Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реструктуризация кредиторской задолженности пред­приятия




Меры финансового оздоровления, направленные на реструктури­зацию кредиторской задолженности предприятия, в том числе и просро­ченной, могут предусматривать следующие процедуры:

Ø отсрочки и рассрочки платежей;

Ø зачет взаимных платежных требований (взаимозачет);

Ø переоформление задолженности в виде займа;» продажу долговых обязательств;

Ø перевод краткосрочных обязательств в долгосрочные;

Ø погашение задолженности посредством передачи кредитору иму­щества должника;

Ø списание задолженности;

Ø погашение задолженности посредством отчуждения имущества должника.

Важнейшим направлением работ по оздоровлению предприятия яв­ляется его реструктуризация.

Реструктуризация предприятия — это перестройка в целях обеспе­чения эффективного распределения и использования всех его ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, технологических). Основным способом реструктуризации выступает изменение организационной сис­темы управления путем создания комплекса бизнес-единиц на основе раз­деления, соединения, ликвидации (передачи) действующих и организации новых структурных подразделений, присоединения других предприятий, приобретения определяющей доли в уставном капитале или акций сто­ронних организаций.

Комплекс бизнес-единиц создается в соответствии с предваритель­но выработанной стратегией, требует всестороннего анализа и перестрой­ки действующей на предприятии системы управления, организационной, производственной и других структур. Данная целенаправленная многопла­новая работа сосредоточена на формировании комплекса взаимодейству­ющих подразделений, деятельность которых в большей степени, чем преж­де, ориентирована на цели предприятия.

Необходимость проведения реструктуризации вызывают, с одной стороны, проблемы выживания (многие крупные промышленные пред­приятия страны находятся на грани краха), с другой — необходимость повышения эффективности работы в современных условиях, что характе­ризуется развивающейся неуправляемостью предприятия из-за его рас­ширения (синдром большого бизнеса), перспективами снижения прибыль­ности, повышением уровня конкуренции.

Возможность осуществления проектов реструктуризации определя­ется многими факторами: своевременностью осуществления, т.е. прове­дением в необходимый момент; правильным выбором направления; нали­чием или возможностью набора, подготовки в приемлемые сроки необхо­димых кадров; наличием или возможностью заимствования денежных средств (например, для покупки акций другой фирмы) и др.

Анализ опыта реструктуризации российских предприятий позволя­ет выделить следующие пути решения данной проблемы:

1) реорганизация (слияние и присоединение, разделение и выделе­ние, преобразование);

2) реструктуризация без признаков реорганизации (создание новых юридических лиц для выполнения определенных функций, приобретение действующего предприятия);

3) комбинированный метод (1 + 2).

Подробный анализ опыта реструктуризации российских предприя­тий рассмотрен в последующих главах.

Другим важным комплексом вопросов антикризисного управления является упорядочение налогового планирования.

Одной из основных причин российского финансового кризиса явля­ется задолженность большинства российских предприятий бюджету и го­сударственным внебюджетным фондам по налогам, сборам и взносам. В настоящее время более 75% предприятий имеют задолженность перед бюджетом. Данная ситуация в значительной степени объясняется недо­статками действующей налоговой системы: методологическая сложность, множественность налогов, налоговых ставок и льгот; нечеткость формули­ровок в законодательных и нормативных актах делают правильную уплату налогов затруднительной для налогоплательщиков.

Вместе с тем высокий уровень налогообложения в совокупности с жесткими штрафными санкциями за нарушение налогового законода­тельства приводит к быстрому росту задолженности предприятий перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами, провоцируя кри­зисное состояние этих предприятий. Заметим, что вступление в силу с 1 ян­варя 2001 г. части второй Налогового кодекса Российской Федерации по­зволит снять часть проблем.

Эффективное финансовое управление на предприятии предполага­ет хорошее знание налогового законодательства, четкое исполнение на­логовых и прочих обязательств перед бюджетом и государственными вне­бюджетными фондами. Наряду с грамотным определением размера каж­дого налога важен анализ влияния его начисления и уплаты на общий результат деятельности предприятия. Речь идет о контроле за той частью средств, которая остается в его распоряжении после уплаты всех налогов и обязательных платежей, осуществления расходов на закупку матери­ально-производственных запасов, оплату труда. Данный остаток средств, по сути, определяет возможности развития предприятия.

Такая роль налогового планирования обусловливает необходимость включения его в процесс антикризисного управления предприятием. Глав­ная задача этой деятельности состоит в минимизации налоговых плате­жей путем использования всех особенностей налогового законодательства и учета всех возможных налоговых льгот.

Результаты налогового планирования оцениваются не только сум­мами уменьшенных налогов и уменьшенных возможных штрафных санк­ций за налоговые ошибки и нарушения, но и сокращением возможного ущерба и издержек, которые были бы неизбежны при ведении хозяйствен­ной деятельности без учета существующих особенностей налогообложения.

Ключевыми элементами налогового планирования выступают:

1) налоговый календарь, предназначенный для четкого прогнозиро­вания и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет требуемых налогов, а также представления отчетности без за­держек, влекущих за собой штрафные санкции;

2) стратегия оптимизации налоговых обязательств с четким планом реализации этой стратегии;

3) четкое исполнение налоговых и прочих обязательств, недопуще­ние дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгру­женную продукцию (товары, работы, услуги) на срок свыше четырех ме­сяцев;

4) удовлетворительное состояние бухгалтерского учета и отчетно­сти, позволяющее получать оперативную информацию о хозяйственной деятельности, в том числе для целей адекватного налогового планирова­ния.

Налоговое планирование неотделимо от предпринимательской дея­тельности и должно осуществляться непосредственно в ходе хозяйствова­ния на всех ее уровнях и этапах.

В практике налогового планирования используется следующая со­вокупность методов:

Ø стратегические, которые связаны с комплексной оценкой долго­срочных налоговых последствий принимаемых хозяйственных решений;

Ø тактические, которые направлены на оптимизацию размеров и сро­ков отдельных налоговых платежей.

Реализация данных методов осуществляется как в процессе плани­рования деятельности предприятия, так и при заключении хозяйственных договоров путем оценки их потенциальных налоговых последствий и вы­бора эффективного варианта действий.

Анализ опыта антикризисного управления российских предприятий в сфере налогового планирования позволяет сформулировать основные правила работы, главным из которых является следующее: уменьшение налоговых платежей в процессе антикризисного управления предприяти­ем — не самоцель, а способ улучшения его финансового состояния и по­вышения инвестиционной привлекательности. Данное правило определяет любые действия в области налогового планирования.

Наряду с этим можно сформулировать ряд принципов, непосред­ственно определяющих действия налогового подразделения предприятия.

1. Уменьшать суммы уплачиваемых налогов в рамках действующего законодательства имеет смысл только в том случае, если расчеты показы­вают, что это дает прирост свободной прибыли.

2. Уменьшение суммы уплачиваемых налогов в ряде случаен дости­гается ценой ухудшения финансового состояния предприятия. Поэтому любой способ снижения налоговых платежей должен быть оценен с точки зрения финансовых последствий для предприятия.

3. Финансовые последствия применения одних и тех же способов уменьшения суммы уплачиваемых налогов не одинаковы не только для разных предприятий, но и для условий работы одного и того же предприя­тия в разные периоды. Поэтому необходимы конкретные расчеты прибы­ли, остающейся в распоряжении предприятия, и свободной прибыли в результате применения той или иной рекомендации по оптимизации налого­обложения. Применению рекомендации должны предшествовать расчеты.

4. Уменьшение суммы налога на прибыль путем использования чис­той прибыли на льготируемые цели экономически обосновано только в том случае, если это приводит к росту балансовой прибыли в последующие периоды.

К налоговому планированию необходим индивидуальный подход, поэтому важно выделить ряд укрупненных этапов данного процесса, каж­дый из которых определяется набором взаимосвязанных процедур.

На первом этапе налогового планирования, который следует непо­средственно за моментом возникновения идеи об организации или реор­ганизации коммерческого предприятия, формулируются соответствующие цели и задачи. Определение сферы производства и обращения обуслов­ливает решение вопроса об использовании налоговых льгот, которые пре­доставлены законодательством для малых предприятий, осуществляющих деятельность в сфере материального производства.

На втором этапе решается вопрос о выгодном с налоговых позиций месте расположения предприятия и его структурных подразделений. Име­ются в виду не только страны и регионы с льготным режимом налогообло­жения, но и регионы России с особенностями местного налогообложения.

На третьем этапе выбирается организационно-правовая форма юри­дического лица.

На четвертом этапе анализируются предоставленные налоговым законодательством льготы и возможности их использования в коммерче­ской деятельности.

На пятом этапе проводится анализ возможных форм сделок, плани­руемых в коммерческой деятельности (купля-продажа, посредническая деятельность, аренда и пр.), с точки зрения минимизации совокупных на­логовых платежей и получения максимальной прибыли.

На шестом этапе решается вопрос о рациональном размещении ак­тивов и прибыли предприятия, при этом учитывается не только предполагаемая доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получе­нии этого дохода.

Рассмотренная процедура налогового планирования, не зависящая от сферы деятельности предприятия, обеспечивает рациональное поведе­ние предприятия в условиях антикризисного управления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.