КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бюрократия и бюрократизм. Понятие и принципы рациональной бюрократии
Раздел I. Теоретические проблемы истории государственного управления Раздел I. Теоретические проблемы истории государственного управления Прежде всего, следует согласиться с теми авторами, кто считает, что власть — это вовсе не обладание и не примитивное воздействие А на Б, это всегда действие или процесс, направленный на изменение кого-либо или чего-либо, это, кроме всего, способность менять порядок вещей и в то же время способность субъекта подчинить объект в соответствии со своими намерениями. Власть — всегда асимметричные, зависимые отношения. Следовательно, по определению, она не может не заключать в себе конфликт между субъектом и объектом. Как справедливо отмечают авторы издания «Власть и предпринимательство в контексте политической культуры российского общества», именно в этом заключается «важнейшее отличие власти от других социальных взаимодействий, например политики, где результатом является согласование интересов или целей, и от управления, где результатом является целедостижение»1. В то же время особенность политической власти состоит в том, что она изначально выполняла в качестве важнейшей своей задачи интегрирующую функцию, была призвана нести, как пишут авторы упоминаемого выше издания, «ответственность за функционирование различных микросоциумов как элементов целого и общества в целом». В значительной мере именно эта «теснейшая вплетенность властной доминанты в ткань социального пространства, монополизация властью функций политики и управления» не позволяла длительное время проводить в научной литературе четкую грань между государством и обществом, понятиями «политика», «власть», «управление»2. Одной из основных характеристик государственной власти является ее легитимность. Можно сказать, что относительно всех других принципов организации и отправления государственной власти {регулируемость власти законами, ее подчиненность праву, безличность, ограниченность и предельность влияния на общество) принцип легитимности является своего рода началом, условием и критерием состоятельности власти. Хотя легитимность власти принято отождествлять с законностью происхождения власти, выборностью, занятием должности на основе норм права, это понятие выходит за пределы такого значения. Не являясь правовым процессом и не обладая поэтому юридическими функциями, легитимность власти основана на взаимодоверительности отношений: народ признает власть и добровольно следует ее установлениям, власть, в свою очередь, обязуется выполнять делегированные ей народом функции. В этом смысле легитимной может считаться и абсолютная монархия в той мере, Буренко В. И. и др. Указ. соч. С. 12. 2 Там же. С. 10. Глава 1. Государство, власть, управление: современные подходы в какой она соответствует общепринятым нормам и представлениям о власти, характерным для данного общества. М. Вебер в зависимости от мотивов подчинения власти выделяет три основных типа легитимности: — традиционная (основана на обычаях и традициях, привычке — повиноваться власти, вере в священность существующих по — харизматическая (ее источником являются качества личности — харизматического лидера). Этот тип легитимности обладает меньшей — устойчивостью и запасом прочности, так как основывается на эмоционально-личностном отношении вождя и массы (любая ошибка власти может привести к утрате ее харизмы, до — рационально-легальная (основана на формально-рациональных процедурах и законах, на рационально понятом интересе, побуждающем людей подчиняться решениям правительства). Традиционная легитимность (традиционная власть, традиционное государство) свойственна монархиям, харизматическая легитимность наиболее характерна для периодов революционных перемен как переходная форма власти от традиционной к рациональной, рационально-легальная свойственна современным демократическим государствам. Следует также подчеркнуть, что легитимность может осуществляться на различных уровнях: идеологическом (признание народом целей и ценностей данного политического режима, его идеологии); структурном (признание народом эффективности и законности существующих политических институтов, устройства государства); персональном (доверие населения к конкретным политическим элитам и политическим лидерам). Мы рискуем быть неправильно истолкованными, если не добавим к сказанному и не акцентируем, что государство и государственная власть должны определяться не только в категориях права, но и с точки зрения морали. Государственное управление связано с целым рядом проблем, таких как осуществление функций социальной коммуникации и контроля, социальная справедливость, обеспечение прав и свобод граждан, решение которых невозможно только с помощью правового регулирования. Огромную роль здесь играют морально-психологические факторы, этика и культура власти. Это и понятно, поскольку в системе отношений «государство—общество—личность» речь в конечном счете идет о судьбах людей, их интересах, возможности их примирения на принципах добра и справедливости. Так или иначе, то, что допустимо с точки зрения правовых или организационно-административных отношений, не всегда справедливо и приемлемо для людей. В российской культурной традиции и политической мысли вопросу об этике власти всегда отводилось особое место. Большинство видных представителей русской общественно-политической мысли было убеждено, что государственная власть и право должны в первую очередь базироваться на духовном авторитете, а не на страхе и принуждении. По мнению И. А. Ильина, подлинная основа власти — нравственная, духовная, ибо власть по сути своей должна обладать способностью понимать и воспитывать людей, руководить ими, а не только управлять. В научном словаре и политической практике понятие «бюрократия» (буквально «власть конторы, господство аппарата управления»; от фр. bureau — канцелярия, зеленое сукно, которым покрывали столы должностных лиц государственных канцелярий, и греч. kratos — власть, господство) — не что иное, как синоним управления, в котором дела решают компетентные служащие. Различные типы общества порождают свои специфические модели бюрократии, различающиеся: 1) по весу бюрократии в обществе; 2) по характеру и способам решения государственных задач; 3) по взаимоотношению бюрократии с политической элитой и политическими лидерами. Современная наука выделяет два основных типа бюрократии: 1) «имперскую» («традиционную») бюрократию как исторически первый тип бюрократии, возникший в азиатских империях (в средневековом Китае), где главной опорой социального порядка являлась вера в авторитет традиций, обязательных для исполнения всеми членами общества, в том числе для власти; 2) рационально-легальную бюрократию, появившуюся при переходе от традиционного общества к индустриальному. Современная рациональная бюрократия явилась тем социальным образованием, господство которого в отличие от всех прежних типов управления опиралось не на происхождение и имущественное положение, а на знание и применение законов, понимание функций и задач институтов и органов власти. Сегодня вряд ли кто-нибудь станет отрицать, что рационально организованная бюрократия является одним из важнейших социальных изобретений современной цивилизации. По мнению одного из теоретиков менеджмента П. Друкера, успех любой современной нации на 80% определяется эффективностью управления1. См.: Государственная кадровая политика и механизм ее реализации: (кадро-ведение): курс лекций. М., 1997. С. 141.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |