КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Двоевластие
Государственное управление России в результате Февральской буржуазно-демократической революции (февраль-октябрь 1917г.) После Февральской революции в России установилось двоевластие – своеобразное переплетение диктатуры буржуазии и революционно-демократической диктатуры рабочих и крестьян. В организации верховной власти выявились две линии. Первая – линия буржуазии стремившаяся сконцентрировать законодательную и исполнительную власть в руках Временного правительства, не допустить созыва Учредительного собрания или парламента, политический состав которых трудно было предвидеть. Другая линия - это линия трудящихся масс, которые хотели бы закрепить демократические завоевания революции путем созыва Учредительного собрания. В первые дни Февральской революции большевики предложили свой план по организации и деятельности верховных органов власти. 27 февраля 1918г. большевики Петрограда опубликовали Манифест РСДРП "Ко всем гражданам России", в котором содержался призыв создать временное революционное правительство для разработки законов, защищающих права граждан, для конфискации частных земель помещиков, монастырей, царской семьи, введения 8-часового рабочего дня и всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, а также выработке мер по решению продовольственной программы и прекращения войны. Однако меньшевики и65 эсеры в Петроградском Совете отклонили предложение большевиков. Они считали революцию буржуазной и отдавали приоритет в политической жизни и государственном строе буржуазии. 2 марта 1917 г. император Николай II отрекся от престола в пользу своего брата великого князя Михаила Александровича. 3 марта Михаил также отказался от вступления на престол. В первые часы революции на роль правительственной власти претендовал буржуазный Временный комитет Государственной Думы, который 3 дня выполнял правительственные функции. Но революция лишила власти этот орган. По соглашению между буржуазными лидерами Временного комитета с эсеро- меньшевистским руководством Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов было образовано Временное правительство. Формально оно ни перед кем не было ответственно, но фактически ему приходилось действовать под контролем Временного комитета Государственной Думы, совместно с которым оно до мая 1917г. проводило совещания. Петроградский Совет следил за их исполнением. В их число входили следующие требования: проведение полной и немедленной амнистии по политическим, аграрным и религиозным делам; осуществление свободы слова, собраний и печати; принятие немедленных мер по созыву Учредительного собрания на основе демократических выборов; замены полиции народной милицией с выборным начальником; демократических выборов органов самоуправления; отмены всех сословных, религиозных и общенациональных организаций. Эсеро-меньшевистские лидеры Петроградского Совета хотели видеть Россию республикой, а кадеты – конституционной монархией. Однако в условиях революции кадеты на своем съезде в марте 1917г. согласились с провозглашением России республикой. Сложилось своеобразное положение, когда в стране функционировали 2 правительства. На исполнительную власть претендовали областные, губернские, городские, уездные, волостные Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Подконтрольное Временному комитету Государственной Думы Временное правительство, его уездные и губернские комиссары, городские думы и управы, а также местный правительственный аппарат составляли другую систему органов. Эти две альтернативные системы могли сосуществовать, т.к. представляли интересы противоположных социальных слоев общества. В более приоритетном, т.е. привилегированном положении оказалась та система, которую возглавляло Временное правительство, потому что у него были опытные кадры, знавшие науку и практику управления, были связи, знания, поддержка зарубежных политических сил и отечественного капитала, были средства. Поэтому политическая власть оказалась в руках Временного правительства, в ведении которого был весь старый аппарат управления. Двоевластие порождало политические кризисы, поскольку февральскую революцию осуществили рабочие и солдаты, они же сформировали Советы, а в правительстве были буржуазные противники революции. В марте 1917 г. демократический этап революции завершился, и она стала перерастать в социалистическую. В конце марта – начале апреля 1917 г. на Всероссийском совещании Советов отмечалось, что Советы во многом выполняют функции государственного экономического управления, что в старых Советах господствуют контрреволюционные элементы, и революционные массы должны консолидироваться вокруг Советов, а не местных органов Временного правительства. 66 Большой вклад в решение проблемы организации верховных органов власти внесла Апрельская конференция большевиков 1917 г., требовавшая усиления роли Советов в государственной и экономической жизни, передачи им власти на всех уровнях управления страной без свержения Временного правительства, имевшего в то время влияние в массах. Созыв в мае 1917г. съезда крестьянских представителей, а в июне – съезда Советов рабочих и солдатских депутатов потребовал придания самому съезду полномочий правительственного органа. На I Всероссийском съезде Советов в июне 1917 г. меньшевики и эсеры потребовали, чтобы министры несли ответственность перед рабочим съездом Советов. Но большевики стали требовать передачи власти советам. Это исключило бы участие в правительстве кадетов. Эсеро-меньшевистское большинство съезда отклонило предложения большевиков, хотя в тот период его можно было реализовать и обеспечить мирный переход власти к Советам. Решение, принятое 5 июля на совместном заседании бюро ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и исполкома Всероссийского совета крестьянских депутатов об ответственности перед Советами всего правительства в целом, стало одной из причин выхода из правительства кадетов и правительственного кризиса. Таким образом, в конце марта и начале апреля 1917 г. большевики предлагали, чтобы Всероссийское совещание Советов образовало верховный орган власти, а уже в июне в свете решений Апрельской конференции большевиков ставился вопрос о придании самому съезду Советов полномочий высшего органа власти. Помешали этому эсеро-меньшевистские лидеры, хотя многим рядовым членам этих партий импонировало такое предложение. 3 марта Временное правительство объявило о стремлении продолжать войну. Оно не решило аграрный вопрос, но потребовало от крестьян воздержаться от самовольного разделения земли, разрешило посылать войска на подавление крестьянских волнений. Не рассматривался национальный вопрос, хотя в ряде мест настаивали на создании национально-территориальных автономий. Лишь из 5 губерний была образована административная автономия. Был распущен финский сейм, требовавший автономии, в промышленности не был введен 8-часовой рабочий день. Правительство долго оставляло неизменной форму правления – монархию. Россия до 1 сентября 1917 г. официально оставалась монархией. Устранение царя не являлось официальным актом ликвидации института монархии. Никаких постановлений верховных органов об упразднении монархии в России не было. Государственное устройство, несмотря на некоторые изменения в аппарате, в основном оставалось прежним. В июле 1917 г. двоевластие закончилось. Прекращение двоевластия было временной победой буржуазии потому, что важнейшие проблемы, волновавшие массы, оставались нерешенными. § 2. Создание буржуазного государства Буржуазная государственность возникла на основе царской. Создание буржуазного государства означало: 1. Приспособление царского аппарата к новым условиям; 2. Создание буржуазией новых органов; 3. Разрушение революционными массами наиболее ненавистных органов старого аппарата, т. е. смещение губернаторов, разгон полиции, изменение состава органов самоуправления. Рассмотрим высшие и центральные органы, сложившиеся после Февральской революции. Важнейшее место в системе органов государственной власти занимало Временное правительство. Главной движущей силой Февральской революции в России67 была не буржуазия, рабочий класс, который в союзе с крестьянством начал процесс демократизации снизу. Временное правительство никто не избирал. Оно возникло не по инициативе народных масс. В отличие от беспартийного царского правительства Временное правительство формировалось из представителей различных партий. Эсеро-меньшевисткое правительство мощно поддерживалось российской буржуазией, что усиливало его изоляцию от трудящихся масс. Оно постепенно освобождалось от опеки Временного комитета Государственной Думы и усиливало натиск на Советы. К концу лета 1917 г. Временное правительство лавировало между двумя борющимися классами, но отстаивало интересы капитала. Местные буржуазные партии Временному правительству не подчинялись. Правительственные кризисы в июле и августе способствовали усилению личной власти Керенского. После корниловского мятежа в конце августа 1917 г. и очередного правительственного кризиса была создана внепартийная директория, или "Совет пяти" во главе с Керенским, просуществовавшая с 1 по 24 сентября. Директория пыталась укрепить буржуазный режим, противостоять требованиям ЦК РСДРП(б) от 31 августа о передаче власти Советам. Только 24 сентября Керенский сформировал правительство с участием кадетов. Однако политический кризис обострялся, страна уходила из-под контроля правительства. Временное правительство оказалось неспособно управлять страной ни при кадетах, ни при меньшевиках и эсерах. Причина этого – контрреволюционный курс правительства в стране, где углублялась революция. При правительстве действовали различные вспомогательные и отраслевые органы, в которых определялся политический курс или разрабатывались законопроекты. Часть таких органов сохранилось от старой власти, другие были созданы после Февральской революции. Продолжали функционировать Правительствующий Сенат – высший судебный орган страны, министерства иностранных и внутренних дел, военное, морское, торговли и промышленности, финансов, юстиции, путей сообщения, земледелия, народного просвещения, государственного контроля, а также созданные в годы I мировой войны Особые совещания по топливу, обороне, по перевозкам, по продовольствию, по устройству беженцев. С целью разрешения продовольственной проблемы создавались министерства труда, продовольствия, почт и телеграфов, вероисповедания, общественного призрения. Правительство усиливало государственное вмешательство в частную экономику. Это проявлялось в установлении монополии государства над особо важными отраслями промышленности, в гос. инвестициях и в частную промышленность. Усиление государственного вмешательства в частную экономику объяснялось сравнительно высоким уровнем развития государственного капитализма и относительной слабостью русской буржуазии. Для регулирования экономики были созданы Главный экономический комитет и Экономический Совет. Для решения аграрных проблем были созданы Главный, губернские, уездные и волостные земельные комитеты для подготовки аграрного законодательства. В политике лавирования Временного правительства важную роль играло Особое совещание по подготовке Положения о выборах в Учредительное собрание. При подготовке законопроектов, составления заключений по юридическим вопросам в марте 1917 г. было образовано Юридическое совещание при правительстве. В Юридическое совещание вошли крупнейшие юристы России. Однако в большинстве своем они являлись членами кадетской партии, что обусловило классовый характер деятельности этого органа. 68 Юридическое совещание исходило из того, что Россия – страна буржуазная. С этих позиций решались вопросы верховного и местного управления, автономии, социального законодательства. Выражая интересы буржуазии, Юридическое совещание вынуждено было считаться и с революционной обстановкой в стране. Так, Юридическое совещание рекомендовало демократические выборы, в которых участвовали бы и военнослужащие, предложило признать утратившим силу Основные государственные законы империи. Юридическое совещание рассмотрело вопрос о Временном Совете республики (так был назван парламент), решительно возразив против его контрольных функций в отношении правительства, чтобы укрепить власть буржуазии. Резко отрицательную реакцию в Юридическом совещании вызвали вопросы национальной автономии. Попытки создать национальные самоуправления для бурят, киргизов и калмыков были отвергнуты. Однако Юридическое совещание было вынуждено считаться с политической обстановкой. 27 июля Юридическое совещание рекомендовало предоставить женщинам право занимать государственные должности, а 25 июля для снижения накала крестьянского движения им было одобрено создание примирительных комиссий для разрешения земельных конфликтов. В качестве высших представительных органов буржуазией использовались также частные Совещания Государственной Думы. В них обсуждались все важнейшие вопросы, кандидатуры министров, губернских комиссаров, прорабатывались политические решения Временного правительства с точки зрения интересов буржуазии и дворянства. Их мнение формально не было обязательным для правительства, но все прислушивались к нему. Несмотря на прекращение двоевластия, престиж правительства продолжал падать. Правительство предложило созвать в августе 1917 г. Государственное совещание, которое стало бы эквивалентом Учредительного собрания или парламента. За создание парламента и укрепление буржуазного строя взялись меньшевики и эсеры. Государственное совещание не справилось со своей задачей, зато подготовило почву для мятежа Корнилова. Мятеж был сорван большевиками и Советами при активной поддержке масс. Взамен Государственного совещания было созвано Демократическое совещание для демонстрации единства народа с правительством и создания сильной власти. Демократическое совещание было созвано в противовес большевикам, стремившимся передать всю власть Советам. Состав Демократического совещания был мелкобуржуазным. В конце своей работы 22 сентября Демократическое совещание утвердило Всероссийский демократический совет, перед которым должно было отвечать Временное правительство. Решение демократического совещания не было революционным, а на очереди у большевиков уже стояла задача вооруженного восстания против правительства. Демократическое совещание на деле стало совещательным органом при правительстве. Большевики отказались участвовать в работе этого органа. Таким образом, буржуазия не сумела завершить строительство центральных государственных органов власти – не было парламента и традиционного разделения властей, не было сильного механизма исполнительной власти. Буржуазию подавляло революционное движение, она держалась на поверхности потому, что на ее стороне был иностранный капитал, верхи армии и чиновничества, буржуазия в земствах, городских управах, военно-промышленных комитетах. Главную причину своеобразия государственного аппарата в 1917 г. следует видеть в усилении революционного движения народа под руководством большевиков. Примером тому является вынужденный слом ряда государственных организаций под давлением революционных масс. 69 Так, в октябре 1917 г. была распущена не работавшая Государственная Дума в марте - апреле 1917 г. аннулированы должности товарища(заместителя) министров, градоначальники, их помощники и т.д. Департамент полиции был преобразован в Главное управление по делам милиции. Были упразднены военно-полевые суды, Верховный уголовный и высший дисциплинарный суды. Упразднение ряда звеньев царского аппарата, вызывавшие недовольство масс, широко афишировалось правительством, как демократическая мера. Но буржуазия старалась не допустить создания, как говорилось, "самочинных" организаций - прежде всего Советов рабочих и крестьянских депутатов. Местный аппарат Временное правительство добилось заметных успехов в реорганизации местного самоуправления. Были разработаны Особым совещанием по подготовке реформ местного управления и самоуправления проекты законов о введении земств в неземских губерниях Севера, Средней Азии, Сибири. Самоуправления должны были стать важным элементом политической системы буржуазной России. Местное управление осуществляли правительственные комиссары и государственный аппарат. После Февральской революции земства и городские думы стали создавать по всей стране комитеты общественной безопасности. Характерно, что в эти комитеты вошли представители рабочих Советов. Для того, чтобы поставить их под контроль, были созданы губернские исполкомы, провозгласившие себя органами местного управления. В казачьих районах страны ставка была сделана на реакционную казачью администрацию, не финансировались те земства, которые были слишком демократическими и рабоче-крестьянскими. Реорганизация местных органов проходила под давлением революционных масс при сдерживающем влиянии правящей верхушки. Был принят закон о волостных земствах. Земства были введены в ряде российских губерний. Но основу правительственного аппарата на местах составили кадры чиновников, унаследованные от царизма. Чиновничество было противопоставлено народу и подчинено буржуазным верхам. Для контроля за деятельностью государственных органов и органов самоуправления правительство ввело в уездах и губерниях должность комиссаров с правами бывших губернаторов. Как правило, это были октябристы и кадеты из числа предводителей дворянства или представителей земских управ. Местное самоуправление в России после Февральской революции строилось следующим образом: правительственный аппарат занимался общественными вопросами (связь, транспорт, финансы, продовольственное дело), а органы самоуправления – земельными, продовольственными и другим проблемами. Причем органы самоуправления не подчинялись администрации, что и послужило причиной развала управления. В развитии государственного управления в России 1917 г. наметился ряд тенденций. Первая – децентрализация бюрократической России, что облегчало местной буржуазии овладение экономикой своих регионов, расширяло возможности в выборе средств борьбы с революцией на местах. Ведь в руках буржуазии находились суд и милиция. Кроме того, слабое Временное правительство не справлялось с управлением огромной страны, были созданы административные автономии в Туркестане и Закавказье. Децентрализации способствовало нарушение межрегиональных хозяйственных связей в стране в результате разрухи. Другой тенденцией развития буржуазной государственности в России было демократизация местного управления, хотя она встречала яростное сопротивление правящих кругов. Демократизация способствовала углублению революции и поэтому была неприемлема для буржуазных верхов. 70 В области государственного управления эти тенденции проявлялись в создании Советов рабочих и крестьянских депутатов, комитетов общественной безопасности, которые нередко становились органами управления. Трудящиеся пополняли своими представителями старые органы самоуправления или вовсе заменяли их. Так, по 26 губерниям России полностью были заменены 2 губернских земских собрания и 16 уездных, пополнены новыми членами из числа трудящихся 16 губернских и 175 уездных собрания. Все это вело к усилению местных властей в ущерб центральной власти. К сентябрю 1917 г. правительство почти не контролировало страну. Одновременно с ростом революции в центре в отдельных регионах и на окраинах укрепились контрреволюционные группы. С приближением социалистической революции федералистическое движение переродилось в сепаратистское. Буржуазные правительства Украины, Закавказья, Дона, Кубани, Астрахани горцев Кавказа, областная дума Сибири, комитет освобождения Черноморья пытались отделить свои регионы от революционной России. Таким образом, от февраля к октябрю 1917 г. буржуазная государственность России претерпела серьезные изменения. 1 сентября 1917 г. монархию сменила республика, бюрократически централизованная "единая и неделимая" Россия стала децентрализованным и в основном демократическим государством. Судебными органами России в этот период оставались Сенат, судебные палаты по уголовным и гражданским делам, окружные суды. После окончания двоевластия в обстановке усиления репрессий были учреждены военно-революционные суды, состоявшие из офицеров и имевшие право применения смертной казни. Был создан административный суд – особый орган, существовавший для рассмотрения конфликтов между органами самоуправления и комиссарами Временного правительства. Административные суды проверяли лишь законность действий должностных лиц, а не разбирали конфликт по существу. Назначив в новые суды старых судебных работников, правительство нейтрализовало демократические черты этих органов. После Февральской революции полиция была реорганизована в земскую и городскую милицию. Общее руководство ею осуществляло Главное управление по делам милиции. Органы местного самоуправления содержали милицию, управляли ею и выбирали начальников. Полиция и жандармерия были упразднены. Жандармские подразделения на железной дороге были переименованы в железнодорожную стражу. Был избран правительственный комиссар для борьбы с революционным движением. Однако эквивалентом старой полиции милиция так и не стала. По инициативе масс появилась не подчиненная правительству рабочая милиция во многих городах и крестьянская милиция в ряде губерний. Апрельская конференция большевиков в 1917 г. приняла решение об отказе правительству в доверии. Началась травля большевиков с помощью правительственных прокурорских органов. Вместе с тем по требованию Петроградского Совета правительство объявило амнистию политическим заключенным. Временное правительство сохранило действие старого законодательства – а именно, репрессии против большевиков велись на основе Уголовного уложения 1903 г., в который были внесены дополнения, согласно которым к уголовной ответственности можно было привлечь любого демонстранта. По данному Уголовному уложению участникам июльской демонстрации 1917 г. было предъявлено обвинение в государственной измене. К ответственности привлекались и косвенные участники демонстрации, т.е. те, кто в ней не участвовал, но демонстрацию одобрил. По этому приговору было предписано арестовать всех руководителей партии большевиков во главе с Лениным. 71 В период двоевластия прошел процесс организационного становления Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Сложились некоторые принципы организации и деятельности Советов, прежде всего принцип единства Советов рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов. С самого начала действовали принципы выборности Советов, коллегиальности в их работе, подотчетности избирателям, сменяемости их членов. Отношения между Советами и органами буржуазной государственности определялись их классовой несовместимостью. Попытки мирной передачи власти Советам, за которую выступали большевики, были сорваны меньшевиками и эсерами. В сентябре 1917 г. при Советах большевики организовали военные органы – революционные комитеты, которые приступили к организации боевых групп и отрядов Красной гвардии. Кроме того, на сторону революции стали переходить части армии и милиции. Организационное и политическое становление Советов, с одной стороны, и развал буржуазной государственности, с другой, явились важными предпосылками перехода власти к Советам в ходе Октябрьской революции. Таким образом, межреволюционный период 1917 г. в истории государственного управления России принято делить на 2 периода: 1-й период – двоевластие (март-июль) и 2-й период – буржуазная диктатура (июль-октябрь). В марте-июле 1917 г. политический режим характеризовался переплетением двух диктатур: буржуазной демократией, которую осуществляли Временное правительство и его органы самоуправления, и революционно-демократической диктатурой, которую осуществляли Советы, мелкобуржуазные комитеты общественной безопасности и другие органы. По форме правления Россия оставалась юридически монархией, хотя монарха не было. В государственном устройстве шел процесс приспособления старого государственного аппарата к новым условиям. В июле-начале августа в стране прошли выборы в местные органы самоуправления, давшие большую победу меньшевикам и эсерам. В политическом режиме этого времени появились следующие черты: усиление личной власти Керенского, изменилась форма правления. С 1 сентября 1917 г. Россия официально стала республикой. В связи с появлением на местах националистических, казачьих и буржуазных режимов, возникла угроза государственному единству страны.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |