Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Блок IV: Система управления персоналом на современном предприятии 1 страница




1. Разработка системы управления персоналом. Формирование «функциона­ла» и организационной структуры под стратегическую цель.

2. Современные методы работы с кадрами, необходимые изменения, формиро­вание «Золотого фонда», кадрового резерва, оптимизация организационной струк­туры.

3. Методы мотивации труда, компенсационный пакет, разработка системы премирования под результат по разным структурным подразделениям.

4. Делегирование полномочий и ответственности. Практическая работа «Фор­мирование диапазонов ответственности, компетенции и должностных инст­рукций.

5. Развитие персонала. Система активного развития творческого потенциала сотрудников. Информирование. Внутренние коммуникации и PR. Создание самообучающейся организации.

6. Организационная культура, корпоративная культура, корпоративный стиль. Миссия. Ценности. Философия организации. Деловая игра «Формирование кор­поративной культуры и системы внеэкономической мотивации работников» ¾ 8-10 час.

 

Приложение 9

Программа курса «Управленческая команда»

 

Лекция Индивидуальное консультирование Зачет
1. Команда. Цели. Задачи. Ответственность. Структурно-ролевое распределение. Общее ведение и функциональные полномочия.    
2. делегирование полномочий, стиль управления, нормы управляемости. Планирование, организация и контроль исполнения    
3. Выработка и принятие решений, экспертные оценки    
4. Деловые беседы, переговорные технологии, коммерческие переговоры. Эффективные коммуникации и психология общения    
5. Этика и этикет делового общения.    
6. Эффективное использование времени и организация рабочего места    
7. Стрессы, психологическая устойчивость и здоровье менеджера    

ГЛАВА 10. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ

 

Ключевые понятия главы: психологизированный менеджмент, человеческий фактор, личностно-центрированное консультирование, конфликтогенная зона, психоэмоциональная стабилизация, помогающие стратегии, личностная компетентность, интегративная психотерапия, транстеоретический подход к консультированию, эмпатичность, профессиональные «вредности» в работе консультанта, психосоциальный под­ход в консультировании.

В последние годы в отечественной управленческой практике все больше внимания уделяется развитию организаций. При этом наблю­дается тенденция постепенного перехода от традиционного админист­рирования, нередко носящего волюнтаристский и, следовательно, спе­кулятивный характер, к более психологизированному менеджменту. Однако и в этом варианте принимаемые руководителями решения чаще фокусируются на организационно-производственных аспектах, без уче­та так называемого «человеческого фактора», и деятельность даже менеджеров по работе с персоналом нередко сводится к ортодоксаль­ным функциям начальника отдела кадров, таким как прием на работу, внутриорганизационные перемещения, увольнение и в редких случаях ¾ участие в решении конфликтных ситуаций.

Очевидно, что эффективность функционирования любой организа­ции зависит не только от уровня ее организационной культуры и опти­мальности принимаемых решений, но и от качества их исполнения. Пос­леднее, в свою очередь, определяется как квалификационными характеристиками сотрудников, так и их личностными качествами, а так­же психологическим климатом организации и ее структурных подраз­делений. Естественно, что «менеджмент» личностных и межличностных аспектов исполнительской деятельности требует специальных психоло­гических знаний и навыков. Поскольку в подавляющем большинстве организаций руководители и менеджеры не имеют специальной психо­логической подготовки, вышеозначенные функции должны выполнять­ся профессиональным психологом-консультантом.

Как отмечает Л. Тобиас (10, с. 13-14), основная цель психологов-консультантов ¾ помочь сотрудникам трудиться продуктивнее. Достижение этой цели предполагает участие психолога в решении следующих частных задач:

· улучшение психологического климата в организации и повыше­ние «боевого духа» ее сотрудников;

· совершенствование практики подбора кадров;

· модернизация организационной структуры;

· оказание поддержки служащим в развитии их способностей;

· сплочение коллектива в единую команду;

· формирование доброжелательной атмосферы на производстве;

· помощь людям в преодолении стрессов;

· достижение соответствия между складом человека и его работой;

· устранение конфликтов;

· снижение текучести кадров;

· оценка производственных программ с психологической точки зрения;

· проведение разумной политики поощрения и наказания на фирме;

· консультирование руководителей по психологическим аспектам деятельности предприятия на рынке, включая переговоры, рекламу, маркетинг и др.

В данной главе основной упор сделан на таком гуманистическом и необходимом для эффективного функционирования организации аспекте, как оказание психологической помощи сотрудникам, оказавшимся в трудной жизненной или производственной ситуации. По мнению К. Роджерса, помощь ¾ это особый вид отношений, в рамках которых по крайней мере одна из сторон намеревается способствовать другой стороне в личнос­тном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности, развитии зрелости, в умении ладить с другими ¾ с одним человеком или группой (8, с. 81).

В модифицированной нами модели Loughary and Ripley (1979, см. 15) представлены основные структурные элементы оказания помо­щи (см. рис.1).

 

 

 


Рис. 1. Модель оказания помощи

 

Клиент ¾ это человек, который либо в собственных глазах, либо с точки зрения других людей оказался в проблемной ситуации, с которой он не может справиться. В этой связи запрос на помощь состоит в повы­шении эффективности решения возникшей проблемы, какой бы она ни была по содержанию ¾ возникшее (усилившееся) чувство тревоги или страха, тяжелая болезнь, химическая зависимость (от алкоголя или наркотиков), неуспешное супружество или родительство, конфликт с начальником или сотрудниками, материально-бытовые проблемы и многое другое (14; 18). Заметим, что клиентом со своим специфическим запросом может быть также и организация в целом.

В модель Loughary and Ripley нами включена рубрика«стратегии помощи», которая представляется обязательной для организации профессиональной помощи.

Различают 6 видов помогающих стратегий (Scally and Hopson, 1979, цит. по 15, с. 173):

· предоставление советов: предложение кому-либо своей точки зре­ния на наилучший способ действий в сложившейся ситуации;

· предоставление информации: предоставление человеку требую­щейся в конкретной ситуации информации;

· непосредственные действия: делать что-либо от имени другого лица или предоставлять необходимые услуги (доставлять продукты, давать ссуду, осуществлять вмешательство в кризисной ситуации);

· обучение: помощь в овладении фактами, знаниями и навыками, способствующими улучшению ситуации;

· системные изменения: влияние на системы, вызывающие у людей трудности, с целью совершенствования этих систем, то есть скорее рабо­та по организационному развитию, чем с отдельными людьми;

· консультирование: помощь в анализе проблемы, прояснении конфликтогенных зон, нахождении альтернативных путей выхода и принятии ре­шения; иначе говоря, это ¾ поддержка людей в плане помощи самим себе.

Кроме того, стратегия ¾ это первоначальный перевод проблемы в термины желательных результатов и планирование применения определенных методов.

К основным методам помощи относят информацию, идеи и навыки (та­кие, как слушание и рефлексивное взаимодействие).

Наконец, к желательным результатам помощи относят психоэмоциональную стабилизацию, лучшее понимание (себя, своей ситуации и дру­гих), принятие решения и реализацию решения (15, с. 178¾ 179).

Консультирование, несмотря на свое недавнее происхождение, является видом деятельности, прочно и глубоко проникшим в культуру современного индустриального общества. Его повсеместное распространение началось с 60-х годов XX столетия с созданием первых ассоциаций профессиональных консультантов. Постепенно консультирование перестало быть просто процессом индивидуализированного научения. Оно приобрело социальное значение как культурно-санкционирован­ный метод адаптации к социальным институтам.

Каждая помогающая стратегия из вышеприведенного неранжированного списка может быть полезна в конкретном контексте. В этих стратегиях есть общие и различные элементы. При предоставлении советов и инфор­мации, непосредственных действиях, обучении и, возможно, системных из­менениях предполагается, что лучшие результаты или решения зависят глав­ным образом от компетентности того, кто осуществляет помощь. В консультировании, с другой стороны, упор делается на ресурсы того, кто является объектом помощи. В рамках консультативных отношений клиент стимулируется на нахождение своих собственных решений. Способности консультанта используются для активизации способностей клиента. Во всех видах помощи «помощник» должен уметь выстраивать отношения, а для достижения системных изменений необходимо также уметь работать с груп­пами, структурами, правилами и организациями. Консультант может, в случае необходимости, использовать различные стратегии, а не только соб­ственно консультирование, однако в эти стратегии должны быть встроены элементы консультирования (15, с. 173¾174).

На практике консультирование осуществляется под многими различными ярлыками. Вариант под названием «медицинская психотерапия» осу­ществляется людьми с базовым медицинским образованием; «психологи­ческое консультирование» (в различных его модификациях) ¾ профессиональными психологами; наконец, есть много случаев, когда кон­сультирование осуществляется в контексте взаимоотношений, изначально имеющих другое содержание, например сотрудник делится своими тревога­ми и проблемами с коллегами или руководством. Таким образом, после­дние осуществляют консультирование, не являясь консультантами. Это важ­ный момент, позволяющий провести демаркационную линию между профессиональным и непрофессиональным консультированием. В первом случае консультант имеет специальную подготовку и взаимодействует с кли­ентом в рамках формального контракта на консультирование исключи­тельно в роли консультанта. Во втором случае речь идет об использовании людьми ¾ представителями других профессий, волонтерами, родственника­ми, друзьями и пр. ¾ определенных приемов консультативной работы (14, с. 4; 18, с. 2¾3). И здесь центральным моментом становится качество оказы­ваемой помощи: хорошо, если от кого-либо есть запрос на консультативную помощь и, например, менеджер по персоналу обучен навыкам такой помо­щи и осознает при этом пределы своей профессиональной компетенции; плохо, если запроса нет, а помощь навязывается, и «консультант» оказыва­ется в ролевом конфликте, или же запрос есть, а «консультант» не имеет специальной подготовки в области консультирования. И в том, и в другом случае объекту «консультативной» помощи наносится вред.

Какое же содержание вкладывается в понятие «консультирование», которое может рассматриваться и как стратегия, и как технология, и как метод профессиональной помощи? Как отмечает Р. Нельсон-Джоунс, термин «консультирование» применяется в нескольких случаях. Например, консуль­тирование можно рассматривать как особый вид отношений помощи, как некий репертуар возможных воздействий, как психологический процесс.

Фактически все консультанты соглашаются с тем, что хорошие отношения помощи необходимы для эффективной работы с клиентами. Не­которые специалисты полагают, что наличие этих факторов не только необходимо, но и достаточно для того, чтобы с клиентами произошли конструктивные изменения. Ряд консультантов считают необходимым оговаривать основные характеристики отношений помощи. Сейчас будет достаточно отметить, что эти предлагаемые консультантами харак­теристики ¾ иногда их называют «стержневыми (сердцевинными) усло­виями» ¾ следующие: эмпатическое понимание, уважительное отноше­ние к потенциальной возможности клиента самому строить свою жизнь, конгруэнтность, или подлинность (искренность), отношений. Также реализовать отношения помощи можно посредством «активного слуша­ния» или «слушания в сочетании с вознаграждением (положительным подкреплением)». Те специалисты, которые рассматривают консультирование преимущественно как особый вид отношений помощи, являют­ся приверженцами, главным образом, теории и практики личностно-центрированного консультирования.

Большинство консультантов не считают использование отношений помощи достаточно эффективным для того, чтобы у клиента произошли кон­структивные изменения. Поэтому многие специалисты вынуждены исполь­зовать определенный репертуар воздействий в дополнение к отношениям помощи. Консультанты, владеющие некоторым ассортиментом воздей­ствий, должны определить, какие воздействия следует применять по отноше­нию к различным клиентам и какова вероятность успеха. Репертуары воз­действий, используемые консультантами, отражают их теоретическую ориентацию, причем некоторые консультанты являются эклектиками и пользуются воздействиями, которые описываются в различных теориях.

Рассматривается ли консультирование как особый вид отношений помощи, характеризующихся «стержневыми условиями», или как реперту­ар воздействий, которые описываются в различных теориях, консульти­рование является психологическим процессом. Основные причины фундаментальной связи между психологией и консультированием следующие. Во-первых, цели консультирования имеют связанный с сознанием аспект. В различной степени все консультационные подходы фокусиру­ются на изменении чувств, мыслей и действий людей таким образом, что­бы люди могли жить более эффективно. Во-вторых, процесс консульти­рования является психологическим. Консультирование не является чем-то статичным, оно подразумевает обмен мыслями между консуль­тантами и клиентами, а также протекание мыслительных процессов от­дельно у консультантов и у клиентов. Кроме того, большая часть информации, полученной при консультировании, проявляется в сознании клиентов в интервалах между консультативными приемами, а также в периоды, когда клиенты пытаются помочь себе сами после окончания консультирования. В-третьих, основополагающие теории, из которых «произрастают» цели консультирования и использующиеся в нем воздействия, являются психологическими (4, с. 13¾14). Наконец, можно обратиться к определению К. Роджерсом консультирования как «процесса, адресованного в первую очередь тем, кто страдает от определенного психологического напряжения и психологической неприспособленнос­ти» (8, с. 88).

В определении Британской ассоциации консультирования (ВАС, 1984) «под термином «консультирование» подразумевается работа с индивидуумами и их взаимоотношениями, направленная на развитие, поддержку во время кризиса, психотерапию, наставничество или решение проблем... Задача консультирования ¾ предоставить «клиенту» возможность проанализировать, обнаружить и прояснить способы более удовлетворительной и полноценной жизни».

Согласно Burks and Steffre (1979), «консультирование предполага­ет профессиональные взаимоотношения между обученным консуль­тантом и клиентом (или, возможно, несколькими людьми). Консульти­рование предназначено для того, чтобы помочь клиентам понять и прояснить видение своего жизненного пространства и научиться дос­тигать поставленных целей посредством четких выборов на основе необходимой информации и через разрешение эмоциональных и меж­личностных проблем (цит. по 18, с. 2¾3).

Консультирование рассматривается как процесс, благодаря кото­рому личность в результате произошедших изменений переходит на более высокую стадию личностной компетентности. В консультировании создаются ситуации, в которых мысли и чувства клиента услышаны, к ним относятся с уважением и безоценочно. Консультирование усилива­ет «Я» клиента, его уверенность в себе и поощряет инициативность и личностный рост, самоконтроль и контроль над ситуацией (15, с. 191).

Лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США, выдающая разрешения на частную практику, предлагает следующее определение: «Консультирование ¾ это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенство­вания личности и межличностных отношений».

Как отмечает Р. Кочюнас, имеется много сходных определений, и все они включают несколько основных положений:

1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.

2. Консультирование помогает обучаться новому поведению.

3. Консультирование способствует развитию личности.

4. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. при­знается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а кон­сультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.

5. Сердцевиной консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом, основанное на философии «клиент-центрированной» терапии.

Основоположник клиент-центрированной терапии, известный американский психотерапевт К. Роджерс, выделил три основных принципа этого направления:

а) каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;

б) каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;

в) каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, прини­мать самостоятельные решения (цит. по 2, с. 7¾8).

Необходимо дифференцировать несколько близких консультирова­нию по звучанию, целям и техникам видов профессиональной деятель­ности. Один из них обозначается как «консультация» (иногда использу­ется калька с англоязычного «консалтинг»).Л. Шульман описывает этот вид помощи как «...взаимодействие между двумя или несколькими людь­ми, в ходе которого определенные специальные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому в решении теку­щих проблем или при подготовке перспективных программ. Иногда дей­ствия консультанта оцениваются как катализатор, облегчающий рабо­ту, формулирующий ее мотивы и роль, разъясняющий последствия различных альтернатив, помогающий консультируемому более систе­матически и объективно оценить стоящие перед ним проблемы с целью расширения выбора возможных вариантов поведения. Консультант также сообщает о новой информации, ранее недоступной консультиру­емому, или же освежает в его памяти старые знания. В консультациях по определенному случаю упор делается на конкретном клиенте, будь то человек, семья, группа или община. Хотя консультант часто дает инфор­мацию, которая помогает консультируемому по-новому взглянуть на волнующую его проблему, однако этого в ряде случаев недостаточно. Консультируемому нередко требуется непосредственная помощь для воплощения нового знания в действие...» (11, с. 31¾32).

Психологическое консультирование определяется как «непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа». Психологическое консультирование ориентировано прежде всего на помощь клиенту в реорганизации его межличностных отношений, а психокоррекционное или психотерапевтическое воздействие ориентировано в основном на решение глубинных личностных проблем человека, лежащих в основе большинства жизнен­ных трудностей и конфликтов. С другой стороны, нередко понимаемый синонимично термин «психотерапия» является международным и в боль­шинстве стран мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами (1, с. 5).

В работах Ю. Алешиной, Р. Кочюнаса, В.Ю. Меновщикова, Р. Нельсон-Джоунса и других авторов указывается, что и консультирование, и психо­терапия представляют собой скорее многоэлементные, чем однородные области знания и деятельности. Более правильным будет рассматривать консультационные подходы и методы психологической терапии.

Как консультанты, так и психотерапевты используют одни и те же теоретические модели и подчеркивают, что необходимо ценить клиента как личность, выслушивать его сочувственно, воспринимать сказанное и поощрять стремление клиента помогать самому себе и отвечать за свои поступки. Как в консультировании, так и в психотерапии используются те же самые профессиональные навыки; требования, предъявляемые к личности клиента и психотерапевта, одинаковы; процедуры, используемые в консультировании и психотерапии, тоже подобны. Наконец, в первом и втором случаях помощь клиенту основывается на взаимодействии меж­ду консультантом (психотерапевтом) и клиентом. Из-за трудности раз­деления этих двух областей некоторые практики используют понятия «психологическое консультирование» и «психотерапия» как синонимы, аргументируя свою точку зрения схожестью деятельности психотерапев­та и консультанта-психолога, а некоторые авторы считают консультиро­вание начальным этапом психотерапевтической помощи (1; 2; 3; 4).

Цели любой консультативной помощи должны базироваться на потреб­ностях клиента. В этом контексте можно говорить о двух основных целях:

1) повышении эффективности управления клиентом собственной жизнью и

2) развитии способности клиента решать проблемные ситуации и развивать имеющиеся возможности.

Консультирование/помощь обязательно должно включать научение клиента, то есть привнесение в его жизнь новых ценностей, альтернатив­ных ракурсов видения жизни, способности вырабатывать решения собственных проблем и реализовать их на практике. Иногда цели консульти­рования разделяют на цели, связанные с исправлением (коррекцией), и цели, связанные с обеспечением роста или развития. Задачи развития ¾ это задачи, с которыми люди сталкиваются на разных этапах своей жизни. Например, это переход к независимому существованию, выбор профес­сии или работы, поиски партнера, воспитание детей и адаптация к предсто­ящему уходу на пенсию. Для достижения целей, связанных с развитием, необходимо как подавление негативных черт, так и усиление положительных качеств. В консультировании большое внимание уделяется достиже­нию состояния психологического комфорта и сохранению душевного здо­ровья. Идеальным вариантом является полная самоактуализация человека, что, по А. Маслоу, подразумевает реализацию творческих спо­собностей, автономию, социальную реализацию и способность сосредо­точиться на решении проблем. Можно сказать, что конечная цель консуль­тирования ¾ научить клиентов оказывать помощь самим себе и таким образом научить их быть своими собственными консультантами (4; 15).

Как отмечает Р. Кочюнас, вопрос определения целей консультирования не является простым и потому, что зависит как от потребностей клиентов, обращающихся за помощью, так и от теоретической ориентации самого кон­сультанта. Однако можно выделить несколько универсальных целей, кото­рые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ:

1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.

2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п.

3. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношений детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений.

4. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. По мнению Blosher (1966), в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.

Вышеприведенный список целей во многом совпадает с перечнем типовых запросов клиентов и их ожиданий от результатов консультатив­ной помощи (15, с. 192):

· лучше понять самого себя или ситуацию;

· изменить свои чувства;

· суметь принять решение;

· утвердиться в решении;

· получить поддержку при принятии решения;

· суметь изменить ситуацию;

· приспособиться к ситуации, которая, скорее всего, не изменится;

· дать разрядку своим чувствам;

· рассмотреть возможности и выбрать одну из них.

Нередко клиентов интересуют результаты, не связанные непосредственно с консультированием: информация, новые навыки или же прак­тическая помощь.

В основе всех этих запросов лежит идея изменения. Независимо от характера запроса или типа проблемы, существуют 4 основные стратегии:

1) изменение самой ситуации;

2) изменение себя для адаптации к ситуации;

3) выход из ситуации;

4) нахождение способов жить с этой ситуацией.

При этом еще раз необходимо подчеркнуть необходимость повыше­ния личной ответственности клиентов за решение проблемной ситуации и, в целом, дальнейшее развитие своего жизненного сценария.

Консультативная помощь может осуществляться в разных формах и видах. Существует широкое разнообразие форм консультативных прак­тик и классификаций этих форм по разным основаниям (2; 3; 15; 18).

Так, по критерию объекта помощи различают индивидуальное («один на один», или «лицом к лицу»), групповое и семейное консультирование.

По критерию возраста дифференцируют работу с детьми, подрост­ками, взрослыми и пожилыми людьми.

Пространственная организация консультирования может быть осуществлена в форматах контактного (очного) или дистантного (заочного) вза­имодействия. Последнее может осуществляться в рамках телефонного консультирования (хотя это в определенной степени и контактное консульти­рование), письменного консультирования, а также через печатные мате­риалы (научно-популярные издания и руководства по самопомощи).

По критерию продолжительности консультирование может быть экстренным, краткосрочным и долгосрочным.

Существует также несколько типологий консультативной помощи, ориентирующихся на содержание запроса клиента и характер проблем­ной ситуации. Так, различают интимно-личностное, семейное, психоло­го-педагогическое и деловое консультирование (5, с. 22¾23). Консультирование может быть реакцией на ситуацию клиента («кризисное консультирование») либо стимулом для роста и развития клиента («развивающее консультирование»). Традиционно о консультировании говорят применительно к ситуации во время или после кризиса, однако следовало бы также помогать людям предвидеть возможные пробле­мы в будущем, научить их распознавать признаки надвигающегося кри­зиса и вооружить их навыками подавления кризисов в зародыше. Лю­бое успешное консультирование подразумевает личностный рост, однако в кризисной ситуации человек находится в ее тисках, под давле­нием обстоятельств, и поскольку консультирование ограничивается рамками существующей проблемы, концептуальный и поведенческий арсенал клиента может пополниться в весьма небольшом объеме (15, с. 187).

Выделяется также 6 категорий консультативных воздействий в зависимости от их целей и содержания:

Авторитарные: предписывающие, информирующие, конфронтационные.

Фасилитирующие: катарсические, каталитические, поддерживающие.

Предписывающее воздействие сфокусировано на поведении клиен­та вне рамок консультативного взаимодействия.

Информирующее воздействие предоставляет клиенту знания, информацию и смыслы.

Конфронтационное воздействие имеет своей целью осознание клиентом каких-либо ограничительных установок или поведения.

Катарсическое воздействие имеет своей целью помочь клиенту разрядиться, дать выход подавляемым болезненным эмоциям (абреакция), главным образом таким как горе, страх или гнев.

Каталитическое воздействие ориентировано на стимулирование самопознания, самоуправляемого бытия, научения и решения проблем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.