КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Деловые люди, которые не знают, как бороться со стрессами, умирают молодыми»
Принимайте конфликт как неизбежность. Конфликт — это факт жизни, который приводит к стрессу. Мы не властны изменить реальность. Частично эта реальность выражается в том, что разные психологические типы, по-разному реагирующие на конфликт, создают стресс. Например, чем настойчивее Экстраверт (Е) обсуждает конфликт, тем больше Интроверт (I) замыкает его в себе — до тех пор, пока не происходит странная вещь. Замкнувшийся в себе Интроверт начинает словесно освобождаться от груза («Я так устал от всего этого. Три недели назад ты был...», «Я так устал от всего этого, шесть месяцев назад ты сказал...»). Экстраверт (Е), пораженный стрессом, хлопает дверью и сходит со сцены. Чувство собственной безопасности будет руководить нами в конфликте. «Сейчас уровень стресса может заставить меня говорить и делать то, о чем я буду жалеть: я жажду перемирия хотя бы до утра, чтобы отдохнуть. А потом посмотрим...» Иногда неплохо сосчитать до десяти. Приведем несколько методов, приемов для снятия стресса. Например, метод «Осознай худший исход» состоит из трех этапов: 1. Я спокойно проанализировал ситуацию и постарался четко уяснить себе возможные негативные последствия. 2. Представив себе самое худшее, что могло случиться, я попытался найти аргументы, которые позволили бы мне примириться с этим. 3. Осознав самый неблагоприятный исход и примирившись с ним, я начал спокойно обдумывать решение. Когда человек в панике, он не способен сосредоточиться на решении той или иной проблемы, однако, заставив себя мысленно принять самое худшее, он тем самым сбрасыва- ГЛАВА VI. Стрессы и управление эмоциональными состояниями ет груз панического беспокойства и оказывается в состоянии искать (и находить) правильный выход. Можно преодолеть свое беспокойство примерно на 90% благодаря выполнению следующих принципов: 1. Точное описание волнующей меня ситуации. 2. Запись возможных действий, которые я могу предпринять. 3. Принятие решения. 4. Немедленное осуществление этого решения. Если вы не приступите к осуществлению намеченного действия, сбор фактов и их анализ превратятся в переливание из пустого в порожнее, в бессмысленную трату сил. У. Джеймс сказал по этому поводу: «Когда решение принято и намечено его выполнение, прекратите беспокоиться о результатах!» Словом, не останавливайтесь, чтобы пересмотреть свое решение. Не отступайте от намеченного плана. Не теряйтесь в сомнениях. Не оглядывайтесь назад. Как ликвидировать 50% волнений, возникающих на работе? Согласно новому правилу, сотрудник, представивший проблему для обсуждения, обязан подготовить записку с ответами на четыре следующих вопроса: 1. В чем суть проблемы? 2. В чем ее причина? 3. Каковы возможные решения? 4. Что конкретно вы предлагаете? В результате сотрудники редко обращаются к руководителю за советом. Они поняли — для того, чтобы ответить на предложенные четыре вопроса, нужно собрать факты и проанализировать создавшееся положение. После этого в большинстве случаев нужда в консультациях руководителя отпадает. Правильное решение «выскакивает» само собой, как кусок поджаренного хлеба из тостера. Когда же консультации все-таки необходимы, на них уходит лишь треть времени, тратившегося в прошлом. Дискуссия протекает упорядоченно, в логической последовательности, и в результате принимается разумное решение. Психология управления «Наша жизнь есть то, что мы думаем о иен». Эти слова Марка Аврелия могут изменить вашу судьбу. Самое важное в жизни — это умение вырабатывать у себя определенное умонастроение, положительное отношение к окружающему миру. Другими словами, следует заботиться о решении своих проблем и предпринимать с этой целью спокойные действия, но не устраивать паническую беготню «вокруг да около» по замкнутому кругу. Не позволяйте себе поддаваться унынию и думать о поражении, и вы наверняка найдете правильный выход из любой ситуации. Великий французский философ Монтень избрал девизом своей жизни такие слова: «Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает происходящее». Если вы опечалены, прежде всего улыбнитесь широко, весело и от всей души, расправьте плечи, а потом попробуйте спеть куплет из какой-нибудь веселой песенки. Если вы не умеете петь — свистите, если не можете свистеть — мурлычьте что-нибудь веселое. Держу пари — вы невольно воспрянете духом. Ведь физически невозможно оставаться сердитым, надев на себя маску счастливого человека. Это закон природы. Предлагаем программу, которую необходимо выполнять каждый день. Она называется «Только сегодня». 1. Сегодня я буду счастлив. Я буду руководствоваться словами Авраама Линкольна: «Большинство людей счастливы настолько, насколько они полны решимости быть счастливыми». 2. Сегодня я постараюсь приспособить себя к той жизни, которая меня окружает. Я приму свою семью, свою работу такими, какие они есть, и попытаюсь найти в них что-нибудь положительное. 3. Сегодня я позабочусь о своем организме. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, по возможности правильно питаться. Я постараюсь не наносить вред своему здоровью и не запускать его. Мой организм должен быть крепким и стойким, чтобы я мог радоваться жизни. 4. Сегодня я постараюсь уделить внимание развитию своего ума. Я изучу что-нибудь полезное. ГЛАВА VI. Стрессы и управление эмоциональными состояниями 5. Сегодня я займусь нравственным усовершенствованием своей души. Я сделаю кому-нибудь что-то полезное, так чтобы он не знал об этом. Затем я выполню по крайней мере два дела, которые мне совсем не хочется выполнять. Я сделаю их просто «для упражнения». 6. Сегодня я ко всем буду благожелательно настроен. Я постараюсь как можно лучше выглядеть; надену то, что мне больше всего идет, буду разговаривать мягким, тихим голосом, любезно вести себя, буду щедрым на похвалы. Я постараюсь никого не критиковать, ни к кому не придираться и не пытаться кем-то командовать или кого-то исправлять. 7. Я постараюсь выполнить то, что назначено на сегодняшний день, ведь сразу невозможно решить все проблемы. 8. На сегодня я намечу программу своих дел и запишу, что собираюсь делать каждый час. Не обязательно тотчас следовать этой программе, но я составлю ее. Это поможет мне избавиться от двух зол — спешки и нерешительности. 9. Именно сегодня я полчаса проведу в одиночестве и постараюсь расслабиться.
10. Именно сегодня я ничего не буду бояться. Я буду чувствовать себя счастливым, наслаждаться красотой, любить и верить, что я тоже кем-то любим. 11. Стоит ли мстить своим врагам? Наши враги заплясали бы от радости, если бы узнали, сколько беспокойства, терзаний и неприятностей они нам доставляют. Наша ненависть не наносит им вреда, но превращает наши дни и ночи в кошмары, изматывает, подрывает наше здоровье и портит внешность, а в конце концов сокращает жизнь. Желая отомстить кому-либо, вы прежде всего наносите вред себе, а не своему врагу. Старинная поговорка гласит: дурак тот, кто никогда не сердится. Но мудрым является только тот, кто не хочет быть сердитым. Никто не в силах оскорбить и расстроить вас, если вы этого «е хотите. Если вы хотите перестать беспокоиться и начать жить, обращайте внимание на хорошее и не концентрируйте его на плохом. Психология управления Наконец, поскольку кризис всегда связан с эмоциональным напряжением, которое может приводить к дезорганизации поведения и тонкому рассогласованию психических процессов, то умение регулировать его —расслабляться и мобилизоваться — всегда очень полезно. Чем сильнее человека'одолевают проблемы, тем большее напряжение он испытывает. Человек — существо неделимое, и поэтому нервное напряжение влечет за собой и напряжение мускулатуры. Такой человек, даже если он не занимается какой-либо активной деятельностью, не перестает ощущать усталость. Чем она выше, тем меньше удается сделать и тем чаще размышления о том, почему так мало сил и что именно утомляет. Этим человек постоянно взвинчивает себя и еще больше усугубляет свое~ состояние. Релаксация основана на сознательном расслаблении мышц. А поскольку человек — единое целое и психическое напряжение ведет к повышенному мышечному напряжению, то справедливо и обратное. Если удается понизить мускульное напряжение, вместе с ним понижается и нервное, так что состояние расслабленности уже само по себе обладает психогигиеническим эффектом. Контрольные вопросы: 1. Какие особенности присущи состоянию утомления, тре- вожности? 2. Какие типы психологических кризисов травмируют людей? 3. Что такое стресс? Каков физиологический механизм стрессовой ситуации? Какие формы реагирования на стресс проявляются? 4. Как каждый психотип порождает стресс и реагирует на него? 5. Какие методы для снятия стресса наиболее эффективны? 6. Какова роль релаксации? Почему мышечное расслабление снижает психическое напряжение? 7. Что может сделать человек для освобождения от отрицательных эмоций? Рекомендуемая литература 1. Агеев B.C. Межгрупповые взаимодействия. М.,1980. 2. Берн 3. Игры, в которые играют люди. СПБ., 1992. 3. Бодалев А.А. Личность и общение. Л., 1987. 4. Бородкин Ф.М. Внимание. Новосибирск, 1989. 5. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. М., 1994.
6. Белков И.Г. Личность руководителя и стиль управления. М., 1992. 7. Вишнякова Н.Ф. Конфликт — это творчество. Минск, 1994. 8. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991. 9. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. СПБ.,1994.
10. Громова О.Н. Конфликтология. М., 1993. 11. Дебольскш Н. Психология делового общения. М.,1992. 12. Дизель П.М., Мак-Кинли Ранъян. Поведение человека в организации. М.,1993. 13. Джеймс У., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. М., 1993. 14. Ермолаева Л.И. Психотерапия личного самочувствия. М., 1992. 15. Жуков В. Коммуникативная компетентность. М.,1991. 16. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990. 17. Иеннекенс Ж. Менеджмент в условиях рыночной экономики. Минск., 1992. 18. Иосефовш Н. Ты - босс! М., 1995. 19. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Минск, 1996. 20. Как добиться успеха. Практические советы деловым людям. М., 1992. 21. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель. М., 1996. 22. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 1981. 23. Курс практической психологии. Ижевск, 1995. 24. Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов н/Д, 1986. 25. Ладанов ИД. Практический менеджмент. М., 1992. 26. Лебедев В.И. Психология и управление. М., 1990. 27. Леонгарт К. Акцентуированная личность. Киев, 1980. 28. Линдеман X. Аутогенная тренировка. Путь к восстановлению здоровья и работоспособность. М., 1980. Психология управления 29. Лисицкая Т.А. Организация и управление коллективом. Саратов, 1988. 30. Лурия АР. Язык и сознание. М., 1979. 31. Лупъян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Минск, 1989. 32. Марченко И.П. Какой руководитель вам нужен. М., 1993. 33. Минаев Э С. Основы теории менеджмента. М., 1993. 34. Митич П. Как проводить деловые беседы. М., 1987. 35. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992. 36. Нуренберг Дж., Калеро Г. Как читать человека словно книгу. М., 1988. 37. Паркинсон С.Н. Как преуспеть в бизнесе. Тула, 1992. 38. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. М., 1996. 39. Практическая психология для менеджеров. М., 1996. 40. Рахматшаева В. Грамматика общения. М., 1995. 41. Саймон Т., Смитбург Д., Томпсон В. Менеджмент в организациях. М., 1995. 42. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1992. 43. Снелл Фрэнк. Искусство делового общения. М., 1990. 44. Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие. М., 1990. 45. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. М., 1995. 46. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 1996. 47. Утюжанин А.П., Устюмов Ю.А. Социально-психологические аспекты управления коллективом. М., 1993. 48. Филатова Е.С. Соционика для вас. Новосибирск, 1993. 49. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М., 1990. 50. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 51. Храмов О.В. Методы познания и преодоления конфликтных ситуаций. Л., 1989. 52. Швальбе Б. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. М., 1993. 53. Шейное В.П. Психология и этика делового контакта. Минск, 1996. 54. Шейное В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск, 1996. Рекомендуемая литература 55. Школа выживания. Ростов н/Д., 1996. 56. Шострем Э. Человеческий выбор — манипуляция или актуализация. М., 1989. 57. Шрайдер К. Как снять стресс. 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты. М., 1993. 58. Эрнст О. Слово предоставлено Вам. М., 1989. 59. Юри У Преодолевая «нет» или переговоры с трудными людьми. М., 1993. 60. Ягер Д. Деловой этикет. М., 1994. 61. Якокка Л. Карьера менеджера. М., 1991. Оглавление ГЛАВА I. Психологические основы трудовых отношений.......... 4 § 1. Поведение человека в организации и типы сотрудников........................................................................................... 4 § 2. Психологические типы людей и их проявления в работе, бизнесе, общении............................................................. 28 Практикум: приложение к главе 1.............................................. 103 ГЛАВА II. Формирование групп в организации и управление § 1. Формирование групп............................................................... 115 § 2. Классификация групп............................................................. 119 § 3. Социальная и социально-психологическая структура группы................................................................................................. 122 § 4. Малые группы........................................................................... 131 § 5. Основные характеристики коллектива, его формиро § 6. Эффективность работы группы............................................ 148 Практикум: приложение к главе II.............................................. 152 ГЛАВА III. Лидерство и руководство............................................. 158 § 1. Лидерство................................................................................... 158 § 2. Теории лидерства и стили управления.............................. 164 § 3. Психологические требования к менеджеру...................... 195 § 4. Главный руководитель в организации............................... 202 § 5. Мышление руководителя и принятие решения.............. 210 § 6. Руководитель и его время....................................................... 226 § 7. Делегирование полномочий.................................................. 243 § 8. Распорядительная деятельность.......................................... 248 § 9. Критерии оценки эффективности руководства................ 253 Психологический практикум для руководителя: приложение к главе III.................................................................... 260 ГЛАВА IV. Коммуникация в организации..................................... 309 § 1. Коммуникационный процесс................................................ 309 § 2. Вербальные и невербальные средства общения............. 323 § 3. Синтоническая модель общения.......................................... 334 § 4. Манера общения, взаимодействия с людьми................... 347 § 5. Виды и техника слушания.................................................... 357 § 6. Наши собеседники.................................................................. 363 § 7. Деловая беседа........................................................................ 377 § 8. Деловые переговоры.............................................................. 387 § 9. Деловые совещания и оценка деловых качеств подчиненных.................................................................................... 392 § 10. Деловые дискуссии.............................................................. 395 § 11. Публичная (ораторская) речь........................................... 408 § 12. Работа с деловой корреспонденцией.............................. 414 Практикум: приложение к главе IV........................................... 418 ГЛАВА V. Типы конфликтов и управление конфликтной ситуацией.......................................................................................... 426 ГЛАВА VI. Стрессы и управление эмоциональными состояниями...................................................................................... 479 Рекомендуемая литература.................................................................... 505
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |