Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВОПРОС №19. Развитие государственно-политической системы США




 

В начале 17 (XVII) века в северной Америке была основана первая английская колония (на атлантическом побережье). В период 17-18 (XVII-XVIII) в Америке было создано еще 12 английских колоний. Переселение людей в колонию было стимулировано английской революцией (1640-1655) и последующая реставрация монархии. В середине 18-го (XVIII) века конфликт между метрополией и колонией обострился, начинаются массовые антиправительственные выступления американцев. В 1774 г. в Филадельфии собрался первый континентальный конгресс представителей колонии. В этом конгрессе была утверждена декларация прав. В декларации был выражен протест против таможенной и налоговой политики метрополии, а так же высказана идея о собственном государственном определении. В ответ английское правительство открыло военные действия. Началась война за независимость (1775-1783). Военные действия шли с переменным успехом. Важным событием войны за независимость стал Второй Континентальный конгресс. Его работа продолжалась с 1775-1789. На конгресс съехались представители всех 13 штатов и приняли определенные решения. Решение конгресса: 1) создание американской армии 2) главнокомандующим армии стал Дж. Вашингтон Второй континентальный конгресс на протяжении выполнял ряд функций законодательного органа власти: он принимал важнейшие политические решения, руководил армией, назначал деловых лиц. Важнейшим программным документом в борьбе за независимость стала декларация о независимости США (была принята 4 июля 1776 г.) с этого документа началось оформление североамериканской государственности. Принципы, закрепленные в декларации стали основополагающими элементами нового государственно-правового плана. Для составления декларации была сформирована специальная комиссия, возглавил которую Томас Джефферсон. Декларация независимости США подразделяется как бы на две основные части. В первой содержится философско-правовое обоснование права колонистов на обособленное и самостоятельное существование, а во второй — практическая аргументация в пользу необходимости и оправданности использования права народа на выбор формы правления, которая наилучшим образом обеспечит ему безопасность и счастье. В первой части приводились следующие аргументы в пользу смены формы правления: • является самоочевидной истиной, что все люди созданы равными и что они наделены творцом прирожденными и неотъемлемыми правами, к числу которых относится "право на жизнь, свободу и на стремление к счастью"; • для обеспечения этих прав люди создают правительства, наделенные социальной принудительной властью с согласия тех, кем они управляют; Во второй части Декларации независимости США говорилось о том, что нынешний король Англии является узурпатором, что он облагает колонистов налогами без их согласия и пытается вместе с парламентом подчинить колонистов такой юрисдикции, которая была чужда их конституции и не признавалась их законами. Основные принципы и идеи декларации независимости: 1) принцип народного суверенитета. Полновластие нации, которая обладает правом отделения и образования самостоятельного государства. 2) идея общественного договора. Государство - это результат общественного договора (люди договорились собрать государство и если правительство не соответствует их желаниям народ не только может, но и обязан свергнут правительство). Государство создается для охраны и соблюдения естественных неотчуждаемых прав людей. 4 июля 1776 года декларация независимости была выбрана конгрессом, и этот день стал официальным началом североамериканской государственность (4 июля государственный праздник США). В 1783 году был подписан договор, в котором признавалась полная независимость США. Статьи о конфедерации и вечном союзе 1781 г. (Articles of Confederation and Permanent Union). К началу 80-ых годов 18 (XVIII) века сложились необходимые предпосылки для государственной консолидации штатов: в частности существовал объединенный орган власти (конгресс), существовала единая армия, а так же штаты совместно осуществляли внешнюю политику. Однако процесс создания централизованного государства затянулся. Были дискуссии по поводу объединения. Южные штаты выступали за конфедерацию, представители северных штатов - за более тесное единство. На основе компромисса был составлен проект Соединенных Штатов. Его автором был Бенджамин Франклин. Данный документ был одобрен всеми 13 штатами. 1 марта 1781 год (3 года работали над созданием с 1778) - Первый конституционный документ "Статьи конфедерации ". 9 января 1778 г., на третьем году независимого существования, воюющие штаты создали кон-федеративную организацию, нацеленную на координацию общих усилий в деле обороны и для "заведования общими интересами" (ст. V и VIII). При этом каждый штат сохранял "свое верховен-ство, свою свободу и независимость, равно как и всю власть, всю юрисдикцию и все права, которые не предоставлены этой конфедерацией Соединенным Штатам, собравшимся на конгресс" (ст. II). Основные положения: 1) провозглашалось создание общего государства, за штатами не было закреплено право сецессии (право выхода из конфедерации) 2) сохранялся суверенитет штатов (а именно свобода и зависимость, сохраняли свою юрисдикцию и другие признаки государственности) 3) для решения общих дел в США создавался конгресс, который формировался из ежегодно избираемых депутатов от штатов (каждый штат имел в конгрессе один голос) Полномочия конгресса: - заключение международных договоров - решение вопросов войны и мира - регулирование денежного обращения, мер, весов и т.д. 4) в период между сессиями конгресса действовал комитет штатов, который формировался из делегатов (по одному от каждого штата) Таким образом, статьи конфедерации представляли собой конституционный документ который оформил новое формирующиеся государство во временные правовые рамки.
 
План: 1. Гражданская война 1861-1865 г.г., укрепление федеративных отношений 2. Поправки к конституции США 3. Расширение компетенции верховного суда 4. Формирование федеральной администрации 5. Деятельность конгресса. Институализация политических партий 1. Гражданская война 1861-1865 г.г., укрепление федеративных отношений 19-ое столетие стало для США временем быстрого территориального роста. Первоначально США состояли из 13 штатов к концу 19 века насчитывалось 48 субъектов федерации Пути присоединения новых территорий: 1) освоение земель к западу (в сторону тихоокеанского побережья) индейские войны, индейские резервации. В связи с этим возник штат Индиана, Миссисипи, Алабама, Миссури и др. 2) приобретение, покупка новых территорий. Была приобретена территория штата Луизиана в 1862 году, так же была приобретена территория Аляски в 1867 году 3) военно-политические действия на юге государства (штат Техас был присоединен 1836 году, штат Калифорния присоединен в результате борьбы с Мексикой Территориальный рост США в 19 (XIX) веке сопровождался мощными миграционными потоками со стран Европы и Востока. В середине 19-го (XIX) века США переживают крупный государственно-политический кризис - гражданская война 1861-1865 г.г. Причиной войны стали противоречия между северными и южными штатами где существовали разные экономические уклады. Разногласия возникли по вопросу сохранения аграрного рабства. Далее в 1860 году президентом США был избран Линкольн - противник рабства. Данный факт стал сигналом для сторонников рабства, и в 1860 году из состава США вышли 12 штатов (Алабама, Джорджия, Луизиана, Техас и т.д). Они образовали конфедерацию штатов. Началась гражданская война. В ее результате северные штаты одержали победу и воссоединили территорию Соединенных Штатов Америки. Гражданская война выявила ряд государственно-политических и социальных проблем США: 1) федеративные отношения носили рыхлый характер и надлежало упорядочить взаимоотношения между федерациями и штатами. После гражданской войны верховный суд США вынес важное решение по делу штата Техас. Суд определил, что вхождение штата в федерацию бесповоротно, и что правительство вправе применять силу для сохранения целостности государства. Таким образом, был решен вопрос о единстве государства 2) проблема аграрного рабства. В период гражданской войны президент США А. Линкольн обнародовал прокламацию. В соответствии с этим документом афроамериканцы на территории мятежных штатов объявлялись свободными. В 1865 году конгресс принял 13 поправку к конституции которое отменило рабство в США. Расовая дискриминация в США все еще сохранялась, в том числе это была дискриминация экономического характера, более того были приняты законы которые вводили потом сегрегацию (вводилось раздельное обучение для белых и цветных, отдельные вагоны и т.д.) Таким образом Гражданская война выявила и разрешила ряд важных проблем государственно - правового характера в США. В частности были выстроены федеративные отношения с сильной властью федерального центра и конфедеративные тенденции штатов были ликвидированы. Все это способствовало дальнейшему позитивному государственно - политическому развитию страны. 2. Поправки к конституции США В рассматриваемый период принимается ряд поправок, которые были вызваны проблемами конституционным регулированием. В рассматриваемый период произошли 5 поправок Поправки: 1) 11-ая (одиннадцатая) поправка 1795 г - закрепила невмешательство судебных властей федерации в споры частноправового характера 2) 12-ая (двенадцатая) -1804г - данная поправка ввела новый детализированный порядок голосования на выборах президента и вице- президента. Это было вызвано проблемами которые произошли на выборах президента в 1800 г. 3) ряд поправок 13-14-15 были приняты в период с 1865-1870 гг. Эти поправки были приняты после гражданской войны и были направлены против дискриминации населения по цвету кожи. 13 поправка - отменила рабство, 14 - провозгласила равенство всех граждан США перед законом, за исключением индейцев, 15 - предоставила избирательные права всем лицам мужского пола вне зависимости от цвета кожи 3. Расширение компетенции верховного суда В 19 веке происходит расширение компетенции верховного суда. Верховный суд кроме статуса высшей судебной инстанции приобретает право конституционного надзора. Данное право не было предусмотрено в конституции США. Это право суд присвоил через судебный прецедент, вынеся решение о неконституционности акта конгресса. Со временем эта практика была признана целесообразной и Верховный суд США приобрел исключительное право проверки законов и иных нормативных актов на их соответствие конституции. Право конституционного надзора Верховного Суда предполагает: 1) суд может проверить любой закон на предмет его соответствии конституции 2) если суд признает закон противоречащим конституции то такие нормативно-правовые акты признаются утратившими юридическую силу. 3) толкование законов по средством дачи разъяснения должностным лицам и рядовым гражданам. Верховные суды штатов приобрели аналогичное право по отношению к законодательству своего штата. 4. Формирование федеральной администрациии Федеральная администрация (исполнительная власть) и конгресс (законодательная) пребывали в столице США - первоначально городе Нью-Йорке, затем в Филадельфии (1790-1800), с 1800г столицей стал г. Вашингтон. Исполнительную власть осуществляет президент и федеральная администрация (президент возглавляет исполнительную власть США). Первоначально федеральная администрация (правительство) было представлена несколькими гос секретарями (министрами). Однако реально правительства реально не существовало и все решения президент принимал единолично. Первые федеральные ведомства, департаменты были созданы в конце 18 (XVIII) столетия. К ним относились: департамент финансов, военных дел, иностранных дел, в 19 веке появляется департамент внутренних дел, юстиции и др. В 19 (XIX) столетии сложилась следующая практика: конгрессмен победивший на выборах партии имел право рекомендовать от 100 до 250 чиновников в Федеральную администрацию 5. Деятельность конгресса. Институализация политических партий Конгресс США осуществлял законодательные функции. Конгресс располагается в Капитолии в Вашингтоне. Первоначально законопроект рассматривался в палате представителей в первом чтении. На первом этапе выделяется комитет для составления предварительного текста законопроекта. В втором чтении законопроект проходит постатейное рассмотрение. Третье чтение- заключительное чтение где законопроект утверждается. Дальше закон отправляется в сенат, в случае разногласия создаются группы для согласования. Голосование изначально происходило разнообразными способами, сначала вставаниями, затем опросом, потом с помощью письменных бюллетеней. Далее на протяжении 19 века усиливалась роль комитетов конгресса в политической жизни страны. К концу 19 столетия существовало в палате представителей 44 - а в сенате 49 постоянных комитетов. По существу во всех комитетах решались важнейшие вопросы. Заседания конгрессов происходили довольно своеобразно. Конгрессмены ели в залах заседания, курили, распивали алкогольные напитки. Кроме законодательной функции сенат так же утверждал важных должностных лиц по представлению президента (в том числе членов верховного суда). В 19ом (XIX) столетии в США происходит формирование политических партий, которые стали важным фактором в политической жизни страны. Первоначально организационной формой политического объединения были политические клубы. В конгрессе формировались так называемые кокусы (группировки той или иной политической линии). В 1828 году создается демократическая партия. Первоначально демократы объединяли плантаторов рабовладельцев юга и крупных предпринимателей севера. В 1854 году образовалась республиканская партия, которая отражала интересы севера. После гражданской войны различия между партиями стали быстро стираться. На выборах президентов США, губернаторов штатов конкурируют кандидаты от этих двух политических партий. Так же они конкурируют на выборах в конгресс. Специфика партий: они не имеют постоянного членства, программы и устава. Основным документом партии выражающим ее политическое кредо является предвыборная программа, принимаемая ред выборами президента. Таким образом в США сложилась двухпартийная система, в результате выборов демократическая и республиканская партии периодически сменяют друг друга, причем победы на выборах той или ной партии не приносят координатных перемен в политический курс и социально-экономическую политику 1) партийная система США В 20-м (XX) веке в политической жизнь США окончательно оформлялась двухпартийная система (республиканская и демократическая партия) Неизменно представители республиканской и демократической партии становились президентами США, депутаты конгресса и губернаторы штатов так же принадлежали к данным партиям. Принципиальных различий между республиканцами и демократами отсутствуют. Обе партии выступают за государственно правовое развитие строго в рамках американской конституции, однако некоторые различия в программах существуют Республиканская партия выступает за укрепление частной свободы и экономического индивидуализма. Демократическая партия сторонница государственного регулирования социально-экономической жизни страны. На такую установку демократов повлиял период правления президента Рузвельта (1933-1945 годов). Накал избирательной борьбы между партиями сохраняется высокий, нередко они выступают с разоблачением коррупции и других противоправных действия. Спецификой организационной структуры партий является то что они не имеют постоянного членства, программы и устава. Основным документом партии, выражающим ее политическое кредо является предвыборная программа принимаемая перед выборами президента США. Организационная структура партии: 1) первичная ячейка 2) комитет избирательного участка 3) комитет графства 4) центральный комитет штата 5) национальный партийный комитет 6) общенациональный конвент партии (по сути это съезд партии) Общенациональный конвент выдвигает кандидата в президенты, при этом кандидат должен быть реально избран на первичных выборах по штату. При этом кандидат в президенты подбирает себе вице-президента (его утверждает конвент) и назначает председателем национального комитета, которые становятся руководителями его предвыборного штаба. Основными заданиями партийных структур является агитация населения и сбор средств на избирательную компанию. 2) поправки к конституции 20го столетия Поправки к конституции США отразили демократизацию избирательного права, а так же отразили политико-правовое доминирование федеральны властей, изменение порядка формирования исполнительной власти. Демократизация избирательного права: 1) в 1920г женщинам было право голосовать и быть избранными наравне с мужчинами (19 поправка); 2) в 1964г было запрещено ограничивать избирательные права граждан по причине неуплаты ими налогов, включая налог по выборам (24 поправка); 3) в 1971г был установлен единый избирательный возраст - 18 лет (26 поправка). Таким образом, поправки конституции сделали избирательные права равными и всеобщими Политико-правовое регулирование федеральных властей было закреплено в 1913, 16 поправка закрепила право конгресса вмешиваться в торгово-финансовую деятельность субъектов федерации, т.е взимать подоходный налог из. Любого источника игнорируя интересы штатов. Изменения в формировании исполнительной власти: 1) в 1951 году была закреплена норма, по которой любое лицо не может занимать должность президента более чем два раза.(Поправка 22) эта поправка была реакцией на длительное президентство Ф. Рузвельта. 2) в 1967 году был определен порядок замещения замещения вице-президентом президентского поста в случае чрезвычайной вакансии, а так же право президента назначать себе вице-президента в случае образовавшейся вакансии (25 поправка) 3) развитие государственно-политических систем Основной тенденцией развития государственно-политической системы США в. Новейшее время стало противостояние (конкуренция) президентской власти (исполнительная ветвь) и конгресса (законодательная ветвь). Причины противостояния: 1) президент в своей политике не всегда мог опираться на большинство в конгрессе (на протяжении 20-го (XX) столетия очень часто президент был республиканец, а большинство в конгрессе были демократы и наоборот) 2) рост значения президентской власти и одновременно сокращение возможности влияния конгресса на государственную политику. В первой половине 20го века за президентом были закреплены чрезвычайные полномочия (из-за участия во Второй Мировой войне): 1) контроль над стратегически важными отраслями экономики 2) он приобрел право не информировать конгресс о своей деятельности 3) президент приобрел преимущество при формировании и исполнении бюджета 4) сформировалась собственная система нормативных актов президента (исполнительные приказы, прокламации и другие акты), при этом исполнительные приказы президента по своему значению сравнялись с законами конгресса. 5) право отстранения должностных лиц Такое усиление значения и влияния президентской власти вызвало противодействие со стороны конгресса. В этой связи конгресс добивается следующего: 1) в 1973 году ограничение права президента начинать войну. Теперь президент должен согласовывать такое решение с конгрессом. 2) в 1977 г. были ограничены полномочия президента по реорганизации правительственного аппарата 3) в 1970-ые годы сложилась практика законодательного вето конгресса на решения исполнительной власти (в 1983г верховный суд признал эту практику неконституционной) 4) в концу 20-го столетия сложилась практика специальных расследований деятельности администрации президента, и это стало важным инструментом в руках конгресса, для контроля за исполнительной властью.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.