Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическое развитие организации (предприятия) социальной сферы




1. Сущность, типы и факторы экономического развития

2. Понятие и виды планирования деятельности организации

3. Инновационная и инвестиционная деятельность организации

4. Адаптация организации социальной сферы в рыночных условиях хозяйствования

5. Экономическая диагностика развития организации (предприятия) социальной сферы

 

1. Развитие является общим принципом любой социально-экономической системы и рассматривается как необратимое направленное изменение организации. Структурными источниками экономического развития служат:

Ø Развитие на основе факторов производства, которые характеризуются количеством и качеством природных и трудовых ресурсов

Ø Развитие на основе инвестиций

Ø Развитие на основе инновационной деятельности

В целом экономическое развитие может носить как экстенсивный, так и интенсивный характер. Экстенсивный тип экономического роста предполагает расширение масштабов производства. Это значит, что экономический рост достигается благодаря увеличению количества вовлечённых в производство факторов производства на прежней технической основе. Экстенсивные факторы экономического роста отражают количественную сторону увеличения объёмов производства за счёт увеличения объёма используемых производственных ресурсов. К ним относятся рост числа работников, увеличение капиталовложения, рост объёма потребляемого сырья. Интенсивный тип экономического роста предполагает применение более эффективных средств производства, технологий и процессов. Это значит, что экономический рост достигается за счёт улучшения использования факторов производства. Интенсивные факторы экономического роста отражают качественную сторону увеличения объёмов производства за счёт повышения эффективности использования производственных ресурсов. К ним относятся повышение квалификации работников, научно-технический прогресс, совершенствование технологии, организации труда и производства, повышение качества продукции. Кроме главного инновационно-инвестиционного фактора на темпы экономического развития влияют и другие факторы:

v Повышение уровня образования и профессиональной подготовки

v Экономия, обусловленная масштабами производства

v Улучшение использования трудовых ресурсов

 

2. Эффективность функционирования предприятия определяется многими обстоятельствами. Среди них правильность установления «что, сколько, какого качества и к какому времени производить продукцию или оказывать услуги?» с учётом спроса и предложения; выбор оптимальной технологии и организации производства; своевременное рациональное ресурсное обеспечение; величина основного и оборотного капитала; формы и методы реализации продукции. В условиях рыночной системы хозяйствования диапазон использования этих факторов чрезвычайно большой, поэтому каждое предприятие должно стремиться к их оптимальному сочетанию. Это предполагает необходимость применения соответствующих форм и методов, их внутренней увязки. Такой формой является планирования производства и хозяйственной деятельности.

Сущность планирования проявляется в том, что:

1) Оно имеет дело с выбором из множества возможных альтернатив развития предприятия в будущем

2) Реализация выбранной альтернативы осуществляется на основе решений, принимаемых сегодня. Отсюда всегда существует вероятность ошибки

3) Планирование есть непрерывный процесс принятия решений, в ходе которого устанавливаются и постоянно уточняются по времени цели и задачи развития предприятия, определяется стратегия и политика по их достижению, разрабатываются детальные планы, в которых скоординировано выполнение показателей, отражающих различные стороны ведения экономики предприятия

4) Исходной предпосылкой планирования должен стать принцип, согласно которому функционирование предприятия должно быть рентабельно и обеспечивать денежные поступления и прибыль в объёме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц

5) В силу различий в самой сущности и характере проявления факторов производства и задач, вытекающих из отдельных направлений деятельности предприятия планирование подразделяется.

Процесс планирования осуществляется поэтапно. Выделяют 3 вида планирования: стратегическое, тактическое и оперативное. Стратегическое планирование – планирование на перспективу, которое указывает направление действий для обеспечения реализации миссии организации. Главное отличие стратегического планирования от других методов планирования заключается в следующем:

ü Плановая работа нацелена на будущее, а не описывает текущую ситуацию

ü Стратегический план не является детерминированным, т. е. в нём нет жёсткой регламентации по ресурсам исполнителем и срокам, он обосновывает общие перспективные направления деятельности развития организации

ü В системе стратегического планирования отсутствует предположение о том, что будущее можно предусмотреть только по результатам прошлого

Тактическое планирование – планирование на средний промежуток времени, в рамках которого происходит реализация конкретного управленческого решения относительно выпуска продукции или освоение нового рынка или укрепление позиций на старом с указанием необходимых для этого ресурсов. Содержание этих планов охватывает промежуток в 1 год.

Оперативное планирование – планирование работы на короткие промежутки времени в пределах 1 года с разделением на кварталы и годы, в процессе которого детализируются планы подразделов и служб предприятия (вплоть до отдельных рабочих мест) и происходит их коррекция в связи с изменением обстоятельств, которые не были предусмотрены при представлении тактических планов.

Все 3 вида планирования должны согласовываться между собой и составлять единую целостную систему планов, основой которых является генеральная цель, которая может быть реализована лишь при условии детальной проработки всех аспектов среды ведения хозяйства в деятельности предприятия и внутреннего потенциала предприятия.

В современных условиях стали уделять всё больше внимания развитию перспективного планирования как инструменту централизованного управления. Такое планирование охватывает период от 10 до 20 лет, предусматривает разработку общих принципов ориентации предприятия на перспективу, определяет стратегическое направление и программу развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Перспективное планирование помогает принимать решение по комплексным проблемам деятельности предприятия в международном масштабе:

o Определение направлений и размеров капиталовложений и источников их финансирования

o Внедрение технических новшеств и прогрессивной технологии

o Диверсификация производства и обновление продукции

o Формы осуществления заграничных инвестиций в условиях приобретения новых предприятий

o Совершенствование организации управления по отдельным подразделениям кадровой политики

Поскольку оценка перспектив в условиях стихийного развития мирового рынка крайне неопределённо, перспективное планирование не может ориентировать предприятие на достижение количественных показателей и поэтому обычно ограничивается разработкой лишь важнейших качественных характеристик в конкретизируемых программах или прогнозах. Через них осуществляется координация перспективных направлений развития всех подразделений предприятия с учётом их потребностей и ресурсов. На основе программ разрабатываются среднесрочные планы, которые уже содержат не только качественные характеристики, но и количественные показатели, детализированные с точки зрения выбора средств для реализации целей, намеченных в рамках перспективного планирования. В системе перспективного планирования выделяют долгосрочное планирование и стратегическое. При долгосрочном планировании используется метод экстраполяции. Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде и на этой основе разработать показатели развития предприятия в плановом периоде. Стратегический план выражен в стратегии предприятия, в нём содержатся решения относительно сфер деятельности и выбора новых направлений. В нём могут перечисляться основные проекты и задаваться их приоритеты. Разрабатывается он на уровне высшего звена, обычно стратегический план не содержит количественных показателей.

Среднесрочное планирование охватывает, как правило, пятилетний срок. В план формулируются основные задачи на установленный период. Среднесрочные планы предусматривают разработку в определённой последовательности мероприятий, направленных на достижение цели, намеченных в долгосрочной программе развития.

Текущее планирование осуществляется путём детальной разработки (обычно на 1 год) оперативных планов для предприятия в целом и его отдельных подразделений в частности. Основными звеньями текущего плана производства является календарный план, который представляет собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. Оперативные планы реализуются через систему бюджетов или финансовых планов, которые составляются обычно на год или на более короткий срок каждого подразделения, а затем консолидируется в единый бюджет или финансовый план. Бюджет формируется на основе прогноза сбыта, что необходимо для достижения намеченных финансовых показателей. По функциям назначения планы бывают:

v Производственные планы (план производства)

v Коммерческие планы (сбыт готовой продукции и материально-техническое обеспечение предприятия)

v Инвестиционные планы (план технического перевооружения, организационно-техническое развитие предприятия)

v Социальные планы (содержание объектов социальной сферы, социальная поддержка персонала)

v Планы по труду и заработной плате

v Другие планы по функциям сферы деятельности

По уровням управления предприятия:

§ Общефирменные планы

§ Планы структурных подразделений (филиал, производство, цех)

§ Планы работ функциональных отделов (планы участков, бригад)

По объектам планирования:

o По видам деятельности

o По конкретным продуктам

o План выпуска новых изделий

o План по видам продукции, находящейся в процессе освоения

Таким образом, сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период, определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

 

3. Инновационная деятельность – комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих предприятий, направленных на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые и дополнительные товары (услуги) или товары (услуги) с новым качеством. Также инновационная деятельность может быть определена как деятельность по созданию, освоению, распространению и использованию инноваций. К вопросам управлению инновационной деятельностью посвящено отдельное направление менеджмента - инновационный менеджмент. Для финансирования инновационной деятельности создаются венчурные фонды. Деятельность направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры или улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствование технологий их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутренних и зарубежных рынках, предполагающий целый комплекс научных технических, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям. Различают несколько видов инноваций:

· Технические инновации проявляются в производстве продукции с новыми или улучшенными свойствами

· Технологические инновации возникают при применении более совершенных способов изготовления продукции

· Организационно-управленческие, связанные с процессами оптимальных организаций производства, транспорта, сбыта и снабжения.

· Информационные решают задачи рациональной организации информационных потоков и инновационной деятельности в повышении достоверности и оперативности получения информации

· Социальные инновации направлены на улучшение условий труда, решение проблем образования, здравоохранения, культуры

Научные знания, обладающие новыми, или существенно отличающимися от существующих решений.

Необходимо отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах, незначительных технических или внешних изменениях продукта, а также входящих в него компонентов, от расширения номенклатуры продукции за счёт освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке.

Продукт-инновация – инновация, связанная с разработкой и внедрением новой или усовершенствованной продукции.

Процесс инновации – инновация, связанная с разработкой и внедрением новых или значительно улучшенных производственных процессов, предполагающих применение нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности.

Инновация услуг – инновация, связанная с непосредственным взаимодействием субъектов инновационной деятельности по удовлетворению нужд в процессе этой деятельности.

Кадровые нововведения – целевая деятельность по внедрению кадровых новшеств, направленная на повышение уровня и способности кадров решать задачи эффективного функционирования и развития социально-экономических структур организации.

Финансовая инновация – создание новых финансовых инструментов и финансовых технологий с целью получения прибыли и снижения уровня риска.

Социальные инновации – инновации, связанные с улучшением социально-бытовых условий жизни, экологии, гигиены и безопасности труда, культуры и досуга.

Научно-техническая деятельность – деятельность, включающая в себя проведение прикладных исследований и разработок с целью создания новых или усовершенствование существующих способах и средств осуществления конкретных процессов.

Инновационный проект – проект, содержанием которого является проведение прикладных научных исследований и/или разработок, их практическое использование в производстве и реализации.

Понятие инвестиций происходит от латинского слова «invest», которое обозначает вложение, то есть инвестиции представляют собой вложения каких-либо средств, формирование определённых видов имущества для получения в будущем дохода, прибыли или других результатов. При этом полученный вследствие инвестирования результат должен обязательно превышать сумму инвестиций. В наиболее широкой трактовке инвестиции представляют собой вложения капитала с целью последующего его увеличения. Источником прироста капитала и движущим мотивом осуществления инвестиций является получаемая от них прибыль.

Инвестиции могут осуществляться в оборотные активы, в различные финансовые инструменты (акции, облигации), в отдельные виды нематериальных активов (приобретение патентов, лицензий). Понятие инвестиций несколько шире, чем понятие капиталовложение.

Все инвестиции подразделяют на 2 основные группы:

1) Реальные (капиталообразующие)

2) Финансовые

Реальные инвестиции – в основном долгосрочные вложения средств (капитала) в средства производства. Они представляют собой финансовые вложения конкретной, чаще всего, в долгосрочный проект и связаны, как правило, с приобретением реальных активов.

Финансовые (портфельные) инвестиции – вложение капитала в проекты, связанные с формированием портфеля ценных бумаг и других активов. В этом случае задачей инвестора является формирование и управление оптимальным инвестиционным портфелем, осуществляемое посредством купли-продажи ценных бумаг на фондовом рынке.

Инвестиционный портфель – совокупность, собранных воедино различных инвестиционных ценностей.

В практике планирования и учёта долгосрочные реальные инвестиции могут группироваться по следующим признакам:

ü По уровню централизации источников финансирования:

А) Централизованные

Б) Децентрализованные

ü По технологической структуре (составу работ и затрат):

А) На строительные и монтажные работы

Б) На приобретение всех видов оборудования

В) На приобретение инструмента и инвентаря

Г) Прочие капитальные работы и затраты

ü По характеру воспроизводства основных фондов:

А) Новое строительство

Б) Расширение

В) Реконструкция

Г) Техническое перевооружение

ü По способу выполнения работ:

А) Подрядный способ

Б) Хозяйственный способ

ü По назначению:

А) Производственного назначения

Б) Непроизводственного назначения

Перед принятием решения о вложении капитала организации необходимо провести расчёты их экономической эффективности. Эффектом может быть рост прибыли, снижение себестоимости, рост производительности труда, повышение качества, увеличение объёмов производства. Как правило, рассчитывается при проведении анализа эффективности вложения рассчитывается предположительный срок окупаемости.

Срок окупаемости – минимальный временной интервал от начала осуществления проекта, за пределами которого интегральный эффект становится и затем остаётся неотрицательным.

Капиталовложения дают эффект не сразу, а лишь через определённые промежутки времени, то есть тогда, когда будет достигнута запроектированная эффективность. Разрыв во времени между осуществлением проекта и получением эффекта называется лагом. Эффективность тем выше, чем короче лаг.

В качестве объектов инвестиций могут быть:

§ Строящиеся, реконструируемые или расширяющиеся предприятия, здания, сооружения, то есть основные средства

§ Программы республиканского, регионального или иного уровня

§ Производство новых изделий или услуг на имеющихся производственных площадях

Комплекс работ, выполняемых для обоснования эффективности инвестиций на предприятии, называется инвестиционным проектом. Инвестиционный проект для конкретного предприятия является системой организационно-правовых и расчётно-финансовых документов, содержащих программу действий, направленных на эффективное использование инвестиций.

В настоящее время общепризнанным методом оценки инвестиционных проектов является метод дисконтирования, то есть приведение разновременных доходов и расходов, осуществляемых в рамках инвестиционного проекта к единому (базовому) моменту времени.

Инвестиционная деятельность предприятия является составной частью общей экономической стратегии развития предприятия, а объёмы инвестиционной деятельности позволяют оценить темпы его экономического развития. Они характеризуются 2 показателями: суммой валовой инвестиции и суммой чистых инвестиций.

Валовые инвестиции – общий объём инвестирования средств в определённом периоде деятельности предприятия, направленных на создание, расширение и обновление производственного потенциала.

Чистые инвестиции – сумма валовых инвестиций за определённый период, уменьшенная на сумму амортизационный отчислений за этот же период. Динамика данного показателя определяет характер экономического развития предприятия.

 

4. (Из 1, 2, 3 вопроса, что касается социальной сферы)

 

5. Экономическая диагностика оценивает экономические показатели работы предприятия, изучает отдельные результаты и неполную информацию. Цель оценки – выявление возможности и перспектив развития предприятия, а также последствий принятия текущих управленческих решений. На основе оценки хозяйственного состояния предприятия и его эффективности составляются основные выводы, которые нужны для принятия срочных и важных решений (о покупке/продаже предприятия, о реструктуризации подразделения). Следует различать термины «диагностика» и «анализ». Диагностика с греческого языка означает «распознавание», «определение», а анализ – «разложение», «расчленение». То есть анализ представляет собой разложение объекта на составляющие его части с целью познания целого. Из этого следует, что и диагностику используют в процессе анализа, и диагностика происходит с помощью анализа. Целью диагностики является выявление проблем (узких мест) в функционировании объекта. По окончанию анализа производится синтез, то есть объединение в единое целое элементов, расчленённых и рассмотренных в анализе. Получение результата диагностики требует не только объединение элементов и их обобщение, но и принятие на основе этого обобщения решения, то есть постановку диагноза. Отличительная черта диагностики – выявление причинно-следственных связей в объекте, определение их структуры, целенаправленности и тесноты.

Основными задачами диагностики является:

ü Изучение и оценка состояния объекта при ограниченной информации

ü Определение отклонений от нормального или оптимального состояния объекта исследования

ü Исследование причин этих отклонений и выявление причинно-следственных связей между показателями

ü Интерпретация параметров, процессов и происходящих тенденций

ü Подготовка решений по корректировке и оптимизации деятельности объекта и способов реализации этих мероприятий

ü Разработка и адаптация инструментария диагностики для проведения исследований

Процесс экономической диагностики состоит из следующих этапов:

1) Организационно-подготовительный этап (формируется рабочая группа, составляется техническое задание для проведения диагностики и календарный план работ)

2) Этап методического обеспечения исследования (осуществляется обоснование и выбор методов диагностики, которые отличаются точностью, трудоёмкостью, объёмом используемой исходной информацией, необходимостью разработки специального математического обеспечения, использования ЭВМ)

3) Этап информационного обеспечения исследования (сбор, обработка данных об объекте исследования, определение изучения норм, нормативов, стандартов, эталонов, инструкций и т. д., характеризующих его нормальное состояние)

4) Этап моделирования исследуемого объекта. Под моделированием понимается размещение реального объекта в модели, что обеспечивает изучение некоторых свойств оригинала (объекта), что позволит упростить его изучение

5) Этап диагностического обследования (сравниваются фактическая и ожидаемая модели исследуемого объекта по определённым группам показателей, результаты соотносятся с нормативами, что приводит к появлению проблемной ситуации и позволяет сделать вывод о состоянии объекта исследования)

6) Этап верификации результатов диагностики (определяется достоверность и точность поставленного диагноза, если низкая точность – выявляются причины)

7) Разработка рекомендаций по выходу из проблемных ситуаций

8) Этап оформления результатов в отчёте




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.