Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компоненты информационных технологий




Входная информация поступает из систем операционного уровня.

Выходная информация формируется в виде управленческих отчетов в удобном для принятия решения виде. Содержимое базы данных при помощи соответствующего программного обеспече­ния преобразуется в периодические и специальные отчеты, по­ступающие к специалистам, участвующим в принятии решений в организации. База данных, используемая для получения указан­ной информации, должна состоять из двух элементов:

· данных, накапливаемых на основе оценки операций, прово­димых фирмой:

· планов, стандартов, бюджете и других нормативных доку­ментов, определяющих планируемое состояние объектами управления (подразделения фирмы).

• Информационная технология поддержки принятия реше­ний Система управления интерфейсом.

Эффективность и гибкость информационной технологии во многом зависят от характеристик интерфейса системы поддержки принятия решений. Интерфейс определяет: язык пользователя: язык сообщений компьютера, организующий диалог на экране дисплея: знания пользователя.

Язык пользователя — это те действия, которые пользователь производит в отношении системы путем использования возмож­ностей клавиатуры; электронных карандашей, пишущих на экра­не; джойстика; "мыши"; команд, подаваемых голосом, и т.п. Наи­более простой формой языка пользователя является создание форм входных и выходных документов. Получив входную форму(документ), пользователь заполняет его необходимыми данны­ми и вводит в компьютер. Система поддержки принятия решений производит необходимый анализ и выдает результаты в виде вы­ходного документа установленной формы.

Язык сообщений — это то, что пользователь видит на экране дисплея (символы, графика, цвет), данные, полученные на прин­тере, звуковые выходные сигналы ит.п. Важным измерителем эф­фективности используемого интерфейса является выбранная форма диалога между пользователем и системой. В настоящее время наиболее распространены следующие формы диалога: запросно-ответный режим, командный режим, режим меню, режим заполнения пропусков в выражениях, предлагаемых компьюте­ром. Каждая форма в зависимости от типа задачи, особенностей пользователя и принимаемого решения может иметь свои досто­инства и недостатки. Долгое время единственной реализацией языка сообщений был отпечатанный или выведенный на экран дисплея отчет или сообщение. Теперь появилась новая возмож­ность представления выходных данных— машинная графика. Она дает возможность создавать на экране и бумаге цветные графиче­ские изображения в трехмерном виде. Использование машинной графики, значительно повышающее наглядность и интерпрети­руемость выходных данных, становится все более популярным в информацион­ной технологии поддержки принятия решений. Знания пользова­теля —это то. что пользователь должен значь, работая с системой. К ним относятся не только план действий, находящийся в голове у пользователя, но и учебники, инструкций, справочные данные, выдаваемые компьютером.

Совершенствование интерфейса системы поддержки приня­тия решений определяется успехами в развитии каждого из трех указанных компонентов.

Интерфейс должен обладать следующими возможностями:

манипулировать различными формами диалога, изменяя их в процессе принятия решения по выбору пользователя:

передавать данные системе различными способами;

получать данные от различных устройств системы в различ­ном формате;

гибко поддерживать (оказывать помощь по запросу, подска­зывать) знания пользователя.

• Информационная технология экспертных систем Характеристика и назначение.

Наибольший прогресс среди компьютерных информацион­ных систем отмечен в области разработки экспертных систем. Экспертные системы дают возможность менеджеру или специа­листу получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания.

Решение специальных задач требует специальных знаний. Однако не каждая компания может себе позволить держать в сво­ем штате экспертов по всем связанным с ее работой проблемам или даже приглашать их каждый раз, когда проблема возникла. Главная идея использования технологии экспертных систем за­ключается в том. чтобы получить от эксперта его знания и, загру­зив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникнет необходимость. Все это делает возможным ис­пользовать технологию экспертных систем в качестве советую­щих систем.

Сходство информационных технологий, используемых в экспертных системах и системах поддержки принятия решений, состоит в том, что обе они обеспечивают высокий уровень под­держки принятия решений. Однако имеются три существенных различия:

первое связано с тем, что решение проблемы в рамках сис­тем поддержки принятия решений отражает уровень её понимания пользова­телем и его возможности получить и осмыслить решение. Технология экспертных систем, наоборот, предлагает пользователю принять решение, превосходящее его возможности;

второе отличие указанных технологий выражается в спо­собности экспертных систем пояснять свои рассуждения в про­цессе получения решения. Очень часто ЭТИ пояснения оказывают­ся более важными для пользователя, чем само решение;

третье отличие связано с использованием нового компонен­та информационной технологии — знаний.

Основными компонентами информационной технологии, ис­пользуемой в экспертной системе, являются: интерфейс пользова­теля, база знаний, интерпретатор, модуль создания системы.

Интерфейс пользователя. Менеджер (специалист) использует интерфейс для ввода информации н команд в экспертную систему и получения выходной информации из нее. Команды включают в себя параметры, направляющие процесс обработки знаний. Ин­формация обычно выдается в форме значений, присваиваемых определенным переменным.

Технология экспертных систем предусматривает возмож­ность получать в качестве выходной информации не только ре­шение, но и необходимые объяснения. Различают два вида объяснений:

• объяснения, выдаваемые но запросам. Пользователь в лю­бой момент может потребовать от экспертной системы объясне­ния своих действий;

- объяснения полученного решения проблемы. После получе­ния решения пользователь может потребовать объяснений того, как оно было получено.

Система должна пояснить каждый шаг своих рассуждений, ведущих к решению задачи. Хотя технология работы с эксперт­ной системой не является простой, пользовательский интерфейс этих систем является дружественным и обычно не вызывает трудностей при ведении диалога.

База знаний. Она содержит факты, описывающие проблем­ную область, а также логическую взаимосвязь этих фактов- Центральное место в базе знаний принадлежит правилам. Правило определяет, что следует делать в данной конкретной ситуации, и состоит из двух частей: условия, которое может выполняться или НОТ, и действия, которое следует произвести, если условие вы­полняется.

Все используемые в экспертной системе правила образуют систему правил, которая даже для сравнительно простой системы может содержать несколько тысяч правил.

Интерпретатор. Это часть экспертной системы, производящая в определенном порядке обработку знаний (мышление), находя­щихся в базе знаний. Технология работы интерпретатора сводит­ся к последовательному рассмотрению совокупности правил (правило за правилом). Если условие, содержащееся в правиле, соблюдается, выполняется определенное действие, и пользовате­лю предоставляется вариант решения его проблемы.

Кроме того, во многих экспертных системах вводятся допол­нительные блоки: база данных, блок расчета, блок ввода и кор­ректировки данных.

Блок расчета необходим в ситуациях, связанных с принятием управленческих решений. При этом важную роль играет база данных, где содержатся плановые, физические, расчетные, отчет­ные и другие постоянные или оперативные показатели.

Блок ввода и корректировки данных используется для опера­тивного и своевременного отражения текущих изменений в базе

данных.

Модуль создания системы. Он служит для создания набора (иерархии) правил. Существуют два подхода, которые могут быть положены в основу модуля создания системы: использование ал­горитмических языков программирования и использование обо­лочек экспертных систем.

Для представления базы знаний специально разработаны языки Лиси и Пролог, хотя можно истолковать и любой извест­ный алгоритмический язык.

Оболочка экспертных систем представляет собой готовую программную среду', которая может быть приспособлена к реше­нию определенной проблемы путем создания соответствующей базы знаний. В большинстве случаев использование оболочек по­зволяет создавать экспертные системы быстрее и легче в сравне­нии с программированием. Проблемы и перспективы использования информационных технологий Устаревание информационной технологии. Для информационных технологий является вполне естест­венным то, что они устаревают и заменяются новыми. 'Гак, на­пример, на смену технологии пакетной обработки программ на большой ЭВМ в вычислительном центре пришла технология ра­боты на персональном компьютере на рабочем месте пользовате­ля. Телеграф передал все свои функции телефону. Телефон по­степенно вытесняется службой экспресс-доставки. Телекс передал большинство своих функций факсу и электронной почте.

При внедрении новой информационной технологии в орга­низации необходимо оценить риск отставания от конкурентов в результате ее неизбежного устаревания со временем, так как ин­формационные продукты, как никакие другие виды материальных товаров, имеют чрезвычайно высокую скорость сменяемости но­выми видами или версиями. Периоды сменяемости колеблются от нескольких месяцев до одного года. Если в процессе внедрения новой информационной технологии этому фактору не уделять должного внимания, возможно, что к моменту завершения пере­вода фирмы на новую информационную технологию она уже ус­тареет и придется принимать меры к ее модернизации. Такие не­удачи с внедрением информационной технологии обычно связы­вают с несовершенством технических средств, тогда как основной причиной неудач является отсутствие ИЛИ слабая проработан­ность методологии использования информационной технологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.