КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Динамика изменения соотношения грузооборота и оценки портовых сборов в 2003-2007 (прогноз) гг
По данным за 2003-2004 годы она равнялась соответственно 24,01 и 23,68 руб./т. По данным за 2007 год величина портовых сборов на тонну грузооборота оценивалась в размере около 21,04 руб./т. Портовые сборы до конца 2007 года увеличились по сравнению с 2003 годом ориентировочно на 37,7% при росте грузооборота на 57,2%. Грузооборот растет быстрее, чем портовые сборы в связи с увеличением доли наливных грузов в структуре перевалки грузов в морских портах. Удельный вес нефти и нефтепродуктов в структуре грузооборота по данным за 2003 год составлял 53,2%. В 2004 году удельный вес нефтеналивных грузов увеличился до 55,5%, в апреле 2005 года он достиг 55,9%. В апреле 2006 года доля нефтеналивных грузов в грузообороте морских портов России увеличилась до 58,9% и, наконец, в апреле 2007 года составила 59%. Изменение курса доллара и снижение трудоемкости перевалки грузов находит отражение в изменении показателя портовых сборов на тонну груза. Этот показатель уменьшипся за пять лет с 24,06 руб./т до 21,04 руб./т, т.е. на 14,3%. Основной задачей при проектировании новых ставок сборов, основанных на валовой вместимости судов, являлся учет сбалансированной тарифной политики, обеспечивающей, с одной стороны, конкурентоспособность российских портов, интересов судовладельцев (в рамках инфляции, обозначенной Правительством), и с другой – уровень сборов, необходимый для эффективной работы портов. Изменения портовых сборов учитывали решение проблемы несвоевременного учета внешних удорожающих факторов при ценовом регулировании услуг в морских портах, за которые взимаются портовые сборы. Указанное выше чрезвычайно важно, если иметь в виду, что в последние годы перевозка грузов через морские порты России осуществляяется в условиях нестабильной внешней среды и непредсказуемых колебаний мировых цен на экспортируемые нашей страной товары и, прежде всего, цен на нефть. Стоимостные показатели морской транспортировки нефти и оказываемых услуг в морских портах, в частности, тарифная ставка на перегрузку сырой нефти по прямому варианту на причалах нефтегавани «Шесхарес» оценивалась ранее в 2$ за тонну груза (см. Информационный бюллетень Федеральной службы по тарифам. №17 (146), 24 декабря 2004 г., стр. 91). В 2007 году эта ставка увеличена до 2,6 долларов за тонну. ФСТ РФ ввело с 2008 года новые ставки портовых сборов в соответствии с Федеральным законом о морских портах, которые приведены в Приложении 6. Ставки портовых сборов и правила их применения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях. По Федеральному закону перечень портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Для определения перечня сборов и проектирования ставок судовых сборов может оказаться полезной оценка складывающихся экономических условий предоставления услуг в морских портах за последние годы. Одним из подходов к такому анализу может быть сравнение в различных морских портах финансовых показателей работы филиалов ФГУП «Росморпорт» как наиболее представительной коммерческой организации по оказанию услуг в морских портах. ФГУП «Росморпорт» является организацией, доходы которой складываются в основном из портовых сборов морских портов. Показатели по филиалам отражают величины портовых сборов по соответствующим портам. Показатели прибыли и рентабельности позволяют оценить эффективность использования финансовых средств при оказании услуг отдельных российских портов. В таблице 4.6 даны результаты расчетов степени влияния роста грузооборота на выручку филиалов ФГУП «Росморпорт», а также изменения курса доллара и структуры портовых сборов, за счет которых формируются доходы филиалов Предприятия по итогам 9 месяцев 2006 года по сравнению с аналогичным периодом 2005 года. Официальный курс доллара США в 2006 году по сравнению с 2005 годом снизился настолько, что доходы филиалов за 9 месяцев уменьшились на сумму почти 175 млн. рублей, что составляло 3% от общей суммы доходов Предприятия. Взимание портовых сборов в долларовом исчислении в сочетании с другими становилось негативным фактором и одной из причин торможения экономического роста соответствующих портовых организаций и повышения стоимости обслуживания судов. Второй проблемой экономики филиалов ФГУП «Росморпорт» являлось весьма жесткое отраслевое регулирование доходности Предприятия путем изменения структуры портовых сборов, которое, как следует из расчетов, приведенных в таблице 4.6, по итогам 9 месяцев 2006 года привело к снижению доходов филиалов более, чем на 330 млн. рублей (в целом, -5,8% от доходов Предприятия). Таблица 4.6.
Влияние на доходы филиалов Предприятия изменения грузооборота и структуры портовых сборов по итогам 9 месяцев 2006 года (тыс. долл.)
Вероятность падения доходности ниже некоторой точки отсчета и неопределенность ее поведения влечет серьезный риск для предпринимательской деятельности Предприятия. Кроме того, исчерпание возможности получения прибыли - одна из причин снижения инвестиционных его возможностей для развития портовой инфраструктуры. Третьей причиной снижения доходности Предприятия являлось недостаточно эффективное использование некоторыми филиалами совместно с администрациями морских портов возможностей государственного регулирования ставок портовых сборов. Напомним, что в процессе создания морских администраций портов (МАП) и переходом капитанов портов из созданных на базе государственных портов акционерных обществ в государственные учреждения – МАП постепенно взимание портовых сборов передавалось из ОАО, преобразованных из государственных портов в морские администрации портов. Кроме того, в ряде случаев судовые сборы в части портовых сфер деятельности вопреки действующему законодательству вообще не взимались и МАП устраняли недостатки по их взиманию. В 1995 году были утверждены ставки судовых сборов, которые не везде объективно отражали трудоемкость оказания портовых услуг в ряде портов. Такое положение сохранилось до 2008 года, когда были введены новые ставки сборов в соответствии с Законм о морских портах, и нашло отражение в финансовой деятельности портовых организаций, включая филиалы Предприятия. В приведенных в табл.4.6 доходах, приходящихся на тонну груза, в различных филиалах колебание значения этого показателя достаточно велико: от 75 руб./т. в Магаданском филиале до 10,43 руб./т. в Мурманском филиале и даже 3,68 руб./т. – в Анадырьском филиале. На начальном этапе создания морские администрации портов получили также установку Департамента морского транспорта Минтранса России по коммерциализации своей деятельности и получению доходов дополнительно к сумме средств, получаемых от взимания портовых сборов. Указанный порядок формирования доходов во многом сохранился и в филиалах Предприятия. Например, в доходах Таманского филиала доля портовых сборов составляет только 52-54% от общей суммы доходов, что свидетельствует о высоком уровне коммерческой деятельности филиала.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |