Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Планы семинарских занятий




 

Этика и культура управления - важное направление в современном менеджменте. Оно качественно дополняет теорию и практику управления во всех ее формах проявления. Руководствуясь нормами этики и культуры, менеджеры и управленцы различных рангов в значительной мере облагораживают свою деятельность, смягчают процессы жесткого администрирования, облекая их большей частью в неформальные отношения, что в значительной мере способствует повышению результативности управления организацией.

Настоящий план семинарских занятий предназначен для комплектации программы курса «Этика и культура управления», читаемой для бакалавров по направлению подготовки № 080200 – Менеджмент.

 

Общий объем семинарских занятий: - 32 часа.

Семинарские занятия проводятся по 6 темам в соответствии с тематическим планом курса.

Цель семинарских занятий - дать студентам представление об этической, моральной, культурной сторонах современного менеджмента во всех сферах и уровнях иерархии управления; раскрыть позитивные и негативные стороны проявления управленческого поведения; показать пути преодоления негативных сторон управленческой деятельности на примерах бесконфликтных технологий, морального бизнеса; научить понимать, оценивать и пользоваться нормами морали, этики и культуры управления.

Задачи семинарских занятий - ознакомить студентов с библиографией по данной проблеме; показать общие черты, особенности и отличия управленческой этики, культуры и делового (служебного) этикета; научить методам морального стимулирования, моральной мотивации, практическому применению инструментария этих методов в целях их успешного применения па практике; привить студентам интерес и навыки соблюдения норм морали, этики и культуры в работе организации, общественной деятельности.

Проведения семинарских занятий призвано нацелить будущих специалистов в области управления на грамотное восприятие, понимание и использование нравственной, этической и культурной сторон управления в конкретной работе менеджера, в том числе действий, поступков, поведения управленцев независимо от их ранга и занимаемого положения с позиций высокой нравственности, признанных в обществе.

Тема 1: «Этика и культура. Природа и сущность этики».

Цель семинарского занятия: дать представление студентам о нормах морали и этики, особенностях их применения на практике.

Форма проведения семинарского занятия: дискуссия.

Вопросы для изучения:

1. раскрытие понятийно-категорийного аппарата этики;

2. выделение из общего количества категорий этики и морали нормы этики и морали, принципы этики и морали, требования этики и морали, моральные оценки моральные качества;

Рекомендуемая литература

Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: учебник. М., ИНФРА-М, 2005, с. 42-60.

Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса: Учебное пособие. М.: Дело, 2000., с. 207-218.

Ботавина Р.Н. Этика менеджмента: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2001, с. 121-133.

Тема 2: « Этические и культурные основания менеджмента».

Цель семинарского занятия: дать представление студентам о нормах морали и этики, особенностях их применения в практике менеджмента.

Форма проведения семинарского занятия: дискуссия (3 занятия)

Вопросы для изучения:

1. раскрыть основные дефиниции, используемые в дисциплине:этика управления, культура управления, этика бизнеса, профессиональная этика, управленческая этика, корпоративная этика, служебный и деловой этикет.

2.выявить корреляцию между процессами управления, стратегиями менеджмента, делового общения и этико-культурными основаниями коммуникационных процессов в социальной среде.

3. рассмотреть на примерах специфику этики управления в историко-культурном измерении

Рекомендуемая литература

Обязательная

 

Вебер Макс.Протестантская этика и дух капитализма: пер. с нем. / Вебер Макс; Макс Вебер. - Ивано-Франковск: Ист-Вью, 2002. - 350 с.

Бродель, Фернан. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV - XVIII вв.: пер. с фр. / Бродель Фернан; Фернан Бродель; вступ. ст. и ред. Ю. Н. Афанасьева. - [2-е изд.]. - М.: Весь мир, 2006-.Т. 2: Игры обмена. - 2006.

Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: учебник. М., ИНФРА-М, 2005, с. 42-60.

Ле Гофф Жак.Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада: пер. с фр. / Ле Гофф Жак. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000.

Макашов И.Н., Овчинникова Н.В.История управления в государствах ближнего Востока и Европы (I- XVIII вв.): монография. – М.: Компания Спутник+, 2008. – 506 с.

Макашов И.Н., Овчинникова Н.В.Управление в древних цивилизациях - М.: Компания Спутник+, 2004. - 248 с.

 

Тема 3: « Этика бизнеса»

Цель семинарского занятия: сформировать представление о роли этического параметра в бизнес-сфере и в деятельности конкретной организации.

Форма проведения семинарского занятия: дискуссия и анализ документов (3 занятия)

Вопросы для изучения:

1. определить круг дефиниций: «бизнес-сообщество», «корпоративная этика бизнеса» (деловая этика, разделяемая многими компаниями).

2. актуальность темы социальной ответственности организации перед обществом (ее сущность и обоснованность). Роль и значение социальной ответственности организации в формировании имиджа и поддержания репутации компании.

3. Проблемы межкультурной деловой коммуникации в ситуации мультикультурализма и процессов глобализации (вопросы толерантности). Этика и культура менеджмента транснациональных корпораций.

  1. Анализ документа «Декларации Ко», социальной хартии российского бизнеса.

Рекомендуемая литература

Обязательная

Де Джордж Р.Т. Деловая этика /пер.с англ. М. Прогресс, 2003, с. 3-20.

Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: учебник. М., ИНФРА-М, 2005, с. 42-60.

Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса: Учебное пособие. М., Дело, 2000, 280 c.

Сравнительный менеджмент: учеб. пособие / под ред. С.Э Пивоварова. - СПБ, Питер, 2006. - 368 с.

Дополнительная

Ботавина Р.Н. Этика менеджмента: Учебник. М., Финансы и статистика, 2001, с. 121-133.

Бодуан Жан-Пьер Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз. / Жан-Пьер Бодуан. - М.: Изд. центр «Академия», 2001.- 274 с.

Борунков, Анатолий Филиппович.Дипломатический протокол в России и дипломатический этикет - М.: Интерпракс, 1993. - 318с.

Мясоедов С.П. Основы кросскультурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур: учеб.пособие. – М.: Дело, 2003. – 256 с.

Салмон Р. Будущее менеджмента / Е.В.Минеева. – Спб.: Питер, 2004.- 294 с.

Тема 4: « Этика и управление»

Цель семинарского занятия: развитие практических навыков формирования системы мер морально-этического воздействия на коллектив предприятия.

Форма проведения семинарского занятия: дискуссия (2 занятия), анализ и презентация корпоративного кодекса (задания по группам)(2 занятия).

Вопросы для изучения:

1. влияние этических норм и ценностей рабочей группы на внутреннюю среду организации;

2. влияние этических норм и ценностей рабочей группы на внешнюю среду организации;

3. раскрытие способов формирования и поддержания этических норм и корпоративных ценностей рабочей группы руководством;

4. выполнение задания «Этические ценности организации»» (группами по 2-3 человека).

5. Презентация (анализ) корпоративного кодекса конкретной организации (работа по группам).

План анализа корпоративного (этического) кодекса

1. К какому типу относится данный кодекс:

- профессиональный или корпоративный.

Если предложенный для анализа кодекс относится к типу «корпоративный» - определить как представлена (посредством чего выражена) специфика его профессиональной составляющей.

- декларативный или развернутый.

2. Содержит ли данный кодекс идеологическую, нормативную части. Дать краткую их характеристику (пропорциональное соотношение, содержание).

3. Найти (если таковой есть) в тексте пункт об административном наказании за несоблюдение предписаний кодекса, оговаривается ли круг лиц, которые несут ответственность за нарушение его положений. Какие лица, либо специальные отделы принимают непосредственное участие в обсуждении и определении наказания за несоответствие поведения сотрудника этическим нормам, прописанным в данном кодексе.

4. Выявить в тексте пункты, прямо или косвенно, указывающие на реализацию организацией в своей деятельности программы социальной ответственности.

5. Определить наличие управляющей, имиджевой и др. возможных функций этического кодекса.

6. Охарактеризовать риторику (стилистика изложения предписаний) этического кодекса. Насколько она соответствует имиджу данной организации, какой стиль отношений «управляющее звено↔работник» она может таким способом продемонстрировать.

7. Выскажите свои критические замечания по содержанию, стилистике кодекса. Подготовьте ряд собственных предложений по совершенствованию данного кодекса.

Рекомендуемая литература

Обязательная

Де Джордж Р.Т. Деловая этика /пер.с англ. М. Прогресс, 2003, с. 3-20.

Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: учебник. М., ИНФРА-М, 2005, с. 42-60.

Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса: Учебное пособие. М., Дело, 2000, 280 c.

Дополнительная

Ботавина Р.Н. Этика менеджмента: Учебник. М., Финансы и статистика, 2001, с. 121-133.

Тема 5: « Этика управленческого общения»

Цель семинарского занятия: приобретение навыков управленческого общения

Форма проведения семинарского занятия:

1 занятие (2 часа) – дискуссия;

2 -3 занятие (4 часа) – анализ ситуации, ролевые упражнения

Вопросы для изучения:

1. знакомство с профессионально значимыми формами управленческого общения;

2. определение и практическая демонстрация тех навыков и характеристик, которые требуются для успешного проведения управленческого общения;

3. выполнение ролевого упражнения «Осуществление критики».

4. Анализ ситуации

5. Планирование этапов и содержания проведения рабочего совещания.

6.

Рекомендуемая литература:

Архангельская М.Д. Бизнес-этикет или Игра по правилам. М., 2001, 87 с.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. Ростов н/д: издательский центр «МарТ», 2001, с. 271-295.

Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: учебник. М., ИНФРА-М, 2005, с. 274-297.

Лэйхифф Дж.М., Пенроуз Дж.М. Бизнес-коммуникации. СПб, Питер, 2001, с. 595-631.

 

Тема 6: « Внешние проявления этических норм морали: индивидуальный имидж и служебный этикет».

Цель семинарского занятия: дать представление студентам об особенностях делового облика, поведения и этикета.

Форма проведения семинарского занятия: дискуссия (2 занятия).

Вопросы для изучения:

1) ознакомиться с предложенной литературой по вопросам деловой этики и делового этикета;

2) подготовить доклады по темам:

q «Технологии построения имиджа».

q «Проектирование и управление имиджем организации»

q «Репутация и престиж организации».

q «Внешность управляющего».

q «Этикет: понятие, характер, особенности, практика применения».

q «Организация деловых контактов. Речевой этикет».

q «Особенности международного протокола».

3) дать пояснение моральным ценностям, показать их реализацию на практике;

5) сформулировать общие правила этики поведения, характерные для любого общества.

6) Этика делового поведения в среде, характеризующейся многообразием культур

Рекомендуемая литература:

Основная

Архангельская М.Д. Бизнес-этикет или Игра по правилам. М., 2001, 87 с.

Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. М., Ось-89, 2002, с. 274-296.

Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: учебник. М., ИНФРА-М, 2005, с. 274-297.

Дополнительная

Бодуан Жан-Пьер Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз. / Жан-Пьер Бодуан. М.: Изд. центр «Академия», 2001, 274 с.

Джи Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. / Б.Джи. СПб.: Питер, 2000, 224 с.

Капитонов Э.А., Капитонов А.Э. Корпоративная культура. Ростов-на-Дону. ОАО «Росиздат», 2001, с. 50-108, 231-241.

Почепцов Г.Г. Имиджелогия. / Г.Г.Почепцов. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер – 2000, 768 с.

Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. /пер. с англ. М., Дело, 2001.

Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. / Г.Г.Почепцов. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер- 1999, 352 с.

Спивак В.А. Корпоративная культура. СПб и др. 2002, с.14-108, 179-248, 267-335.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1018; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.