Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы к зачету




1. Взаимодействие человека со средой обитания.

2. Этапы развития техносферы.

3. Цель, объект, предмет науки о безопасности жизнедеятельности.

4. Принципы и понятия ноксологии.

5. Классификация опасности.

6. Этапы развития человеко- и природозащитной деятельности в России.

7. Защита от переменных климатических воздействий.

8. Водопользование. Предупреждение пищевых отравлений.

9. Угроза эпидемий. Противоэпидемические мероприятия.

10. Защита населения и территорий при землетрясениях.

11. Комплекс предупредительных мер и защита населения при наводнениях.

12. Угроза лесных и торфяных пожаров. Предупреждение и ликвидация.

13. Защита населения при угрозе ураганов и штормовых ветров.

14. Виды социальных опасностей. Их предупреждение.

15. Проблема криминализации общества. Группа общеуголовных опасностей.

16. Угроза террористических преступлений в условиях техносферы.

17. Правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в РФ.

18. Интересы личности, общества, государства в информационной сфере.

19. Физиолого-гигиенические основы труда и обеспечение комфортных условий жизнедеятельности.

20. Санитарно-технические требования к производственным помещениям и рабочим местам. Оптимизация условий труда.

21. Защита от выбросов токсичных веществ. Средства индивидуальной защиты. Отравления.

22. Комплексная и индивидуальная защита от акустического воздействия и вибрации.

23. Виды излучения. Индивидуальные и коллективные способы защиты от излучения.

24. Средства обеспечения электробезопасности.

25. Понятие «чрезвычайная ситуация». Условия возникновения, стадии развития, поражающие факторы, классификация.

26. Правовая основа защиты в чрезвычайных ситуациях.

27. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

28. Пожары (горение, зоны, виды). Защита на пожароопасных объектах.

29. Взрывы и защита на взрывоопасных объектах.

30. Защита на химически опасных объектах.

31. Радиационные аварии и защита на радиационно-опасных объектах.

32. Транспортные аварии: поражающие факторы, транспортный травматизм.

33. Экологические проблемы современности. Экологическая безопасность.

34. Государственное управление охраной окружающей среды.

35. Государственное управление охраной труда.

36. Международное сотрудничество по проблемам безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды.

 


РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1. Цель, объект, предмет науки о безопасности жизнедеятельности.
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) –это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.[1] Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности (БЖД)– обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой рассмотрены основы безопасного взаимодействия человека со средой обитания и основы защиты от негативных факторов в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях. [3] Объектом исследования является человек и окружающая его среда. Предметом исследования в БЖД являются опасности и их совокупности, а также условия и средства, необходимые для безопасной жизнедеятельности человека и коллектива людей. Целью изучения БЖД является приобретение учащимися знаний, умений и навыков для обеспечения защиты человека от внешних негативных воздействий естественного, антропогенного и техногенного происхождения во всех сферах его деятельности.
   
2. Взаимодействие человека со средой обитания.
Среда обитания –это совокупность объектов, явлений, факторов окружающей среды (природной и искусственной), определяющая условия его жизнедеятельности. Среда обитания – это все, что окружает человека (природа, производство, город, быт) [1]. Природная среда это сложное разнообразное сочетание и взаимодействие литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы. Производственная среда – это часть среды обитания человека, включающая природно-климатические факторы и факторы, связанные с профессиональной деятельностью (шум, пыль, токсины), способные при определенных условиях нанести вред здоровью человека. Городская среда — интегральное явление. Она включает в себя множество факторов и сама многокомпонентна. Материальная составляющая городской среды - это природа, видоизмененная самим городом, а также окружающие его здания и сооружения разного назначения, распределенные в нем в соответствии с планировочной структурой и архитектурной композицией. Бытовая сфера – это совокупность факторов и элементов воздействия на человека в быту(продукты питания, устройство жилища, психологическое воздействие на человека) [1].  
 
 
   
3. Этапы развития техносферы.  
Техносфера - это искусственная оболочка Земли, воплощающая человеческий труд, организованный научно-техническим разумом. Современному этапу общественного развития предшествовала длительная история становления средств производства, техники и технологий. [2] Начало развитию техносферы было положено в глубокой древности. Применение огня расширило возможности человека, дополнило собирательство и охоту новыми приемами добывания, приготовления и запасания пищи. Уже с VIII-XI вв. появляются изобретения, которые используют силы воды и ветра. В эпоху Возрождения (XV-XVII вв.) рост населения, развитие ремесел и торговли, городов, судостроения, военного дела дали мощный толчок развитию металлургии, машин на механическом приводе. В XVIII в. все отчетливее ощущается дефицит древесного топлива и необходимости повышения эффективности земледелия. Это способствовало изобретению первых тепловых машин. Наступила эпоха химической теплоэнергетики на невозобновляемых энергоресурсах. XX в. ознаменовался еще более бурным развитием техносферы. Он обусловлен приростом реализуемых материалов, мощностей и материально-энергетических потоков.
В XXI в. главную роль стали играть информационные технологии, которые вошли в жизнь каждого человека. В то же самое время, несмотря на улучшение жизни в ряде регионов мира человечеству придется столкнуться с решением глобальным проблем современности[2].
4. Принципы и понятия ноксологии.
 
«Ноксология» (по гречески ноксо – опасность) – наука об опасностях материального мира Вселенной. Ноксосфера – это пространство, в котором постоянно существуют или спонтанно (периодически) возникают опасности.[6]
Общей целью изучения ноксологии является углубление и развитие знаний о системе обеспечения безопасности в условиях негативных факторов техносферы, а также формирование навыков практического использования знаний в области обеспечения безопасности при осуществлении организационно-управленческой и эксплуатационной профессиональной деятельности. Знания о безопасности жизнедеятельности и защите природы объединены в рамках этого учения неслучайно.
  Они имеют одну понятийную основу и неразрывно связаны с понятием «опасность». По современным представлениям научные знания в ноксологии опираются на следующие основныепринципы:
1.Принципсуществования внешних негативных воздействий на человека и природу. Он гласит: «человек и природа могут подвергаться негативным внешним воздействиям».

 

5. Классификация опасности.
Опасность –негативное свойство живой и неживой материи, способеные причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.[2]
Классификация опасностей по признаками (1 группа):
  Классификация по воздействию на объект защиты (2 группа):
 
Ситуации, в которые опасности реализуются, принято разделять на:
Происшествие Чрезвычайное происшествие
  Аварии Катастрофы Стихийные бедствия
 
6. Этапы развития человеко- и природозащитной деятельности.
В основе формирования научных основ о человеко- и природозащитной деятельности лежит потребность в безопасности.
По значимости данная потребность занимает важнейшее место после физиологических потребностей человека в удовлетворении себя пищей, едой и воздухом.
 
Первые организованные действия по защите от пожаров в России относятся к середине XVII в., а защитная деятельность в производственной среде возникли во второй половине XIX в.
По состоянию на 2013 г. выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности возложено на МЧС РФ. [6]
 
7. Понятие «чрезвычайная ситуация». Условия возникновения, стадии развития, поражающие факторы, классификация.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. [14]   Условия возникновения чрезвычайных ситуаций: Ø Существование источников, опасных и вредных факторов. • предприятия и производства, продукция и технологические процессы которых предусматривают использование высоких давлений, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, а также химически агрессивных, токсичных, биологически активных и радиационно-опасных веществ и материалов; • гидротехнические сооружения; • транспортные средства и продуктопроводы; • места захоронения отходов токсичных и радиоактивных веществ; • здания и сооружения, построенные с нарушением СНиП; • военная деятельность. Ø Действие факторов риска - высвобождение энергии различных видов, а также токсичных, биологически активных или радиоактивных веществ в количествах или дозах, представляющих угрозу жизни и здоровью населения и загрязняющих окружающую среду. Ø Экспозиция населения, а также среды его обитания (зданий, орудий труда, воды, продуктов питания и т. п.), способствующих повышению действия факторов риска.
 
Стадии развития чрезвычайных ситуаций
Опасные и вредные факторы среды обитания 1. Вредные факторы: § шум и вибрации; § электромагнитные поля; § ионизирующие излучения; § повышенные и пониженные атмосферные параметры § недостаточное и неправильное освещение; § монотонность деятельности, тяжелый физический труд; § токсичные вещества; § загрязненные вода и продукты питания и др. 2. Опасные факторы: § огонь (открытый огонь): § ударная волна; § горячие и переохлажденные поверхности; § электрический ток; § транспортные средства и подвижные части машин; § отравляющие и сильнодействующие вещества; § острые и падающие предметы; § лазерные излучения; § острое ионизирующее облучение.   Вредный фактор - негативный фактор, воздействие которого на человека приводит к его заболеванию. Опасный фактор - негативный фактор, воздействие которого на человека приводит к травме или летальному исходу.
 
Скоротечные

 

 


РАЗДЕЛ 2. ЕСТЕСТВЕННЫЕ ОПАСНОСТИ И ЗАЩИТА ОТ НИХ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1127; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.