Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные вопросы. 1. Трансформация политической и государственной системы в СССР




1. Трансформация политической и государственной системы в СССР. Распад СССР и создание СНГ.

2. Воссоздание российской государственности и Федеративный договор 1992 г.

3. Подготовка и принятие Конституции Российской Федерации 1993 г.

4. Становление и развитие современной системы государственной власти и управления в Российской Федерации на рубеже ХХ–ХХI вв.

Основная литература и источники

1. История государственного управления в России: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. В. Г. Игнатов. – М.: Проспект, 2007. С. 293-359.

2.История государственного управления в России: Учебник / Под общ. ред. Р. Г. Пихои. – М.: Изд-во РАГС, 2003. С. 353-388.

3. История государственного управления в России (X–XXI вв.): Хрестома­тия. – М.: Изд-во РАГС, 2003. С. 482–505, 508–590.

4.Омельченко Н. А., Казбан Е.П. История государственного управления в России: Учебник / Н.А. Омельченко, Е.П. Кабзан. – М.: Гардарики, 2007. С. 298-322.

 

Дополнительная литература

1.Короткевич В. И. История современной России. 1991–2003: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.

5. Рыжков В. А. Четвертая республика. Очерки политической истории современной России. – М.: Ad Marginem, 2000.

 


Контрольные вопросы
(к зачету)

1. «Военная демократия» как организация управления у восточных славян в догосударственный период.

2. Образование Древнерусского государства. Организация власти и управления в нем (IX–XII вв.). Норманская и антинорманская теории.

3. Десятичная система управления в Древней Руси. Характеристика института наместничества и кормлений.

4. «Русская правда» – первый свод русских законов и правовая основа великокняжеской власти.

5. Возникновение удельной системы на Руси. Ее характеристика и роль в распаде Древнерусского государства.

6. Государственные образования на Руси в начальный период политической раздробленности (XII–XIII вв.).

7. Вечевой строй и особенности управления в Новгородской и Псковской республиках (XII–XV вв.).

8. Организация княжеской власти и дворцово-вотчинной системы управления в русских землях в период политической раздробленности.

9. Русская православная церковь и ее роль в управлении русскими землями в условиях политической раздробленности.

10. Особенности управления русскими землями-княжествами в условиях вассальной зависимости от Золотой Орды.

11. Изменения в управлении на Руси в период возвышения Москвы (XIV–XV вв.).

12. Предпосылки создания Московского централизованного государства. Характерные особенности и черты его политического устройства в XV–XVI вв.

13. Избранная рада и реформы управления (центрального и местного) Ивана Грозного.

14. Сословно-представительная монархия в России: общая характеристика, особенности, государственные институты (XVI – середина XVII вв.).

15. Общероссийские судебники 1497 и 1550 годов: общая характеристика и роль в начале становления самодержавной власти в России.

16. Возникновение приказной системы управления в России: ее характеристика, принципы деятельности, эволюция в XV–XVII вв.

17. Организация и эволюция местного управления в России в XV–XVII вв.

18. Формирование аристократической модели государственной службы в России в XV–XVII вв. Содержание принципа «местничества».

19. Соборное уложение 1649 г. как правовая основа феодальной государственности в самодержавной власти России.

20. Боярская аристократия, ее место и роль в управлении Московским государством в XV–XVII вв.

21. Роль и место Русской православной церкви в Московской Руси. Стоглавый собор и значение его решений для управления государством.

22. Утверждение абсолютизма в России: его основные черты, особенности и этапы осуществления, результаты.

23. Административные реформы Петра I: причины, содержание, этапы осуществления, результаты.

24. Правительствующий Сенат и органы государственного надзора при Петре I.

25. Коллегиальная система управления в России: история создания и принцип функционирования.

26. Реформы местного управления в России в первой четверти XVIII в.

27. «Генеральный регламент» и «Табель о рангах»: содержание и значение для создания бюрократической модели государственной службы в России.

28. Изменения в государственном управлении и положении чиновничества в период «дворцовых переворотов».

29. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II и проекты государственного преобразования России второй половины XVIII в.

30. «Уложенная комиссия» 1767–1768 гг.: подготовка, новые принципы формирования, итоги работы.

31. Изменения в системе органов центрального управления в России в 1762–1796 гг.

32. Судебная и полицейская реформы Екатерины II.

33. Губернская (1775 г.) и городская (1785 г.) реформы в России XIX в.: их содержание и значение.

34. Государственное управление в России при Павле I.

35. Российская монархия в первой четверти XIX в. и поиски верховной властью ее усовершенствования.

36. Возникновение министерской системы в России, ее характерные черты и особенности.

37. Проект государственных преобразований М. М. Сперанского и его практическая реализация в первой четверти XIX века.

38. Высшие и центральные государственные учреждения Российской империи в первой четверти XIX в.: система, компетенция, порядок взаимоотношений.

39. Конституционные проекты декабристов по государственному преобразованию Российской империи.

40. Изменения в системе высших органов власти и управления во второй четверти XIX в.

41. Местное управление в Российской империи в первой половине XIX в. Особенности управления окраинами.

42. Статус чиновничества и особенности государственной службы в России в первой половине XIX в. «Устав о службе гражданской».

43. Кодификационная деятельность в России в первой половине XIX в. Полное собрание и Свод законов Российской империи.

44. Российская государственность во второй половине XIX в.: основные тенденции и противоречия развития.

45. Буржуазные реформы 60–70 гг. XIX в. и их влияние на систему государственной власти и управления Российской империи.

46. Крестьянская реформа (1861 г.) в России и ее правовое определение.

47. Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы и формирование всесословного самоуправления в России.

48. Судебная реформа 1864 г.: правовое содержание и значение.

49. Изменения в центральном и местном управлении в России при Александре III.

50. Управление национальными окраинами России во второй половине XIX в.

51. Положение чиновничества в России во второй половине XIX – начале XX вв.

52. Эволюция российской государственности в начале XX в.

53. Манифест 17 октября 1905 г. и новая редакция Основных законов Российской империи 1906 г. Правовое определение положения императора в обновленной государственной системе России.

54. Создание Государственной думы, ее место в системе высшей государственной власти России: компетенция, организация, регламент работы, порядок принятия законодательных решений (1905–1917 гг.).

55. Государственный совет и его расформирование в 1906 г. Место в системе высшей государственной власти России.

56. Изменения в системе центральной исполнительной власти в России в начале XX века. Министерская реформа 1905 г.

57. Местное управление и самоуправление в России в начале XX в.

58. Состояние государственной власти и изменения в системе управления накануне и в годы Первой мировой войны (1906–1916 гг.).

59. Кризис монархической системы и чрезвычайные органы управления в России накануне Февральской революции.

60. Падение самодержавия в России весной 1917 г. и формирование новой, демократической системы власти и управления в России.

61. Временное правительство и государственные учреждения в России в 1917 г.

62. Реформирование местного управления и самоуправления в России в 1917 г.

63. Деятельность Советов в условиях буржуазной республики (февраль-октябрь 1917 г.).

64. Всероссийское Учредительное собрание в России (история подготовки, итоги выборов, начало деятельности и разгон).

65. Создание Советского государства и формирование новой системы государственных и судебных органов (октябрь 1917 – 1918 гг.).

66. Конституция (Основной закон) РСФСР 1918 г.: история создания, содержание, характерные черты, значение.

67. Государственное управление в РСФСР в годы гражданской войны и военной интервенции.

68. Становление советского управленческого аппарата. Понятие номенклатуры.

69. Развитие советской судебно-правовой системы в 1920-е г. Судебная реформа 1922–1923 гг.

70. Создание и развитие советской системы правоохранительных и репрессивных органов (октябрь 1917 – начало 1920 гг.).

71. Система государственного управления в Советском государстве в 1920-е гг.

72. Предпосылки и причины образования СССР. Конституция СССР 1924 г. – правовая основа союзного государства.

73. Причины утверждения, сущность и основные черты административно-командной системы в СССР.

74. Установление режима личной власти И. В. Сталина в СССР в 1930-е гг. Его характерные черты.

75. Развитие советской системы управления в 1930-е гг.

76. Конституция 1936 г.: разработка, принятие, общая характеристика.

77. Государственное управление в СССР в период Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.).

78. Государственное управление в СССР в послевоенный период (1945–1953 гг.).

79. Попытки реформирования административно-командной системы государственного управления в СССР в 1950-е – 1960-е гг.

80. Конституция СССР 1977 г. Концепция развитого социализма. Система государственных органов власти и управления.

81. Перестройка органов государственной власти и управления во второй половине 1980-х – начале 1990 гг.

82. Начало создания парламентской системы в СССР. Введение института Президенства.

83. Основные причины и последствия распада СССР. Создание СНГ.

84. Закрепление государственно-правовых основ Российской Федерации в Конституции РФ 1993 г. Федеральное собрание и институт Президенства в РФ.

85. Становление новой системы государственной власти и управления в современной России. Реформирование местного управления и самоуправления.

86. Государственная служба в РФ: ее становление, правовое закрепление, принципы организации.

 


Методические рекомендации
по изучению дисциплины

Настоящая учебная программа содержит необходимыйматериал, позволяющий при правильном его использовании успешно овладеть курсом «История государственного управления в России». Следует отметить, что при изучении данного предмета студенты должны опираться на знания, опыт и навыки, полученные в ходе предшествующего знакомства с другими гуманитарными дисциплинами и, прежде всего, с курсом «Отечественной истории». Успешное усвоение столь объемной, сложной и в достаточной степени специализированной дисциплины как «История государственного управления в России» возможно лишь при выполнении всех компонентов учебной программы. Студентам необходимо вести конспекты лекций, а также неформально подходить к подготовке и работе на семинарских занятиях. В этой связи при использовании учебной программы рекомендуется особое внимание обратить на следующие его разделы: «Выписка из государственного образовательного стандарта», «Цели и задачи курса», «Образовательная программа», «Планы семинарских занятий».

Содержание первых двух вышеуказанных разделов позволит оценить специфику данной дисциплины и осознать поставленные при ее изучении задачи. Раздел «Образовательная программа», где в соответствии с учебно-темати­чес­ким планом изложены основные вопросы, исследуемые в данном предмете, явится хорошим подспорьем для целостного и четкого понимания курса. Кроме того, данный раздел поможет студенту оценить качество своих конспектов, составленных во время лекционных занятий, правильно организовать самостоятельную работу, а также в полном объеме подготовиться к сдаче зачета и экзамена.

Целью семинарских занятий, включенных в учебную программу, является более детальное, последовательное изучение наиболее важных и сложных проблем данной учебной дисциплины. При подготовке к семинарским занятиям рекомендуется особое внимание уделить проработке исторических документов, поскольку они служат основой для получения первичной информации, способствуют формированию достоверной, объективной оценки того или иного исторического явления, помогают прочувствовать дух эпохи. Необходимые для изучения исторические источники и научная литература перечислены в разделе «Основная литература и источники» к каждому семинарскому занятию.

Списки дополнительной литературы, составленные ко всем семинарским занятиям, помогут студентам более широко и углубленно изучить предложенные темы, подготовить сообщения и доклады. Научные исследования, включенные в состав списков, могут быть использованы при составлении первоначальной библиографии по выбранной студентами теме курсовой работы.

Существенное значение для успешного усвоения полной программы курса имеет самостоятельная работа. Учебно-методический комплекс содержит обширный раздел «Словарь терминов и персоналий», позволяющий легко ориентироваться в ключевых понятиях и терминах, используемых в данном предмете. В данный словарь также включены необходимые справочные сведения по историческим персонажам.

При подготовке к зачету и итоговому экзамену следует, прежде всего, использовать конспекты лекций и учебную литературу, указанную в списке рекомендуемой литературы. С целью самопроверки знаний и тренировки памяти студенты могут обратиться к банку тестовых заданий из соответствующего раздела учебно-методического комплекса.

В заключение стоит еще раз подчеркнуть, что бессистемные занятия, «от случая к случаю», не принесут положительных результатов, а несколько дней усиленной подготовки студента к экзамену не спасут положение. Глубокие и устойчивые знания, а тем более по исторической дисциплине можно получить лишь в процессе длительной и систематической работы ума, а не путем формальной зубрежки. Именно для достижения такой цели, т. е. серьезного профессионального овладения знаниями, студентам предлагается методический комплекс.

Думается, что усвоение важнейших идей курса «История государственного управления в России» будет способствовать формированию у студентов более объективных представлений о специфике исторического развития российской государственности, формировании и эволюции институтов власти в нашей стране, роли личности в истории.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.