КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рабочая учебная программа дисциплины 1 страница
«История государственного управления в России» Составитель: доц. Г.Н.Питулько
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры 26.05.2010 протокол № 10 зав. кафедрой_____________В.И.Морозов Санкт-Петербург Оглавление
Выписка из государственного образовательного стандарта……………………………………….4 Цели и задачи курса…………………………………………………………………………………..4 Виды занятий и методика обучения…………………………………………………………………4 Формы контроля………………………………………………………………………………………5 Учебно-тематический план…………………………………………………………………………..6 Образовательная программа………………………………………………………………………….7 Введение……………………………………………………………………………………………..7 Список тем………………………………………………………………………………………......7 Реферативное описание тем………………………………………………………………………..8 Тема 1. Возникновение Древнерусского государства и его эволюция в IX–XII вв. Особенности управления в Киевской Руси……………………………………………………8 Тема 2. Государственное развитие русских земель в период политической раздробленности. Два типа организации власти и управления в них (середина XII–XV вв.)…………………………………………………………………………...8 Тема 3. Образование Московского централизованного государства. Особенности организации государственной власти и управления в конце XV–XVII вв…………………..9 Тема 4. Рождение Российской империи. Государственное управление и бюрократический аппарат России в первой половине XVIII в………………………………………………......10 Тема 5. «Просвещенный абсолютизм» и совершенствование системы управления в Российской империи во второй половине XVIII в…………………………………………...11 Тема 6. Государственное управление в Российской империи в первой половине XIX в…12 Тема 7. Государственное управление в Российской империи во второй половине XIX в...13 Тема 8. Российская империя на пути к конституционной монархии и буржуазной республике. Изменения в системе государственной власти и управления в начале XX в………..14 Тема 9. Становление и развитие советской государственной системы власти и управления (октябрь 1917–1925 гг.)………………………………………………………………………..16 Тема 10. Государственное управление в СССР во второй половине 1920-х – 1930-е гг. Утверждение административно-командной системы и режима личной власти Сталина…18 Тема 11. Эволюция системы государственного управления в СССР в 1941–1985 гг……..19 Тема 12. Изменения в системе государственной власти и управления в СССР в период «перестройки». Возрождение российской государственности и создание новой системы государственного управления в конце XX – начале XXI вв………………………………….21 Список рекомендуемой литературы………………………………………………………………...23 Планы семинарских занятий………………………………………………………………………..27 Семинар 1. Государственное управление Древней Руси (IX–XII вв.) (4 часа)…………….27 Семинар 2. Организация государственной власти и управления в русских землях в домонгольский период и в период вассальной зависимости от Золотой Орды (XII–XV вв.)(4 часа)………………………………………………………………………………………………28 Семинар 3. Складывание централизованного Русского государства и управления (конец ХV–XVII вв.) (4 часа) ……………………………………………………………………29 Семинар 4. Государственное управление в России в первой четверти XVIII в. (4 часа)….30 Семинар 5. Государственная власть и управление Российской империи во второй половине XVIII в.(2 часа)......……………………………………………………………………………..31 Семинар 6. Изменения в системе государственной власти и управления Российской империи в первой половине XIX в.(4 часа).....…………………………………………………….32 Семинар 7. Реформы и контрреформы в государственном управлении Российской империи второй половины XIX в. (4 часа)....……………………………………………………………33 Семинар 8. Изменения в системе государственной власти и управления в России в начале ХХ в. (4 часа)……………………………………………………………………………………34 Семинар 9. Складывание советской системы государственной власти и управления (1917–1925 гг.) (4 часа)………………………………………………………………………………..35 Семинар 10. Развитие советской системы государственного управления во второй половине 1920-х–1930-е гг. (4 часа)…………………………………………………………………..36 Семинар 11. Эволюция системы государственного управления в СССР в 1941–1985 гг. (4 часа)…………………………………………………………………………………………...37 Семинар 12. Модернизация системы государственного управления в СССР в период «перестройки». Развитие современной российской государственности (1985–2000-е гг.) (2 часа)………………………………………………………………………………………….39 Примерные темы курсовых работ………………………………………………………………….41 Контрольные вопросы (к зачету и экзамену)…………………………………………………......45 Методические рекомендации по изучению дисциплины………………………………………...48
Выписка из государственного Становление государственности и государственного управления в Киевской Руси (IX–XI вв.); государственное управление в древнерусских княжествах XII – начала XIII вв.; система государственного и местного управления в период монгольского ига и Золотой Орды (XIII–XVI вв.); становление российской государственности XV–XVI вв.; разрушение российской государственности в период смутного времени (конец XVI – начало XVII вв.); преодоление смуты и развитие государственного и регионального управления в XVII в.; политические реформы Петра I; государственное и региональное управление в середине и во второй половине XVIII в.; реформы и контрреформы государственного управления в России во второй половине XIX в.; государственное и региональное управление Российской империей в начале XX в.; становление государственного управления в послереволюционный период; система государственного устройства в 1930–1940-е гг.; попытки реформирования государственного управления в 1950–1960-е гг.; предпосылки, условия и тенденции современного развития государственного управления. Цели и задачи курса Учебный курс «История государственного управления в России» является обязательным в цикле учебных дисциплин факультета государственного и муниципального управления и изучается наряду с другими общепрофессиональными дисциплинами. Он охватывает период от создания Древнерусского государства в IX в. до наших дней. В результате изучения данного курса студент будет: – иметь представление об истории формирования российской государственности в IX–XXI вв. О содержании этапов этой истории и эволюционных процессах, происходивших в структурах государственной власти и управления России на протяжении всей ее истории, о деятельности конкретных государственных деятелей и правителей России. – знать социально-экономические, политические, идеологические предпосылки и причины исторической эволюции властных и управленческих структур в России; закономерности и особенности процесса возникновения, совершенствования и реформирования системы государственной власти и управления в России; содержание принципов, норм внутренней организации и деятельности государственных органов всех уровней и государственного аппарата, механизмы их формирования и реформирования. – уметь правильно выявлять общее и особенное в развитии российского государства и его властно-управленческих структур на различных исторических этапах; использовать знание исторического опыта российского управления при изучении других дисциплин и на практике, в том числе при оценке происходящих современных политических процессов. Виды занятий и методика обучения В соответствии с требованиями государственного стандарта общая трудоемкость дисциплины установлена решением СЗАГС в 180 час., охватывающих все виды и формы занятий: аудиторные теоретические (лекционные) и практические (семинарские) занятия, а также самостоятельную работу студентов над содержанием курса. Общий объем аудиторных занятий для полной образовательной программы составляет 50 % общего времени, выделяемого для изучения дисциплины, т. е. 90 час.; для очно-заочной – не менее 30 % – 54 час.; для заочной – не менее 10 % – 26 час. Теоретические занятия (лекции) организуются по потокам. Общий объем лекционного курса на очной форме обучения – 46 час., на очно-заочной – 38 час., на заочной – 18 час. На лекциях применяются следующие ТСО: компьютерный мультимедийный проектор. Семинарские занятия организуются по группам. Общий объем семинарских занятий на очной форме обучения – 44 час., на очно-заочной – 16 час., на заочной – 8 час. Используются следующие виды занятий: сообщения, дискуссии, ролевые игры, коллоквиумы, выполнение письменных, в т. ч. тестовых, заданий и др. На практических (семинарских) занятиях по дисциплине применяются следующие методы обучения: опрос, обсуждение выступлений, круглый стол, анализ исторических текстов, письменных, в т. ч. тестовых заданий и др. Самостоятельная работа студентов над содержанием курса представляет собой как внеаудиторную работу (освоение знаний студентами в процессе самостоятельной работы над учебной и специальной литературой и источниками по курсу, рекомендуемыми преподавателем и методическими рекомендациями), так и работу в учебной аудитории в контакте с преподавателем – индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых осуществляется методическая помощь преподавателя студентам и его контроль над их самостоятельной работой. Нормативный объем самостоятельной работы студентов по истории государственного управления в России, установленный учебным планом СЗАГС, для очной формы обучения – 90 час., для очно-заочной – 126 час., для заочной – 154 час. Изучение данной дисциплины необходимо тесно связывать с другими историческими, социально-гуманитарными и специальными предметами. Большую помощь в изучении настоящей дисциплины может оказать также посещение специальных факультативных исторических курсов, музеев и др. Формы контроля Оперативный контроль проводится с целью определения качества усвоения лекционного материала в процессе изучения дисциплины. Наиболее эффективным является его фронтальное проведение в письменной форме и в форме выполнения тестовых заданий по определенным темам курса. Текущий (рубежный) контроль над самостоятельной работой и знаниями студентов осуществляется в ходе семинарских занятий в виде устных ответов и собеседований с преподавателем, а также в виде письменных и тестовых заданий в учебной аудитории или в специальном компьютерном классе. В процессе изучения дисциплины студенты выполняют контрольные задания по разделам учебной программы и курсовую работу. Контрольные задания (тесты) выполняются после освоения основных дидактических единиц, предусмотренных требованиями государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму. Курсовая работа, предусмотренная учебно-тематическим планом, является обязательной для выполнения студентами всех форм обучения. Она является самостоятельным, творческим исследованием студента по выбранной теме. Выполненная в письменном виде и оформленная в соответствии с общеустановленными нормами, курсовая работа должна быть представлена на проверку и отзыв преподавателю в установленные кафедрой сроки. Порядок рецензирования, доработки и защиты курсовых работ устанавливается кафедрой. Оценивается курсовая работа дифференцированной отметкой. Студенты, не выполнившие в полном объеме всю предусмотренную учебным планом работу, в том числе получившие неудовлетворительную оценку за курсовую работу, не допускаются к сдаче экзамена как не выполнившие график учебного процесса по дисциплине. Итоговый контроль. Для контроля усвоения полноты знаний по данной дисциплине учебным планом предусмотрены зачет и экзамен. Зачет проводится в форме собеседования с преподавателем. На зачете билеты не используются и, как правило, не отводится время для подготовки ответа. Преподаватель на зачете не только задает вопросы и оценивает правильность ответов, но и анализирует их для разъяснения недостаточно четко усвоенных положений, стремится расширить знания студентов, советует, как устранить обнаруженные пробелы. На зачете применяется система оценки знаний «зачет» / «незачет». На зачете возможно использование тестовых заданий. Экзамен – форма окончательного контроля за весь пройденный курс. Оценка на экзамене является итоговой по курсу и вносится в документ о высшем профессиональном образовании. Образовательная программа Введение Предмет, задачи, понятийный аппарат курса. Его место в системе специальных исторических и других учебных дисциплин. Источники изучения. Методологические и историографические аспекты. Периодизация курса. Государство, его определение, признаки, атрибуты, теории возникновения и эволюции. Формы государства, его функции и организационные структуры. Определение понятий «государственное управление» и «государственная служба». Место государственного управления в системе государственной власти. Общие тенденции и закономерности в становлении и развитии российской государственности и государственного управления, внутренние и внешние факторы, влиявшие на этот процесс. Теория этногенеза и споры вокруг нее. Список тем 1. Возникновение Древнерусского государства и его эволюция в IX–XII вв. Особенности управления в Киевской Руси. 2. Государственное развитие русских земель в период политической раздробленности. Два типа организации власти и управления в них (середина XII–XV вв.). 3. Образование Московского централизованного государства. Особенности организации государственной власти и управления в конце XV–XVII вв. 4. Рождение Российской империи. Государственное управление и бюрократический аппарат России в первой половине XVIII в. 5. «Просвещенный абсолютизм» и совершенствование системы управления в Российской империи во второй половине XVIII в. 6. Государственное управление в Российской империи в первой половине XIX в. 7. Государственное управление в Российской империи во второй половине XIX в. 8. Российская империя на пути к конституционной монархии и буржуазной республике. Изменения в системе государственной власти и управления в начале XX в. 9. Становление и развитие советской государственной системы власти и управления (октябрь 1917–1925 гг.). 10. Государственное управление в СССР во второй половине 1920-х – 1930-е гг. Утверждение административно-командной системы и режима личной власти Сталина. 11. Эволюция системы государственного управления в СССР в 1941–1985 гг. 12. Изменения в системе государственной власти и управления в СССР в период «перестройки». Возрождение российской государственности и создание новой системы государственного управления в конце XX – начале XXI вв. Реферативное описание тем Тема 1. Возникновение Древнерусского государства и его эволюция в IX–XII вв. Особенности управления в Киевской Руси Предпосылки возникновения государственности у восточных славян. Система «военной демократии». Оформление Древнерусского государства и роль варяжского элемента в этом процессе. Объединение двух территориально-политических центров восточных славян (882 г.) – Новгорода и Киева и значение этого события для объединения племен. Общественно-государственный строй Киевской Руси на первоначальном этапе ее становления (IX–X вв.). Оформление княжеской власти и десятичной системы управления. Место в этой системе князя, его дружины, родоплеменной элиты, вече, местного ополчения. Обычай – первоначальная правовая основа функционирования всех звеньев власти и управления. Полюдье и повод – первоначальная экономическая основа древнерусской государственности. Значение принятия христианства в 988 г. для дальнейшей эволюции древнерусской государственности. Окончательное разложение родоплеменных и оформление частнособственнических отношений. Начало податной системы. Расслоение великокняжеской дружины. «Княжии мужи», «старцы градские», бояре и формирование первоначальных вассальных отношений на княжеской службе. Государственный строй Киевской Руси. Великокняжеская власть и принципы ее передачи. Вече и феодальный княжеский совет, их соотношение в структуре власти и управления. Институт наместничества и система «кормлений». Возникновение и развитие древнерусского права. «Русская правда» – первый письменный свод законов Древнерусского государства и правовая основа великокняжеской власти. Эволюция институтов власти и управления в условиях начала функционирования удельной системы. Великий князь и удельные князья, феодальные съезды. Начало формирования дворцово-вотчинной системы управления. Положение церкви в Древнерусском государстве и ее юрисдикция. Тема 2. Государственное развитие русских земель в период политической раздробленности. Два типа организации Утверждение раздробленности Киевской Руси и ее последствия для древнерусской государственности. Особенности государственно-политического развития русских земель в домонгольский период (середина XII – середина XIII вв.). Изменение статуса великокняжеской власти, порядка ее передачи и территориального размещения княжеского дворца. Два типа управления в русских землях: 1) республиканский – в Новгородской и Псковской землях, 2) монархический – в удельных княжествах. Социально-экономические и политические причины, определившие это различие. Государственное устройство и управление в Новгородской и Псковской вечевых боярских республиках. Административно-территориальное деление и его особенности. Органы государственной власти и управления как основа вечевой республики: вече, Совет господ («оспода»), князь, посадник, тысяцкий, архиепископ («владыка»). Их правовой статус и место в государственной системе Новгородской земли. Организация местного управления и роль в нем выборного начала. Судебная и правовая система в Новгородской и Псковской феодальных республиках. Государственное устройство удельных княжеств на примере Галицко-Волынской и Ростово-Суздальской земель. Особенности дворцово-вотчинной системы управления в них, ее принципиальное отличие от десятичной. Окончательное утверждение отношений вассальной зависимости как экономической и политической основы этой системы. Характеристика двух центров управления в княжествах: княжеского (дворцового) и боярского (вотчинного). Роль удельного князя, княжеской боярской думы в системе дворцового управления. Состав и правовой статус княжеской администрации. Особенности организации судопроизводства. Дальнейшая эволюция института наместничества и кормлений в местном управлении удельных княжеств. Государственное устройство и управление русскими землями в монгольский период (середина XIII–XV вв.) Влияние военно-феодального государства – Золотой Орды на управление удельными княжествами. Система феодальной иерархии, ярлык на княжение и порядок его получения русскими князьями. Порядок сбора дани Золотой Ордой и институт баскаков. Русские земли в составе Великого княжества Литовского, его государственное устройство и управление, их историческая эволюция по мере сближения с Польшей. Влияние этого процесса на управление русскими землями, вошедшими в состав Великого княжества Литовского. Изменения в управлении на Руси в процессе объединения русских земель вокруг Московского княжества (XIV–XV вв.). Особенности государственной централизации начального ее периода. Изменение статуса московских князей. Проблемы взаимоотношений Золотой Орды, Москвы и удельных княжеств, их значение для формирования новых тенденций в системе власти и управления на Руси. Роль русской православной церкви в интеграционных процессах на различных этапах периода раздробленности русских земель. Тема 3. Образование Московского централизованного государства. Особенности организации государственной власти и управления в конце XV–XVII вв. Завершение процесса централизации русских земель вокруг Московского княжества, его предпосылки и особенности. Причины падения Новгородской и Псковской боярских республик. Социальная структура Московского государства и изменения в положении привилегированных слоев общества, крестьянства и городского населения. Усиление дворянства как социальной опоры верховной власти. Отличие вотчинной и поместной систем землевладения. Изменение отношений великого князя с удельными князьями, земскими боярами. Смена вассальных отношений отношениями подданства. Изменение официального статуса великого Московского князя Ивана III в «государя всея Руси» и начало самодержавной тенденции. Формирование высшего органа государственной власти – Боярской думы, принцип ее взаимодействия с государем и совместного принятия законодательных решений. Начало формирования госаппарата по принципу местничества и ограничение системы кормлений в местном управлении. Централизация управления. Начало замены дворцово-вотчинной системы приказной. Изменение государственной атрибутики. Эволюция государственных структур и аппарата центральной власти от Ивана III до Бориса Годунова. Формирование сословно-представительной монархии и ее институтов. Перерастание великокняжеской власти московского государя в самодержавную. Завершение процесса официального оформления царской власти и единого порядка ее передачи в середине ХVI в. Избранная рада и государственные реформы Ивана IV, их значение для централизации власти и утверждения самодержавия. Место и роль Боярской думы, Земских соборов в структуре законодательной власти сословно-представительной монархии. Ослабление властных полномочий боярской аристократии. Роль Освященного собора и церкви в утверждении новой государственности. Окончательное оформление структуры органов исполнительной власти – приказов. Приказы как первые органы центрального административного управления в истории России. Их структура, принципы формирования и стиль деятельности, роль и значение в формировании новой системы государственной власти. Приказы и местное управление. Земская и губная реформы Ивана IV – создание выборного местного управления. Ликвидация института наместников и кормлений. Особенности местного управления и самоуправления во второй половине XVI – начале ХVII вв. Создание и оформление системы государственной службы в Московской сословно-представительной монархии. Принцип местничества – принцип аристократической службы, определявшей деятельность всех структур власти и управления в Московском государстве XVI–ХVII вв. Роль местничества в формировании новой феодальной бюрократии – «служилых людей». Понятие «государева служба». Государев двор и его роль в появлении бюрократической иерархии чинов. Служилые люди «по отечеству» и «по прибору». Понятие «чин» в Московском государстве. Правовое оформление государевой службы и отражение новых тенденций в развитии российской государственности в Судебниках 1497, 1550 гг. Опричнина как очередная попытка царя ограничить экономические и политические права боярства, его лидирующей роли в управлении Московским царством. Кризис российской государственности в конце XVI в. и начало ее разрушения в период Смуты. Преодоление тяжелых последствий Смуты и начало возрождения государственности. Укрепление института царской власти. Роль и место Боярской думы и Земских соборов в этих процессах. Приказы и приказные люди. Местное управление. Сужение выборного начала в местном управлении. Воеводы и приказные избы. Соотношение сословно-представительной и самодержавной тенденций в развитии российской государственности в XVII в. Соборное уложение 1649 г. – правовое закрепление самодержавной власти. Попытки отмены местничества и утверждения принципа служебного соответствия. Государство и церковь в XVII в. Формирование предпосылок для утверждения абсолютизма в государственной системе, социальной структуре и экономической жизни России второй половины XVII в. Тема 4. Рождение Российской империи. Предпосылки и объективные причины формирования абсолютной монархии в России. Определение абсолютизма как государственной системы. Особенность российского абсолютизма и этапы его становления. Государственные реформы первой четверти XVIII в. – их цели и задачи. Усиление тенденции централизации власти, окончательное утверждение самодержавия в форме абсолютной монархии в России. Первый этап реформ – попытка приспособить прежнюю систему центральной власти и управления к новым задачам государства. Усовершенствование приказной системы, создание новых финансовых и контрольно-судебных органов. Дальнейшее ограничение властных полномочий Боярской думы. Ближняя канцелярия, Консилия министров, Преображенский приказ: их функции, задачи и место в первоначальных замыслах Петра I. Губернская реформа 1708–1719 гг. – принципиальный шаг в утверждении абсолютизма. Губернаторы: их служебный статус, порядок назначения и должностные обязанности. Усовершенствование управления городами. Начало юридического оформления городского сословия. Второй этап государственных реформ – принципиальная ломка Петром I прежней патриархальной системы государственности. Учреждение Сената в 1711 г. – конец истории Боярской думы и институтов сословно-представительной монархии в России. Изменение места Правительствующего Сената в общей структуре государственной власти и управления, эволюция его компетенции, функций, состава в царствование Петра I. Создание системы государственных надзорных и контрольных органов (прокуратура, фискалитет). Указ о единонаследии 1714 г. – завершение процесса слияния вотчинного и поместного землевладения, окончательная утрата боярством своего политического и экономического суверенитета. Реализация в петровской России западноевропейской камеральной (бюрократической) модели управления, ее сущность. Замена приказной системы центрального управления коллегиальной. Принципиальное отличие коллегий от приказов. Состав, компетенция, порядок деятельности новых административных учреждений. «Генеральный регламент», «Табель о рангах» - правовая основа замены аристократического начала в формировании государственного аппарата бюрократическим. Изменение служебно-правового статуса дворянства. Новая система получения чинов, должностей и сословных привилегий. Бюрократизация всей государственной системы России и усиление вертикали власти. Включение церкви в структуру государственных учреждений. Ликвидация патриаршества и учреждение Святейшего правительствующего Синода, его состав, компетенция, порядок управления в нем и характер его деятельности. Государство и армия в первой четверти XVIII в. Формирование рекрутской системы набора как основы регулярной армии. Централизация военного управления, создание Военной коллегии и Адмиралтейства. Элементы милитаризации государственного управления в стране. Ревизия (подушная перепись населения), постойная повинность и др. Реформирование судебной системы в России на основе коллегиального принципа. Попытки отделить судебную организацию от административной. Контроль за деятельностью судов и административных органов (прокурор, фискал, аудитор). Создание первых профессиональных полицейских органов и органов политического сыска и суда – Преображенского приказа, Тайной канцелярии. Понятие военно-полицейского государства, созданного в первой четверти XVIII в. Завершение формирования в России абсолютной монархии. Правовое определение императорской власти, данное Петром I в «Воинском артикуле». Идеология российского абсолютизма, оформленная Феофаном Прокоповичем в «Правде воли монаршей». Понятие носителя верховной власти. Принятие Петром I титула императора в 1721 г. и провозглашение России империей. Изменение им порядка престолонаследия Указом о престолонаследовании 1722 г. Значение и главные противоречия государственных преобразований Петра I. Изменения в государственном управлении Российской империей во второй четверти XVIII века. Неустойчивость верховной власти. Дворцовые перевороты – отражение борьбы за власть двух основных сил в придворных аристократических кругах. Создание и характер деятельности чрезвычайных олигархических органов на уровне высшего управления в ходе этой борьбы. Верховный тайный совет – попытка ограничения императорской власти. Кабинет министров, Кабинет ее величества, Конференция при высочайшем дворе: их место и роль в структуре высшей власти Российской империи. Реорганизация Сената и других центральных учреждений. Нестабильность государственной системы и усиление полицейской регламентации государственного управления. Перестройка местного управления, его централизация и бюрократизация. Усиление дворянских привилегий в ходе борьбы за власть, рост бюрократического аппарата управления. Тема 5. «Просвещенный абсолютизм» и совершенствование системы управления в Российской империи «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II и его идеологические основы. «Наказ» императрицы и Уложенная комиссия 1767–1768 гг. Новые принципы ее формирования. Проекты государственных преобразований и причины их ограниченной реализации. Реформа Сената, учреждение Тайной канцелярии при нем. Начало кризиса коллегиальной системы управления, сокращение их числа и перераспределение функций ликвидированных коллегий между Сенатом и органами местного управления. Кризис идеологии и политики «просвещенного абсолютизма». «Учреждения о губерниях Всероссийской империи» 1775 г., правовое определение реформы местного управления. Новое административно-территориальное деление по губернской реформе. Учреждение генерал-губернаторства, определение функций этого института. Определение полномочий губернаторов. Усовершенствование системы губернских учреждений. Статус и функции губернского правления. Создание общесословных и сословных судов. Завершение процесса создания профессиональной регулярной полиции. «Устав благочиния» 1782 г. – правовая основа реформы полиции.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |