КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
II. Планы семинарских занятий
Этика и культура управления - важное направление в современном менеджменте. Оно качественно дополняет теорию и практику управления во всех ее формах проявления. Руководствуясь нормами этики и культуры, менеджеры и управленцы различных рангов в значительной мере облагораживают свою деятельность, смягчают процессы жесткого администрирования, облекая их большей частью в неформальные отношения, что в значительной мере способствует повышению результативности управления организацией. Настоящий план семинарских занятий предназначен для комплектации программы курса «Этика и культура управления», читаемой для бакалавров по направлению подготовки № 080200 – Менеджмент.
Общий объем семинарских занятий: - 32 часа. Семинарские занятия проводятся по 6 темам в соответствии с тематическим планом курса. Цель семинарских занятий - дать студентам представление об этической, моральной, культурной сторонах современного менеджмента во всех сферах и уровнях иерархии управления; раскрыть позитивные и негативные стороны проявления управленческого поведения; показать пути преодоления негативных сторон управленческой деятельности на примерах бесконфликтных технологий, морального бизнеса; научить понимать, оценивать и пользоваться нормами морали, этики и культуры управления. Задачи семинарских занятий - ознакомить студентов с библиографией по данной проблеме; показать общие черты, особенности и отличия управленческой этики, культуры и делового (служебного) этикета; научить методам морального стимулирования, моральной мотивации, практическому применению инструментария этих методов в целях их успешного применения па практике; привить студентам интерес и навыки соблюдения норм морали, этики и культуры в работе организации, общественной деятельности. Проведения семинарских занятий призвано нацелить будущих специалистов в области управления на грамотное восприятие, понимание и использование нравственной, этической и культурной сторон управления в конкретной работе менеджера, в том числе действий, поступков, поведения управленцев независимо от их ранга и занимаемого положения с позиций высокой нравственности, признанных в обществе. Тема 1: «Этика и культура. Природа и сущность этики». Цель семинарского занятия: дать представление студентам о нормах морали и этики, особенностях их применения на практике. Форма проведения семинарского занятия: дискуссия. Вопросы для изучения: 1. раскрытие понятийно-категорийного аппарата этики; 2. выделение из общего количества категорий этики и морали нормы этики и морали, принципы этики и морали, требования этики и морали, моральные оценки моральные качества; Рекомендуемая литература Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: учебник. М., ИНФРА-М, 2005, с. 42-60. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса: Учебное пособие. М.: Дело, 2000., с. 207-218. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2001, с. 121-133. Тема 2: « Этические и культурные основания менеджмента». Цель семинарского занятия: дать представление студентам о нормах морали и этики, особенностях их применения в практике менеджмента. Форма проведения семинарского занятия: дискуссия (3 занятия) Вопросы для изучения: 1. раскрыть основные дефиниции, используемые в дисциплине:этика управления, культура управления, этика бизнеса, профессиональная этика, управленческая этика, корпоративная этика, служебный и деловой этикет. 2.выявить корреляцию между процессами управления, стратегиями менеджмента, делового общения и этико-культурными основаниями коммуникационных процессов в социальной среде. 3. рассмотреть на примерах специфику этики управления в историко-культурном измерении Рекомендуемая литература Обязательная
Вебер Макс.Протестантская этика и дух капитализма: пер. с нем. / Вебер Макс; Макс Вебер. - Ивано-Франковск: Ист-Вью, 2002. - 350 с. Бродель, Фернан. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV - XVIII вв.: пер. с фр. / Бродель Фернан; Фернан Бродель; вступ. ст. и ред. Ю. Н. Афанасьева. - [2-е изд.]. - М.: Весь мир, 2006-.Т. 2: Игры обмена. - 2006. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: учебник. М., ИНФРА-М, 2005, с. 42-60. Ле Гофф Жак.Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада: пер. с фр. / Ле Гофф Жак. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. Макашов И.Н., Овчинникова Н.В.История управления в государствах ближнего Востока и Европы (I- XVIII вв.): монография. – М.: Компания Спутник+, 2008. – 506 с. Макашов И.Н., Овчинникова Н.В.Управление в древних цивилизациях - М.: Компания Спутник+, 2004. - 248 с.
Тема 3: « Этика бизнеса» Цель семинарского занятия: сформировать представление о роли этического параметра в бизнес-сфере и в деятельности конкретной организации. Форма проведения семинарского занятия: дискуссия и анализ документов (3 занятия) Вопросы для изучения: 1. определить круг дефиниций: «бизнес-сообщество», «корпоративная этика бизнеса» (деловая этика, разделяемая многими компаниями). 2. актуальность темы социальной ответственности организации перед обществом (ее сущность и обоснованность). Роль и значение социальной ответственности организации в формировании имиджа и поддержания репутации компании. 3. Проблемы межкультурной деловой коммуникации в ситуации мультикультурализма и процессов глобализации (вопросы толерантности). Этика и культура менеджмента транснациональных корпораций.
Рекомендуемая литература Обязательная Де Джордж Р.Т. Деловая этика /пер.с англ. М. Прогресс, 2003, с. 3-20. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: учебник. М., ИНФРА-М, 2005, с. 42-60. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса: Учебное пособие. М., Дело, 2000, 280 c. Сравнительный менеджмент: учеб. пособие / под ред. С.Э Пивоварова. - СПБ, Питер, 2006. - 368 с. Дополнительная Ботавина Р.Н. Этика менеджмента: Учебник. М., Финансы и статистика, 2001, с. 121-133. Бодуан Жан-Пьер Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз. / Жан-Пьер Бодуан. - М.: Изд. центр «Академия», 2001.- 274 с. Борунков, Анатолий Филиппович.Дипломатический протокол в России и дипломатический этикет - М.: Интерпракс, 1993. - 318с. Мясоедов С.П. Основы кросскультурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур: учеб.пособие. – М.: Дело, 2003. – 256 с. Салмон Р. Будущее менеджмента / Е.В.Минеева. – Спб.: Питер, 2004.- 294 с. Тема 4: « Этика и управление» Цель семинарского занятия: развитие практических навыков формирования системы мер морально-этического воздействия на коллектив предприятия. Форма проведения семинарского занятия: дискуссия (2 занятия), анализ и презентация корпоративного кодекса (задания по группам)(2 занятия). Вопросы для изучения: 1. влияние этических норм и ценностей рабочей группы на внутреннюю среду организации; 2. влияние этических норм и ценностей рабочей группы на внешнюю среду организации; 3. раскрытие способов формирования и поддержания этических норм и корпоративных ценностей рабочей группы руководством; 4. выполнение задания «Этические ценности организации»» (группами по 2-3 человека). 5. Презентация (анализ) корпоративного кодекса конкретной организации (работа по группам). План анализа корпоративного (этического) кодекса 1. К какому типу относится данный кодекс: - профессиональный или корпоративный. Если предложенный для анализа кодекс относится к типу «корпоративный» - определить как представлена (посредством чего выражена) специфика его профессиональной составляющей. - декларативный или развернутый. 2. Содержит ли данный кодекс идеологическую, нормативную части. Дать краткую их характеристику (пропорциональное соотношение, содержание). 3. Найти (если таковой есть) в тексте пункт об административном наказании за несоблюдение предписаний кодекса, оговаривается ли круг лиц, которые несут ответственность за нарушение его положений. Какие лица, либо специальные отделы принимают непосредственное участие в обсуждении и определении наказания за несоответствие поведения сотрудника этическим нормам, прописанным в данном кодексе. 4. Выявить в тексте пункты, прямо или косвенно, указывающие на реализацию организацией в своей деятельности программы социальной ответственности. 5. Определить наличие управляющей, имиджевой и др. возможных функций этического кодекса. 6. Охарактеризовать риторику (стилистика изложения предписаний) этического кодекса. Насколько она соответствует имиджу данной организации, какой стиль отношений «управляющее звено↔работник» она может таким способом продемонстрировать. 7. Выскажите свои критические замечания по содержанию, стилистике кодекса. Подготовьте ряд собственных предложений по совершенствованию данного кодекса. Рекомендуемая литература Обязательная Де Джордж Р.Т. Деловая этика /пер.с англ. М. Прогресс, 2003, с. 3-20. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: учебник. М., ИНФРА-М, 2005, с. 42-60. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса: Учебное пособие. М., Дело, 2000, 280 c. Дополнительная Ботавина Р.Н. Этика менеджмента: Учебник. М., Финансы и статистика, 2001, с. 121-133. Тема 5: « Этика управленческого общения» Цель семинарского занятия: приобретение навыков управленческого общения Форма проведения семинарского занятия: 1 занятие (2 часа) – дискуссия; 2 -3 занятие (4 часа) – анализ ситуации, ролевые упражнения Вопросы для изучения: 1. знакомство с профессионально значимыми формами управленческого общения; 2. определение и практическая демонстрация тех навыков и характеристик, которые требуются для успешного проведения управленческого общения; 3. выполнение ролевого упражнения «Осуществление критики». 4. Анализ ситуации 5. Планирование этапов и содержания проведения рабочего совещания. 6. Рекомендуемая литература: Архангельская М.Д. Бизнес-этикет или Игра по правилам. М., 2001, 87 с. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. Ростов н/д: издательский центр «МарТ», 2001, с. 271-295. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: учебник. М., ИНФРА-М, 2005, с. 274-297. Лэйхифф Дж.М., Пенроуз Дж.М. Бизнес-коммуникации. СПб, Питер, 2001, с. 595-631.
Тема 6: « Внешние проявления этических норм морали: индивидуальный имидж и служебный этикет». Цель семинарского занятия: дать представление студентам об особенностях делового облика, поведения и этикета. Форма проведения семинарского занятия: дискуссия (2 занятия). Вопросы для изучения: 1) ознакомиться с предложенной литературой по вопросам деловой этики и делового этикета; 2) подготовить доклады по темам: q «Технологии построения имиджа». q «Проектирование и управление имиджем организации» q «Репутация и престиж организации». q «Внешность управляющего». q «Этикет: понятие, характер, особенности, практика применения». q «Организация деловых контактов. Речевой этикет». q «Особенности международного протокола». 3) дать пояснение моральным ценностям, показать их реализацию на практике; 5) сформулировать общие правила этики поведения, характерные для любого общества. 6) Этика делового поведения в среде, характеризующейся многообразием культур Рекомендуемая литература: Основная Архангельская М.Д. Бизнес-этикет или Игра по правилам. М., 2001, 87 с. Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. М., Ось-89, 2002, с. 274-296. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: учебник. М., ИНФРА-М, 2005, с. 274-297. Дополнительная Бодуан Жан-Пьер Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз. / Жан-Пьер Бодуан. М.: Изд. центр «Академия», 2001, 274 с. Джи Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. / Б.Джи. СПб.: Питер, 2000, 224 с. Капитонов Э.А., Капитонов А.Э. Корпоративная культура. Ростов-на-Дону. ОАО «Росиздат», 2001, с. 50-108, 231-241. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. / Г.Г.Почепцов. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер – 2000, 768 с. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. /пер. с англ. М., Дело, 2001. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. / Г.Г.Почепцов. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер- 1999, 352 с. Спивак В.А. Корпоративная культура. СПб и др. 2002, с.14-108, 179-248, 267-335.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1045; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |