Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система функций, формы, методы и средства государственного управления 3 страница




Особо следует остановиться на методах морального воздействия. Существует распространенное мнение, и оно не лишено оснований, что мораль, политика, государственное управление - трудно сопоставимые понятия. Слишком много фактов подтверждают эту максиму. Однако абсолютной зависимости здесь нет и быть не может. Интуитивно граждане государства всегда стремятся к тому, чтобы ими управляли честные люди. Это стремление выразил крылатой фразой Томас Джефферсон: «Единственное качество, достаточное для управления обществом и государством, это - честность». Уже цитированный выше Александр Никитенко однако с горечью констатировал: «Редко власть принадлежит умнейшим, еще реже людям честным. Но людям того и другого рода вместе - почти никогда». Поэтому уповать на то, что вдруг все или большинство управленцев станут ни с того ни с сего пользоваться только нравственными методами и средствами, является опасной иллюзией.

В свое время Марксом была выведена зависимость между нравственностью и интересом. Стало быть, чтобы управлять в соответствии с нормами морали, достигать целей государственного управления нравственными средствами, люди, стоящие у власти, должны быть заинтересованными в том, чтобы поступать нравственно, потому что безнравственные действия объективно должны противоречить их личному интересу. Сказанное отнюдь не означает, что проблема нравственного воспитания таким образом уходит на второй план и утрачивает свою актуальность. Однако полагаться только на добросовестность и порядочность каждого управленца, значит подвергать государство и его граждан серьезной опасности. Вместо того, чтобы заниматься мало продуктивным морализаторством, нужно создавать ту обстановку социальной необходимости, в которой нравственное поведение и личный интерес совпадают.

Нравственное воспитание людей, в том числе и управленческих кадров, не должно носить абстрактного характера, а должно основываться на безусловном требовании уважать человека как абсолютную ценность. Для этого должны создаваться и определенные условия. Несколько поколений советских людей воспитывались на примерах нравственного подвига людей, которые при внимательном рассмотрении просто вынуждены были исправлять ситуацию, созданную разгильдяями и непрофессионалами или откровенными проходимцами и карьеристами. Аморальность подобных методов руководства объяснили применительно к достижениям сталинской эпохи итальянские исследователи Курцио Малапарте и Иньяцио Силоне. О личности самого Сталина они писали: «Он был терпелив и скрупулезен, лишен иллюзий и скуп на слова, его сила крылась в его презрении к индивидууму, в отсутствии принципов и угрызений совести».

Среди методов морального воздействия весьма продуктивны поощрения и нравственное осуждение. Последнее нередко имеет большее воздействие, чем административное или иное наказание. Однако применение этих методов требует известных умений и навыков, которые детально разработаны в педагогике, психологии, теории управления. Они требуют специального и профессионального рассмотрения.

Методы нравственного руководства требуют также создания определенного морального климата, который характеризуется доминирующими установками. Во-первых, и прежде всего это патриотизм. Он заключается не в том, чтобы слепо восторгаться всем отечественным, а в том, чтобы стыдиться того, что дискредитирует Отечество: производства плохой продукции, принятия опрометчивых решений и т.д. Долг перед отечеством - это нравственный стыд за бездеятельность или деятельность, приносящую ущерб своему государству. Во-вторых, утверждение духовных ценностей, важнейшей среди которых является уважение к человеку, его достоинству, правам и свободам. Уважение к человеку должно стать жизненной позицией того, кто так или иначе причастен к управлению людьми, обществом и государством. Именно позицией, потому что, теоретически об этом знает каждый. Но нравственной максимой личного поведения эта очень простая, на первый взгляд, истина может стать только в результате собственного открытия, к которому человек идет иногда долгие годы через многие жизненные испытания, используя опыт общения и работы с людьми.

Общим требованием к средствам, которыми руководствуется субъект государственного управления в демократическом, правовом социальном государстве, выступает их соответствие целям этого государства, следовательно, они должны быть гуманными, правовыми, нравственными. Достижение цели любыми средствами, в том числе и неправедными, не может быть приемлемым в современном обществе. Размышления о средствах государственного управления, о взаимоотношениях государства и общества, о соотношении целей и средств их достижения содержатся во многих исторических памятниках Древней Индии, Китая, Вавилона, а также в Библии, Коране, Слове Будды, других религиозных источниках, трудах классиков античности, мыслителей эпохи Возрождения. Огромный вклад в исследование средств государственного управления внесли Н. Макиавелли, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, представители отечественной и зарубежной политической и правовой мысли последующих эпох.

В наше время данная проблема из академической сферы переместилась в плоскость реальной политики и управленческой практики. Способы достижения целей государства все больше становятся под контроль гражданского общества. Они осуществляются через представительные органы власти, через институты непосредственной демократии, организационно-правовые формы гражданского контроля, а также с помощью организационно-технических средств, средств массовой информации, коммуникации, сбора и обработки информации, подготовки и проведения мероприятий и др.

Следует также иметь в виду, что в практике государственного управления отдельных стран имели и до сих пор имеют место антигуманные, террористические, насильственные методы и средства, которые осуждаются международным сообществом. Они применяются тоталитарными, диктаторскими режимами. Цели этих режимов формально подаются как общенациональные и необходимые с точки зрения обеспечения государственного порядка, защиты национальных интересов и т.д. Начиная со второй половины XIX в., когда были приняты первые международные конвенции, предусматривающие защиту индивидов, национальных и иных меньшинств, жертв войны, запрещающие рабство, и по настоящее время принято более сотни универсальных конвенций и договоров и более двух сотен - региональных, главным образом европейских. Среди них - Устав ООН (1945), Всеобщая декларация прав человека (1948), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987) и др. При этом одним из главных приоритетов правозащитной деятельности ООН провозглашается борьба против пыток, а также жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания. Запрещение подобных акций относится к числу абсолютных, а это означает, что ни одно государство не может сослаться ни на чрезвычайное положение, ни на какие иные исключительные обстоятельства, включая состояние войны или ее угрозу, для оправдания таких действий. Точно так же для официальных должностных лиц не может служить оправданием приказ вышестоящего начальника о применении запрещенных международным правом методов и средств.

Рассматривая методы, следует иметь в виду и средства. Например, метод убеждения в качестве средства использует, в частности, аргументацию. Метод контроля в качестве средства предполагает ревизии, справки, отчеты, проверки и т.д. Нравственные методы в качестве средств предполагают дисциплину, порядок и определенный режим.

Контрольные вопросы

1. Определите понятие функций государственного управления и назовите их виды.

2. Что такое регулирование и какова его роль в государственном управлении?

3. Что такое формы государственного управления и каковы их виды?

4. Дайте общую характеристику методов и средств государственного управления. Охарактеризуйте специфику методов функционирования органов государственной власти.

5. Какое влияние оказывают нравственные начала на практику государственного управления?

Литература

Аверьянов В.Б. Функции и организационная структура государственного

управления. – Киев.1984

Бурков В.Н. Ириков В.А. Модели и методы управления организационными системами.- М., 1994.

Виханскш О. С. Стратегическое управление. - М., 1995

Козбаненко В.А. Правовые основы государственного управления: Учебное и научно-практическое пособие. - М., 2002.

Кунц Г., О'Дотел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. В 2 т. / Пер. с англ. - М., 1981.

Методы и формы государственного управления. - М., 1977

Функционирование государственного аппарата управления. - М., 1998.


Глава 8. Правовое регулирование отношений государственного управления

Право есть власть сообщества.

3. Фрейд




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.