главную цель можно представить в виде совокупности частных целей (дерева целей), характеризующей желаемое состояние объекта управления. Кроме того, в процессе достижения поставленной цели система проходит ряд промежуточных состояний, которые также можно представить в виде промежуточных целей (этапов).

Формирование целей неразрывно связано с выбором показателей и критериев эффективности системы управления.

Критерии эффективности систем управления должны удовлетворять следующим условиям:

- количественно оценивать эффективность функционирования системы;

- быть статистически достоверным;

- отражать влияние основного количества факторов;

- быть по возможности просты;

- иметь физическое или экономическое значение;

- иметь возможность сравнения с идеальным или заданным значением;

- для многоцелевых систем должна быть сформулирована адекватная множеству целей совокупность критериев эффективности.

- критерии различных подсистем должны отличаться друг от друга.

Поскольку цель в ряде звеньев экономического управления имеет сложный характер и не всегда может быть интегрирована единым показателем, то и критерий может иметь сложную форму (представлять взаимосвязанный комплекс критериев). В этих случаях целесообразно выявить главный критерий и установить ранжировку остальных.

Связь между целью и критерием имеет гибкий характер. Имеются случаи, когда одна цель контролируется несколькими критериями, и наоборот, нескольким целям соответствует один критерий.

В системах организационно-экономического управления производственными и обслуживающими структурами цель обычно выражается в форме характеристик технологии данной отрасли, а критерии - в виде экономических категорий (затраты, доход, прибыль и т. д.).

Для критериев эффективности существует такая же зависимость между критериями систем различного уровня, как и между их целями. Поскольку эффективность каждой системы оценивается по степени достижения ее целей, то можно построить дерево критериев аналогично дереву целей. Таким образом, критерии отдельных подсистем так же, как и их цели, увязываются графической модели их взаимосвязи. Построенное на базе дерева целей дерево критериев определяет для системы моделей принятия решений взаимоувязанный комплекс критериев оптимальности, специфических для каждого звена, но подчиненных общему критерию.

Деревья целей и критериев используются также для уточнения и разграничения функций управления между подсистемами системы управления, уточнения их прав и обязанностей, обоснования целесообразной степени централизации и децентрализации при выработке организационно-экономических решений.

В последнее время разработано около много показателей для оценки эффективности различных организационно-экономических систем, из которых наиболее часто используются следующие:

а) продуктивность, которая оценивается степенью достижения системой поставленных перед ней целей, т. е. степенью их своевременного завершения, характеризуемой определенными количественными и качественными характеристика;

б) э кономичность, которая характеризует степень использования системой необходимых ресурсов и определяется отношением объема ресурсов, подлежащих потреблению, к объему фактически потребленных ресурсов. Для оценки первой величины используются смета, нормативы, прогнозы, оценки и т. п. Вторая определяется на основе данных бухгалтерского учета, отчетных сводок, системы автоматических измерений и т. д. Таким образом, экономичность — это показатель, характеризующий общую эффективность организационной системы в отношении затрат. Могут быть рассчитаны индексы, характеризующие динамику экономичности в отдельные периоды времени;

в) э ффективность, определяемую соотношение между уровнями доходов и расходов системы, затраченных для достижения конечной цели;

г) к ачество характеризует степень соответствия системы определенным требованиям и спецификациям. Главной отличительной особенностью качества является его установление с использованием понятия качественных признаков, т.е. конкретных свойств, которые определяются при технологическом проектировании и создании продуктов (изделий, услуг). Качественные признаки делятся на объективные (измеряемые) и субъективные (оцениваемые экспертным путем);

д) прибыль – это соотношении между валовым доходом и суммарными издержками и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1192; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.