Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Земельно-информационная система 2 страница




Рис. 7.5. Последовательность информационного обеспечения процесса формирования системы управления земельными

ресурсами

Высшие же органы управления в большей степени решают стратегические задачи, связанные с перспективным планированием, перераспределением ресурсов, но не могут решать тактических задач в таком объеме, как это делается на низших уровнях.

Эта особенность систем управления не всегда отражается в информационных системах. Потоки информации, идущие от низших уровней управления к высшим, представляют собой практически одни и те же сведения, которые лишь суммируются, обобщаются по мере продвижения к верхним уровням управления. Именно с этим связано то обстоятельство, что, чем выше уровень управления, тем больше дублирование сведений, меньше коэффициент их использования.

Методы обобщенного представления информации на любом из уровней системы связаны с агрегацией информации, под которым понимается процесс обобщения и выделения данных из первичного множества параметров с целью формирования групповых обобщенных характеристик, позволяющих судить о существенных признаках поведения и состояния исходного множества данных.

В зависимостиот свойствобобщенных характеристики методов их формирования можно выделить три направления агрегации информации: функционально-логическое, аналитическое и статистическое. Первое основано на использовании функциональных и логических связей параметров между собой, а также на их отношениях к состоянию объекта и целевой функции управления.

В результате аналитической агрегации формируются интегральные или экстремальные характеристики множества данных, связанных с ними функциональными зависимостями.

Статистическая агрегация связана с формированием и представлением множества отдельных значений параметров, их статистическими распределениями и характеристиками.

Отфильтрованная (и в случае необходимости - агрегированная) информация может быть подвергнута операции сжатия.

Существо всякого сжатия информации заключается в устранении избыточности, которая имеется в исходном сообщении.

Проблема информационного обеспечения органов федеральной и региональной власти, местного самоуправления, а также всех субъектов земельных отношений может быть решена на основе единой информационной политики (в федерации, регионе, области, муниципальном образовании) и создании единого информационного пространства, которое позволит сформировать цивилизованный рынок информационных ресурсов, содержащих сведения о земельных участках и иных объектах недвижимости.

Задача создания комплексной территориальной информационной системы является одной из важных задач в области государственного и муниципального управления территории. Она включает формирование и взаимосогласованное ведение различных ведомственных кадастров (земельный, водный, лесной, градостроительный и др.) реестров, регистров, обеспечивающих органы государственной власти и муниципального управления достоверной и комплексной информацией об объектах среды жизнедеятельности человеческого сообщества

Базовым элементом создания единого информационного пространства должны стать земельные участки, к которым привязаны здания (сооружения, коммуникации и т.д.), расположенные на соответствующей территории (область, район, город, поселок). Земельные участки формируют "каркас", на который накладываются все другие элементы и события "территориальной среды".

Такой подход облегчает создание титульной системы регистрации прав, которая включает экспертизу юридической чистоты титула и присвоение объекту уникального кадастрового номера. При этом государство гарантирует права на недвижимость, а объекты недвижимости становятся товаром только после государственной регистрации. Для формирования и функционирования земельного рынка требуется чёткая идентификация прав собственности и границ земельных участков. Для проведения экономической оценки земель требуется идентификация участка, информация о его границах, площадях и наложенных ограничениях, экологических и пространственных условиях.

Система информационного обеспечения управления земельными ресурсами должна:

- сформировать единое информационное пространство;

- обеспечить информационную поддержку рынка недвижимости;

- создать базу для налогооблоения;

- поддержать инвестиционные проекты;

- являться основой различных геоинформационных систем, в том числе для управления развитием территории.

Единое информационное пространство обеспечивается путём:

- выработки единого методологического подхода к организации кадастрового деления, присвоения кадастровых номеров для объектов недвижимости;

- пространственной привязки любой ведомственной информации на основе цифровой топографической основы кадастра недвижимости (ЦТО КН.);

- формированием единой системы структур, форматов и семантического содержания словарей, классификаторов, справочников для всех структур в области управления земельными ресурсами;

- согласованностью технологий информационного взаимодействия, включая актуализацию и обмен базами данных, словарями, классификаторами;

согласованностью программно-технических средств телекоммуникационного взаимодействия всех держателей информации в интегрированной информационной среде;

- согласованностью программных средств конвертирования,

формированием справочников и словарей баз данных.

Земельный кадастр является ключевым компонентом информационной системы, обеспечивающей официальное подтверждение наличия количества, качества и стоимости земли и иной недвижимости в любом районе. На основе земельно-кадастровой информации можно решить следующие задачи:

- обеспечение гарантий прав собственности на объекты земельно-имущественного комплекса;

- проведение регистрации прав собственности на объекты земельно-имущественного комплекса;

- решение земельных споров;

- поддержка экономически эффективного развития земельного оборота;

- планирование землепользования и др.

Интегрированные кадастровые системы необходимы для удовлетворения запросов органов управления, частных и общественных организаций, населения. Интегрированная кадастровая система - это крупномасштабная общественно-ориентированная земельно-информационная система. Функции интегрированной кадастровой системы, (планирование землепользования, регистрация прав, регистрация операций с недвижимым имуществом и его оценка, определение и учет налогообложения и ипотека) связаны между собой. Для поддержки развития рынка недвижимости и обеспечения общественных доходов эти системы должны быть интегрированными и простыми в эксплуатации.

Мировой опыт показал, что интегрированная информационная система земельного кадастра уменьшает число ошибок, способна быстро обрабатывать операции с землей и недвижимостью, управлять информационными потоками и снижать затраты на проведение сделок. Совершенно очевидно, что эффективная эксплуатация таких систем требует кооперации многих государственных структур. Каждая из них располагает информацией, которая требуется другой структуре для выполнения ее задач. Эти структуры должны обмениваться данными и избегать их ненужного дублирования и пересечения функций.

Интегрированная кадастровая система обеспечивает управленческие структуры необходимой информацией для создания:

- упрощенной и координированной системы регистрации объектов недвижимости;

- системы планирования землепользования;

- схем землепользования и зонирования;

- определения приоритетов для коммерческих, промышленных и частных инвестиций;

- интегрированной информационной системы принятия административных решений и управления финансами и др.

Интегрированная кадастровая система имеет следующие преимущества при ее использовании администрациями, государственными учреждениями, частными компаниями и отдельными гражданами:

- быстрый доступ к информации, требующейся для принятия решений;

- улучшенные аналитические возможности;

- поддержка решений для зонирования, определения инвестиционных при­оритетов, разрешения земельных споров;

 

- повышение эффективности административных и финансовых процедур;

- улучшенный налоговый контроль;

- возможность получения доходов за счет оказания платных услуг и прода­жи информационных продуктов;

- получение информации о возможностях и объектах развития. В настоящее время процесс взаимодействия государственных информационных систем в России можно охарактеризовать как простой процесс обмена данными в соответствие с разовыми запросами, который не отвечает требованиям ни по срокам, ни по юридическому статусу, ни по степени достоверности, ни по уровню коммерциализации.

Исполнительская деятельность администрации и её служб состоит в текущем поддержании условий жизнедеятельности населения, выдача разрешений на различные виды деятельности, ведение различных реестров, регистрация и оформление прав на недвижимость, сбор налогов и т.д. На данном операционном уровне находятся большая часть информации, которая наиболее достоверно отражает текущую ситуацию. Управленческие функции состоят в учёте и контроле жизненных условий и ресурсов среды (население, земельные и другие природные ресурсы, здания, сооружения, инженерная инфраструктура, градостроительство, экология и т.д.).

Стратегическое развитие обеспечивает поле деятельности управленцев, определяет границы допустимого изменения «человеческого пространства».

Данные, используемые отдельными ведомствами для работы на операционном уровне, интегрируются (горизонтальная интеграция) между собой и обобщаются (вертикальная интеграция), поступая на верхний уровень. Эта видоизмененная информация используется для составления планов и программ, которые претворяются в действие на операционном уровне.

Иная информация требуется для стратегических целей. Выбор необходимых данных усложнён их разнородностью. Менее детальная, генерализованная и обобщённая информация отвечает разнообразным потребностям уровня стратегического развития.

Система должна развиваться таким образом, чтобы она поддерживала не только ежедневные операции, но и могла быть использована в управлении, планировании, анализе стратегий и принятия решений. Для этого система должна учитывать требования всех уровней власти, основных на жёстких стандартах обмена данными.

Для развития рынка недвижимости и инвестиционного процесса также необходима соответствующая информационная поддержка. Информационная поддержка указанных процессов заключается в предоставлении заинтересованным юридическим и физическим лицам информации, которая необходима для обоснования решений об операциями с недвижимостью и инвестициями. Такая информационная поддержка осуществляется несколькими структурами, основными из которых являются:

- органы Росземкадастра;

- органы архитектуры и градостроительства в системе Госстроя РФ;

- учреждения юстиции по регистрации прав в системе Минюста РФ;

- органы Роскартографии и др.

К настоящему времени наиболее разработанным в нормативно-правовой и содержательной частях является информационное взаимодействие ГЗК с системой государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Для целей регулирования процесса формирования информации о правовых характеристиках (правообладателях) земельных участков необходим регулярный обмен с органами юстиции информацией о правовом статусе объекта недвижимости, включающих описание объекта права, основание возникновения, содержание и объём прав на объект недвижимости. Наличие подобной информации в кадастровой базе данных обеспечит государственные гарантии прав граждан и юридических лиц на недвижимое имущество и создание на этой основе условий для становления и развития рынка недвижимости.

Взаимодействие информационных систем регистрации прав и систем управления земельными ресурсами может быть реализовано следующим образом (рис.7.6).

При создании комплексной информационной системы необходимо учитывать:

- сложившиеся традиционные информационные и организационные связи;

- накопленные фонды информации;

- стоимость созданных автоматизированных информационных систем;

- затраты на создание новых информационных сетей;

- способность организаций создавать сложные базы данных и актуальность их на текущий день и т.д.

Интеграция государственных информационных систем в рамках единого информационного пространства позволит создать основу для организации цивилизованного рынка недвижимости и решения следующих задач:

- формирование единого объекта недвижимости "земельный участок и постройки на нем";

- упорядочение процессов учета недвижимости и государственной регистрации, прав на недвижимость и сделок с нею;

- оценка объектов недвижимости;

- налогообложение объектов недвижимости;

- переход от "целого (функционального)" использования недвижимости к принципу разрешенного использования;

- получение подробной информации об объектах, выставленных на конкурс;

- управление недвижимостью, в том числе управление инвестиционной деятельностью, связанной с использованием земель, строительством и реконструкцией заданий и сооружений.

Для решения этих задач необходимо:

- обеспечить разграничение функций управленческой деятельности с недвижимостью (учет, регистрация прав, аренда, продажа);

- создать единый информационный центр, который объединит все организации, которые готовят кадастровые дела;

 

Рис.7.6. Схема взаимодействия информационных систем

 

- создать регистр перекрестных ссылок на основе системы кадастровых номеров объектов недвижимости;

- решить технические проблемы объединения тематических баз данных.

В дальнейшем такая интегрированная система может развиться в направлении формирования территориальной информационной системы, способной аккумулировать информацию для управления и планирования развитием соответствующей территории, как единым природно-техногенным объектом. В рамках интегрированной информационной системы каждая из входящих систем должна обеспечивать выполнение операционных функций систем, например, формирование территориальной зоны в ЕГРЗ на основе градостроительных регламентов, полученных от градостроительного кадастра.

В состав интегрированной информационной системы должны входить несколько основных блоков, например, блок ГЗК и мониторинга земель, юридический и градостроительный блоки (рис.7.7).

Данное взаимодействие определяется следующими основными параметрами:

- цели и задачи обмена;

- объем информации для передачи;

- порядок информационного обмена.

Целью информационного обмена является обеспечение участвующих в обмене сторон достоверной и оперативной информацией для выполнения соответствующих государственных функций: государственного кадастровою учета и государственной регистрации прав.

Объем информации для обмена целиком и полностью определяется его целями и структурой основных документов, хранящих исходную информацию о земельных участках формами Единого государственного реестра прав (ЕГРП) и Единого государственного реестра земель (ЕГРЗ).

Информационный обмен может иметь следующие способы реализации:

- утвержденные формы обмена;

- регулярные запросы;

- разовые запросы.

В качестве регулярных форм обмена информацией могут быть использованы выписки из государственного земельного кадастра стандартной формы, содержащие сведения об объекте учета ЕГРЗ. Объем данной выписки может меняться в зависимости от запрашиваемых сведений.

Место градостроительного кадастра в системе взаимодействия

 

 

Рис.7.7. Схема интегрированной информационной системы управления земельными ресурсами

 

его с другими территориальными информационными системами, в том числе в ГЗК, определяется его ролью учетно-регистрационной системы, содержащей агрегированную комплексную информацию о градостроительных регламентах использования территории и ее градостроительной ценности.

Эти регламенты представляют собой установленные нормативными документами предпочтения, ограничения и запрещения изменений состояния и использования территории, определяемые на основе градостроительного зонирования и регулятивных линий (красные линии ограничения застройки, технические зоны, границы охранных зон памятников архитектуры, границы зон общественных центров, шумозащитные полосы вдоль железных дорог, границы водоохранных зон, границы прибрежных зон, границы санитарно-защитных зон и т.п.).

Эти данные необходимо использовать для формирования и ведения территориальных зон в ЕГРЗ государственного земельного кадастра.

Другие сведения градостроительного кадастра, такие как опорные планы застройки и регистрационные планы расположения сооружений, коммуникаций связи и инженерного оборудования, регистр строящихся домов, исполнительная съемка завершенных строительством объектов, должны использоваться в процессе ведения дежурного кадастрового плана ГЗК, в целях получения полных сведений о наличии объектов недвижимости на определенном земельном участке.

Нормативно-правовое регулирование предусматривает установленный порядок владения, распоряжения и использования информационных ресурсов государственных кадастров.

Можно выделить следующие уровни реализации обмена информацией между системами, реализующими функции государственного управления:

- локальный уровень межсистемного информационного обмена для пополнения необходимого информационного ресурса для реализации присущих данной системе функций управления;

- уровень непосредственного представления информационных ресурсов из различных систем для анализа и принятия управленческих решений путем традиционного сопоставления выделенных факторов;

- уровень интегральной информационной системы, способной не просто собирать, но и агрегировать получаемую информацию в единое пространство с целью наиболее оптимального и оперативного принятия решений по собранным данным с территории.

Локальный уровень предусматривает традиционный обмен данными на бумажных или магнитных носителях между информационными системами, взаимодействующими в процессе выполнения своих функций. Система ГЗК поставляет необходимую информацию в виде планов границ земельных участков и их кадастровых номеров для реализации функции государственной регистрации прав. На основании полученных данных осуществляется Государственная регистрация прав с занесением сведений в ЕГРП. Система ГЗК формирует на основе данных о регистрации прав и ЕГРЗ списки плательщиков земельного налога и арендной платы для представления в информационную систему государственной налоговой службы для выполнения ею фискальных функций. Взаимодействие между системой ГЗК и информационной системой градостроительного кадастра может основываться на примере обмена информацией с целью формирования в ГЗК территориальных зон, статус и методика выделения которых может основываться на известных градостроительных ограничениях, например, зоны ограничения застройки по красным линиям.

Информационной основой, реализующей порядок информационного обмена на локальном уровне на конкретном примере взаимодействия информационных систем ГЗК и ЕГРП являются кадастровый план земельного участка как составная часть государственного земельного кадастра и информации о земельных участках и о зарегистрированных на них правах как составная часть ЕГРП. Например, информацию об объектах недвижимости муниципального образования, которая представляет собой совокупность графической (пространственной) и семантической (атрибутивной)информации можно разделить на следующие виды:

1. Информация о сделках с земельными участками и иными объектами недвижимости (рыночные цены на земельные участки и иные объекты недвижимости, информация об арендной плате за земельные участки и иные объекты недвижимости);

2. Информация о факторах и объектах, формирующих стоимость земельных участков и иных объектов недвижимости, которая, в свою очередь, подразделяется на:

- информацию, полученную в процессе проведения кадастровой оценки земель поселении (например, местоположение земельных участков, состояние окружающей среды, уровень развития сферы социального и культурно-бытового обслуживания населения, уровень развития инженерной инфраструктуры и др.);

- информацию, полученную в процессе проведения кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения (например, балл бонитета почв, рельеф земельных участков, каменистость почв, удаленность земельных участков от хозяйственных центров и др.);

- информацию, полученную в процессе проведения кадастровой оценки земель лесного фонда (например, основные ценообразующие породы, продуктивность спелых насаждений, период оборота рубки, затраты на восстановление и другая информация);

- информацию, полученную в процессе проведения кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений (например, данные об инженерной и транспортной инфраструктуре объединений, местоположение объединений и др.);

- информацию, полученную в процессе проведения кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов (например, данные об экологическом биоразнообразии и ценности экосистем и др.);

- информацию, полученную в процессе проведения кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения (например, данные об уровне доходности различных отраслей промышленности и др.).

3. Статистическая информация, включая экономико-статистические данные, собранные в процессе проведения кадастровой оценки земель (как первичные, так и производные).

4. Общая информация о результатах кадастровой оценки земель:

- кадастровые номера земельных участков;

- площадь земельных участков;

- виды разрешенного использования земель;

- удельные показатели кадастровой стоимости земель по землям различных категорий и видам использования;

- налоговая база для расчета земельного налога (кадастровая стоимость земельных участков, нормативная цена земли).

Для поддержания базы данных в актуальном состоянии определяется периодичность обновления информации, которая в свою очередь зависит от скорости ее «старения».

Информация, содержащаяся в базе данных с точки зрения периодичности ее обновления, делится на три вида:

1. Информация, требующая высокой частоты обновления (например, информация о сделках с земельными участками и иными объектами недвижимости собирается постоянно и обновляется в базе данных ежеквартально).

2. Информация, требующая периодического обновления (например, информация о развитии инженерной и транспортной инфраструктуры, уровне социального и культурно-бытового обслуживания населения, состоянии окружающей среды и иная, не часто изменяющаяся информация, обнов­ляется раз в год).

3. Информация, требующая обновления по мере ее поступления, (например, информация о балле бонитета почв, технологических свойствах почв, оценочной продуктивности лесных насаждений, обороте рубки, кадастровом делении и иная информация, для получения которой нужны дополнительные исследования или проведение дополнительных дорогостоящих работ, обновляется по мере ее появления).

После соответствующего обмена и получения каждой информационной системой всей необходимой для ее нормального функционирования информации на локальном уровне данные должны поступать на следующий уровень для анализа и принятия решения по конкретной территории. В самом общем случае эта данные могут поступать как изолированные информационные ресурсы от соответствующих отдельных информационных систем. Полученные данные путем аналитической обработки путем традиционного сопоставления представленных факторов могут стать базисом для формирования обоснованного управленческого решения по соответствующим проблемам данной территории.

Рассмотрим наиболее типичные группы запросов пользователей к базе данных.

1. Наиболее простым и типичным запросом, который формирует пользователь, может иметь следующий вид: "Проанализировать поведение показателя за ряд лет и спрогнозировать его значение по определенному объекту (например, размер землепользования) на заданный период упреждения".

Решение такой задачи опирается на методы анализа и прогнозирования рядов динамики (временных рядов) или применением регрессионных уравнений с построением одномерных аппроксимирующих моделей и интервалов "достоверности".

2. Вторая группа запросов касается сравнительного анализа рядов динамики одного и того же показателя, но по разным (выборочным) объектам одного или разных уровней административно-территориального деления. Например, пользователя может интересовать сравнительный анализ рядов по РФ в целом или по некоторому субъекту РФ или по нескольким муниципальным образованиям.

Решение данной задачи требует определения критериев оценки динамики ряда в целом, введения определенной меры для измерения "расстояния" между рядами и критериев сравнительной оценки совокупности рядов.

3. Запросы третьей группы касаются анализа и прогнозирования множества рядов динамики значений одного показателя по ряду объектов определенного административно-территориального уровня (в отличие от запросов второй группы) с целью выявить наиболее характерные объекты по спаду, росту или стационарности значений показателя; оценить поведение среднего значения; определить статистические характеристики рядов динамики в целом и попробовать классифицировать объекты по критериям, отражающим характер динамики. Данную группу запросов можно считать частным случаем второй группы.

4. Запросы, связанные с совместным анализом и прогнозированием рядов динамики разных показателей. Данная группа запросов порождает огромное количество постановок задач анализа и прогнозирования, конкретное содержание которых зависит от целей получения информации, наличия доступного (для данного уровня пользователя) инструментария (для выполнения анализа и прогнозирования) и условий организации всего цикла исследований.

Если речь идет о единичных (выборочных, итоговых или средних) реализациях рядов динамики для каждого показателя, то необходимо применять многомерные ряды, в которых обычно требуется определить наличие связи между ними, определить тип процесса в целом (или среднем) и оценить его параметры. Методы решения таких задач достаточно сложны и требуют наличия специального программного обеспечения. Определенный эффект могут дать методы дисперсионного, факторного и многомерного анализов.

Если каждый показатель содержит множество значений по соответствующим объектам и по каждому объекту, то его значения представляют динамический ряд, и анализ такого комплекса данных становится очень сложной задачей, решение которой (в целом) требует разработки специальных методов или проведения сложного анализа по уменьшению размерности задачи (возможно, с помощью классификации объектов по определенным признакам).

5. Задачи прогнозирования значений земельно-кадастровых показателей по значениям других взаимосвязанных факторов. Решение таких задач возможно, если проведен предварительный (многомерный) анализ по выявлению факторов, существенно влияющих на изменение значений данного показателя, дана оценка степени этого влияния и определен вид модели, по которой можно делать прогноз.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1068; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.