Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы активизации технологии творчества




Систем управления

Эвристические методы исследования

 

методы активизации технологии творчества

ассоциативные методы

метод "мозгового штурма"

метод синектики

 

 

Интенсивность (производительность) любого процесса (в том числе творческого) обусловлена взаимным действием трех основных причин:

движущих сил процесса - внешних и внутренних побудительных обстоятельств, причин, мотивов, вызывающих течение процесса;

факторов ускорения - внешних и внутренних условий процесса, воздействия на которые позволяет увеличить интенсивность процесса;

факторов торможения — внешних и внутренних условий процесса, воздействие на которые позволяет уменьшить интенсивность процесса.

Эффективность решения творческой проблемы в первую очередь определяется продуктивностью творческого мышления при отсутствии информации о технологии поиска. Но продуктивность в свою очередь зависит от искусства преодоления препятствий, лежащих на пути познания.

Ф. Бэкон указывает на четыре вида препятствий — призраки познания. Первые два коренятся непосредственно в человеческой природе, будучи врожденными. Два других порождены особенностями социальной жизни и психологии.

Первый вид заблуждений — это "призраки рода". Они свойственны всем людям, поскольку результаты мыслительной деятельности базируются на искаженной информации органов чувств. К этому же виду заблуждений относится стремление человека при разрешении проблемных ситуаци пользоваться готовыми решениями, привычными штампами, освоенным стандартами (психологическая инерция мышления).

Второй вид заблуждений — это "призраки пещеры", к которым относя разнообразные индивидуальные вариации и отклонения в проявле-ии "призраков рода": неодинаковые интересы людей ориентируют различным образом их познавательные усилия и оценки.

Третий вид заблуждений — это "призраки рынка", проистекающие из особенностей социальной жизни человека. Эти "призраки" состоят в подверженности общераспространенным взглядам, предрассудкам и умственным заблуждениям.

Четвертый вид заблуждения — это "призраки театра ", которые произ-водны от "призраков рынка". Здесь речь идет об искажающем влиянии ложных теорий и философских учений.

Р. Декарт в работе "Рассуждение о методе" изложил четыре правила познания:

первое правило -- принимать за истинное все, что воспринимается в очень ясном и отчетливом виде и не дает повода к какому-либо сомнению, т.е. вполне очевидно;

второе правило — каждую сложную вещь, ради успеха ее изучения, следует делить на более простые составляющие, чтобы затем сосредоточить внимание на этих простых, не поддающихся дальнейшему делению умом, части;

третье правило — в познании мыслью следует идти от простейших, т.е. элементарных и наиболее для нас доступных вещей, к вещам более сложным и соответственно трудным для понимания;

четвертое правило — осуществлять полные описания предмета исследования, не упуская ничего из внимания.

В рассмотренных подходах четко просматриваются элементы системного анализа.

Попытка формализовать метод активизации технологии творчества с точки зрения системного анализа осуществлена в работе А.Б. Потапова [6.49]. В ней рассмотрены направления развития системных объектов, общие загоны развития систем и закономерности структурных преобразований систем. Кроме того, рассматривается методика, в основе которой лежит принцип узлового элемента системы.

Алгоритм поиска узлового элемента включает:

определение состава элементов исходной системы;

определение вида потребительского противоречия. Установление потребительского свойства, требующего улучшения, — критичного потребительского свойства;

установление и исследование причинно-следственной цепи взаимодействия элементов, влияющих на проявление системой критичного потребительского свойства;

определение круга элементов, которые допускают видоизменение-

выявление элемента цепи, изменение физического параметра которого является необходимым условием улучшения критического потребительского свойства и первопричиной ухудшения конфликтного потребительского свойства.

Метод активизации технологии творчества позволяет решать проблемные ситуации поэтапно и может быть представлен в следующем виде.

Этап 1. Формулировка задачи в системных категориях в виде потребительского противоречия. Важной особенностью данного этапа является необходимость принятия решения о стратегии дальнейшей поисковой деятельности.

Этап 2. Задача решается на базе условий первого этапа, т.е. отталкиваясь только от системной формулировки задачи. Решение производится за счет личных творческих возможностей и информированности разработчика (исследователя, руководителя и т.д.), без применения каких-либо внешних методических приемов.

Этап 3. Если проблемная ситуация не решается на втором этапе простым силовым наскоком, значит, творческие ресурсы исчерпаны и пришло время применить методические средства — специальные приемы и логические операторы.

Этап 4. Если задача не решается на третьем этапе, следует продолжить решение, используя операторы предварительного "дробления" задачи (оператор выявления противоречия; оператор применения приемов и таблиц разрешения противоречий; оператор применения законов интеграции и дифференциации).

Этап 5. Если процедуры четвертого этапа не привели к разрешению проблемной ситуации, следует продолжить решение задачи, используя операторы полного "ослабления" задачи (оператор определения физического противоречия; оператор применения приемов разрешения физических противоречий).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 937; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.