Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституция Польши 1997 г




Никакие жалобы на решения Конституционного суда не допускаются.


 

Конституция была принята Национальным собранием 2 апреля 1997 г., и вступила в силу 17 октября того же года.

Помимо преамбулы, Конституция состоит из 243 статей, объединенных в 13 разделах.

Форму правления в Польше по ныне действующей Конституции можно охарактеризовать как смешанную, или полупрезидентскую, республику: Правительство ответственно перед Сеймом и нуждается в его доверии, но Президент избирается гражданами и имеет тем самым независимый от парламента мандат. Однако объем полномочий Президента сокращен, и практически законодательная и исполнительная власть функционирует по парламентарному типу.

Основные принципы территориального устройства Республики содержатся в разд. I Конституции (ст. 15, 16), а подробнее оно урегулировано ее разд. VII. Согласно Конституции, территориальное устройство призвано обеспечить децентрализацию публичной власти. Жители каждой единицы основного территориального деления - общины (гмины), а также иной установленной законом единицы образуют в силу права самоуправляющееся сообщество. Конституция гарантирует права единиц территориального самоуправления.

Раздел I Конституции "Республика" содержит основные принципы организации государства и общества и их взаимоотношений. Здесь следует прежде отметить характеристику Республики Польша как общего блага всех граждан, как демократического правового государства, осуществляющего принципы социальной справедливости, как единого государства. Конституция определена как верховное право Республики, и конституционные предписания, подлежат непосредственному применению. Устройство Республики основано на разделении и равновесии законодательной, исполнительной и судебной властей. Установлены официальный язык, символы государства и его столица.

Провозглашена свобода создания и деятельности институтов гражданского общества - политических партий, иных добровольных объединений и фондов, средств массовой информации. Республика охраняет брак, семью, материнство и родительство, причем брак характеризуется в Конституции как союз именно женщины и мужчины. В Конституции принципиально урегулированы отношения между государством и церквами или иными вероисповедными союзами на основе равноправия и автономии последних и т.д.

В качестве основы экономического устройства Республики Конституция определяет социальное рыночное хозяйство, опирающееся на свободу хозяйственной деятельности, частную собственность, а также солидарность, диалог и сотрудничество социальных партнеров. В основе аграрного устройства лежит семейное хозяйство. Труд охраняется государством.

Разд. II Конституции (57 статей), регулирующий свободы, права и обязанности человека и гражданина. Он включает шесть подразделов: общие принципы, личные свободы и права, политические свободы и права, экономические, социальные и культурные свободы и права, средства охраны свобод и прав, обязанности.

В этом разделе хотелось бы отметить прежде всего положение ч. 2 ст. 31, согласно которому никого нельзя принуждать делать то, к чему право его не обязывает. Обратить особое внимание стоит и на формулировку с т. 38: "Республика Польша обеспечивает каждому человеку правовую охрану жизни".

Разделы IV-VI, VIII и IX Конституции регулируют систему государственных органов Республики.

Состоящий из 31 статьи раздел об органах законодательной власти именуется "Сейм и Сенат" (IV). Конституция предусматривает, что обе палаты в установленных случаях действуют как Национальное собрание. Этот раздел включает следующие подразделы: выборы и срок полномочий, депутаты и сенаторы, организация и деятельность, референдум. Сенат - по-прежнему слабая верхняя палата, хотя и избирается прямыми выборами.

Согласно Конституции (разд. V), Президент Республики Польш а - верховный ее представитель и гарант непрерывности государственной власти, а также верховный главнокомандующий Вооруженными Силами. При нем действует в качестве совещательного органа Совет Национальной Безопасности, а вспомогательным органом является Канцелярия, формируемая самим Президентом. По вопросам особой важности Президент может созвать Совет Кабинета, т.е. Совет Министров, заседающий под председательством Президента, однако Совету Кабинета компетенция Совета Министров не принадлежит. (C 6 августа 2010 года президент — Бронислав Коморовский)

Официальные акты Президента для своей действительности требуют подписи Председателя Совета Министров, который тем самым принимает на себя ответственность за них перед Сеймом. Не нуждаются в контрасигнатуре такие акты, как назначение парламентских выборов, созыв первых заседаний палат, роспуск Сейма, законодательная инициатива, назначение общепольского референдума, подписание закона или отказ в нем, опубликование закона или международного договора, послания к парламенту или палатам и другие акты.

На Совет Министров Конституция (разд. VI) возлагает проведение внутренней и внешней политики государства, предусматривая в этих вопросах презумпцию его компетенции. Он руководит правительственной администрацией, а его Председатель является начальником корпуса гражданской службы.

Президент назначает Председателя Совета Министров и по его представлению остальных членов Правительства.

Суды и трибуналы характеризуются в разд. VIII Конституции как власть, обособленная и независимая от других властей. Этот раздел состоит из подразделов: суды, Конституционный Трибунал, Государственный Трибунал. В первом из этих подразделов, наряду с прочим, определены основы статуса таких органов, как Верховный Суд, Высший Административный Суд (впервые поднят на конституционный уровень), а также Всепольский Судебный Совет.

Наконец, в разд. IX, озаглавленном "Органы государственного контроля и охраны права", урегулированы основы статуса Верховной Палаты Контроля, Уполномоченного по Гражданским Правам и Всепольского Совета Радиовещания и Телевидения, которым посвящены соответствующие подразделы. Превращение статуса последнего из указанных органов в конституционный институт - примечательная особенность, которую новая польская Конституция восприняла от предшествующей Конституции.

Особенности Конституции:

Структура Конституцииимеет специфические особенности. Она открывается преамбулой, в которой, отмечается, что Третья республика продолжает наилучшие традиции Первой и Второй республик и памятует "о горьком опыте времен, когда основные свободы и права человека были в нашей Отчизне попраны". Конституция в преамбуле определяется "как основные законы для государства, опирающиеся на уважение свободы и справедливости, взаимодействие властей, общественный диалог, а также на принцип дополнительности, укрепляющий правомочия граждан и их сообществ". Принцип дополнительности (субсидиарности), означает, что применительно к экономическим и социальным проблемам общество имеет приоритет перед государством, которое призвано оказывать помощь там, где местные сообщества не способны решать проблемы самостоятельно.

Особенностью структуры Конституции является разд. III "Источники права ", который, как и II, посвященный свободам, правам и обязанностям человека и гражданина, напоминает изложение в форме конституционных статей учебника конституционного права. Надо признать, однако, что четкое определение в данном разделе иерархии нормативных актов и процедур введения их в действие должны способствовать упорядочению нормотворчества различных органов власти.

В Конституцию включен разд. Х "Публичные финансы", состоящий из 12 статей и регулирующий основы статуса Польского Национального Банка.

Еще одна особенность структуры Конституции - специальный разд. XI, устанавливающий три вида чрезвычайного положения - военное положение, исключительное положение и положение стихийного бедствия (последнее представляет собой конституционную новеллу).

Положительную особенность Конституции можно усмотреть и в том, что последний разд. XIII, содержащий переходные и заключительные предписания, довольно подробен и позволяет обеспечить плавный переход от предыдущего конституционного регулирования к новому, хотя некоторые сроки и представляются излишне большими.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 4365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.