Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы развития политической мысли. надо сократить




 

Этап развития Представители Характеристика этапа Вывод по этапу
Политическая мысль Древней Греции и Рима Платон, Аристотель. В течение короткого времени – VIII–V вв. до н.э. – в Греции происходит “культурный переворот”, в последующее столетие наблюдается невиданный доселе расцвет философской мысли. Социально-политические взгляды Платона. Платон (427 - 347 до н.э.). Основные труды: “Государство”, “Политик”, “Законы”. Родоначальник, создатель системы объективного идеализма. Рациональная модель идеального государства Платона: в мире идей государство существует вне изменений в силу своей совершенной природы, в том государстве не должно быть никаких противоречий, все должно быть разумно устроено. Т.е. Платон занимался созданием утопии. Платон исходит из тезиса, что идеальное государство должно соответствовать природе человека. Он строит весьма умозрительную схему: природа человека (структура души) состоит из трех частей: разумной, яростной и вожделеющей. В идеальном государстве, соответствующем структуре души, разумной части соответствует сословие правителей, яростной – сословие воинов, вожделеющей – сословие крестьян и ремесленников. Причем, сословие правителей состоит из философов, людей науки. Политическое учение Аристотеля. Аристотель (384–322 до н.э.). Труды: “Политика”, “Афинская политая, “Этика” и др. Государство, говорил Аристотель, возникает из необходимости людей общаться, помогать друг другу, для удовлетворения их общих нужд. Основой государства является разумная природа человека. Главное в государстве –власть, которая сплачивает его и не позволяет распасться на отдельные семьи. В государстве, как и в семье, кто-то должен управлять, а кто-то подчиняться. Одно государство отличается от другого формой организации власти. В основу типологии форм государственного устройства Аристотель положил три критерия: первый – количественный (все государства различаются в зависимости от количества лиц, осуществляющих государственную власть: одно лицо, меньшинство или большинство). Качественный критерий задает следующие параметры власти: в чьих интересах осуществляется власть? Здесь возможны два варианта: в интересах всех граждан государства (в общих интересах) или в интересах самих правителей (в частных интересах). И третий – имущественный критерий – правят богатые или бедные. Аристотель придавал огромное значение законам в государственной жизни. Законы, по Аристотелю, стоят на страже общей пользы. Они носят компромиссный характер.   Политико-правовая мысль Древнего Рима и Древней Греции нередко рассматривается в единстве. Рассматривая государство как величайшее воплощение разума, мыслители Греции и Рима конструировали различные модели государства, в которых наиболее полно, по их мнению, проявлялось разумное начало. Однако следует иметь в виду, что если в политико-правовой мысли древних греков преобладал социально-политический аспект, то у римлян – правовой. У греков проблемами государства и права занимались философы, у римлян –юристы, которые имели в этой области несомненные заслуги. В римском правоведении значительно большее развитие, чем в греческом, получила общая теория права и государственное право (понятия власти, должностных лиц и их полномочий, гражданства). Создание гражданского права –это заслуга римских юристов.  
Политическая мысль европейского средневековья Августин Блаженный (345–430), труд: “О граде Божьем”, Фома Аквинский (1225 или 1226–1274), труд: “О правлении государей”, “Сумма теологии”, В. Оккам (1300–1350)   Главный принцип средневековой политической мысли – теократизм, т.е. преобладание над индивидом и государством идеи Божества и идеи церкви. Идея теократического господства в учении Августина. Августин пишет трактат “О граде Божьем” (413–426), главная идея которого состоит в замене единства государственной власти на единство духовной власти. Августин формулирует теократическую идею примата духовной власти над светской.Ход человеческой истории, по мысли Августина, предопределен Божественным провидением и представляет собой борьбу светлых и темных сил. Божество есть лишь источник добра, зло проистекает из свободной воли, стремящейся к самостоятельности и не признающей Божественных установлений. В соответствии с борьбой светлых и темных сил и всемирная история распадается на два направления: приверженцы Бога на земле, признающие Его волю, войдя в лоно церкви, строят град Божий, а сторонники сатаны строят светское, земное государство. В средние века политическая мысль и юриспруденция, философия и естествознание, все “семь свободных искусств” были облечены в религиозные одежды и подчинены богословию. Политическое учение Фомы Аквинского. В своих политических воззрениях Фома отвергал общественное равенство и утверждал, что разделение на сословия установлено Богом. Все виды власти на земле – от Бога. “Государственное сообщество, – писал он, – является приготовлением к высшему сообществу – государству Бога. Таким образом, государство подчиняется церкви как средство цели”.Главная задача государственной власти. – содействовать общему благу, заботиться о справедливости в общественных делах и обеспечивать мир подданным. В учении Ф. Аквинского признавался суверенитет власти народа. Весь народ должен участвовать в управлении. Государственный строй должен соединять ограниченную и выборную монархию с аристократией по признаку учености, и такую демократию, которая обеспечивала бы доступ к власти для всех классов посредством народных выборов. В данных теориях прозвучало не только положение о праве народа, но и идея права на борьбу с тиранией, которая отзовется позднее в учении так называемых монархомахов, или тираноборцев. Но право народа оказывалось характерным для средневековья коллективным правом, народ рассматривался как целое, а не как совокупность индивидов, каждый из которых наделен личными правами.  
Политические идеи эпохи Возрождения и Реформации М. Лютер (1483–1546), Ж. Кальвин (1509–1564), Н. Макиавелли (1469–1527), труды: “Рассуждения на первую декаду Тита Ливия”, “Государь”, Ж. Боден (1530–1596), труд: “Шесть книг о государстве”   Политическое значение религиозных идей Мартина Лютера. Идея М. Лютера о непосредственном общении человека и Бога, о спасении единственно верой, а следовательно, о ненужности духовенства и церкви как посредника, разрушила средневековую политику и идеологию. Мирская деятельность характеризуется Лютером как проявление христианской любви к ближнему, а выполнение мирских обязанностей служит единственным средством быть угодным Богу. Лютер выступал за церковное самоуправление и духовное равенство. Вместо теократической доктрины католицизма, подчиняющей государственную власть Богу и церкви, Лютер возвратил идее государственной власти ее достоинство. В сочинении “О светской власти” он писал, что если бы весь мир состоял из истинных христиан, не было бы нужды в светской власти. Вместо средневековой идеи христианской всеевропейской государственности, основанной на принципе единства религии и политики, Лютер выступил за национальное государство, в рамках которого религиозная и политическая власти должны быть разделены. Таким образом Лютер стремился вернуться к раннехристианским представлениям. Политическая философия Никколо Макиавелли. В своем изучении мира политики Макиавелли пользовался новыми методами исследования. Наряду с философским подходом, с помощью которого формулируется нормативно-ценностная теория, он использовал эмпирический метод наблюдения над реальными политическими отношениями. Учение Макиавелли о формах правления перекликается с античной политической мыслью. Наилучшей формой правления является республика, так как она наиболее приспособлена к природе человека. В республике соединяется правление большинства народа, меньшинства знати и одного избранного главы государства. В республиках, полагал Макиавелли, легче осуществить свободу и равенство. Но республиканская форма правления возможна не всегда и не везде. Республика, где управление является “общим делом” граждан, предполагает определенное качество народа, гражданские добродетели, уважение к общему благу. Для “испорченных” народов, у которых не развиты гражданские добродетели, предпочтительнее монархия. Макиавелли считал, что только монарх-реформатор, избранный народом, может объединить страну, создать национальное государство, независимое от папства. Для реализации этой высшей политической цели хороши все средства. Политические взгляды Жана Бодена. Ж. Боден (1530–1596) является родоначальником теории суверенитета. Боден так же, как и Макиавелли, четко отделял политику от религии и морали. Государственное управление распространяется только на государственной имущество, а не на имущество частных семейств. В понимании Бодена суверенитет государственной власти означал высшую, неограниченную, нераздельную власть, независящую ни от папы, ни от империи, ни от внутрисословной борьбы.Составными частями суверенной власти являются: право законодательства, право войны и мира, право назначения высших чиновников, право высшей судебной инстанции, право помилования, право чеканки монеты. Ж. Основная заслуга Бодена состояла в том, что он вслед за Макиавелли решительно пролагал путь самостоятельной, независимой от церкви, политической науке, доказывал необходимость государственного суверенитета, возвышал достоинство права. Если у Макиавелли право выступает преимущественно как средство для достижения тех или иных государственных целей, то у Бодена само право выступает целью бытия государства. Труды Макиавелли и Бодена послужили важным источником для последующего развития политической мысли, внесли существенный вклад в политико-теоретическое знание своего времени.
Политическая мысль Нового времени (XVII–XIX вв.)   Джон Локк (1632–1704), Томас Гоббс (1588–1679), Шарль Луи де Монтескье (1689–1775), труд: “О духе законов”, Ж.Ж. Руссо (1712–1778), труд: “Общественный договор”, Александр Гамильтон (1757–1804), Джеймс Мэдисон (1751–1836), Джон Джей (1745–1829), их совместный труд: статьи “Федералиста”, Иеремия Бентам (1748–1832), труды: “Деонтология, или Наука о морали”, “Фрагмент об управлении”, “Принципы законодательства” и др., Д.С. Милль(1806–1873), труды: трактат “О свободе”, “Представительное правление”, А. де Токвиль (1805–1859), труд: “Демократия в Америке”, Шарль Фурье (1772–1837),Роберт Оуэн (1771–1858), Карл Маркс (1818–1883), Фридрих Энгельс (1820–1895)   В Новое время на Западе родилась либеральная цивилизация, первым этапом развития которой является капитализм. Либерализм Дж. Локка. Локк исходил из представления о “естественном состоянии”, но при этом считал, что уже в до государственном состоянии существуют естественные права и свободы человека. Естественное состояние – это “состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью”, “состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого”. Согласно Локку, от природы, в естественном состоянии все люди рождаются свободными и равными в правах. Локк выделял такие естественные права, как жизнь, свобода и частная собственность. “Общественный договор” призван организовать закон и порядок, заменить неопределенность естественного права ясными законами и беспристрастными учреждениями. После того как заключен общественный договор, учреждается государство. В государстве существует три вида власти – законодательная (с правом издавать законы), исполнительная (наделенная правом проводить законы в жизнь) и федеративная (занимающаяся вопросами внешней политики). Судебная власть поглощается у Локка исполнительной. Законодательная власть является верховной, находится в руках парламента. Законодательная власть не абсолютна. Согласно теории Локка, абсолютная монархия – вообще не государство, ибо там свободен лишь один король Радикальный демократизм Жан Жака Руссо. В трактате “О происхождении неравенства” Руссо развил идею народоправства, суверенной власти народа. В основу он положил мысль, что насилие не может быть источником права. Руссо показал неизбежность перехода из естественного состояния в гражданское. В таком случае человек приобретает “свободу гражданскую и право собственности на все то, чем обладает” и моральную свободу. Руссо выступал против Передачи высшей законодательной власти парламенту. Исполнительная власть, напротив, не может принадлежать всей массе народа, но правительство должно быть полностью подотчетно общей воле. Собираясь и голосуя периодически на законодательных ассамблеях, каждый принимает на себя ответственность за выборы правительства. Общая воля (общий интерес) есть выражение общих интересов и потому она всегда стремится к общему благу. Этим учением не предусмотрено существование партий, поскольку их воля – всегда частная воля, то ни одна партия не может заявлять притязания на главенство. Политические взгляды Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Маркс и Энгельс придерживались той точки зрения, что целью социализма должно быть не только бесклассовое, но и безгосударственное общество. Но достижение этой цели возможно только после того, как рабочий класс завоюет политическую власть и преобразует государство. Захват государственной власти был для Маркса необходимым средством для достижения цели отмирания государства в дальнейшем. За “государственный социализм”. С “государственным социализмом” Маркса тесно связана его установка на революцию. Марксизм оставлял возможность как революционной, так и социал-демократической стратегии в отношении к буржуазному государству. Данный этап развития политической мысли характеризуется как этап индивидуализма.  
Политическая мысль Новейшего времени (XX в. – по сей день) Макс Вебер (1864–1920), В. Парето (1848–1923), Г. Моска (1858–1941), труды: “Теория правления и парламентское правление”, “Основы политической науки”, “История политических доктрин”,Р. Михельс (1876–1936), труд: “Социология политических, партий в условиях демократии”, Ч. Мерриам (1874–1953), Г. Лассуэлл (1902–1978), X. Арендт (1902–1975), Реймон Арон (1905–1983), Р. Дарендорф (род. в 1929), М. Дюверже (род. в 1917), И. Галтунг (род. в 1930), Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд, Дьердь Лукач (1885–1971), Антонио Грамши (1891–1937)   Политическое учение Макса Вебера. Веберовский анализ капитализма представляет большой интерес для граждан современной РОССИИ. Главной идеей веберовского анализа капиталистического общества, в отличие от анализа, предпринимавшегося К. Марксом или В. Зомбартом является последовательно проведенная идея рациональности. Теории политических элит Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса. Теории элит – это теории о разделении людей в любом обществе на элиты и массы. Моска развивал представление о том, что “во всех обществах существует два класса людей – класс правящих и класс управляемых. Первый, всегда менее многочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть и наслаждается теми преимуществами, которые дает власть, в то время как второй, более многочисленный класс управляется и контролируется первым...”. Развивая свою теорию, Моска разработал “закон социальной дихотомии”, дал понятие политического класса, определил два типа организации политического управления, качества политического класса и условия доступа к нему, способы закрепления власти политического класса и его обновления, выделил две тенденции развития политического класса и др. Согласно Парето, элита – это лишенный ценностного смысла термин, включающий всех тех, кто занимает самое высокое место на шкале, измеряющей любую социальную ценность: будь то власть, богатство, знание, престиж. Элита делится на правящую и неправящую (контрэлиту). Существует два типа элит – “львы” (жесткие, решительные руководители, опирающиеся на силу в управлении) и “лисы” (гибкие руководители, использующие методы переговоров, уступок, убеждения). Развитие общества происходит путем циркуляции или круговорота элит. Вывод Парето состоит в том, что главным результатом революционных перемен становится появление новой элиты с некоторой примесью старой. Роберт Михельс открыл закон, управляющий всеми социальными организациями, и назвал его “железным законом олигархии”. Согласно этому закону, человеческая общественная жизнь невозможна без наличия крупных организаций, руководство которыми не может осуществляться всеми их членами. В государственной организации, а также в партиях, профсоюзных и иных общественных организациях, церкви и пр. власть концентрируется в руках тех, кто способен к управлению, в высших структурах, которые выходят из-под контроля рядовых членов.   Политическая мысль XX в. характеризуется большим диапазоном правлений, научных школ и политических позиций, которые в значительной степени по-новому решают старые вопросы о том, что такое политика, власть, демократия, государство и т.д. Рассмотренные через категории “роли”, “взаимодействия”, “политического поведения” и др. вопросы государства и права предстают как условие и одновременно результат человеческих усилий, воли, интересов. В таком подходе есть большой гуманистический смысл. Пока человек будет активно выражать свою волю и действовать разумно, он будет в состоянии изменять к лучшему свое политическое бытие.  

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.