Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и сущность конституционного контроля. Органы, осуществляющие конституционный контроль

Читайте также:
  1. I. Понятие о форме организации воспитательного процесса
  2. I. Примерный перечень вопросов рубежного контроля.
  3. II. Понятие агроэкосистемы
  4. NVIDIA CUDA. Понятие GPGPU.
  5. SWOT-анализ, его сущность и роль в деятельности фирмы
  6. T Системный подход. Понятие архитектуры.
  7. V. Понятие легитимного порядка
  8. V2: Сущность процесса обучения. Общие формы организации учебной деятельности
  9. А. Понятие бытия.
  10. Абсентеизм. Понятие и причины.
  11. АВС- анализ: сущность, построение графика
  12. Административно-правовые нормы: понятие и сущность



Общепризнанным является положение о том, что конституция имеет наивысшую юридическую силу. Поэтому любой закон, любой нормативный или судебный акт, если он противоречит конституции, считается юридически ничтожным и не должен применяться.

Институт конституционного надзораэто установленный в большинстве стран мира порядок, когда проводится правовая экспертиза (оценка) соответствия текущего законодательства нормам конституции. Кроме термина «конституционный надзор» применяется термин «конституционный контроль».

«Мэрбэри против Мэдиссона» 1803 года – дело, которое положило начало такому явлению государственно–правовой жизни, как конституционный надзор.

Второй страной, которая стала применять конституционный надзор, по типу американского, была Швейцария (1847 год). В 1853 году такая же система была введена в Аргентине. Самое широкое развитие институт конституционного надзора получил лишь после Второй мировой войны.

Отсутствует конституционный надзор в тех странах, где нет писаных конституций. В современном мире конституционный надзор существует в трех видах:

 

Первый вид – осуществление конституционного надзора судами общей юрисдикции. Такая модель, кроме США, Аргентины и Швейцарии, применяется еще и в других странах – Мексике, Канаде, Дании, Норвегии, Индии, Японии. Эту систему по той стране, где она впервые появилась, называют американской системой конституционного надзора, или децентрализованной системой. По этой системе любой суд при рассмотрении конкретного уголовного или гражданского дела может высказать свое мнение не только по сущности этого дела, но и по конституционности или неконституционности того законодательного акта, на который ссылаются стороны по делу.

Второй вид конституционного надзора – европейская модель (централизованная), при которой создаются специальные судебные органы (суды специальной компетенции). конституционных судов «надзорная» функция является единственной и основной. К странам, которые имеют такие суды, можно отнести такие государства, как ФРГ, Австрия, Италия, Испания и др.

Третий вид конституционного надзора – это надзор, осуществляемый несудебными органами, то есть, специальными органами, которые не называются судами. Классическим примером такого органа является Конституционный совет Франции. По сути дела, специальные судебные органы мало отличаются от несудебных органов конституционного надзора. Но специальные судебные органы соблюдают судебную процедуру: дело слушается, как правило, в открытом судебном заседании, ведется по правилам судебной процедуры, заседание ведет председательствующий, заслушиваются свидетели, ведется протокол, допускается публика и т.д. А несудебные органы конституционного надзора такие процедуры могут и не соблюдать. Их главная задача – произвести экспертизу законодательства, а как они ее проводят – дело данного органа. Несудебные органы рассматривают свои дела в упрощенном порядке.



 

Различают три вида процедур формирования органов конституционного надзора: парламентский, внепарламентский и смешанный.

Парламентская процедура сводится к тому, что весь состав органа конституционного надзора формируется парламентом. В данном случае классическим примером является формирование конституционного суда ФРГ. Федеральный конституционный суд состоит из 16 членов, половина из них – 8 человек – избираются Бундестагом, а вторая половина – верхней палатой Бундесратом. Для избрания каждому из кандидатов надо набрать 2/3 голосов депутатов той или иной палаты.

Смешанная процедура формирования органа конституционного надзора предполагает, что в данном формировании участвуют не один орган государственной власти, а два или три. Имеется в виду, что в назначении одного человека принимают участие 2 или 3 органа. Например, во Франции 9 судей Конституционного совета. Президент республики, председатель Национального собрания и председатель Сената назначают по три члена Совета сроком на 9 лет. То есть каждый из представителей разных ветвей власти назначает 1/3 конституционного совета. Похожие процедуры применяются в Италии и Австрии.

Существует еще внепарламентский способ формирования органа конституционного надзора. Например, в Японии, 15 членов суда назначаются кабинетом министров, а председатель суда назначается императором, правда, по представлению кабинета Министров.

Объектами конституционного надзора могут быть обычные законы, конституционные законы, органические законы и даже парламентские уставы и регламенты. В таком порядке могут оцениваться международные договоры, нормативные акты правительства и других органов исполнительной власти, акты глав государств тех стран, где они имеют право издавать нормативные акты и т.д.

Инициаторами конституционного надзора могут быть физические и юридические лица, и, в первую очередь, – органы государства, наделенные правом обращения в органы конституционного надзора. Круг этих субъектов конституционного надзора устанавливается либо конституциями, либо специальными законами о конституционных или обычных судах. Считается нормальным, если круг таких субъектов достаточно широк, и с обращениями в органы конституционного надзора могут выступать, кроме главы государства, правительства, группы депутатов, парламентских комиссий, и судебные органы, а в некоторых случаях – граждане.

Есть специальный термин, обозначающий эти последствия – нуллификация. Обычно нуллифицированный закон остается в сборнике законов, но там делается пометка, что по решению такого–то суда он не действует с такого–то срока. В абсолютном большинстве случаев практически во всех странах решение органа конституционного надзора является окончательным, не пересматривается и не обжалуется. Пересмотреть такое решение может лишь только сам орган конституционного надзора

Помимо оценки конституционости или неконституционности актов нормативного или ненормативного характера, органы конституционного надзора выполняют и другие функции, которые иногда не связаны с собственно конституционным надзором за текущим законодательством. Например, конституционный совет Франции наблюдает за правильностью проведения референдумов и выборов и объявляет их результаты. В Италии и Испании конституционные суды вправе рассматривать конфликты по вопросам компетенции между центральными и областными органами. В некоторых странах органы конституционного надзора могут оценивать с точки зрения соответствия не только законы, но и деятельность общественных организаций и политических партий. Например, конституционный суд ФРГ несколько раз признавал антиконституционными деятельность некоторых политических партий.

Очень важно отметить, что в некоторых странах (Франции и Ирландии) конституционные надзоры являются предварительными. То есть соответствующие органы, суды или конституционные советы, дают свои заключения о соответствии конституции до вступления их в силу, а иногда даже – до процедуры голосования в парламенте.

Гораздо чаще осуществляется, так называемый, последующий конституционный надзор. Он применяется в странах, где этим занимаются суды общей компетенции – США, Швейцария. Органы конституционного надзора рассматривают спор о конституционности законов после вступления этих законов в силу.

В некоторых странах применяют обе формы конституционного контроля – и предварительный, и последующий. Это зависит от важности закона. Если законы повышенной важности (органические законы), то они подвергаются процедуре предварительного закона. А если менее важные законы, то может быть и последующий надзор. К таким странам относится Ирландия, Никарагуа, Панама и некоторые другие.

В федеративных государствах органы конституционного надзора рассматривают конфликты между субъектами федерации (штатами, провинциями, кантонами и т.д.).

В некоторых странах (Швейцарии) законодательные акты федеративного значения не подлежат контролю на конституционность. Единых правил на осуществление конституционного надзора не существует, но единые принципы есть. Главный принцип конституционного надзора – проверка соответствия закона конституции.

21. Конституционно-правовые отношения – сущность, объекты, субъекты, отграничение от других правовых отношений.

 

Как известно, общественные отношения, урегулированные нормами права, называются правовыми отношениями. Правоотношения делятся по отраслям права.

Сущность КП-отношений: это та часть общественно-политических отношений, которые возникают, изменяются, прекращаются в результате действия норм КП.Предметом правового регулирования КП являются определенные группы общественных отношений, главной характерной чертой которых является то, что они представляют собой общественные отношения в сфере реализации государственной власти. Государственная власть реализует свои функции в самых разных сферах: направляет экономическую жизнь страны, регулирует внешнюю политику, как правило, выполняет важные социальные задачи, осуществляет охрану общественного порядка и т.д. К числу форм осуществления государственной власти, которые безусловно являются сферой конституционно-правовой, относятсянаиболее известные институты КП: законодательная деятельность, осуществление правительственной власти, образование и регулирование деятельности иных государственных органов (органов местного самоуправления, например), регулирование деятельности органов правосудия, образование органов власти путем выборов, форм непосредственной демократии – плебисцитов и референдумов. Это такая сфера, которая не относится ни к одной другой отрасли права, а целиком поглащается КП. Это прежде всего сфера политической жизни, урегулированная нормами права.

Элементы КП -отношений: субъекты, объекты, юридические факты.

Субъекты КП – это лица, либо органы, либо общественные формирования, между которыми возникают КП-отношения. Главная особенность – практически всегда одним из субъектов выступает государство, поэтому КП часто иначе называют «государственное право».

Классификация субъектов КП:

1. государство и его органы (парламен, глава государства, правительсьтво, парлоаментские комиссии)

2. народ, нация, избирательный корпус (и как синонимы, и как различные определения)

3. политические партии; общественные объединения (на западе – «союзы и ассоциации»)

4. субъекты федерации и автономии (автономии – Андалусия, Галисия и Каталония в Испании)

5. местные органы (например, муниципалитеты) - когда косвенно избирают верхнюю палату парламента

6. суды (в качестве органов конституционного надзора)

7. физические лица (граждане, иностранные граждане и лица без гражданства)

8. религиозные конфессии (далеко не во всех странах, но хороший пример – Иран, где есть духовный лидер «имама» или «факих» Хомини, который занимает более высокое положение по отношению к президенту Ахмадинежату)

*** Характеристики субъектов: правоспособность и дееспособность / полномочия и компетенция

 

Под объектом КП-отношеий понимают то, по поводучего возникают эти отношения. Или то, на что что направлены конкретное лицо и соответствующая ему обязанность с целью удовлетворения стремлений, притязаний, потребностей какого-либо конкретного лица либо органа.

Объекты КП-отношений чаще всего делятся на три группы:

1. материальные (имущественные)

2. нематериальные (неимущественные)

3. действия.

 

Вопрос об объектах КП весьма сложен. В некоторых случаях даже видные теоретики называют их условно или ссылаются на то, что их можно определить с достаточной степенью условности, т.е. объекты КП зачастую неосязаемы, не поддаются дефиниции, но в то же время они весьма реальны, потому что из-за них случаются различные споры, конфликты, войны, споры.

Конституционные отношения не возникают сами по себе, а в результате так называемых юридических фактов.Они делятся на две группы: события и деяния (действие, бездействие)





Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.92.158.65
Генерация страницы за: 0.006 сек.