Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация контроля реализации управленческого решения




Цель контроля - обеспечение единства решения и исполнения, предупреждение возможных ошибок и недоработок, своевременное выявление отклонений от заданной программы, поставленных задач и установленных сроках.

Задачи контроля:

1. Выявление фактического состояния дел по выполнению принятого решения.

2. Указание ориентиров, т.е. тех проблем, которые в данный момент заслуживают наибольшего внимания;

3. Выявление и вовлечение в работу всех неиспользованных резервов, и в первую очередь человеческого фактора;

4. Уточнение самого решения, если обстановка изменилась.

5. Авторский надзор т.е. автор не только проявляет внимание к воплощению замысла, но и критически оценивает упущения, обсуждает с заинтересованными лицами сомнения.

6. Соблюдение и защита существующих норм права.

Этапы процесса контроля.

1) установление стандартов. Стандарты - это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается изменению. Эти цели явным образом вырастают из процесса планирования. Все стандарты, используемые для контроля, обязаны быть выбраны из бессчетных целей и стратегий организации. Цели, которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля, различают две совсем принципиальные особенности.

Контроль трудно осуществлять, если цели не являются конкретными. В этом случае возникает опасность несогласия относительно того, является ли деятельность работника результативной: работник будет убежден, что выполнил все, что от него требуется, тогда как руководитель будет придерживаться иного мнения. Чтобы избежать этого, необходимо как можно более четко определять цели и делать это таким образом, чтобы было легко установить, выполнены ли задания;

2) сопоставление достигнутого за некоторый период с тем, что было запланировано. Если цели хорошо определены, то всегда можно сказать, в какой степени они были достигнуты. Кроме того, это дает возможность судить о том, можно ли считать работу выполненной. Хорошо сформулированные цели помогают определить, что еще необходимо сделать;

3) указание на способы исправления ошибок. Если план не выполнен, необходимо определить, что еще следует сделать. Иногда на этом этапе приходится пересмотреть стандарт, поскольку требования не всегда бывают реалистичными.

Управленческие решения и ответственность руководителя за их реализацию.

Ответственность за результаты принятия и исполнения (или неисполнения) управленческого решения - важный фактор для управляющего. Поэтому в процессе разработки решения необходимо оценивать возможную меру ответственности в случае принятия каждой из альтернатив. Ответственность управляющего возникает тогда, когда исполнение или неисполнение принятого управленческого решения привело организацию к убыткам или ущербу элементам внешней среды.

Ответственность юридическая может иметь место в пределах срока исковой давности. "Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Общий срок исковой давности устанавливается в три года". Поэтому прогноз последствий управленческого решения, а следовательно и ответственности, должен осуществляться:

* для юридической формы ответственности - на срок не более срока исковой давности;

* для других форм собственности - на срок, определяемый из соображений возможности нанесения существенного ущерба экологической обстановке, здоровью, социальным отношениям и т.п. Для этого должны проводиться специальные оценки.

Ответственность управляющего может быть внутрифирменной (перед учредителями, вышестоящими управляющими, персоналом) или внешней (перед органами власти, общественностью).

Внутрифирменная ответственность может быть административной (выговор, перевод на другую работу и т.п.) и экономической (для обеспечения возможности возникновения такой ответственности, в частности, вводят специальные системы оплаты труда - оклад + % прибыли, - что, впрочем, относится также к мотивации).

Внешняя ответственность может быть трех видов: юридическая, социальная, моральная. Юридическая ответственность может иметь уголовный и гражданский характер.

Условиями возникновения обязательств из причиненного вреда являются:

* противоправное действие (бездействие);

* наличие вреда;

* причинная связь между противоправным действием (бездействием) и вредом;

* вина причинителя вреда.

С практической точки зрения весьма важным является разграничение деликтовой и договорной ответственности, ибо одно и то же действие может представлять собой как деликт, так и нарушение договорных обязательств. Имущественная ответственность управляющего связана с организационно-правовой формой предприятия и устанавливается Гражданским кодексом РФ. Возмещению подлежат как имущественный, так и моральный вред.

Моральная ответственность управления состоит в следовании нормам человеческих отношений. Большое влияние на это оказы Влияние масштаба (нормы) управляемости на предприятии на процесс разработки и реализации решения.

В настоящее время для определения масштаба управляемости широко используется ситуационный подход, в основе которого лежит анализ факторов, влияющих на определение масштаба управляемости. К учитываемым факторам относятся факторы, связанные с выполняемой работой:

* схожесть работ;

* территориальная удаленность работ;

* сложность работ.

Другая группа факторов связана с теми, кем руководит и кто руководит:

* уровень подготовки подчиненных;

* уровень профессионализма руководителя.

Самая многочисленная группа факторов имеет отношение к самому руководству и организации:

* степень ясности в делегировании прав и ответственности;

* степень четкости в постановке целей;

* степень стабильности (частота изменений) в организации;

* степень объективности в измерении результатов работы;

* техника коммуникации;

* иерархический уровень организации;

* уровень потребности в личных контактах с подчиненными.

В зависимости от состояния указанных переменных определяется оптимальный для конкретной ситуации масштаб управляемости. Многими специалистами рекомендуются некие усредненные величины, которые могут быть приняты в качестве ориентира при определении масштаба (нормы) управляемости.

Большая разница в масштабах управляемости для уровня директоров (высшее звено) и уровня бригадира (нижнее звено) объясняется не тем, что бригадир способнее директора для контроля за деятельностью подчиненных, а тем, что отношения координации на уровне директора и его подчиненных (обычно это его заместители и прямо выходящие на него начальники цехов или отделов) и отношения координации на уровне бригадира и рабочих очень сильно различаются как по содержанию реализуемых прав, так и по характеру информационного обмена. Если бригадиру нужно, как минимум, знать о рабочем, как он выглядит в лицо, как его зовут и что он может делать, то для директора этих знаний о своем заместителе вряд ли будет достаточно для построения с ним эффективного взаимодействия.

Поэтому при движении от нижних этажей организационной иерархии к верхним количественно значение оптимального масштаба управляемости становится меньше, подтверждая тем самым факт того, что, с точки зрения прав и обмениваемой информации, удельный вес одной пары отношений возрастает. Существует ряд методик более точного определения масштаба управляемости применительно к конкретной организации. В основе их лежит измерение (по пяти- или семибалльной шкале) ряда организационных переменных. Например, могут быть использованы такие переменные фактора выполняемой работы, как схожесть работ, территориальная разобщенность, сложность работ, потребность в руководстве и контроле, потребность работ в координации, уровень планирования работ. Имеются методики, включающие также переменные, относящиеся к участникам взаимодействия и к характеру принимаемых решений.

Еще один аргумент в пользу снижения масштаба управляемости выдвинул в шестидесятых годах американский психолог Миллер в статье "Магическое число 7 2, или предел восприятия человеком". В этой статье он на основе экспериментов сделал вывод о том, что число 5 является нижней, почти "безошибочной" границей восприятия информации человеком, 9 - 10 - верхняя, почти обязательно"

вают культурные, религиозные и другие особенности внутренней и внешней среды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.