КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Реструктуризация кредиторской задолженности предприятия
Меры финансового оздоровления, направленные на реструктуризацию кредиторской задолженности предприятия, в том числе и просроченной, могут предусматривать следующие процедуры: Ø отсрочки и рассрочки платежей; Ø зачет взаимных платежных требований (взаимозачет); Ø переоформление задолженности в виде займа;» продажу долговых обязательств; Ø перевод краткосрочных обязательств в долгосрочные; Ø погашение задолженности посредством передачи кредитору имущества должника; Ø списание задолженности; Ø погашение задолженности посредством отчуждения имущества должника. Важнейшим направлением работ по оздоровлению предприятия является его реструктуризация. Реструктуризация предприятия — это перестройка в целях обеспечения эффективного распределения и использования всех его ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, технологических). Основным способом реструктуризации выступает изменение организационной системы управления путем создания комплекса бизнес-единиц на основе разделения, соединения, ликвидации (передачи) действующих и организации новых структурных подразделений, присоединения других предприятий, приобретения определяющей доли в уставном капитале или акций сторонних организаций. Комплекс бизнес-единиц создается в соответствии с предварительно выработанной стратегией, требует всестороннего анализа и перестройки действующей на предприятии системы управления, организационной, производственной и других структур. Данная целенаправленная многоплановая работа сосредоточена на формировании комплекса взаимодействующих подразделений, деятельность которых в большей степени, чем прежде, ориентирована на цели предприятия. Необходимость проведения реструктуризации вызывают, с одной стороны, проблемы выживания (многие крупные промышленные предприятия страны находятся на грани краха), с другой — необходимость повышения эффективности работы в современных условиях, что характеризуется развивающейся неуправляемостью предприятия из-за его расширения (синдром большого бизнеса), перспективами снижения прибыльности, повышением уровня конкуренции. Возможность осуществления проектов реструктуризации определяется многими факторами: своевременностью осуществления, т.е. проведением в необходимый момент; правильным выбором направления; наличием или возможностью набора, подготовки в приемлемые сроки необходимых кадров; наличием или возможностью заимствования денежных средств (например, для покупки акций другой фирмы) и др. Анализ опыта реструктуризации российских предприятий позволяет выделить следующие пути решения данной проблемы: 1) реорганизация (слияние и присоединение, разделение и выделение, преобразование); 2) реструктуризация без признаков реорганизации (создание новых юридических лиц для выполнения определенных функций, приобретение действующего предприятия); 3) комбинированный метод (1 + 2). Подробный анализ опыта реструктуризации российских предприятий рассмотрен в последующих главах. Другим важным комплексом вопросов антикризисного управления является упорядочение налогового планирования. Одной из основных причин российского финансового кризиса является задолженность большинства российских предприятий бюджету и государственным внебюджетным фондам по налогам, сборам и взносам. В настоящее время более 75% предприятий имеют задолженность перед бюджетом. Данная ситуация в значительной степени объясняется недостатками действующей налоговой системы: методологическая сложность, множественность налогов, налоговых ставок и льгот; нечеткость формулировок в законодательных и нормативных актах делают правильную уплату налогов затруднительной для налогоплательщиков. Вместе с тем высокий уровень налогообложения в совокупности с жесткими штрафными санкциями за нарушение налогового законодательства приводит к быстрому росту задолженности предприятий перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами, провоцируя кризисное состояние этих предприятий. Заметим, что вступление в силу с 1 января 2001 г. части второй Налогового кодекса Российской Федерации позволит снять часть проблем. Эффективное финансовое управление на предприятии предполагает хорошее знание налогового законодательства, четкое исполнение налоговых и прочих обязательств перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами. Наряду с грамотным определением размера каждого налога важен анализ влияния его начисления и уплаты на общий результат деятельности предприятия. Речь идет о контроле за той частью средств, которая остается в его распоряжении после уплаты всех налогов и обязательных платежей, осуществления расходов на закупку материально-производственных запасов, оплату труда. Данный остаток средств, по сути, определяет возможности развития предприятия. Такая роль налогового планирования обусловливает необходимость включения его в процесс антикризисного управления предприятием. Главная задача этой деятельности состоит в минимизации налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства и учета всех возможных налоговых льгот. Результаты налогового планирования оцениваются не только суммами уменьшенных налогов и уменьшенных возможных штрафных санкций за налоговые ошибки и нарушения, но и сокращением возможного ущерба и издержек, которые были бы неизбежны при ведении хозяйственной деятельности без учета существующих особенностей налогообложения. Ключевыми элементами налогового планирования выступают: 1) налоговый календарь, предназначенный для четкого прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет требуемых налогов, а также представления отчетности без задержек, влекущих за собой штрафные санкции; 2) стратегия оптимизации налоговых обязательств с четким планом реализации этой стратегии; 3) четкое исполнение налоговых и прочих обязательств, недопущение дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию (товары, работы, услуги) на срок свыше четырех месяцев; 4) удовлетворительное состояние бухгалтерского учета и отчетности, позволяющее получать оперативную информацию о хозяйственной деятельности, в том числе для целей адекватного налогового планирования. Налоговое планирование неотделимо от предпринимательской деятельности и должно осуществляться непосредственно в ходе хозяйствования на всех ее уровнях и этапах. В практике налогового планирования используется следующая совокупность методов: Ø стратегические, которые связаны с комплексной оценкой долгосрочных налоговых последствий принимаемых хозяйственных решений; Ø тактические, которые направлены на оптимизацию размеров и сроков отдельных налоговых платежей. Реализация данных методов осуществляется как в процессе планирования деятельности предприятия, так и при заключении хозяйственных договоров путем оценки их потенциальных налоговых последствий и выбора эффективного варианта действий. Анализ опыта антикризисного управления российских предприятий в сфере налогового планирования позволяет сформулировать основные правила работы, главным из которых является следующее: уменьшение налоговых платежей в процессе антикризисного управления предприятием — не самоцель, а способ улучшения его финансового состояния и повышения инвестиционной привлекательности. Данное правило определяет любые действия в области налогового планирования. Наряду с этим можно сформулировать ряд принципов, непосредственно определяющих действия налогового подразделения предприятия. 1. Уменьшать суммы уплачиваемых налогов в рамках действующего законодательства имеет смысл только в том случае, если расчеты показывают, что это дает прирост свободной прибыли. 2. Уменьшение суммы уплачиваемых налогов в ряде случаен достигается ценой ухудшения финансового состояния предприятия. Поэтому любой способ снижения налоговых платежей должен быть оценен с точки зрения финансовых последствий для предприятия. 3. Финансовые последствия применения одних и тех же способов уменьшения суммы уплачиваемых налогов не одинаковы не только для разных предприятий, но и для условий работы одного и того же предприятия в разные периоды. Поэтому необходимы конкретные расчеты прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и свободной прибыли в результате применения той или иной рекомендации по оптимизации налогообложения. Применению рекомендации должны предшествовать расчеты. 4. Уменьшение суммы налога на прибыль путем использования чистой прибыли на льготируемые цели экономически обосновано только в том случае, если это приводит к росту балансовой прибыли в последующие периоды. К налоговому планированию необходим индивидуальный подход, поэтому важно выделить ряд укрупненных этапов данного процесса, каждый из которых определяется набором взаимосвязанных процедур. На первом этапе налогового планирования, который следует непосредственно за моментом возникновения идеи об организации или реорганизации коммерческого предприятия, формулируются соответствующие цели и задачи. Определение сферы производства и обращения обусловливает решение вопроса об использовании налоговых льгот, которые предоставлены законодательством для малых предприятий, осуществляющих деятельность в сфере материального производства. На втором этапе решается вопрос о выгодном с налоговых позиций месте расположения предприятия и его структурных подразделений. Имеются в виду не только страны и регионы с льготным режимом налогообложения, но и регионы России с особенностями местного налогообложения. На третьем этапе выбирается организационно-правовая форма юридического лица. На четвертом этапе анализируются предоставленные налоговым законодательством льготы и возможности их использования в коммерческой деятельности. На пятом этапе проводится анализ возможных форм сделок, планируемых в коммерческой деятельности (купля-продажа, посредническая деятельность, аренда и пр.), с точки зрения минимизации совокупных налоговых платежей и получения максимальной прибыли. На шестом этапе решается вопрос о рациональном размещении активов и прибыли предприятия, при этом учитывается не только предполагаемая доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода. Рассмотренная процедура налогового планирования, не зависящая от сферы деятельности предприятия, обеспечивает рациональное поведение предприятия в условиях антикризисного управления.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |