Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Методы коллективных экспертных оценок




Непосредственная оценка

Парное последовательное сравнение

При парном сравнении эксперт последовательно сравнивает пары исследуемых объектов, устанавливая предпочтение в каждой паре: лидеру пары ставит 1, другому объекту пары — 0. Иногда эксперт не может определить лидера в паре, тогда каждому объекту ставит по 0.5.

В таблице 2 приведен пример оценивания одним экспертом пяти объектов:

Таблица 2

Парное последовательное сравнение

объект           Количество предпочтений Ранг Весомость объекта
  X             0.4
    X           0.2
      X         0.3
        X 0.5 0.5   0.05
        0.5 X 0.5   0.05

 

Сумма весов объектов равна 1.

Для устранения психологического эффекта предпочтения первого элемента перед последующим в каждой паре, проводят двойное парное сравнение, располагая объекты сначала в прямой, а затем в обратной последовательности.

Метод непосредственного оценивания, называемый иногда балльным методом, представляет собой упорядочение исследуемых объектов путем приписывания баллов каждому из них. В самом простом случае ставят оценки 0 и 1. Также широко распространены пятибалльные, десятибалльные и стобалльные шкалы. Иногда оценивание проводится в словесной форме. По результатам оценок вычисляют ранг и весомость каждого исследуемого объекта. В таблице

3 приведен пример оценивания трех объектов пятью экспертами.

Таблица 3

Непосредственная оценка

Объект Эксперт/баллы Сумма баллов Ранг объекта Весомость объекта
         
                0.286
                0.571
                0.143

 

Сумма весов объектов равна 1.

Метод дает тем более лучшие результаты, чем более информированы эксперты о свойствах исследуемых объектов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Когда используются экспертные методы исследования?

2. Как определить степень достоверности экспертизы?

3. Какие требования предъявляются к эксперту?

4. Как организована работа эксперта?

5. Как можно создать экспертную сеть?

6. Какие требования предъявляются к анкете для опроса специалистов?

7. Что такое шкала измерений?

8. Какие типы шкал измерений вы знаете?

9. В чем заключается метод ранжирования?

10. В чем заключается метод парного сравнения?

11. В чем заключается метод множественного сравнения?

12. В чем заключается метод последовательного сравнения?

13. В чем заключается метод непосредственной оценки?

19.01.2012, 18:19

Изучив тему 6, студент должен знать:

• основные методы коллективных экспертных оценок, их достоинства и недостатки;

уметь:

• применять методы коллективных экспертных оценок для решения конкретных задач.

При изучении темы необходимо:

• читать [1] п.п. 1.11; [2] п.п. 4.2; [3] Тема 6;

• акцентировать внимание на следующих понятиях:

мозговая атака, мозговой штурм, конференция идей, коллективная генерация идей, метод Дельфи, метод дерева целей, морфологический метод, деловые игры, метод анализа иерархий;

• выполнить задание: использовать один или несколько методов коллективных экспертных оценок для решения конкретной задачи по исследованию системы управления.

Краткое содержание

Метод круглого стола. Методы типа «сценариев». Методы типа Дельфи. Методы типа «мозговая атака» или «мозговой штурм». Деловые игры. Методы типа дерева целей. Морфологические методы. Метод анализа иерархий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.