Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный кредит и организация управления государственным долгом




Банки как общественный институт и их роль в рыночной экономике.

Национальные проекты, их специфика в решении проблем социально-экономического развития Российской Федерации.

 

Целевое назначение национальных проектов заключается в расширении доступности образования и здравоохранения, социально-экономическом развитии села, повышении обеспеченности жильем. Это означает, что реализация национальных проектов будет непосредственно воздействовать на качество жизни населения и определять возможности человеческого развития в России. Новизна национальных проектов по сравнению с федеральными целевыми программами появившимися ранее, заключается в концентрации ресурсов на ограниченном количестве четко обозначенных приоритетных направлений и повышении ответственности исполнителей при осуществлении расходов.

В процесс реализации приоритетных национальных проектов вовлечены практически все органы государственного и муниципального управления. Однако особая роль в этом процессе отведена Президенту РФ как высшему должностному лицу нашей страны, осуществляющему фактическое руководство единой системой исполнительной власти. Именно он в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, является гарантом Основного Закона страны, прав и свобод человека и гражданина.

Большая роль в организации реализации приоритетных национальных проектов по отраслям принадлежит отдельным федеральным министерствам, службам и агентствам, которые разрабатывают и внедряют соответствующие мероприятия в рамках приоритетных национальных проектов.

На уровне субъектов РФ проводится корректировку осуществляемых мероприятий в рамках приоритетных национальных проектов, акцентируя внимание на наиболее злободневных проблемах, возникающих в различных отраслях экономики региона.

Публичность национальных проектов предполагает более активное участие экспертного сообщества и общественности в их подготовке, реализации и мониторинге. Безусловная важность национальных проектов для дальнейшего социально-экономического развития страны объясняет стремление совершенствовать их не только за счет внутренних возможностей, но и с привлечением международного опыта.

Национальные проекты представляют собой инвестиции в человеческий капитал. Вместе с тем, финансирование национальных проектов – это также возможность перехода от остаточного принципа финансирования социальной сферы к программно-проектному.

Краткосрочные риски реализации национальных проектов связаны, прежде всего с отсутствием в России опыта осуществления подобных программ. Несмотря на некоторое расширение в последние годы целевого подхода к бюджетному финансированию, программно-целевые технологии все еще остаются достаточно новыми для российской бюджетной системы. Определенную сложность представляют собой межбюджетные согласования, от своевременности которых зависит качество реализации запланированных мероприятий.

Долгосрочные риски реализации национальных проектов связаны с тем, что имеется неопределенность относительно устойчивости результатов, достигаемых в ходе осуществления национальных проектов. Конечная эффективность расходов, совершаемых в рамках нацпроектов, зависит от того, в какой мере финансирование тех или иных мероприятий способствует достижению долгосрочных целей развития образования, здравоохранения, сельского хозяйства и жилищной сферы.

Национальные проекты, представляя собой проектную форму расходования средств, подразумевают целевой характер расходов, имеют специальный орган управления проектом, а также особый механизм оценки эффективности расходов. К сильным сторонам национальных проектов, отличающим их от других форм целевого финансирования, относятся расширенные полномочия органа управления проектами, высокая степень политического контроля над расходами, публичность и персонализированная ответственность за реализацию.

В условиях кризиса для решения поставленных в национальном проекте «Доступное жилье» задач Правительство РФ приняло следующие меры: увеличить государственные субсидии на покупку жилья для молодых семей и молодых специалистов - налоговые вычеты при приобретении жилплощади возрастут вдвое (с 1 млн. до 2 млн. руб.); разрешить единовременное использование материнского капитала для выплаты ипотечного кредита. Кроме того, Правительство обязалось в первоочередном порядке обеспечить жильем ветеранов ВОВ, на что планирует потратить 4,7 млрд. руб. Уставный капитал Агентства ипотечного жилищного кредитования (АИЖК) возрос на 200 млрд. Таким образом, совокупный бюджет национального проекта «Доступное жилье» достигнул 1 трлн. руб.

Реализация национального проекта «Развитие АПК» имеет для страны стратегическое значение, поскольку сельское хозяйство страны играет в этом исключительно важную роль. Реализация этого национального проекта в 2008 г. была весьма результативна: рост производства зерновых составил 11% и дал в чистом весе урожай в 108 млн. тонн. Дополнительное финансирование из федерального бюджета составило 87 млрд. руб. и было направлено на субсидирование кредитов по 80-100% от ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Реализация приоритетных национальных проектов на территории Российской Федерации связана с рядом проблем. Прежде всего, отсутствует законодательная база регулирования формирования и внедрения приоритетных национальных проектов, что затрудняет возможности мобилизации усилий систем органов исполнительной власти для реализации мероприятий в рамках данных проектов. Сам статус приоритетных национальных проектов в этой связи занижен до уровня программ развития страны в отдельных отраслях экономики, к тому же урегулированных подзаконными нормативно-правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

Значительным препятствием на пути реализации приоритетных национальных проектов является низкий уровень исполнительской дисциплины в системе государственного управления, который не позволяет рассчитывать как на своевременное выполнение различных мероприятий в рамках указанных проектов на федеральном и региональном уровнях, так и на эффективное и рациональное использование бюджетных средств, направляемых на их финансирование.

Причем в действующем законодательстве отсутствует как единое понимание уровня исполнительской дисциплины, так и адекватные и современные критерии ее оценки. Рассчитывать на эффективные результаты реализации приоритетных национальных проектов затруднительно и вследствие высокого уровня коррупции в системе государственного управления, особенно на региональном уровне. Президент РФ Д. А. Медведев неоднократно говорил о необходимости бескомпромиссной борьбы с различными проявлениями бюрократизма и коррупции.

Несмотря на общенациональный характер приоритетных национальных проектов и чрезвычайную их популяризацию со стороны главы государства и Председателя Правительства РФ, глубокий анализ объемов финансирования мероприятий в рамках данных проектов показывает, что в 2006–2009 гг. на них была направлена всё же лишь незначительная часть свободных средств.

Для решения проблем, связанных с реализацией приоритетных национальных проектов на территории Российской Федерации, следует разработать и реализовать ряд последовательных мероприятий. Прежде всего, необходимо повысить статус проектов, приняв федеральный закон, предметом которого станут указанные проекты. Кроме того, следует расширить перечень приоритетных национальных проектов за счет принятия новых аналогичных проектов федерального и регионального значения (например, «Повышение обороноспособности», «Экологическая безопасность», «Развитие машиностроения и автоматизированных систем управления»). При этом региональные проекты должны финансироваться как из региональных, так и из федерального бюджетов, а их статус необходимо закрепить законами субъектов РФ.

 

11. Центральный банк Российской Федерации: его статус, функции и специфические задачи.

 

Цели деятельности Банка России:

* защита и обеспечение устойчивости рубля;

* совершенствование и укрепление банковской системы России;

* обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы.

Правовой статус Банка России (Центрального банка Pоссийской Федеpации):

Банк России - юридическое лицо, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Местонахождение центральных органов Банка России - город Москва.

Функционирует на основе принципа независимости, не входит в структуру федеральных органов государственной власти, но сотрудничает с ними.

Центральный банк Pоссийской Федеpации - особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.

Уставный капитал и иное имущество ЦБ Pоссийской Федеpации является федеральной собственностью, и, соответственно ст.10 Федерального закона №86-ФЗ объем этого капитала равняется 3 млрд. руб.

Банк России обладает финансовой независимостью, то есть выполняет свои расходы за счет собственных доходов. Налоги и сборы уплачивает согласно с Налоговым кодексом Pоссийской Федеpации, обязан перечислять в федеральный бюджет 50% практически полученной прибыли (ст. 26 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации»).

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя таких обязательств.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Pоссийской Федеpации.

Банк России не может участвовать в капитале иных кредитных предприятий, если иное не установлено Федеральным законом (ст.8), кроме Сбербанка Pоссийской Федеpации, где часть Банка России превышает 50%. Банк России может участвовать в капитале международных финансовых предприятий и капиталах кредитных предприятий за рубежом, которые занимаются совершенствованием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах (согласно с Законом ст.9).

Согласно ст.5 Федерального закона № 86-ФЗ, Банк России подотчётен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

2. Функции Банка России.

Деятельность Центрального банка любой страны, в том числе и Банка России, направлена на решение триединой задачи: обеспечение стабильности покупательной способности и валютного курса национальной денежной единицы, стабильности и ликвидности банковской системы, эффективности и надёжности платёжной системы. Отметим, что, соответственно ст.3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Итак, мы определили три основные задачи деятельности Банка России, для достижения которых он осуществляет следующие функции:

1) разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную поли тику, участвует в заседаниях Правительства, а Министерство финансов - в заседаниях Совета Директоров Банка России (с совещательным голосом);

2) монопольно выполняет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами (ст. 30);

3) управляет золотовалютными резервами Банка России;

4) является кредитором последней инстанции для всех кредитных предприятий, организует систему их рефинансирования;

5) устанавливает правила выполнения расчётов в Pоссийской Федеpации (наличные и безналичные);

6) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

7) выполняет государственную регистрацию, выдает и отзывает лицензии кредитных предприятий и предприятий, занимающихся их аудитом;

8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями согласно с федеральными законами;

9) выполняет независимо либо по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, нужных для осуществления своих основных задач;

10) выполняет надзор за деятельностью всех банков;

11) выполняет валютное регулирование, учитывая операции по покупке и продаже иностранной валюты;

12) определяет порядок выполнения расчетов с иностранными государствами;

13) организует и выполняет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки согласно с законодательством Российской Федерации;

14) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

15) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом по регионам, в первую очередь денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений;

16) публикует соответствующие материалы и статистические данные и, кроме того, осуществляет другие функции согласно с федеральными законами.

17) устанавливает и публикует официальные курсы зарубежных валют по отношению к рублю;

Итак, самой главной функцией Центрального банка Pоссийской Федеpации является разработка и выполнение единой государственной денежно-кредитной политики, проект основных направлений которой Банк России обязан представить к рассмотрению Государственной Думе не позднее 26 августа и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики предстоящего года.

 

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

- привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц,

- размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности,

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

К банковским операциям относятся:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

К современным банкам относятся:

1. центральный банк - первичная валютная власть страны.

2. коммерческие банки - юридическое лицо, которому на основании лицензии и действующего законодательства предоставлено право осуществлять на коммерческой основе банковские операции.

Коммерческие банки являются многофункциональными учреждениями, оперирующими в различных секторах рынка ссудного капитала. Крупные коммерческие банки предоставляют клиентам полный спектр услуг, включая кредиты, прием депозитов расчетов и т.д. Этим они отличны от специализированных учреждений, которые ограничены определенными функциями. Коммерческие банки традиционно играют роль базового звена кредитной системы. Переплетение функций различных видов кредитных учреждений и популярность универсального типа банка создает известные трудности для определения понятий банк и банковская деятельность. Чаще всего главным признаком банковской деятельности считается прием депозитов и выдача кредитов.

С экономической точки зрения коммерческие банки относятся к особой категории деловых предприятий, получивших название финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале. Банки создают новые требования и обязательства, которые становятся товаром на денежном рынке. Так, принимая вклады клиентов, коммерческий банк создает новое обязательство - депозит, а выдавая ссуду - новое требование к заемщику. Этот процесс создания новых обязательств составляет сущность финансового посредничества. Эта трансформация позволяет преодолеть сложности прямого контакта сберегателей и заемщиков, возникающие из-за несовпадения предлагаемых и требуемых сумм, их сроков, доходности, и т.д.

Следует иметь в виду, что банки не просто хранилища денег и кассы для их выдачи и предоставления в кредит. Они представляют мощный инструмент структурной политики и регуляции экономики, осуществляемой путем перераспределения финансов, капитала в форме банковского кредитования инвестиций, необходимых для предпринимательской деятельности, создания и развития производственных и социальных объектов. Банки могут направлять денежные средства, финансовые ресурсы в виде кредитов в те отрасли, сферы, регионы, где капитал найдет лучшее, эффективное применение.

Государственными кредитами, предоставляемыми Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией как кредитором.

Указанные государственные кредиты формируют государственные внешние активы Российской Федерации.

Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).

Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;

объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;

объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;

объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;

объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.

Управление государственным долгом Российской Федерации базируется на достижении долговой устойчивости, исключающей возможности возникновения кризисов ликвидности или платежеспособности, а также на постепенном снижении зависимости федерального бюджета от ситуации на мировых рынках сырьевых товаров и ссудного капитала.

Исходя из макроэкономического контекста проведения государственной политики управление государственным долгом предполагает использование широкого набора экономических мер. К ним относятся формирование долговой стратегии, обеспечивающей экономическую приемлемость (или устойчивость) и обоснованность уровня и темпов роста (снижения) государственного долга, активное управление рыночной его частью, возможность рефинансирования и обслуживания при меняющейся экономической конъюнктуре не отступая от целевых установок в отношении стоимости и степени риска, удержание задолженности государственного сектора на экономически приемлемом уровне, жесткий контроль за привлечением новых займов, эффективное управление зарубежными активами России и т. д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.