Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возможность доступа на рынок новых конкурентов




 

Барьеры входа на рынок – это любые факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического, экономического, финансового характера, препятствующие новым хозяйствующим субъектам вступить на данный товарный рынок и на равных конкурировать с уже действующими на нем хозяйствующими субъектами.

Несмотря на то что изучению барьеров входа на рынок посвящено огромное количество экономических исследований, правовая оценка этого явления остается, пожалуй, одним из наименее проработанных аспектов в конкурентном праве[157]. В российской судебной практике вопрос о том, правильно ли определяет антимонопольный орган наличие или отсутствие барьеров входа на рынок, практически не решался.

Барьеры входа могут изучаться на двух стадиях анализа состояния конкуренции. Во‑первых, при установлении границ рынка. Если закон требует, чтобы в соответствующие рынки были включены потенциальные участники, то анализ барьеров входа необходим для определения этих границ. Во‑вторых, анализ барьеров как самостоятельный этап обычно проводится уже после определения границ рынка.

Любой анализ барьеров входа включает в себя определение круга возможных участников (фирмы той же отрасли, того же района, поставщики или потребители продукции и т. д.), которые могут сталкиваться с различными барьерами. Входом в отрасль считается создание нового производства, а не приобретение уже существующего: во втором случае это просто переход контроля, а не изменение объема предлагаемого товара на рынке в результате появления нового продавца. Ключевой вопрос при определении барьеров входа: будет ли монопольно высокая цена привлекать новые фирмы настолько, чтобы цена опустилась до конкурентного уровня? Если ответ отрицательный, то барьеры входа существуют.

Детальный перечень примеров возможных барьеров приведен в и. 8.2 Порядка 2010 г. И этот перечень не закрыт. Порядок подразделяет барьеры на четыре группы:

1) экономические ограничения;

2) административные ограничения;

3) стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов;

4) вертикальная интеграция.

1. Экономические (структурные) ограничения – это барьеры, обусловленные особенностями отрасли (технологией производства, стартовыми и текущими затратами), а также особенностями рынка (его зрелостью, развитостью инфраструктуры).

Барьеры, связанные с эффектом масштаба. Экономия на масштабе, или относительное преимущество в издержках, возникает за счет возрастающей отдачи от масштаба – свойства объема производства расти быстрее, чем растет объем используемых ресурсов. Источником экономии на масштабе производства может служить наличие постоянных издержек, размер которых на единицу продукции убывает по мере роста выпуска. Входящий на рынок потенциальный конкурент будет нести довольно большие издержки, пока не достигнет уровня производства уже присутствующих игроков. В свою очередь, совокупная экономия на масштабах предприятия обусловливает минимально эффективный размер предприятия на данном товарном рынке и минимально допустимые требования к размеру капитала потенциального конкурента. Чем они выше, тем больше финансовых ресурсов требуется потенциальному конкуренту для финансирования входа на рынок.

В экономической науке наряду с барьерами входа рассматриваются также барьеры выхода с рынка. Основными барьерами выхода с рынка является низкая ликвидность активов в отрасли в целом либо актов данного предприятия. Барьеры выхода с рынка представляют дополнительное препятствие для входа новых фирм на рынок. Рассматриваются так называемые невозвратные (омерщвленные) затраты (sunk costs) – издержки, которые нельзя вернуть после выхода. Чем они выше, тем больше ожидаемые потери в случае ухода компании с рынка и тем меньше ее стремление войти на него.

Степень развитости рыночной инфраструктуры. Отсутствие на рынке необходимых средств транспорта, сервисных компаний, компаний, оказывающих информационные, консалтинговые, лизинговые услуги и т. п., сдерживает вход фирм в отрасль.

Барьеры, основанные на абсолютном превосходстве в уровне затрат. Эти барьеры возникают, если компании, впервые выходящие на рынок, сталкиваются с существенно более высокими издержками, чем действующие производители и продавцы. Такие различия в издержках могут объясняться полученным лучшим доступом к ресурсам, технологическим превосходством, накопленным опытом.

Барьером также может являться ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников, чем для хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке.

Необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений также является барьером. Возможность входа на рынок определяется объемом затрат на освоение выпуска данного товара потенциальными поставщиками, стоимостью нового строительства или реконструкции и технического перевооружения действующих мощностей, расходами на НИОКР, подготовкой и наймом персонала, организацией сбытовой сети.

2. Административные ограничения – это ограничения деятельности, создаваемые органами власти и управления всех уровней. К их числу относятся:

• лицензирование отдельных видов деятельности;

• квотирование;

• препятствия в отведении земельных участков;

• требования в обязательном порядке удовлетворять определенный спрос, поддерживать мобилизационные мощности, сохранять рабочие места и социальную инфраструктуру;

• предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам;

• условия конкурсного отбора поставщиков товара для государственных и муниципальных нужд;

• экологические ограничения, в том числе запрещение строительства производственных мощностей и объектов транспортной инфраструктуры;

• стандарты и предъявляемые к качеству требования.

3. Стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов. Стратегические барьеры появляются в результате целенаправленной деятельности фирм, их стратегического поведения, препятствующего проникновению новых компаний на данный рынок. К таким барьерам можно отнести:

• инвестирование в избыточные производственные мощности;

• увеличение для покупателя издержек, связанных со сменой продавца;

• проведение интенсивных рекламных кампаний.

Создание и поддержание избыточных мощностей позволяет действующей крупной компании в случае выхода на рынок новичка резко увеличить выпуск до запретительного, с тем чтобы он понес невозвратные издержки. Это также облегчает расширение фирмы и занятие новых сегментов рынка, позволяет легче подстраиваться под рыночную конъюнктуру. Если все компании на рынке придерживаются стратегии поддержания резервных мощностей, то это ведет и к увеличению совокупных издержек.

Стратегические барьеры могут также создаваться путем увеличения для покупателя издержек, связанных со сменой продавца, например, за счет предоставления скидок постоянным покупателям, заключения долгосрочных контрактов или выпуска взаимодополняющих товаров, не являющихся взаимозаменяемыми с продукцией других хозяйствующих субъектов. К росту таких издержек ведет и предоставление покупателям льгот при оплате, послепродажного сервиса, формирование с покупателями неформальных отношений.

Реклама может служить барьером для входа новых компаний на рынок: с одной стороны, потому, что потенциальным конкурентам придется преодолевать уже сложившиеся под ее воздействием предпочтения и привычки потребителей, а с другой – потому, что интенсивное маркетинговое соперничество действующих на рынке компаний увеличивает издержки и затрудняет вход.

4. Наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально‑интегрированных хозяйствующих субъектов приводит к созданию барьеров входа на рынок. Это объясняется тем, что такие хоз‑субъекты, чья деятельность охватывает ряд последовательных стадий в цепочке создания стоимости (производство сырья, его переработка, создание конечной продукции, транспортировка, дистрибуция) используют преимущества внутрикорпоративных связей и сдерживают потенциальных конкурентов. Создание барьеров входа на рынок для новичков в первую очередь связано с ограничением для них доступа к ресурсам и каналам сбыта со стороны вертикально‑интегрированных компаний. Вход на такой рынок, как правило, требует от компаний участия в вертикальной интеграции, т. е. одновременного входа на предшествующие и последующие рынки, что увеличивает издержки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.