Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование как функция менеджмента




Проблема определения функций управления в проектировании системы управления. Классификация функций управления

В формировании системы управления важную роль играют функции управления – виды деятельности, которые определяют дифференциацию и интеграцию управления. Разделение и специализация управленческой деятельности необходимы для повышения качества управления, экономии времени, освоения узкоспециализированных приемов и операций работы (например, бухгалтерский учет, работа с кадрами, использование компьютерной техники и пр.). Именно в процессах функционального разделения деятельности и возникает система управления, состоящая из звеньев, за которыми закрепляются или определенный состав функций, или отдельная функция. В анализе, диагностике и проектировании систем управления центральное место занимает проблема определения функций управления, их комбинации и обособления в системе управления. Классификация функций менеджмента (табл. 2.1) является основой для установления количества звеньев, их состава, функционального назначения, величины каждого из них исходя из потребностей объекта управления и специфики управленческой деятельности.

 

Таблица 2.1– Классификация функций менеджмента

 

Критерии классификации Состав функций менеджмента
1. Содержание функций менеджмента 1.1. Предвидение (планирования) 1.2. Организация 1.3. Активизация (мотивация, стимулирование) 1.4. Контроль 1.5. Координация 1.6. Регулирование 1.7. Стимулирование
2. Организационная роль функции 2.1. Функции интеграции (объединения) 2.2. Функции дифференциации (разделения, выделения, обособления, специализации)
3. Направление деятельности 3.1. Интрафункции (направленные во внутреннюю среду) 3.2. Инфрафункции (направленные на внешнюю среду)
4. Сферы развития объекта управления 4.1. Управление экономическими процессами (финансы, инвестиции и т.д.) 4.2. Управление социально-экономическими процессами (удовлетворенность трудом, психологическая атмосфера и т.д.) 4.3. Управление организационными процессами (изменение в организации, перераспределение обязанностей и т. д.)

Окончание табл. 2.1

 

5. Этапы производственного процесса 5.1. Управление подготовкой производства 5.2. Управление процессом производства 5.3. Управление обеспечением производства 5.4. Управление процессами реализации продукции
6. Тип производства 6.1. Функции управления разными блоками диверсифицированного производства
7. Масштаб времени 7.1. Стратегическое управление 7.2. Текущее (тактическое) управление 7.3. Оперативное управление
8.Этапность процесса управления 8.1. Целеполагание 8.2. Определение ситуации 8.3. Определение проблемы 8.4. Решение
9. Основные факторы производственного процесса 9.1. Управление продуктом 9.2. Управление персоналом 9.3. Управление информацией

 

 

Классификация функций менеджмента является многокритериальной, позволяет проанализировать все возможные функции, исследовать их полный набор. А далее, опираясь на эту классификацию найти вариант комбинации, совмещения, выделения функций в отдельных звеньях, согласования их с деревом целей настолько, насколько это будет возможным.

Специализация функций, т.е. выделение их в звенья системы управления является большой аналитической работой и отражает те ориентиры и приоритеты, стиль работы, которые выбираются менеджером.

Распределение полномочий (прав на принятие решений) делает систему управления иерархической.

Основными характеристиками полномочий являются состав функций, в рамках которых реализуются полномочия и объем полномочий, который отражает состав проблем, разрешаемых при реализации полномочий.

Масштаб полномочий, характеризует состав и количество звеньев системы управления, подчиненных полномочному звену.

Полномочия связаны с компетентностью в значении «объем знаний в области управления». Компетентность – минимально необходимая информация для принятия решений (как в виде знаний, так и в виде оперативно поступающих сведений), трудоемкость, характеризующая затраты усилий человека на реализацию полномочий[2].

 

Все виды планирования на предприятии могут быть систематизированы по следующим основным классификационным признакам:

- содержание планов;

- степень неопределенности внешней среды;

- методы обоснования;

- время действия (временной горизонт);

- тип целей;

- временная ориентация планирования;

- направление целей.

По содержанию планов следует выделять:

1. Технико-экономическое (обоснование оптимальных объемов производства, разработка норм и конечных показателей) планирование.

2. Оперативно-производственное (разработка производственных заданий по цехам, участкам, рабочим местам) планирование.

3. Организационно-технологическое.

4. Социально-трудовое.

5. Снабженческо-сбытовое.

6. Финансово-инвестиционное.

7. Бизнес-планирование и др.

В зависимости от степени неопределенности внешней среды планирование на предприятиях можно разделить на два типа:

1. Детерминированные – планы разрабатываются в полностью предсказуемой среде на основе достаточной информации (имеются ранее заключенные договора).

2. Стохастические, или вероятностные, планы разрабатываются в условиях неопределенности, возникающей как следствие отсутствия полной информации.

По методам обоснования в современном производстве находят применение следующие системы внутрифирменного планирования:

1. Директивное (централизованное), заключается в установлении плановых показателей вышестоящим органом управления подчиненной организации.

2. Стратегическое, или рыночное, планирование, основано на отслеживании конъюнктуры, то есть соотношения спроса, предложения и цен..

3. Индикативное планирование, дополняет стратегическое ориентируется на макроэкономические показатели в качестве индикаторов окружающей среды (валовой внутренний продукт, капиталовложения за счет всех источников финансирования; розничный товарооборот; реальная заработная плата рабочих и служащих; уровень занятости населения; государственно регулируемые цены и тарифы, налоги, минимальный уровень заработной платы и т.д.).

По времени действия или временному горизонту внутрифирменное планирование подразделяется на следующие виды:

1. Долгосрочное, охватывающее длительные периоды времени – от 3 до 25 лет, (не путать со стратегическим).

2. Среднесрочное, рассчитанное на более короткий срок (конкретизирует ориентиры, определенные долгосрочным планом).

3. Краткосрочное, обычно рассчитанное на 1 год (включает конкретные способы использования ресурсов для достижения более длительных целей).

В зависимости от временной ориентации целей (в прошлое, настоящее или будущее) различают четыре типа планирования.

1. Реактивное планирование, основывающееся на предшествующем опыте, и сложившихся традициях. Прохождение информации осуществляется снизу вверх – планы создаются в нижних звеньях управления и поднимаются вверх, где утверждаются.

2. Инактивное планирование (инертность), ориентирующееся на существующее положение. Используется в организациях, где благополучие не зависит от продуктивности труда (армия, бюджетные организации).

3. Преактивное планирование (упреждение) ориентировано на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятия. Планирование осуществляется сверху вниз, формулируются цели и стратегия, а программы для действия спускаются вниз

4. Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его построения путем мобилизации творческих способностей участников (обучение и адаптация);

По направлению целей планирования различают:

1. Наступательное планирование, которое предполагает развитие производства новых товаров и услуг, выход на новые рынки сбыта, завоевание конкурентного превосходства;

2. Оборонительное планирование, которое заключается в удержании позиций и предупреждении банкротства. Одно из разновидностей – ликвидационное планирование, дающее рекомендации по избавлению от ненужных элементов производственной системы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.