КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Результаты обучения в игровой форме
Опрос студентов, ответы на контрольные вопросы курса «Менеджмент» указывают на полученную ими подготовку в следующих направлениях: Ø оценка управленческой ситуации как совокупности внутренних и внешних меняющихся условий; Ø переход на единый язык делового общения с помощью бизнес-плана, используемого для разработки проекта; Ø реализация общих целей путем самостоятельного формирования команды единомышленников, включающего выбор неформального лидера, распределение ролей, создание оргструктуры организации и системы отношений, отработку принятия управленческих решений; Ø отработка навыков вариативного мышления, принятие оперативных решений в реальном масштабе времени; Ø умение работать в конкурентной ситуации, требующей своего ноу-хау, защиты новшества, обнаружения слабых мест конкурента, публичной борьбы, поиска скрытой информации о нем; Ø способность к цивилизованной борьбе с конкурентом, грамотная полемика с оппонентом; Ø отбор необходимой информации, изучение законодательной базы, закономерностей управления объектом, технологии, организации, маркетинга и т.д.; Ø подготовка развернутого бизнес-плана для реальных условий. Практический выход деловой игры
Реальность и практическая ценность проекта, создаваемого в процессе игры, подтверждаются отзывами ректоров крупнейших вузов, полученными командами. Некоторые команды даже получили приглашение для создания факультета менеджмента в вузах, которым предназначался бизнес-план. Проблемы дальнейшего развития
Накопленный опыт позволил сформулировать три группы проблем: 1) расширение работы со студентами требует: ü разработки методологии обучения по решению проблем, ü создания методики организации коллективной деятельности, ü мотивации активной деятельности студента в обучении, ü развития общего уровня личности студента, ü углубления знаний в предметной области управления; 2) работа преподавателей требует: ü психологической и технической подготовки, ü комплексного освоения финансов и менеджмента, ü освоения методологии деятельности по решению проблем, ü мотивации активной деятельности, ü формирования игровой команды по взаимозаменяемости, возрастному составу, способности к самосовершенствованию, ü методического обеспечения игровой формы проведения занятий; 3) организационные вопросы освоения игровых форм обучения требуют: ü поэтапной реконструкции учебного процесса, ü селективного формирования студенческих групп, ü создания методического центра активных методов обучения, ü переподготовки преподавателей, ü маркетинга товара «выпускник РЭА», повышения качества подготовки выпускников, определения потребностей в выпускниках РЭА, ü финансирования подготовки выпускников РЭА. Методические рекомендации к игре «Сократ»
Организационно-деловая игра «Сократ» проводится в рамках учебных программ по курсам «Менеджмент» и «Маркетинг» в РЭА им. Г.В. Плеханова (рецензенты методической разработки д-р психологических наук, профессор Ю.Д. Красовский и д-р экон. наук, профессор Л.В. Фаткин). Целью деловой игры как метода активизации учебного процесса является глубокое освоение учебного материала в обстановке, приближенной к действительности. Деловая игра должна: Ø пробудить у студентов интерес к определенным разделам менеджмента (стратегическому планированию, бизнес-планированию, менеджменту персонала, информационному обеспечению) и маркетинга (изучению и сегментированию рынка, разработке рекламной кампании) с углубленным изучением данных дисциплин; Ø отработать приемы и навыки публичных выступлений, дискуссий — отстаивания своих интересов в конкурентной ситуации; Ø помочь приобрести навыки сбора и анализа реальной (в том числе маркетинговой) информации об управляемом объекте и внешней среде; Ø научить навыкам руководства организацией и управления коллективом. Устав игры разработан и утвержден советом преподавателей кафедр государственного управления и менеджмента и маркетинга. Описание игровой ситуации
Акционерное общество (бывшее государственное предприятие) находится в состоянии глубокого спада, не вписавшись в новую экономическую ситуацию. Испытывая финансовые трудности, руководство решило учредить дочернюю консалтинговую фирму (КФ) по проблемам менеджмента и маркетинга, надеясь с ее помощью добиться возрождения предприятия. Акционерное общество расположено в Москве, часть площадей (офисы) находится за Садовым кольцом. Акционерное общество имеет хорошую инфраструктуру и некоторое количество свободных площадей для размещения КФ, требующих ремонта, технического оснащения и эстетического оформления. Среди сотрудников достаточно профессиональных специалистов (в области производства) и обслуживающего персонала. Акционерное общество не имеет ни опыта консалтинга в области менеджмента и маркетинга для рыночной экономики, ни высококвалифицированных консультантов по этим проблемам, ни репутации по оказанию консалтинговых услуг. Акционерному обществу требуется дополнительное финансирование на ремонт помещений для проведения консультаций, оснащение вычислительной и оргтехникой консультантов, методическое и информационное обеспечение консалтинга, оплату высококвалифицированных консультантов, проведение рекламной кампании. Директор акционерного общества обратился с просьбой к РЭА организовать команду для подготовки проекта учреждения КФ как отдельного юридического лица. Команда сформирована капитаном из студентов своей группы на добровольной основе. Число членов команды — 14—17 человек. Команда имеет право привлекать в качестве консультантов и экспертов преподавателей и студентов других факультетов, а также любых специалистов из России и из-за рубежа. Команда должна разработать принципы создания КФ, провести маркетинговое исследование, представить перечень консалтинговых услуг, рассчитать размер необходимого кредита и защитить его на кредитном комитете банка. В рамках выполнения задания команда должна: Ø исследовать потребности в консалтинговых услугах в области менеджмента и маркетинга; Ø изучить рынок консалтинговых услуг; Ø разработать стратегический план создания и функционирования КФ по проблемам менеджмента и маркетинга; Ø разработать бизнес-план на получение кредита, рассчитать и обосновать его размер, предложить гарантии возврата кредита; Ø убедить банк в обоснованности выдачи кредита на конкурентной основе с другими командами, обратившимися в тот же банк; Ø разработать тактический план привлечения преподавателей РЭЛ и специалистов в качестве консультантов; Ø организовать рекламную кампанию по привлечению потребителей консалтинговых услуг. Требования к деятельности игровой команды следующие. 1. Команда действует в реальном информационном и правовом пространстве. 2. Новая КФ должна быть конкурентоспособной по сравнению с действующими консалтинговыми фирмами Москвы по уровню качества и стоимости консультирования, оплаты труда консультантов. 3. Один преподаватель может консультировать несколько команд в рамках семинарских занятий, обеспечивая общее методическое руководство. Он не имеет права предоставлять командам информацию по предметной области и обязан хранить в тайне все идеи и решения каждой команды. Преподаватели не входят в состав кредитной комиссии (кредитного комитета банка). Технология организации игры
Игра включает шесть этапов: 1) формирование и обучение команд в рамках проведения семинарских занятий. Специальный тренинг капитанов команд; 2) исследование потребностей в консалтинговых услугах в области менеджмента и маркетинга; 3) изучение рынка консалтинговых услуг по проблемам менеджмента и маркетинга; 4) анализ разработанных бизнес-планов, допуск команд к состязательной части; 5) полуфинал — конкурс результатов маркетинговых исследований; 6) финал — конкурс бизнес-планов. Формирование команды завершается к моменту подачи предварительной заявки на совет преподавателей до 30 сентября текущего года. Окончательная заявка на участие в игре подается вместе с бизнес-планом не позднее 14 календарных дней до даты полуфинальных состязаний. В исследовательских отчетах и бизнес-плане указывают авторов каждого раздела. На основе анализа предварительных исследований и бизнес-планов совет преподавателей решает вопрос о допуске команды к игре. Разбивка команд на состязательные группы осуществляется путем жеребьевки среди капитанов. Состязательную часть ведут преподаватели-консультанты, готовившие команды к игре. Они обеспечивают соблюдение регламента по сценарию, который получают за месяц долиты соревнования. Спорные вопросы, возникающие на папе подготовки к состязательной части, разрешаются советом преподавателей. Решении этого совета окончательные и обжалованию не подлежат. Судейские комиссии состоят из преподавателей РЭА и других вузов. Председателем судейской комиссии является один из преподавателей, читающих лекции по курсу «Маркетинг» в полуфинале) и по курсу «Менеджмент» (в финале). Сценарий на темы маркетинговых исследований и бизнес-планов предусматривает отдельные соревновании по следующему регламенту: Ø доклад представителя игровой команды (3 мин); Ø вопросы команд-соперников (2 мин); Ø конструктивная взаимная критика (5 мин). Поведение команд в игре ориентировано на активную критику соперников и защиту своих позиций. Выступления должны быть аргументированными, конкретными и проходить под девизом: противник тоже имеет право на существование. Оценка деятельности участников команды определяется отдельно по следующим критериям: Ø глубина маркетингового исследования; Ø качество и уровень проработки бизнес-плана; Ø активность и этика поведения во время игры; Ø слаженность команды; Ø качество выступлений игроков (эмоциональность, аргументированность, информационная обоснованность); Ø управление командой со стороны капитана; Ø умение команды преподнести свои ноу-хау; Ø умение вести полемику (вопросы, ответы, оппонирование). Для определения победителей судьи распределяют команды по каждой теме сценария. Команда-победительница определяется наименьшим суммарным количеством мест, выставленных судьями по всем темам сценария. Деловой вклад каждого члена команды в общий результат оценивается капитаном самостоятельно либо на основе совета с другими членами команды. В любом случае вся полнота ответственности за принятое решение лежит на капитане. Вклад оценивается по балльной системе от 0 до 20 по таким критериям: Ø уровню сложности руководства (количество подчиненных); Ø объему и качеству собранного информационного материала; Ø глубине анализа и обобщения исходных данных; Ø исполнительности участников (выполнение заданий руководства); Ø степени положительного влияния капитана на сплоченность команды. Оценка выставляется после завершения игры. Поощрение победителей
Всем участникам команды победа в полуфинале (при условии активного участия на подготовительном этапе) засчитывается как сдача зачета по курсу «Маркетинг» с положительной оценкой. Всем участникам команды, победившей в финале, при условии активного участия на подготовительном этапе победа засчитывается как сдача экзамена по курсу «Менеджмент». Также поощряются капитаны команд, допущенных до полуфинала. Отдельные участники проигравшей команды, активно проявившие себя в проведении маркетинговых исследований, разработке бизнес-плана и игре (по оценке капитана, преподавателей и судей), получают дифференцированные льготы при сдаче зачета по курсу «Маркетинг» и экзамена по курсу «Менеджмент». Методическое обеспечение деловой игры
В бизнес-план рекомендуется включать следующие разделы: 1) выбор миссии фирмы. Составление дерева целей по трем уровням; 2) описание и анализ внешней среды по факторам: экономическим, конкурентным, социальным, политическим, рыночным, технологическим; 3) описание и анализ КФ (структура, квалификационные требования к консультантам); 4) ресурсы (материальные, человеческие, информационные); 5) технология проведения консультаций; 6) мотивация потребителей консалтинговых услуг; 7) мотивация консультантов при сотрудничестве с КФ; 8) выбор стратегии достижения главной цели; 9) условия предоставления кредита (размер, процентная ставка, срок и гарантии возврата); 10) список литературы; 11) список авторов с указанием написанных разделов. После завершения игры преподаватели не отвечают за конфиденциальность имеющихся в бизнес-планах сведений. Распределение ролей в игре предлагается производить с учетом ответственности: Ø капитана — за создание и руководство командой; Ø помощника капитана — за разработку дерева целей; Ø стратегического отдела — за разработку стратегии воздействия на внешнюю среду по экономическим, конкурентным и социальным факторам; Ø тактического отдела — за разработку тактики воздействия на внутреннюю среду по социальным и ресурсным факторам, обучению и мотивации; Ø экономического отдела — за разработку технико- экономического обоснования получения кредита. График проведения игры «Сократ» приведен в табл. 6.1.
Таблица 6. 1 График проведения игры «Сократ»
Описание ситуации
Два равноценных технических вуза решили открыть платные факультеты по подготовке менеджеров высокого профессионального уровня. Они равноудалены от центра и имеют: Ø достаточное количество учебных аудиторий, требующих ремонта, технического оснащения и эстетического оформления; Ø старые общежития, расположенные рядом с вузом; Ø хорошую репутацию по подготовке инженерно-технических кадров; Ø хорошую инфраструктуру и обслуживающий персонал; Ø опыт подготовки менеджеров для рыночной экономики; Ø высококвалифицированные кадры преподавателей. Оба вуза не имеют никакой репутации по подготовке менеджеров. Вузам требуется финансирование на следующие цели: Ø ремонт учебных помещений; Ø ремонт и переоборудование общежития под гостиницу; Ø техническое оснащение оргтехникой учебных аудиторий; Ø оплату высококвалифицированных преподавателей. Методические рекомендации к игре «Кредит»
Студенты разбиваются на следующие группы: 1)банк — распорядитель кредита — 3 чел., в том числе преподаватель; 2) администрации МЭИ/МАИ в составе: ректор, главный экономист, менеджер по кадрам; 3) преподаватели менеджмента — 6 чел.;: 4) потенциальные слушатели. Цели и задачи игровых групп
Вузы должны: Ø разработать стратегический план создания и функционирования факультетов менеджеров; Ø разработать технико-экономическое обоснование для получения кредита; Ø рассчитать и обосновать размер кредита; Ø убедить банк в обоснованности выдачи кредита, предложить гарантии его возврата; Ø разработать тактический план привлечения преподавателей к работе; Ø разработать схему информационного обеспечения факультета; Ø разработать тактический план привлечения потенциальных слушателей для учебы на открывающемся факультете. Банк должен: Ø провести экспертизу стратегических планов; Ø решить вопрос о выделении кредитов соискателям; Ø оценить результат деятельности вузов на последующих этапах игры. Преподаватели должны: Ø оценить тактический план по привлечению преподавателей; Ø отдать предпочтение одному из вузов. Потенциальные слушатели должны: Ø оценить стратегический план вуза; Ø оценить схему информационного обеспечения факультета; Ø отдать предпочтение одному из вузов. В процессе подготовки к игре группы могут привлекать любых специалистов в качестве консультантов, в том числе студентов. Оценка деятельности конкурирующих групп производится по сумме оценок на основе следующих критериев: Ø размер полученного кредита (за 100% принимается сумма кредита); Ø доля поступивших слушателей (за 100% принимается число потенциальных слушателей). Игра проводится в четыре этапа: 1) разработка стратегического плана организации; 2) разработка тактического плана привлечения преподавателей; 3) разработка схемы информационного обеспечения факультета; 4) оценка эффективности деятельности менеджеров.
Перечень индивидуальных заданий студентам для подготовки к деловой игре
1. Составить перечень необходимых затрат для открытия факультета. 2. Составить бизнес-план для открытия факультета. 3. Составить стратегический план открытия факультета. 4. Провести исследование рынка стоимости обучения менеджеров в Москве. 5. Провести исследование рынка стоимости преподавания менеджмента в Москве. 6. Составить перечень оргтехники (типы и количество) для оснащения учебных аудиторий. 7. Провести анализ рынка кредитов (условия, ставки, сроки) по банкам Москвы. 8. Сравнить японскую и американскую технологию менеджмента персонала. 9. Составить список источников информации для деятельности факультета. 10. Разработать структуру источников информации, регламентирующих деятельность подобных факультетов. 11. Разработать схему получения и сохранения информации для организации. 12. Разработать упрощенную математическую модель экономической деятельности факультета. 13. Разработать перечень конкурентоспособных направлений деятельности факультета. 14. Подготовить график изменения курса доллара за год по неделям. 15. Подготовить график изменения цены любого товара за год по неделям (по данным биржи). 16. Подготовить график изменения минимального уровня заработной платы. 17. Подготовить график изменения прожиточного минимума.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |