КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планирование как функция менеджмента
Проблема определения функций управления в проектировании системы управления. Классификация функций управления В формировании системы управления важную роль играют функции управления – виды деятельности, которые определяют дифференциацию и интеграцию управления. Разделение и специализация управленческой деятельности необходимы для повышения качества управления, экономии времени, освоения узкоспециализированных приемов и операций работы (например, бухгалтерский учет, работа с кадрами, использование компьютерной техники и пр.). Именно в процессах функционального разделения деятельности и возникает система управления, состоящая из звеньев, за которыми закрепляются или определенный состав функций, или отдельная функция. В анализе, диагностике и проектировании систем управления центральное место занимает проблема определения функций управления, их комбинации и обособления в системе управления. Классификация функций менеджмента (табл. 2.1) является основой для установления количества звеньев, их состава, функционального назначения, величины каждого из них исходя из потребностей объекта управления и специфики управленческой деятельности.
Таблица 2.1– Классификация функций менеджмента
Окончание табл. 2.1
Классификация функций менеджмента является многокритериальной, позволяет проанализировать все возможные функции, исследовать их полный набор. А далее, опираясь на эту классификацию найти вариант комбинации, совмещения, выделения функций в отдельных звеньях, согласования их с деревом целей настолько, насколько это будет возможным. Специализация функций, т.е. выделение их в звенья системы управления является большой аналитической работой и отражает те ориентиры и приоритеты, стиль работы, которые выбираются менеджером. Распределение полномочий (прав на принятие решений) делает систему управления иерархической. Основными характеристиками полномочий являются состав функций, в рамках которых реализуются полномочия и объем полномочий, который отражает состав проблем, разрешаемых при реализации полномочий. Масштаб полномочий, характеризует состав и количество звеньев системы управления, подчиненных полномочному звену. Полномочия связаны с компетентностью в значении «объем знаний в области управления». Компетентность – минимально необходимая информация для принятия решений (как в виде знаний, так и в виде оперативно поступающих сведений), трудоемкость, характеризующая затраты усилий человека на реализацию полномочий[2].
Все виды планирования на предприятии могут быть систематизированы по следующим основным классификационным признакам: - содержание планов; - степень неопределенности внешней среды; - методы обоснования; - время действия (временной горизонт); - тип целей; - временная ориентация планирования; - направление целей. По содержанию планов следует выделять: 1. Технико-экономическое (обоснование оптимальных объемов производства, разработка норм и конечных показателей) планирование. 2. Оперативно-производственное (разработка производственных заданий по цехам, участкам, рабочим местам) планирование. 3. Организационно-технологическое. 4. Социально-трудовое. 5. Снабженческо-сбытовое. 6. Финансово-инвестиционное. 7. Бизнес-планирование и др. В зависимости от степени неопределенности внешней среды планирование на предприятиях можно разделить на два типа: 1. Детерминированные – планы разрабатываются в полностью предсказуемой среде на основе достаточной информации (имеются ранее заключенные договора). 2. Стохастические, или вероятностные, планы разрабатываются в условиях неопределенности, возникающей как следствие отсутствия полной информации. По методам обоснования в современном производстве находят применение следующие системы внутрифирменного планирования: 1. Директивное (централизованное), заключается в установлении плановых показателей вышестоящим органом управления подчиненной организации. 2. Стратегическое, или рыночное, планирование, основано на отслеживании конъюнктуры, то есть соотношения спроса, предложения и цен.. 3. Индикативное планирование, дополняет стратегическое ориентируется на макроэкономические показатели в качестве индикаторов окружающей среды (валовой внутренний продукт, капиталовложения за счет всех источников финансирования; розничный товарооборот; реальная заработная плата рабочих и служащих; уровень занятости населения; государственно регулируемые цены и тарифы, налоги, минимальный уровень заработной платы и т.д.). По времени действия или временному горизонту внутрифирменное планирование подразделяется на следующие виды: 1. Долгосрочное, охватывающее длительные периоды времени – от 3 до 25 лет, (не путать со стратегическим). 2. Среднесрочное, рассчитанное на более короткий срок (конкретизирует ориентиры, определенные долгосрочным планом). 3. Краткосрочное, обычно рассчитанное на 1 год (включает конкретные способы использования ресурсов для достижения более длительных целей). В зависимости от временной ориентации целей (в прошлое, настоящее или будущее) различают четыре типа планирования. 1. Реактивное планирование, основывающееся на предшествующем опыте, и сложившихся традициях. Прохождение информации осуществляется снизу вверх – планы создаются в нижних звеньях управления и поднимаются вверх, где утверждаются. 2. Инактивное планирование (инертность), ориентирующееся на существующее положение. Используется в организациях, где благополучие не зависит от продуктивности труда (армия, бюджетные организации). 3. Преактивное планирование (упреждение) ориентировано на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятия. Планирование осуществляется сверху вниз, формулируются цели и стратегия, а программы для действия спускаются вниз 4. Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его построения путем мобилизации творческих способностей участников (обучение и адаптация); По направлению целей планирования различают: 1. Наступательное планирование, которое предполагает развитие производства новых товаров и услуг, выход на новые рынки сбыта, завоевание конкурентного превосходства; 2. Оборонительное планирование, которое заключается в удержании позиций и предупреждении банкротства. Одно из разновидностей – ликвидационное планирование, дающее рекомендации по избавлению от ненужных элементов производственной системы.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |