Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный орган и его правовой статус




Тема 7. Организационно-структурная составляющая системы государственно-административного управления

Вопросы для размышления и самоконтроля

1.В чем специфика функций государственного управления, их соот­ношение с общеродовым понятием «функция»?

2. По каким основаниям классифицируются функции управления?
Предложите вашу аргументированную систематизацию функций управ­ления.

3. В чем различие функций политических и административно-право­вых?

4. Как вы понимаете термин «квалификационно-управленческие функции», какие признаки их отличают?

5. Каковы критерии определения функций несвойственных, избыточ­ных и условия их передачи на другой уровень управления, другим органи­зациям?

6. Какими подходами целесообразно руководствоваться при решении задач централизации или децентрализации функций?

 

 

 

Государственный орган и его правовой статус

Организационно-структурное построение государственного органа

Организационная структура управления в государственном органе

Чрезмерная коллегиальность

Выводы

 

 

Первичным системообразующим элементом государственно-управ­ляющего воздействия на общество является государственный орган.

Государственный орган (англ. State body; от греч. огganization — орудие, инструмент) — учрежденное в установленном (официальном, юриди­ческом) порядке образование, выполняющее от имени государства ка­кую-либо одну или несколько его функций в соответствий со своим специальным общественным предназначением, обладающее организаци­онным единством, собственной компетенцией (кругом вопросов, кото­рые составляют предмет его ведения), полномочиями (совокупностью прав и обязанностей, которые он должен реализовать и за пределы которых не должен выходить в своей деятельности).

Государственным органом может быть одно должностное лицо (институт президента) или известным образом организованная группа должностных лиц, уполномоченных государством на реализацию вла­стно-управленческих функций.

Сущность государственного органа, его характер можно определить как целостную совокупность составляющих компонентов: политическо­го (государственно-властный характер); социологического (предназначе­ние решать общезначимые дела, задачи, ориентация на потребности и интересы социума); юридического (принимает нормативные правовые акты, осуществляет правоприменительную и правоохранительную деятельность); административно-управленческого (выполняет функции, стоящие перед государством на определенном участке руководства обществом в безусловном, императивном порядке, наделяется для этого необходимыми средствами).

Что означает установленный порядок образования государственно­го органа?

Это означает, что любой госорган имеет правовую, законодатель­ную основу, получает соответствующий правовой статус после изда­ния законодательного акта как на федеральном уровне, так и на уров­не субъектов Федерации, после принятия об этом органе Положения, утвержденного Указом Президента РФ, главой администрации и т. Д.

В Положении — нормативном, основополагающем учредительном те _ устанавливаются задачи, обозначаются специальная компетен­ция, функции и полномочия, т. е. в целом то, что должен и может осуществлять госорган, оправдывая свое предназначение.

Госорган наделен государственно-властными полномочиями как внешнего, так и внутреннего характера. Внешние регулируют его связи с другими органами по горизонтали и вертикали власти, с об­ществом, зарубежными структурами и т. д. Внутренние полномочия регулируют деятельность внутри своей организации (прием на работу, руководство конкретными подразделениями, кадровым, матери­ально-техническим, финансовым обеспечением и др.). Госорган при­нимает нормативные правовые акты, осуществляет правопримени­тельную и правоохранительную деятельность. Его правовой статус состоит из трех блоков: целевого, организационно-структурного и компетенции как совокупности властных полномочий и подведом­ственности.

Понятие «орган» является частью более широкого понятия «орга­низация». Организация — это совокупность людей, их коллектив; ор­ганизация предполагает деятельность этих людей, направленную на достижение определенных целей и решение конкретных задач. Всякая организация совершает свои действия через образуемые ею органы. Поэтому орган — это часть организации, реализующая ее функции по ее поручению.

Государственно-управляющее воздействие на общество реализует­ся только через совокупность государственных органов, а" само госу­дарство выступает как консолидирующий субъект управления, как система организационно-правовых форм составляющих ее субъектов управления.

Государственные органы — это совокупность всех субъектов госу­дарственно-управленческой деятельности, включая субъекты государ­ственной власти, а также органы государственного управления, кото­рые создаются как рабочий механизм представительной, исполнитель­ной и судебной власти — государственный аппарат, обеспечивающий их лучшую организацию и функционирование.

Все субъекты управления обладают рядом универсальных призна­ков, в которых проявляется их сущность. Каждый субъект управле­ния;

— выражает интересы определенной социальной общности — народа, класса, социальной группы и т.д. Иерархия интересов, отражающая целостность общества, реально претворяется в жизнь слож­ной системой субъектов госуправления, преодолевающих возможные противоречия (и существующие) во имя достижения общезначимых Социальных целей;

— является системно организованным, в этом качестве ему Свойственны черты любой социальной системы, прежде всего корреляции структуре, функциях, деятельности — как неизбежный ответ на из­менения объекта управления;

— имеет присущие ему определенные, отражающие общесистем­ное разделение труда функции, но во всех случаях выполняет в том или ином наборе такие управленческие функции, как прогнозирова­ние, планирование, организацию, регулирование, контроль;

— обладает собственной, юридически обоснованной организаци­ей, включающей личностный и институциональный (структурный) компонент;

— занимает строго определенное место в иерархии государствен­ного аппарата, принимает строго определенные виды решений.

Будучи во многом схожими между собой, субъекты управления довольно существенно различаются по формам построения, степени юридического основания, по сочетанию принципов коллегиальности и единоначалия, профессиональных и общественных начал, выборно­сти и назначения на должности, по методам и формам деятельности, пределам ее регламентации. Перечисленные различия обусловливают специфику государственных организаций. Познание специфики, осо­бенностей субъектов управления позволяет разграничить и сочетать их функции, полномочия, избежать дублирования воздействия множества субъектов по отношению к одному и тому же объекту.

Заключая вопрос о видах организационно-правовых форм испол­нительной власти, отметим, что правовой статус госоргана предпола­гает ответы на следующие вопросы:

1) органом какого именно государства, государственного образо­вания выступает данная структура;

2) к какому виду организационно-правовых форм по основному содержанию своей деятельности относится данный орган;

3 кто этот орган учреждает, образует, формирует его руководя­щий и весь личный состав;

4) кому орган подчинен, подотчетен, поднадзорен, подконтролен и перед кем ответственен;

5) кто вправе отменять, приостанавливать, изменять или опроте­стовать его акты;

6) какова компетенция данного органа;

7) кто ему подотчетен;

8 какова юридическая сила актов данного органа, каковы офи­циальные их наименования;

9) какими государственными символами орган вправе пользовать­ся;

10) каковы источники финансирования органа;

11) обладает ли он правами юридического лица?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.