1. Сведения о профессии
| Наименование профессии – тренер. Профессиональная область – спорт. Доминирующий интерес – социальный. Дополнительный интерес – реалистический.
Ценность профессии, перспективы - в любом достижении спортсмена есть большая заслуга его тренера — человека, который отдает свои силы, знания, душу своему наставнику и развивает его мастерство. Поэтому успехи спортсменов стали возможны во многом благодаря большому количеству квалифицированных тренеров и внедрению в практику спорта современных научно обоснованных методов спортивной тренировки. Сейчас тренеры работают везде: не только в специализированных организациях, но и во всех учебных заведениях, лагерях и других местах труда и отдыха людей. Неоценим вклад тренера в работу по развитию физического мастерства, культуры и поддержанию здоровья людей.
|
2. Процесс труда
| Сфера деятельности – образование (физкультура и спорт). Вид деятельности – преподавание. Орудия труда – голос, вспомогательные средства обучения. Профессиональные обязанности – проведение тренировки в соответствии с установленными нормами и правилами, предоставление отчетности, повышение профессионального мастерства.
Рабочее место – спортивное помещение или сооружение на открытом воздухе.
Доминирующие виды деятельности:
♦ учебно-тренировочная работа в физкультурно-оздоровительных группах и спортивных секциях;
♦ подготовка учащихся к соревнованиям;
♦ принятие мер по повышению роли физической культуры в оздоровлении трудящихся и членов их семей, предупреждению заболеваемости и сохранению их здоровья;
♦ разработка предложений по совершенствованию режимов труда и отдыха, инструкций, рекомендаций и других методических материалов по использованию различных форм и методов физической культуры для профилактики возможных заболеваний;
♦ внедрение в организации физкультурно - оздоровительных мероприятий;
♦ организация проведения смотров, конкурсов и других спортивных мероприятий;
♦ проведение консультаций для людей, занимающихся физической культурой;
♦ осуществление профессионально-физической подготовки.
|
3. Санитарно-гигиенические условия труда
| Работа и в помещении (спортивных залах, комплексах), а также в теплое время года на воздухе. Условия в строгом соответствии СанПИН. Режим труда, как правило, 6-дневная рабочая неделя. Выходными считаются праздничные и невыпадающие на тренировочные дни. Профзаболевания – речевой аппарат (потеря голоса и т.д.), расстройства сердечной и нервной систем. Темп – размеренный. Льготы и компенсации сферы образования – выслуга, денежная компенсация коммунальных услуг.
|
4. Психофизиологические знания и навыки
| Межличностное взаимодействие – частое по типу «рядом».
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
♦ Способности: физическая сила, оптимальная для данного вида спорта; способность к волевому саморегулированию; физическая выносливость, высокая психическая и эмоциональная устойчивость; быстрота реакции; хорошая координация движений; высокий уровень развития моторной памяти (двигательной).
♦ Личностные качества, интересы и склонности: терпеливость; сильная воля; упорство; стремление преодолевать неудачи; уверенность в себе; целеустремленность.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
♦ отсутствие физической и психической выносливости; агрессивность; безответственность; равнодушие; слабоволие.
|
5. Профессиональные знания и умения
| Область базовых знаний №1 и их уровень – педагогика и психология, уровень 3, высокий (теоретический). Область базовых знаний №2 - физкультура и спорт, уровень 2, средний (практическое использование знаний).
Области применения профессиональных знаний и умений - средние общеобразовательные, средние специальные и высшие учебные заведения; спортивные центры, спорткомплексы; спортивные клубы; бассейны; санатории-профилактории; детские лагеря.
|
6. Требования к профессиональной подготовке
| Профессию тренера можно получить в высших учебных заведениях (специальной направленности). Формы обучения – очная и заочная. Сроки – 5 лет. Перспектива профессионального роста – работа в спортивных комитетах администраций района/города/области, смежных специальностях сферы образования, повышение категории тренера.
|