КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для самопроверки 5 страница
[490] См.: История государственного управления в России. М., 1997. С. 209. [491] Федюк В.П. Белые: антибольшевистское движение на Юге России 1917—1920 гг. М., 1990; Венков Л.В. Антибольшевистское движение на Юге России на начальном этапе гражданской войны. Ростов н/Д, 1995; Ларьков Н. С. Начало гражданской войны в Сибири: Армия и борьба за власть. Томск, 1995; Устаткин С.В. Трагедия Белой гвардии. Н. Новгород, 1995; и др. [492] Поляков Ю.Л. Гражданская война в России (поиски нового видения) // История СССР. 1990. № 2. С.110. [493] Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе, цивилизации. М., 1995. С. 392. [494] Политические партии России в зеркале энциклопедии: проблемы и решения. «Круглый стол» //Отечественная история. 1997. № 3. С. 142. [495] Попытка повернуть Россию вспять обернулась иностранной военной интервенцией, гражданской войной, принесла кровь, страдания, разрушения, лишения, обрекла народ страны ни величайшую трагедию в ее истории. [496] Лихолетьем 1917—1920 гг. доказана приверженность абсолютного большинства населения России движению к новым историческим рубежам, его решимость не допустить возврата к старому режиму, который завел страну в тупик и был отвергнут двумя народными революциями 1917 г. [497] Один из уроков 1917—1920 гг. — структура, функции, методы государственного управления должны быть адекватны задачам, условиям момента. [498] Совет труда и обороны теперь действовал на правах комиссии СНК, согласовывал деятельность ведомств, преимущественно в хозяйственном строительстве, имел в составе наркомов ВСНХ, труда, земледелия, продовольствия, рабоче-крестьянской инспекции, представителей ВЦСПС, ЦСУ; возглавлялся он Председателем СНК В.И. Ульяновым (Лениным); преобразован (1923 г.) в ЭКОСО, в исполкомах созданы экономсовещания, координировавшие работу местных хозяйственных органов. Сначала сужен был объем функций Всероссийской комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем, усилены в ее работе начала «революционной законности», борьбы с детской беспризорностью, в 1922 г. она реорганизована в Государственное политическое управление, упразднены местные, транспортные, фронтовые, армейские ЧК. Судебные функции изъяты из ведения административных органов, сосредоточены в народных судах. Продолжала функционировать до 1936 г. созданная в 1920 г. при СНК Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (ВЧК ЛБ), которая руководила обучением неграмотных и малограмотных взрослых с помощью добровольного общества «Долой неграмотность», возглавляемого Председателем ВЦИК М.И. Калининым, опираясь на организационную структуру системы ликбеза. Упразднены ВРК, ревтрибуналы и другие чрезвычайные органы. См.: ВЧК и начало нэпа // Свободная мысль. 2000. № 4. С. 114-128. [499] Восстановлена конституционная избирательная система с ее специфическими чертами: прямые выборы с открытым голосованием в сельские и городские Советы, многоступенчатые — в высшие органы власти и управления; избирательные участки — по предприятиям, территориальные — для не охваченного производством населения, преимущество в нормах представительства для рабочих по отношению к крестьянству, лишение избирательных прав 7 категорий лиц, многопартийность Советов. [500] См.: Съезды Советов в документах. 1917—1936гг.: В 3 т. T.I. M., 1959. С. 141—147, 180—184; 216. [501] Восстановлено действие статьи 37 Конституции РСФСР, согласно которой «общее управление делами РСФСР принадлежит СНК, который принимает все меры, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни». Есть версия, что за весь XX в. Россия лишь однажды — с октября 1917 г. до осени 1922 г. имела такое правительство, которое умело привлекало, расставляло по местам лучшие силы, управляло наиболее рационально, правильно, целесообразно. См.: Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. М., 1995. С. 173. [502] 2 История государства и права России /Отв. ред. Ю.П. Титов. М., 1996. С. 358. [503] Еще на VIII съезде Советов в работе участвовали меньшевистские и эсеровские делегаты без права решающего голоса. Организации этих партий существовали легально. Эсеры предложили создать «единую социалистическую партию». Меньшевистская РСДРП участвовала в 1920 г. во Всероссийском партийном совещании, провела свою конференцию, а в 1922 г. призвала к установлению демократической республики и в условиях преследования ушла в подполье. В 1922 г. активным членам партии эсеров было предъявлено обвинение в конспиративной антигосударственной деятельности, они были арестованы и предстали перед судом летом 1922 г. [504] Активно утверждал тезис «диктатуры партии» Г.Е. Зиновьев, предлагавший закрепить его конституционно. См.: Зиновьев Г.Е. Наши задачи // Правда. 1923. 2 марта, а также XII съезд Российской коммунистической партии (большевиков). Стенографический отчет М., 1923. С. 41. [505] См.: Об антисоветских партиях и течениях. Резолюция XII Всероссийской конференции РКП (б). 4—8 августа 1922 г. [506] См.: Исаев И.А. История государства и права России. М.,1994. С. 354—368. Здесь представлены аналитический итог разработки, содержание каждого кодекса, споры разработчиков, детальность обсуждения, коллективность принятия. [507] Кодексы оформили юридически нэповское государственное управление, означали правовое регулирование его сферы, отразили его социально-экономическую сущность и пределы, господствующее положение государственной собственности, развитие частнохозяйственной деятельности при регулирующей в определенных рамках роли государства. [508] Советские республики Азербайджан, Армения, Грузия объединились 12 марта — 13 декабря 1922 г. в Закавказскую Социалистическую Федеративную Республику, создали федеративное управление в сферах внешней политики, военных дел, финансов, транспорта, связи, РКИ, которым ведал исполнительный Союзный совет. В других сферах республики сохранили самостоятельное управление. [509] См.: Последние письма и статьи В.И. Ленина. 23.12.1922—02.03.1923 г. И // Полн. собр. соч. Т. 45. М., 1970. В 34—45-м, 49—55-м томах опубликованы произведения первого и бессменного в течение пяти лет Председателя СНК, в которых отражена роль В.И. Ленина в создании, развитии советского государства, управления. [510] Игнатов В.Г., Понеделков А.В., Старостин A.M., Черноус В.В. Теория и история административно-политических элит России. Ростов н/Д, 1996. С. 120. В.И. Ленин убеждал соратников в том, что компартия может руководить, но не управлять, не смешивать в текущей работе общественно-партийные и государственно-советские функции. [511] Исключительному ведению съезда СССР подлежали изменения, дополнения союзного договора; исключалась возможность его денонсации в одностороннем и групповом порядке. Конституционно была оформлена возможность вступления в СССР новых государств; образование Союза представлялось шагом по пути объединения трудящихся всех стран в мировую социалистическую советскую республику. В последующие годы Союз объединял 16 союзных республик. См.: Съезды Советов СССР. Сб. документов. 1922-1936 гг. М., 1960. Т. 1. С. 17, 75. [512] Президиум ЦИК сообщил в июле 1923 г. всем народам и правительствам о создании СССР, о начале работы его высших органов власти и управления. См.: СУ РСФСР 1923 г. № 95. Ст. 950. На II съезде Советов присутствовало 2124 делегата. В Союзный Совет ЦИК избрано 414 членов и 220 кандидатов пропорционально населению союзных республик. РСФСР уступила добровольно часть мест менее населенным БССР и ЗСФСР. Совет Национальностей утвержден в количестве 100 человек по списку республик и областей. См.: Съезды Советов СССР. Сб. документов 1922—1936гг. Т. III. С. 31—33. [513] Вторая палата ЦИК и такое построение высших органов СССР, чтобы они полностью отражали не только общие нужды и потребности всех народов, но и специфические каждого из них, сделаны по рекомендации XII съезда РКП(б). См.: Съезды Советов СССР. Т. 1.С. 28. Современные авторы полагают, что ни в одной из западных федераций ее субъекты не имели статуса суверенного государства. Это советское новаторство не получило мирового развития, было отягощено элементами унитаризма в СССР. См.: Коржчхина Т.П., Сенин А.С. Указ соч. С. 198. [514] См.: Съезды Советов СССР. Сб. документов 1922—1936 гг. Т. III. М., 1960. С. 15—22, 40—54. Конституция принималась в обстановке острых дискуссий, не были поддержаны идеи ликвидации РСФСР и ЗСФСР, вхождения автономий на правах независимых суверенных республик, высказывались возражения против союзной Конституции (ограничиться лишь договором), союзного гражданства, Палаты национальностей, вхождения в нее представителей автономий. [515] В современной литературе есть мнения как о федеративном, так и унитарном характере государственного устройства и управления РСФСР. См.: История государства и права России. С. 387. [516] Об основах судоустройства, судопроизводства, основных началах уголовного законодательства, общих началах землепользования и землеустройства СССР и союзных республик, о новой редакции УК РСФСР см.: Исаев И.Л. Указ соч. С. 369-370 [517] При приеме на государственную службу при прочих равных условиях преимущество отдавалось лицам, знающим местные языки. ВЦИК и СНК упразднили наркомнац, вместо которого при Президиуме ВЦИК учрежден (апрель 1924 г.) отдел национальностей. См.: История государства и права России. С. 368. [518] Присутствовало 2276 делегатов. ЦИК СССР образован в составе 633 человек. В Союзный Совет избрано 450 членов и 199 кандидатов. РСФСР уступила часть полагавшихся ей мест (все население составляло 70,2% СССР) менее населенным республикам. Совет национальностей утвержден в составе 131 члена и 53 кандидатов, представлявших все национальные государства и государственные образования СССР. См.: Съезды Советов СССР. Сб. документов 1922-1936гг. Т. III. С. 65-71. [519] См.: Съезды Советов СССР. Сб. документов 1922—1936 гг. Т. III. С.77-83. [520] До 1936 г. функционировал СТО (Совет труда и обороны) СССР, созданный Совнаркомом по решению ЦИК. [521] См.: СЗ СССР 1927 г. № 21. Ст. 242. [522] Протоколы, документы совместных заседаний ЦКК ВКП(б) и НК РКИ по советским вопросам хранились в государственных архивах, а документы ЦКК — в партийных. [523] Своеобразное соединение, совместная работа НК РКИ и ЦКК ВКП(б) прекратились, когда оба органа упразднили в 1934 г., была создана Комиссия партийного контроля при ЦК ВКП(б) и Комиссия исполнения при СНК СССР преобразована в Комиссию советского контроля при СНК, которая сосредоточилась на функциях контроля исполнения решений правительства и осуществляла бюрократический контроль силами штатных контролеров без участия масс (упразднены и ячейки содействия РКИ). [524] История России. ХХ век /Отв. Ред. В.П. Дмитренко. М., 1997. С. 281. [525] Провозглашенная 23 марта 1918 г. Донская советская республика управлялась своим правительством — СНК до захвата ее в мае германскими войсками. После восстановления советской власти в 1920г. переименована в Донскую область (имела 6 округов), административное деление которой изменено декретом ВЦИК (7 марта 1923 г.). В ноябре 1924 г. донские округа и районы вошли в Северо-Кавказский край (центр — г. Ростов-на-Дону), объединивший Дон, Кубань, Ставрополье, национальные округа и области Северного Кавказа. Летом 1930 г. вместо округов созданы районы. В январе 1934 г. из Северо-Кавказского края выделился Азово-Черноморский край, разделенный 13 сентября 1937 г. на Краснодарский край и Ростовскую область. [526] См.: Съезды Советов СССР. Сб. документов. Т. III. С. 215, 223— 224. Проект разрабатывался почти полтора года Конституционной комиссией, 12 подкомиссиями в составе квалифицированных специалистов, ученых, государственных и общественных деятелей из всех республик; он опубликован, изучался повсеместно и полгода всенародно обсуждался на собраниях трудящихся, заседаниях советских и других различных структур, на Чрезвычайных районных, городских, областных, краевых, республиканских съездах Советов, одобрен с поправками, предложениями, которые учтены Конституционной комиссией и союзным съездом, где проект тщательно обсужден коллективно, уточнен. Современная литература отразила действительно всенародное творческое обсуждение и одобрение проекта; участие более половины взрослого населения, поступление в комиссию 154 тыс. предложений к отдельным статьям, выступление по докладу И.В. Сталина 56 делегатов, работу Редакционной комиссии, принятие Всесоюзным съездом 47 поправок и дополнений к трем десяткам статей. Подробнее см.: История государства и права России / Отв. ред. Ю.П. Титов С. 406—408; Исаев И.А. Указ. соч. С. 384. [527] Конституция СССР 1936 г. «формально отвечала лучшим мировым образцам того времени». Политическая история России / Отв. ред. В.В. Журавлев. М., 1998. С. 530. [528] См.: Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик // Съезды Советов СССР. Сб. документов Т. III. С. 226—246. Обобщенные оценки Конституции СССР. См.: История государства и права России / Отв. ред. Ю.П. Титов С. 418. [529] Конституция РСФСР принята 21 января 1937 г. XVII Всероссийским съездом Советов. Многие главы, статьи повторяли дословно аналогичные главы, статьи союзного Основного закона, были составлены в соответствии с ним, в том числе по вопросам государственного управления. РСФСР, сказано в ее Конституции, добровольно объединилась с другими республиками в Союз ССР, передала ему права согласно ст. 14 Конституции СССР, осуществляет власть и управление самостоятельно вне пределов этой статьи, сохраняет свои суверенные права, признает обязательность законов СССР на своей территории. В отличие от союзной в Конституции РСФСР представлена структура местных исполкомов, допускались особенности с учетом социально-экономического разнообразия районов, городов, автономных республик. [530] На многих избирательных участках граждане стремились проголосовать в числе первых, занимали очередь с вечера, ожидали всю ночь до начала голосования в 6 часов утра. По данным избирательных комиссий, в выборах ВС СССР участвовало 96,8% избирателей, в местные СДТ — 99%. За кандидатов единого блока проголосовали 99% избирателей в ВС СССР, 99,02% — в областные, 98,7% — в районные, 98,04% — в городские и сельские советы депутатов трудящихся, что отражало единство народа, власти, управления, подотчетность власти народу, для чего существовало право отзыва избирателями депутатов. [531] При правительстве были созданы всесоюзные комитеты по делам искусств (1936 г.), кинематографии (1938 г.), высшей школы (1936 г.), регламентирован порядок присуждения ученых степеней, присвоения ученых званий, введен в действие типовой устав вуза (1938 г.). [532] В Конституции РСФСР отсутствовала аналогичная статья, поскольку здесь не было своей партии в отличие от других союзных республик, действовала ст. 126 союзной Конституции. [533] Исаев И.А. Указ. соч. С. 401. [534] См.: Коржихина Т.П., Фигатнер Ю.Ю. Советская номенклатура: становление, механизмы действия // Вопросы истории. 1993. № 1. С. 25—36; Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. М, 1995, С. 240—272. [535] См.: Курашвили Б.П. Новый социализм. К возрождению после катастрофы. М., 1997; Власть и советское общество в 1917—1930 годы: Новые источники. «Круглый стол» // Отечественная история. 2000. № 1. [536] См.: Россия, которую мы не знали. 1939—1998. Хрестоматия. Челябинск, 1995. [537] Ранее Российская Федерация, Советский Союз были названы «социалистическими» в смысле перспективы и социального характера строительства. В 30-е гг. общество объявлено социалистическим по итогам строительства и на основе определенных критериев, зафиксированных в Конституции СССР 1936 г. Социализм считался тогда построенным в основном с перспективой завершения его строительства. Позднее многие авторы критически отнеслись к этой самооценке. (История государства и права России / Отв. ред. Ю.П. Титов. С. 401, 403.) [538] Нарастало стремление рабочих, крестьян, интеллигенции, государственных и общественных деятелей различных стран увидеть, понять «феномен возникновения и строительства нового, справедливого, доселе невиданного на планете общества», крепла их поддержка Страны Советов и надежда на успех. См.: Куликова Г.Б. СССР 1920—1930-х гг. глазами западных интеллектуалов //Отечественная история. 2001. № 2. С. 4. [539] См.: Поташев Ф.И. Воплощение российских традиций соборности в народных Советах XX в. // Российская соборность и современность. Ростов н/Д, 1997. [540] Правительства Англии, Франции подталкивали Гитлера к войне против СССР, подписали с ним в 1938 г. пакт о разделе Европы, предоставив фашистской Германии свободу в Восточной Европе. [541] Руководство СССР рассчитывало на длительную и изнурительную войну фашистской Германии против европейских стран, но большинство их сдалось Гитлеру почти без сопротивления, что укрепило экономические, военные, геополитические позиции Германии, ускорило разработку плана нападения на СССР (18 декабря 1940 г. Гитлер утвердил план «Барбаросса»), сократило подготовку СССР к неизбежному отражению германской агрессии. [542] См.: История России. XX век / Отв. ред. В.П. Дмитренко. М., 1997. С.412. [543] Многие партийные работники утрачивали черты идейно-нравственных руководителей, духовную инициативу, превращались в карьеристов, заправских чиновников-бюрократов, отрывались от народа. [544] История государства и права России / Отв. ред. Ю.П. Титов. М., 1996. С. 429,431. [545] Дифференцировано управление сложным промышленным комплексом, созданы новые отраслевые наркоматы в сфере оборонного сектора промышленности, производства вооружений. [546] Возрождались «имперско-русские традиции в Красной армии». См.: История России. XX век. А.Н. Боханов и др. М., 1996. С. 394. В русле этих традиций восстановлены позднее офицерство, погоны, гвардия; учреждено 26 июня 1945 г. звание Генералиссимуса Советского Союза, присвоенного тогда же И.В. Сталину. В России звание Генералиссимуса введено официально Воинским уставом 1716г., его имели А.С. Шеин, А.Д. Меншиков, Антон Ульрих Брауншвейгский (отец императора Ивана VI Антоновича), А.В. Суворов. [547] Из уволенных в конце 30-х гг. около 40 тыс. командиров РККА восстановлено 30 тыс., в том числе К.К. Рокоссовский, А.В. Горбатов и другие, часть же расстреляна, что ослабило офицерский корпус. [548] См.: Россия, которую мы не знали. 1939—1993. Хрестоматия. Челябинск, 1995. С. 31—33. Бобылев П.Н. Точку в дискуссии ставить рано. К вопросу о планировании в Генштабе РККА возможности войны с Германией в 1940—1941 годах // Отечественная история. 2001. №1. С. 41—64. [549] О Комитете Обороны. Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР. 9 апреля 1941 г. // Известия ЦК КПСС. 1990. №2. С.203. [550] С учетом уроков исторического опыта и современной практики все более четко утверждается у россиян осознание ответственности высших должностных лиц государственного управления за допущенные ими ошибки в руководстве страной, задержавшие улучшение и ухудшившие качество жизни большинства народа. [551] Вступление СССР в связи с агрессией во вторую мировую войну, порожденную западной индустриальной цивилизацией, обнажившую ее глубокий и масштабный кризис, придало ей антифашистский, освободительный характер. Война охватила 61 страну, 80% населения земли, стала невиданным кошмаром в истории человечества. [552] «Нам недостаточно захватить Ленинград, Москву, Северный Кавказ, — заявил Гитлер. — Нам необходимо стереть с лица земли это государство, уничтожить его население». Гитлер приказал «уничтожить Россию, чтобы она больше никогда не смогла подняться». В соответствии с гитлеровской программой колонизации и германизации «восточного пространства» уничтожению подлежали не только славянские, но и другие «неарийские» народы, жившие на территории СССР, поголовное уничтожение грозило, в частности, евреям. Программа страшного геноцида, «наставления» фюрера выполнялись фашистскими солдатами и офицерами с немецкой тщательностью под лозунгами «дранг нах остен», «Германия превыше всего». [553] Партийным и советским организациям прифронтовых областей. Директива СНК СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей о мобилизации всех сил и средств на разгром фашистских захватчиков. 29 июня 1941 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 8-е. М., 1971. С. 18,19. Содержание этого мобилизующего документа изложено в выступлении И.В. Сталина по Всесоюзному радио 3 июля 1941 г. [554] Главы высших, центральных органов управления предлагали, коллективно обсуждали, принимали неординарные, срочные меры, брали на себя новые обязанности, сохраняя и прежние, придавали управленческим структурам, кадрам мобилизационное состояние, обеспечивали перестройку управления без излишней суеты и растерянности. [555] Масштабные неудачи начала Великой Отечественной войны тяжелы, но не идут ни в какое сравнение с поражениями Польши, Франции и других стран Западной Европы, с разгромом англо-французских войск под Дюнкерком. Советский Союз длительное время в одиночку боролся не только против военной мощи Германии, но и против военно-экономического потенциала большей части Европы, порабощенной фашистскими захватчиками. [556] Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. М., 1995. С. 235; Сукиасян М.А. Власть и управление в России: диалектика традиций и инноваций в теории и практике государственного строительства. М., 1996. С. 260. [557] Неправомерно ставить вопрос о слабости Конституции СССР, поскольку в ней не предусмотрены конкретные политика, чрезвычайные органы на случай войны. Их нет ни в одной Конституции, в том числе действующей с 1993 г. в Российской Федерации. [558] Коржихина Т.П., Сенин А.С. Указ. соч. С. 235. [559] Чрезвычайность не исключала конституционную основу управления, а сочеталась с ней. Продолжали функционировать конституционные органы в центре и на местах. Чрезвычайные органы состояли из представителей конституционных органов, силами и аппаратом которых осуществлялись решения чрезвычайных органов. [560] См.: Вся история в одном томе. М., 1997. С.266. Комиссии с аналогичными функциями созданы в республиках, краях, областях, городах, подвергшихся оккупации. См.: История государства и права / Отв. ред. Ю.П. Титов. М., 1996. С.460. [561] См.: История государства и права России. С. 467. [562] В состав СГК вошли И.В. Сталин, начальник Генерального штаба РККА Г.К. Жуков, В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов, С.М. Буденный, Н.Г. Кузнецов. Этот состав несколько отличался от проекта, предложенного НКО, в котором предусматривалось назначение И.В. Сталина Главнокомандующим, включение в состав СГК первого заместителя начальника Генштаба Н.Ф. Ватутина. См.: Г.К. Жуков Воспоминания и размышления. Изд. 7-е. М., 1986. Т.2. С.62. [563] Маршалы Г.И. Кулик, Б.М. Шапошников, генералы К.А. Мерецков, Н.Ф. Ватутин, П.Ф. Жигарев, Н.Н. Воронов, начальник Главного управления политической пропаганды Л.З. Мехлис, члены и кандидаты Политбюро ЦК ВКП(б) А.И. Микоян, Л.М. Каганович, А.А. Жданов, Л.П. Берия, Н.А, Вознесенский, Г.М. Маленков. [564] Маршал С.К. Тимошенко не входил в высшее политическое руководство страны, не имел права принимать окончательные решения и поэтому являлся лишь номинальным руководителем. Некоторые члены Ставки, входившие в Политбюро ЦК ВКП(б), требовали от него докладов, информации и даже отчетов о действиях. Г. К. Жуков считал, что при существовавшем тогда порядке С.К. Тимошенко самостоятельно не мог принимать принципиальных решений. Это осложняло работу по управлению войсками и неизбежно приводило к излишней трате времени на выработку решений и отдачу распоряжений. Группа же советников при СГК играла номинальную роль, поскольку все советники вскоре получили другие назначения и замена их не состоялась. См.: Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. Т.2. С. 86. [565] В состав ГКО вошли первоначально В.М. Молотов, Л.П. Берия, К.Е. Ворошилов, Г.М. Маленков, с 3 июля в качестве уполномоченных — А.И. Микоян (по снабжению обозно-вещевым имуществом, продовольствием и горючим), Л.М. Каганович (по воинским перевозкам). В феврале 1942 г. все трое стали полноправными членами ГКО. В ноябре 1944 г. вместо К.Е. Ворошилова в состав ГКО введен Н.А. Булганин. [566] В зарубежной литературе высказано мнение о том, что включение в состав ГКО членов ПБ ЦК ВКП(б) сделало его свободным от «политического надзора, который так усложнял деятельность органов управления», обеспечило оперативность его работы. См.: Верт Н. История советского государства. 1900—1991 / Пер. с фр. М., 1992. С. 272. [567] Г.К. Жуков подтвердил документально в своих воспоминаниях роль бессменного Председателя ГКО СССР, который возглавлял одновременно СНК, НКО, СВГК, Секретариат ЦК ВКП(б), где «чувствовалась его твердая рука». См.: Жуков Г.К. Указ. соч. С.64. Сосредоточение И.В. Сталиным пяти ответственных должностей оказалось оправданным в военных условиях. С учетом этого опыта в сложных, хотя и не военных, условиях постсоветского кризиса Б.Н. Ельцин совместил должности Президента РФ, Председателя Президентского Совета, Совета Безопасности, Политического консультативного Совета («четверки»), Совета по культуре, Комитета обороны, Верховного Главнокомандующего и др. [568] См.: Великая Отечественная война. 1941—1945. Энциклопедия. М., 1985. С. 214. [569] В состав Транспортного комитета включены с учетом его значения И.В. Сталин (председатель), А.А. Андреев (заместитель председателя), наркомы путей сообщения, морского и речного флота. 11 мая 1944г. функции ТК переданы оперативному бюро ГКО СССР. [570] Подвиг советских железнодорожников // Гудок. 1995. 4 мая. [571] В состав этого оперативного органа вошли члены ГКО В.М. Молотов (председатель), Л.П. Берия, Г.М. Маленков, А.И. Микоян. 11 мая 1944 г. его возглавил Л.П. Берия, введены в состав Н.А. Вознесенский и К.Е. Ворошилов. [572] Бывшие комиссары получили воинские звания, были назначены замполитами или командирами. [573] Осенью 1942 г. учреждена должность Главнокомандующего партизанским движением, которую исполнял маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов. [574] Военное строительство имело характер управляемого процесса, отличалось творческим характером, динамизмом, охватило миллионы вставших под ружье советских людей. [575] Госплан СССР разрабатывал квартальные и месячные планы с учетом быстро менявшихся задач и условий, адекватно которым перестраивались оперативно и органы государственного управления.
[576] См.: О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. [577] Высшие конституционные и чрезвычайные органы управления, их главы всю войну находились в Москве, даже в тяжелое осеннее время. 1941 г., когда Москва была в полосе видимости из вражеских окопов. Торжественное собрание 6 ноября, военный парад на Красной площади 7 ноября по случаю 24-й годовщины Октябрьской революции укрепили уверенность народа в своей победе. [578] См. Исаев И.А. История государства и права России. С.390. [579] Престол патриарха Московского и всея Руси пустовал с 1924 г. (восстановлен в 1918 г. после упразднения Петром I в начале XVIII в.). [580] В письме патриарху Сергию Верховный Главнокомандующий просил передать православному русскому духовенству и верующим его искренний привет и благодарность Красной Армии. В ответ на просьбу высших иерархов РПЦ открыть курсы для подготовки священников, высказанную во время встречи в сентябре 1943 г. с главой правительства, им было рекомендовано открыть академии и семинарии, воспитывать священнослужителей с детства. См.: Забугин П. Сталин и религия // Досье гласности. 2000. №8. С.7. [581] В государственных законах и документах КПСС послевоенного времени эти акции оценены как геноцид, признаны незаконными и преступными; начиная с 1957 г. депортированные народы возвращены, реабилитированы, восстановлена их национальная государственность. См.: Постановление Президиума Верховного Совета СССР «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав» от 14 ноября 1989 г.. Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 г. и др. [582] Сукиасян М.А. Указ. соч. С,261. [583] История Отечества. Новые подходы к содержанию предмета: Уч. пособие / Под. ред. Е.П. Иванова. Псков, 1994. С. 125. [584] 8 мая 1945 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об объявлении 9 Мая праздником Победы». 19 мая 1995 г. — Закон Российской Федерации «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов». [585] Теория государственного управления исключает безошибочное управление не только в экстремальных, в том числе военных условиях, но и в нормальных «мирных» где бы то ни было, утверждает принцип меньшей или большей ошибочности, минимума отрицательных последствий. [586] Международная конференция стран-победительниц в 1945 г. признала вклад СССР в победу, послевоенное устройство мира, создание ООН, условий международной безопасности. СССР распространил влияние на режимы народной демократии, возникшие в Польше, Румынии, Болгарии, Чехословакии, Югославии, Албании, Венгрии, на Монголию, Корею, Китай, образовавшиеся на рубеже 40—50-х гг. ГДР, Вьетнам и др., составившие мировую систему социализма, куда позднее вошла и постреволюционная Куба — американский остров Свободы.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |