Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные тенденции в развитии менеджмента




Последнее десятилетие XX века было для России весьма трагичным. Системный кризис поразил все сферы жизнедеятельности российского общества. Одна из главных причин кризиса - развал системы государственного и производственного управления. Потеря управляемости экономики обернулась глубоким спадом производства, деловой активности и жизненного уровня населения.

Деятельность любой организации как в период кризиса, так и после него требует управления, без которого невозможно не только ее эффективное функционирование и развитие, но и само существование. Более того, управление организацией предопределяет отношение к ней со стороны других организаций и в известной мере влияет на их ответные управленческие решения. Это означает, что с управлением связаны интересы множества людей как в самой организации, так и за ее пределами.

Особенностью современного управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства. Современное управление должно способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен.

Управление есть элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности.

Под управлением понимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии и (или) перевод ее в новое более жизненное состояние организации путем разработки и реализации целенаправленных воздействий.

Выработка управляющих воздействий включает в себя сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений, обязательно включающее определение управляющих воздействий.

Под управляющим воздействием понимается воздействие на объект управления, направленное на достижение цели управления. Следовательно, результатом управляющего является управленческое решение, в основе которого лежит цель (целеполагание).

Понятие "управление" и "менеджмент" часто употребляются как синонимы, в то же время между ними имеются различия. Рассмотрим, в чем состоят эти различия.

Слово "менеджмент" обычно употребляется по отношению к людям, коллективам и организациям: менеджмент означает управление этой организацией. Менеджмент можно рассматривать как в формальных (законодательно закрепленных), так и в неформальных организациях.

Менеджмент можно понимать как интеграционный процесс, поскольку менеджмент призван рассматривать разнообразные задачи, необходимость решения которых в совокупности обеспечивает достижение поставленных целей.

Главная задача людей в аппарате управления - это эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения ее целей.

9. «Психологическое» направление в современном менеджменте

Социально – психологическое направление менеджмента – это прерогатива менеджеров всех уровней. На низовом уровне и среднем уровнях управления усилия менеджеров направлены на создание дружественных производственных отношений между, коллективом и отдельными работниками, при которых их способности могли бы полно реализоваться. На высшем уровне управления социально – психологическую функцию осуществляет ряд лиц, используемых власть, авторитет, положение для регулирования отношений между руководителями и подчиненными.

Социально – психологическое направление базируется также на уровне развития социальных отношений в обществе (уровень образования, культура, традиции, обычаи).

Психологический менеджмент предназначен для системной подготовки высоко квалифицированных специалистов, владеющих знаниями в сфере психологии и экономики, способных качественно применять психологическую теорию в практике управления персоналом, реализации человеческого потенциала, прогноза и сопровождения деятельности организации.

 

Цель - освоение слушателями социально-психологических основ менеджмента и овладение практическими навыками в этой области.

1. Задачи: разработка социально-психологических программ развития предприятия, практики психологического регулирования трудовых отношений,

2. освоение технологий управления человеческими ресурсами на основе адекватного использования психодиагностики,

3. получение знаний о психологии выстраивания карьеры, мотивации и контроле деятельности персонала,

4. овладение формами и методами эффективного подбора персонала, его найм и расстановка кадров,

5. разработка технологий процессов повышения квалификации кадров.

Актуальность. Новые формы руководства коллективами и повышение спроса на специалистов, владеющих психотехнологиями управленческой деятельности, подбора персонала, его мотивации обусловливают необходимость подготовки менеджеров, владеющих психологическими знаниями.

Квалификационные характеристики выпускников. Психологический менеджмент предполагает изучение вопросов, связанных с местом человека в системе управления, механизмами взаимодействия людей между собой и с системой управления в целом. Особое внимание в рамках данной магистерской программы уделено проблемам повышения личной эффективности менеджера, особенно вопросам самосознания менеджера, оценки им своих сильных и слабых сторон, формирования программы психологической коррекции своего поведения и отдельных черт характера, интеграции и развития в себе профессионально значимых достоинств человека мыслительного, экстравертированного, решающего и сенсорного типов.

Психологический менеджмент включает также вопросы, связанные с формированием культуры эффективного менеджера, в том числе культуры общения, имиджа, навыков самопрезентации.

рассмотрение психологических основ типологии личности и поведенческие признаки отдельных типов; базисные социальные роли личности и проблемы реализации взаимных ожиданий личности и социальной организации; вопросы самореализации личности в системе управления, в том числе механизм ролевой автономности менеджера; проблемы выбора адекватных типу личности средств и методов психологического воздействия; проблемы приращения психологических ресурсов организации.

10. Школа «науки управления» в современном менеджменте.

 

а) школа науки управления (1950-1990 гг.) базируется на теории принятия решений. Формирование школы связано с возникновением кибернетики и исследований операций. По своей сути исследования операций - это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов разрабатывает модель ситуации. Модель - это форма представления реальности, упрощающая эту реальность, обеспечивающая понимание ее сложности. После создания модели ее переменным задаются различные количественные значения для того, чтобы уяснить состояние между ними.
Ключевой характеристикой этой школы является замена совестных рассуждений моделями, параметрами и количественными значениями. Это все дает возможность применять ЭВМ к обработке этих данных.
б) процессный подход к менеджменту. Процесс - это определенная совокупность действий, направленных на преобразование ресурсов, которые чаще всего выступают в виде продуктов и услуг.
Организация

Ресурсы→ Процессы → продукт, услуги

 

Управление рассматривается как процесс, т.к. работа по достижению цели с помощью других людей - это серия непрерывных взаимосвязанных действий. Управленческие функции также являются процессами.

 

А.Файоль выделил 5 функций управления:

 

- планировать;
- организовывать;
- распоряжаться;
- контролировать;
- координировать.
Современная точка зрения позволяет выделить следующие функции в самом общем виде:
- планирование;
- организация;
- мотивация;

- контроль.

 

Эти функции определены связующими процессами: коммуникация и принятие решений.

 

б) системный подход к менеджменту.

 

Теория систем впервые была применена в точных науках и технике.
В конце 50-х годов принципы теории систем стали применяться в менеджменте.
Система - это некоторая целостность состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.
Все организации являются системами. Существуют: - закрытая система имеющая жесткие фиксированные границы и действия, не зависимо от среды окружающей системы; открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой.

Модель организации как открытая система: организация имеет входы - поступающие из внешней среды информация - капитал, человеческие ресурсы, материалы. В процессе своей деятельности организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в свои выходы (продукцию, услуги). Если система управления эффект, то входе в процесса преобразования образуется добавленная стоимость входов. В результате появляется прибыль увеличения доли на рынке, увеличение объема продаж и т.д.

г) ситуационный подход к менеджменту.

 

Центральным моментом системного подхода является ситуация т.е.конкретный набор обстоятельств оказывающих влияние на организацию в данное время.
Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь цели организации наиболее эффективных.

 

Выводы: вторая половина ХХ века характеризовалась увеличением управленческого контроля за всеми переменными бизнесами и это привело к разработке количественных подходов к принятию управленческих решений. Использование в управлении системного подхода облегчило задачу рассмотрение организаций в единстве их составных частей, не разрывало связанных с внешним миром, а это усилило значение, ситуационного подхода к управлению, который предполагает, что организация внутри предприятия есть ответ на воздействие со стороны среды. В ситуационном подходе принятие решения напрямую зависит от анализа внешней среды. Далее на 1-ый план вышли проблемы успешного позицирования предприятия на рынке и это правило к развитию теории и методов стратегического планирования, которые повлекли за собой необходимость разработки таких направлений как организационная культура (пропорциональность), инновационный менеджмент и лидерство.

Новые принципы управления, сформированные в 90-е годы ХХ века.

1. Предприятие - это открытая система, рассматривается в единстве факторов внутренней и внешней среды.
2. Ориентация не на объемы выпуска, а на количество продукции и услуг.
3. Ситуационный подход к управлению.
4. Главный источник прибыли - это люди обладающие знаниями, а также условия для реализации их потенциала.

Причины возникновения новых принципов управления:

1. Научно-технический прогресс.
2. Начинают играть большую роль отрасли, непосредственно удовлетворяющие потребности людей, а также отрасли, основанные на прогрессивных технологиях.
3. Производство все больше ориентированно на специализированные запросы потребителей, т.е. не небольшие по емкости рынки, что приводит к образованию большого числа малый предприятий, к созданию предпринимаемых сетей.
4. Глобализация экономики.

Принципы менеджмента в новой системе.

1. Лояльность к работающим.
2. Атмосфера в фирме, помогающая раскрытию способностей работающих.
3. Коммуникации, пронизывающие фирму по горизонтали и вертикали.
4. Современная реакция на изменения в окружающей среде.(Ричард Бах "Чайка по имени Джонатан Ливингстон", "Иллюзии", Коэлью "Алхимик").
5. Непосредственное участие менеджеров в работе команды на всех этапах как условие согласованной работы.
6. Умение слушать.
7. Качество личной работы и ее постоянное усовершенствование.

Групповая (командная работа).

Группа - это совокупность людей обычно ограниченная по числу участников в (3-20 человек) имеющая общие цели и некоторую степени взаимозависимости при выполнении работ, необходимых для достижения поставленной цели.

Команда - это тип группы, для членов которой свойственны такие виды поведения.
1. Нацеленность на общий результат.
2. Взаимная поддержка.
3. Взаимосвязанность.
4. Минимизация статусных различий.
5. Коллективное решение проблемы.
6. Атмосфера бодрого оптимизма и благоприятного климата.

 

11. Понятие организации. Особенности организаций в сфере государствен­ного управления.

Организация – это группа, которая состоит из двух или более людей, которые работают вместе для достижения общей цели или целей.

В зависимости от количества целей целей организации делятся на простые и сложные. Простые организации ставят перед собой одну цель, сложные – две и больше.

По форме взаимодействия участников организации делятся на формальные и неформальные. Формальная организация – являет собой систему узаконенных безличностынх требований и стандартов поведения, а также регламентированных и жестко закрепленных ролевих указаний. Неформальные организации - возникают спонтанно на основе определенных общих характеристик участников группы. Неформальные организации или существуют почти во всех формальных организациях, за исключением, очень малых.

Все сложные организации также имеют ряд общих характеристик:
1) наличие ресурсов;
2) зависимость от внешней среды;
3) горизонтальное распределение труда;
4) наличие подразделений;
5) вертикальное распределение труда;
6) необходимость управления.

++++++++++++++++++++++

Не нашел!00ppss..




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 938; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.