Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Земельные банки и ценные бумаги




Для финансово-кредитного обеспечения земельной и агропромышленной реформы в стране целесообразно создать Российский земельный банк (Росзембанк) с системой специализированных земельных банков. Мировая практика показывает, что такая система может эффективно работать при наличии:

нормативно-правового поля (собственность на землю, возможность купли-продажи земли, ее залога, платность землепользования);

кадастровой инфраструктуры (система регистрации прав собственности, система оценки земли, кадастровая служба и инспекция, система контроля, земельный суд).

К основным направлениям деятельности земельных банков относится:

кредитная и инвестиционная поддержка товаропроизводителей АПК, индивидуального жилищного строительства и иных форм деятельности, связанных с использованием земли;

инвестирование и кредитование программ поддержки и развития продовольственного комплекса (включая программы повышения плодородия и охраны земель), а также программ переселения на территории России;

мобилизация финансовых ресурсов, в том числе путем выпуска ценных бумаг, на финансирование мероприятий по осуществлению земельной и аграрной реформ;

содействие проведению земельных преобразований и развитию регулируемого рынка путем осуществления операций купли, продажи, залога или передачи в аренду земельных участков;

осуществление по поручению местных администраций операций со средствами, поступающими в форме платы за землю, и средствами, предназначенными для компенсации потерь, связанных с изъятием сельскохозяйственных земель для несельскохозяйственных нужд.

Основные задачи земельных банков:

развитие принципиальных основ и организации механизмов ипотечно - залогового кредитования хозяйствующих субъектов;

содействие созданию экономической инфраструктуры рынка недвижимости и земельного рынка на определенной территории и обслуживание операций на этих рынках;

кредитно-финансовое обеспечение использования муниципальной собственности, имущественных, земельных и налоговых ресурсов территории в условиях рыночной экономики;

содействие более рациональному использованию земель;

консалтинговая деятельность (разъяснение, консультации, помощь в оформлении документов, оказание помощи в выборе вариантов сделок, кредитов, ссуд и т.д.);

создание и руководство деятельностью дочерних коммерческих предприятий, обеспечивающих проведение операций на рынке недвижимости, учреждаемых банком и его акционерами (торговые дома, экспертные оценочные службы, страховые фирмы и т.п.).

Для нормальной деятельности земельные банки должны:

выдавать кредиты под залог земель;

производить экспертную оценку состояния и стоимости передаваемых банку и приобретаемых банком земель;

выпускать в свободное обращение облигации и другие ценные бумаги банка.

Все учреждаемые сейчас в России земельные и ипотечные банки являются коммерческими; они создаются не по указанию Минфина либо Центробанка РФ, а по решению фермерских ассоциаций, акционеров, других обществ. Уставные фонды банков формируются за счет проданных акций путем открытой либо закрытой подписки. Вкладом учредителя считаются здания, сооружения, оборудование, земельные участки и другие материальные ценности, ценные бумаги, права пользования землей, водой и другими природными ресурсами и т.п.

Банками могут выпускаться следующие виды акций:

обыкновенные именные акции, дающие владельцу право на дивиденд в размере, определяемом по итогам финансового года собранием акционеров, а также право на один голос в собрании акционеров;

 


привилегированные именные акции, дающие владельцу право на гарантированный дивиденд, но не предоставляющие право на голосование на собрании акционеров.

другие виды акций.

При этом имущество и собственные средства банка складываются из имущества и денежных средств, переданных банку в качестве платы за акции; денежных средств, полученных банком в результате осуществления его деятельности, а также от реализации ценных бумаг; имущества, приобретенного банком в процессе его деятельности; земельной собственности (рис. 6.4).

Земельные и ипотечные банки, помимо осуществления обычных банковских операций, могут также:

скупать землю в городах и регионах;

осуществлять кредитование под залог недвижимости и земельных участков;

осуществлять кредитование под залог прав долгосрочной аренды на недвижимость, земельные участки, природные ресурсы и т.п.;

осуществлять ипотечные операции с юридическими и физическими лицами;

выпускать, покупать, кредитовать, хранить документы и ценные бумаги (чеки, аккредитивы, векселя, акции, облигации и другие документы), осуществлять с ними иные операции и т.д.

Кредиты, предоставляемые банками, как правило, обеспечиваются залогом имущества, принадлежащего ссудополучателю, на которое в соответствии с законодательством может быть обращено взыскание (земельные участки, строения, здания, сооружения, иные объекты, неразрывно связанные с соответствующим земельным участком или правом пользования им, а также ценные бумаги и т.п.).

При принятии банками в качестве обеспечения своевременного возврата кредита залога в виде принадлежащего клиенту земельного участка и возведенных на нем строений, а также иного движимого и недвижимого имущества стоимость складываемых земель и имущества определяется в соответствии с нормативными документами банков, согласованными с ЦБ России.

Основной целью выпуска облигационных займов, обеспеченных земельными имущественными правами, является привлечение свободных денежных средств юридических и физических лиц в местные бюджеты за счет превращения имущественных прав в ликвидную (денежную) форму. Условиями положительного решения вопроса о выпуске муниципальных земельных облигаций должны быть следующие условия:

недостаток местных бюджетных средств на освоение территорий и реализацию инвестиционных проектов, связанных с обустройством земель;

относительно низкая капиталоемкость при привлечении финансовых ресурсов, так как основной формой обеспечения и погашения заемных средств являются имущественные права;

низкая стоимость земли;

возможность увеличения налогооблагаемой базы путем введения в финансовый оборот имущественных прав на земельные участки;

· возможность решения ряда региональных демографических проблем, связанных с миграцией населения.

Обобщая отечественный и зарубежный опыт в этой области, можно выделить несколько видов муниципальных земельных облигационных займов (рис. 6.5).

Земельные беспроцентные облигации (ЗБО). Земельные беспроцентные облигации представляют собой средство платежа на земельных аукционах и конкурсах, проводимых администрацией городов.

По решению администрации этот вид ценных бумаг может быть использован при расчетах с местным бюджетом по имущественным правам.

Каждый выпуск ЗБО оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в банке-депозитарии, ЗБО выпускается в бездокументарной форме в виде записи на счетах в уполномоченном банке-депозитарии. По требованию владельца ЗБО ему выдается свидетельство, подтверждающее право владения на приобретенное число облигаций. Размер эмиссии определяется стоимостной оценкой земель, выделенных администрацией для погашения облигационного займа данного вида.

 

 

 


Рис. 6.5. Виды муниципальных земельных облигаций.

Ориентировочная стоимость ЗБО сопоставима с усредненной ценой земельного участка площадью 1 и 10 соток в городе-эмитенте.

Привлекательность выпуска ЗБО для эмитента заключается в аккумуляции свободных денежных средств физических и юридических лиц как в городе, так и за его пределами под имущественные права, а также в возможности получения дохода от разницы в ценах покупки и продажи облигаций. Привлекательность выпуска ЗБО для инвестора заключается в росте стоимости облигации за счет роста цены земли, надежности, ликвидности ЗБО и возможности заключения арендного договора с правом последующего выкупа выделенных земельных участков (для юридических лиц) или получения в собственность указанных земельных участков (для физических лиц).

Ликвидность ЗБО обеспечивается благодаря деятельности уполномоченного администрацией крупного и стабильно работающего регионального банка, который осуществляет функции финансового менеджера эмиссии, уполномоченного банка для размещения облигаций вне региона, а также сети уполномоченных инвестиционных институтов по обслуживанию займа. Срок действия ЗБО – не менее 5 лет. Номинал ЗБО – условно-натуральный (1 и 10 соток).

Земельные процентные облигации (ЗПО). Этот вид облигаций представляет собой обязательство администрации выплатить владельцу облигации в течение определенного времени проценты по ней, а по наступлении срока погашения – погасить облигацию либо денежными средствами, либо выделенными для этой цели земельными участками. Каждый выпуск ЗПО оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в банке-депозитарии. Право собственности возникает с момента регистрации сделки по купле-продаже облигации в любом инвестиционном институте. ЗПО является именной облигацией и выпускается в виде обособленного документа на бланке в соответствии с требованиями, предъявляемыми к бланкам ценных бумаг (согласно техническим требованиям к ценным бумагам и их реквизитам). Размер эмиссии определяется стоимостной оценкой земель, выделенных администрацией для погашения облигационного займа данного вида. Потенциальными покупателями ЗПО являются физические и юридические лица.

Привлекательность облигаций для эмитента объясняется возможностью аккумуляции свободных денежных средств физических и юридических лиц как в городе, так и за его пределами, получения дохода от курсовой разницы при купле-продаже облигаций, а также погашения эмитентом облигаций имущественными правами. Привлекательность облигаций для инвестора объясняется их доходностью, надежностью, ликвидностью, возможностью приобрести земельные участки, а также конвертировать данные облигации в другие ценные бумаги, выпускаемые местными органами власти, обеспечение ликвидности осуществляется через торги на фондовых биржах, широкую сеть банков и инвестиционных институтов, являющихся уполномоченными по обслуживанию данного займа. Срок действия ЗПО – 10-15 лет. Номинал ЗПО денежный – 500 руб.

Земельные ипотечные облигации (ЗИО). Основное назначение ЗИО – получение их владельцами относительно дешевых долгосрочных кредитов. Для этих ценных бумаг вводится ограничение: они продаются только владельцами земельных имущественных прав на территории города. В зависимости от оценки стоимости прав и стоимости купленных облигаций определяется размер залога, под который выдается ипотечный кредит, а также срок кредита и процентная ставка по нему. Эмиссия осуществляется сериями. Примерный объем первой серии -–5-10 млн. руб. Последующие серии выпускаются по мере накопления соответствующей кредиторной массы. ЗИО являются именными, выпускаются в виде обособленного документа на бланке в соответствии с требованиями, предъявляемыми к бланкам ценных бумаг.

Номинал облигации денежный – от 100 до 500 руб. Возможен выпуск низкономинальной предъявительской ценной бумаги в рамках выпуска облигации данной серии. Преимущество для эмитента – временная аккумуляция свободных денежных средств, которыми без привлечения бюджетных средств можно кредитовать юридических и физических лиц, имеющих имущественные земельные права. В целом подобная форма кредитования позволит резко интенсифицировать инвестиционный процесс в регионе. Преимущество для инвесторов – получение относительно дешевых долгосрочных кредитов, а также превращение в ликвидную денежную форму своих имущественных прав. Ликвидность земельных ипотечных облигаций обеспечивает уполномоченный банк, который выдает ссуды под их залог и залог имущественных прав. Срок действия облигаций – 5-10 лет. Если данные облигации не являются средством залога, то они могут приносить их владельцам доход в натуральной форме путем увеличения у владельца количества облигаций. В денежной форме данные облигации дохода не приносят. По окончании срока действия облигации либо выкупаются эмитентом, либо конвертируются в облигации этого же вида последующих серий.

Жилищные ипотечные облигации (ЖИО). Основное назначение ЖИО – предоставление их владельцами относительно дешевых долгосрочных кредитов под залог данных ценных бумаг и имеющихся у владельца имущественных прав на недвижимость. Основные положения выпуска и обращения ЖИО совпадают с аналогичными положениями для ЗИО. Этот вид облигаций необходим для того, чтобы привлечь дополнительно инвесторов, не владеющих земельными участками, но имеющих права на городскую недвижимость.

Особая роль в реализации выпуска земельных облигаций отводится местным комитетам по земельным ресурсам и землеустройству, представители которых готовят исходную информацию по земельным участкам, выделяемым в обеспечение займа, становятся активными участниками при проведении земельных аукционов и конкурсов, ведут кадастровые книги, участвуют в формировании стартовых и первичных цен на земельные участки.

Средства, получение от размещения облигаций, должны быть направлены в первую очередь в соответствующие статьи местного бюджета с последующим целевым использованием как на обслуживание займов, так и на реализацию инвестиционных проектов по обустройству земель региона. Распоряжается этими средствами эмитент, т.е. местная администрация, а их хранение и аккумуляция происходит на счетах уполномоченного банка - депозитария и гаранта эмиссии.

Определенный процент денежных средств, полученных в процессе размещения ценных бумаг, будет поступать органам земельного комитета, предоставляющим эмитенту планы земель, зарезервированных под обеспечение земельных облигационных займов, а также оценку их стоимости. Эти органы получают также определенный процент от организаторов проведения земельных аукционов и конкурсов в регионе. Банк-депозитарий резервирует привлеченные денежные средства на специально выделенных счетах.

Денежные средства, полученные от размещения земельных муниципальных облигаций, должны поступать в местный бюджет (90%), земельный комитет (5%) и на обслуживание займа (50%).

Очевидно, что наиболее ликвидными являются земельные процентные облигации. Для инвестора это наиболее привлекательный вид облигаций, поскольку он фактически получает двойной доход: от роста курсовой стоимости и непосредственно от продажи самой облигации. Невысокий номинал этих акций является еще одним плюсом для инвестора.

К достоинствам земельных процентных облигаций также следует отнести их надежность, возможность приобрести земельные участки, а также возможность конвертировать в другие ценные бумаги, выпускаемые органами местного самоуправления.

В общем виде систему управления муниципальными земельными облигациями на уровне города можно представить в виде схемы, показанной на рис. 6.6.

 

 

 


Рис.6.6. Система управления муниципальными земельными облигациями

 

Контрольные вопросы и задания.

1. Какие имеются экономические регуляторы управления земельными ресурсами?

2. Какие известны формы и виды земельной ренты?

3. Какая имеется классификация рентообразующих факторов?

4. Какие, в соответствии с законодательством, имеются формы платы за землю?

5. Какая методика выявления земельной рентной составляющей?

6. Какие положительные и отрицательные стороны формирования земельного налога Вы знаете?

7. Как определяется арендная плата за землю?

8. Что такое нормативная цена земли?

9. Что такое залоговая стоимость земель?

10. Какие существуют правила выдачи ипотечного кредита под залог земли?

11. Какие имеются земельные ценные бумаги?

 

 

ГЛАВА 7. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

 

В настоящее время активно разрабатывается концепция построения в России информационного общества, цели, задачи, объекты, основные направления и механизмы реализации государственной информационной политики (ГИП). Это, в свою очередь, потребовало конкретизации и уточнения основных направлений деятельности органов государственной власти по формированию единого информационного пространства России и ее вхождение в мировое информационное сообщество.

С начала 90-х годов развивается государственная политика информатизации, выраженная в различных программах, например, в Федеральной целевой программе по созданию АИС ГЗК на 1998-2002 гг. и на 2003-2007 гг. Основное содержание этой политики сводилось к обеспечению научно-технических, производственно-технологических и организационно-экономических условий создания и применения информационных ресурсов.

Государственная информационная политика по своей сути должна отражать и учитывать множество интересов граждан, общественных организаций и движений, федеральных, региональных и муниципальных органов власти, государственных организаций и коммерческих структур. ГИП России, как государства, расположенного на огромной территории, должна также принимать во внимание различные уровни социально-экономического, научно-технического и культурного развития субъектов Федерации. Отсюда возникает необходимость активного участия системы Росземкадастра в конкретизации, развитии и реализации положений государственной информационной политики в области землепользования и управления земельными ресурсами.

Информация – это знания, сведения, данные, получаемые и накапливаемые в процессе развития науки и практической деятельности людей, которые могут быть использованы в общественном производстве и управлении его эффективности.

Понятие «информация» может быть истолковано как некоторая совокупность сведений (сообщений), определяющих меру наших знаний о тех или иных событиях, явлениях, факторах и их взаимосвязи. Такое определение подчеркивает огромное многообразие содержания информации, которая проявляется в самых разнообразных физических, экономических и социальных явлениях.

В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» (от 25.01.1995 г.) под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления, а под термином информационные ресурсы подразумеваются отдельные документы и массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Информационные ресурсы являются имуществом в определенном праве собственности и, следовательно, могут быть государственными и негосударственными. Обладать информационными ресурсами могут отдельные граждане, органы государственной власти и местного самоуправления, организации и общественные объединения, так как документы или массивы документов могут быть созданы на их средства. Большая часть информационных ресурсов, которая представляет общественный интерес, создается за счет государственных (федерального бюджета, субъектов Федерации) средств. Поэтому государство в значительной степени заботится об их централизованном сборе, хранении и создании условий для доступа к ним. При этом информация хранится в разного рода документах и видах отображения и считается первичной до момента ее копирования и тиражирования. Поэтому первоочередной задачей государства является сохранение первичных документов.

Государственные органы, учреждения и предприятия обладают собственными информационными ресурсами, которые часто становятся объектом интересов других ведомств и организаций, вследствие чего эта информация становится товаром.

Использование информации происходит в сфере производства и управления. Его результатом являются либо предпринимаемые решения, либо производимые продукты и услуги.

Выработанная системой информация должна быть зафиксирована на материальном носителе и храниться в течение определенного периода времени или «цикла жизни». В связи с этим можно выделить следующие стадии состояния информации:

а) хранение. Информация создается в результате наблюдения и регистрации некоторого явления. Прежде чем она может быть обработана или использована, она должна храниться в какой-либо памяти на материальном носителе;

б) преобразование информации. Хранящаяся информация может быть преобразована в некоторую, более удобную форму для хранения, передачи, обработки, восприятия;

в) передача. Информация непрерывно передается от источника к запоминающемуся устройству, на обработку, пользователю для принятия решения и т.д.;

г) сортировка, синтез, обработка. Обычно информация поступает в случайном порядке. Для уменьшения времени поиска требуемой информации, ее обработки требуется предварительная сортировка по заданным признакам, а также объединения (агрегирования) ряда отдельных информационных элементов для получения полного значения;

д) использование. После преобразования информации в удобную для использования форму она воспроизводится в виде, необходимом для принятия решений;

е) оценка. Значение информации зависит от потребности в ней, достоверности, надежности и своевременности. Массивы информации должны систематически пересматриваться с целью устранения устаревших или ненужных данных;

ж) уничтожение. Информация может осуществляться после многократного использования информации либо при отнесении ее к устаревшей. Уничтожение информации является концом цикла ее жизни.

Рассмотрим некоторые наиболее важные характеристики информации для человеко-машинных систем организационного управления.

Целевое назначение. Информация имеет определенную цель в момент передачи ее для использования. Одна и та же информация может иметь многоцелевое назначение. Создание новых концепций, выявление и решение проблем, принятие решений, планирование, оперативное управление, контроль, поиск – являются основными целями применения информации в человеко-машинных системах.

Способ и формат. Основными способами выдачи информации в человеко-машинных системах является визуальный и звуковой. Формат также является общей характеристикой для человека и машины. Люди получают большую часть информации в виде документов определенной формы. Под документом понимают семантическую информацию, зафиксированную на любом носителе (кроме памяти человека и ЭВМ) и на любом языке с целью использования в системе управления. Носитель информации – это любая стабильная материальная среда, на которой фиксируется информация. Документ может подвергаться записи, преобразованию, передаче, хранению, сбору, поиску, чтению, использованию. В существующих системах управления в основном используют бумажные документы.

Избыточность. Увеличение избыточности приводит к увеличению объема сообщения (без увеличения его информативности), а следовательно к увеличению времени доставки и удорожанию информации.

Быстродействие. Скорость передачи и приема информации определяется временем, необходимым для принятия и управленческого решения. Скорость работы устройства системы может измеряться количеством данных, обрабатываемых или передаваемых в единицу времени. В системах управления экономическими объектами передача информации может осуществляться с небольшой скоростью, ограниченной пропускной способностью человека.

Периодичность. Периодичность или частота передачи информации связана с необходимостью принятия решений. На уровнях оперативного управления поступление информации требуется с периодичностью, соответствующей происходящим реальным событиям. Периодичность передачи или поступления информации оказывает существенное влияние на ее ценность.

Затраты. Как вещество и энергия, информация характеризуется затратами на ее получение. Затраты на информацию, как правило, существенные и определяются затратами на сбор, хранение, обработку и поиск информации. Поэтому, прежде чем пытаться получить какую-либо информацию, нужно сравнить ее ценность с затратами на получение.

Ценность информации. Под ценностью информации понимается тот эффект, который дает использование данной информации. С этой точки зрения, можно считать, что ценность информации определяется характером объекта и истинностью сообщений. В значительной степени ценность информации зависит от способа и скорости ее передачи, периодичности, детерминистического и стохастического характера, достоверности, надежности, старения и прочих факторов.

Надежность и достоверность. Достоверность информации характеризуется степенью отражения характеристик анализируемого объекта. Надежность характеризует технические возможности средств передачи и обработки информации. Информация может быть надежно переданной и обработанной, но исходно недостоверной.

Статичность и динамичность. Информация, которая не меняется во времени, называется статичной. Примером статичной информации являются постоянные данные типа таблиц физических констант, справочников, расписаний и пр. Информацией с динамическими характеристиками являются изменяющиеся во времени данные, например оперативные данные о ходе производственного процесса.

Информация, необходимая для эффективного управления, должна удовлетворять ряду требований, среди основных из которых являются следующие: информация должна быть целевой, необходимой и достаточной, надежной и достоверной, своевременной, представленной в виде, удобном для дальнейшего использования.

На эффективность передачи, усвоения и использования информации влияют различные факторы, в частности языковые, географические, исторические, социально-политические, гносеологические, ведомственные, экономические, терминологические, технические и др.

Деятельность объекта управления, его реакция на изменение внешних и внутренних обстоятельств основываются на анализе и обработке информации об изменениях внешних и внутренних условий. Информация может быть классифицирована следующим образом:

1. Существующее законодательство, правительственные мероприятия, приказы, распоряжения и инструкции вышестоящих органов управления. Эта информация имеет особо важное значение при разработке стратегических и тактических планов развития и функционирования объекта управления.

2. Демографические и социальные тенденции развития общества. Эта информация особенно существенна при планировании оборота земельных участков и иных объектов недвижимости, которые в значительной степени зависят от общей численности, структуры, размещения и покупательной способности населения.

3. Экономические тенденции развития регионов, к которым относятся индексы деловой активности, включая объемы инвестиций, уровень и тенденции роста валового национального дохода, уровень занятости, производительность труда по отраслям, цены на товары, котировка ценных бумаг и другие экономические показатели.

4. Уровень развития техники по отраслям и тенденции ее развития. Эта информация может оказать существенное влияние на планирование производства новых видов продукции, на технологические процессы.

5. Факторы производства. Эта информация характеризует источники, затраты, размещение, наличие, доступность и производительность основных элементов производства (трудовые ресурсы, производственные материалы, оборудование, сооружения и т.д.), и др.

Любая система организационного управления, в том числе автоматизированная, не может работать без информации о состоянии управляемого объекта и внешней сферы, без передачи информации о принятых управляющих воздействиях. Определение оптимальных объемов информации, поступающей в различные органы управления, распределение потоков информации во времени и пространстве является необходимым условием эффективного функционирования систем организационного управления.

Система управления любого ранга комплексно обеспечивает решение задач перспективного и текущего планирования, оперативного управления, учета и статистики. Информация, необходимая для решения этих задач, также представляет собой единый комплекс, начиная от исходных первичных данных и информационных массивов и кончая выходными результатами, что определяет соответствующий подход к проектированию информационных систем.

Главным понятием системного подхода к сложным системам управления является понятие информационного потока.

Под потоком информации понимается целенаправленное

движение информации от источников до потребителей, которое характеризуется адресностью, режимом (регламентом) передачи и объемом передаваемой информации. Оптимизация потоков информации имеет цель исключить дублирование информации, минимизировать маршруты ее прохождения и обеспечить рациональный обмен информацией между органами управления. Режимы передачи информации схематично показаны на рис.7.1.

 

 

Рис.7.1. Режимы передачи информации.

 

По срокам предоставления информации она может быть ежедневной, декадной, месячной, квартальной, годовой.

Реализованные в системе информационные потоки должны обеспечить необходимой информацией в требуемые сроки и в удобной для использования форме все ее подсистемы включая требуемые механизмы обратной связи.

Целесообразно различать информацию, необходимую для планирования и оперативного управления. Задачи планирования, как правило, характеризуются большим объемом вычислительной работы и большой размерностью. Частота их поступления обычно невелика, и время поступления является заранее обусловленным. Время решения этих задач обычно велико и не является лимитирующим, частота изменения исходных данных невелика, достоверность данных мала, а точность решения определяется в основном достоверностью исходных данных.

Задачи операционного управления характеризуются случайных характером возмущений, приводящих к рассогласованию плановых и фактических показателей. В среднем, объем вычислений для задач оперативного управления невелик, частота же их поступлений в обслуживающих узлы велика. Время решения, как правило, невелико и является лимитирующим. Частота изменения исходных данных велика, их достоверность также велика. Точность решения задачи обычно определяется качеством алгоритмов решения задач данного класса.

В состав информационного обеспечения входят:

- нормативные и справочные данные, составляющие информационный базис системы;

- текущие сведения, поступающие извне системы, требующие ответной реакции системы или влияющие на алгоритм выработки решений;

- накапливаемые оперативные учетные и архивные сведения, необходимые для планирования и развития системы.

Поступающие в систему текущие сведения часто называются оперативной информацией.

Поскольку любая информация должна быть отражена на носителе, разработка информационного обеспечения состоит не только в определении смыслового содержания и информационных характеристик потоков, но и в определении материальных носителей информации, создании системы документации и системы хранения информации на машинных носителях.

Вследствие того, что система и окружающая среда подвергаются частым изменениям, для обеспечения стабильности результатов необходимо эффективно управлять процессом ввода необходимых изменений, т.е. изменения нужно своевременно обнаруживать и, в случае необходимости, производить соответствующую коррекцию решений.

В связи с этим возникают понятия необходимой и достаточной информации, обеспечивающей заданное качество выработанного управляющего воздействия.

Значения некоторых параметров остаются постоянными или изменяются во времени сравнительно редко. Примером таких параметров могут служить стоимость сырья, цена продукции, производительность оборудования и т.д. Поэтому к важнейшим условиям организации информационного обеспечения относятся:

- однократный ввод данных и многократное их использование;

- агрегация и фильтрация информации;

- зависимость степени агрегации от уровня принятых решений;

- централизованное управление информационными ресурсами, синхронное поддерживание данных для всех видов и способов использования;

- отсутствие необходимости контролировать избыточность данных вследствие их интеграции;

- однократный ввод и многократное использование данных благодаря устранению дублирования;

- унификация средств организации данных и независимость от них прикладных программ;

- обеспечение максимальной полноты сведений, предоставляемых лицу, принимающему решение и др.

Выполнение этих условий предусматривает комплексное использование массивов информации при решении разнообразных задач в системах организационного управления.

В качестве своеобразного фильтра информационных потоков могут служить цели и критерии системы.

Под информационным обеспечением управления земельными ресурсами понимается система сбора, обработки и представления информации, необходимой для принятия управленческих решений по использованию земельных ресурсов на всех административно–территориальных уровнях.

Необходимость информационного обеспечения в области управления земельными ресурсами обуславливается следующими причинами:

- наличие растущих объемов информации, которую надо обработать в кратчайшие сроки;

- необходимость тщательной проверки поступающей информации (как для принятия самого решения, так и для рассматриваемых альтернатив);

- разнородностью, иногда и противоречивостью поступающей информации.

Поэтому информационное обеспечение системы управления земельными ресурсами должно способствовать достижению следующих целей:

- обеспечение повышения оперативности и качества работы с информацией;

- создание условий для перехода от традиционной бумажной к безбумажной технологии;

- создание необходимых условий для повышения электронной доли в работе с информацией и снижения трудозатрат на рутинные операции;

- обеспечение повышения достоверности создаваемой информации;

- исключение дублирования работы по получению информации;

- обеспечение централизованного хранения информации, подготовленной в электронной форме, включая графическую, а также всех сопутствующих материалов с возможностью организации логического увязывания информации, относящейся к одному направлению поиска (подборки) по тематическому набору реквизитов;

- обеспечение единого порядка индивидуальной и совместной работы с информацией;

- объединение потоков электронных документов между структурами;

- использование общей для всех территориальных органов, предприятий и учреждений Росземкадастра системы индексации (нумерации) документов, общих справочников-классификаторов и т.п.;

- обеспечение унификации информационной документации и сокращения количества форм и видов единообразных документов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1948; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.145 сек.