Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диверсификация покупателей продукции




7. Диверсификация валютной корзины фирмы. Данный вид диверсификации предусматривает выбор фирмой нескольких видов валют для совершения внешнеэкономических операций. В результате предпринимательская фир­ма имеет возможность минимизировать валютные риски. Так, для снижения риска потерь, связанных с падением спроса на определенный вид продукции, промышленное предприятие осваивает и осуществляет выпуск разных видов продукции; строительная фирма наряду с основ­ным видом работ выполняет вспомогательные и сопут­ствующие работы, а также предпринимает меры, позво­ляющие максимально быстро переориентироваться на выпуск других видов строительной продукции и т. п. В страховом бизнесе примером диверсификации является расширение страхового поля. Например, страхование уро­жая, строений и т. п. на небольшом пространстве (в слу­чае наступления урагана и т. п.) может привести к необ­ходимости выплаты больших страховых сумм. Увеличение страхового поля уменьшает вероятность одновременного наступления страхового события.

Примерами диверсификации с целью снижения бан­ковских рисков могут быть:

• предоставление кредитов более мелкими суммами большему количеству клиентов при сохранении общего объема кредитования;

• образование валютных резервов в разной валюте с целью уменьшения потерь в случае падения курса одной из валют;

• привлечение депозитных вкладов, ценных бумаг более мелкими суммами от большего числа вкладчиков и т. п.

Выход за пределы рынка одной страны может умень­шить колебания спроса, а соответствующее увеличение клиентов уменьшает уязвимость проекта (деятельность) при потере одного или нескольких клиентов.

Следует отметить, что не любое разнообразие акций, товаров, услуг, клиентов и т. п. приводит к снижению риска. Например, при снижении деловой активности ав­томобилестроительных фирм они уменьшают закупку ме­талла у металлургов, шин — у представителей соответству­ющей отрасли промышленности и т. д. В этом случае курсы акций указанных фирм будут колебаться в одну и ту же сторону. Диверсификация путем приобретения акций ука­занных компаний бесполезна, так как их эффективность будет зависеть от одних и тех же факторов.

Важным условием эффективности принимаемых мер является независимость объектов вложения капитала. Так, при планировании с целью снижения риска желательно выбирать производство таких товаров, спрос на которые изменяется в противоположных направлениях, т. е. при увеличении спроса на один товар спрос на другой предпо­ложительно уменьшается, и наоборот. Такая взаимосвязь между рассматриваемыми показателями носит название отрицательной корреляции.

На практике диверсификация может не только умень­шить, но и увеличить риск. Увеличение риска происходит в случае, если предприниматель вкладывает средства в об­ласть деятельности, в которой его знания и управленчес­кие способности ограниченны. В этом случае необходимо удерживаться от соблазна поддерживать неудачный бизнес за счет прибылей, получаемых в других областях деятель­ности, так как подобная практика может привести к тому, что вся прибыль будет потрачена на убыточную отрасль.

Следует помнить, что диверсификация является спосо­бом снижения несистематического риска. Как отмечалось, посредством диверсификации не может быть сокращен систе­матический риск, который обусловлен общим состоянием экономики и связан с такими факторами, как война, инфляция, глобальные изменения налогообложения, изменения де­нежной политики и т.п.

 

Передача риска. Можно выделить три причины, по которым передача (трансферт) риска выгодна как для сто­роны, передающей (трансфера), так и для принимающей (трансфери):

1) потери, которые велики для стороны, передающей предпринимательский риск, могут быть незначительны для стороны, риск на себя принимающей;

2) трансфери может знать лучшие способы и иметь лучшие возможности для сокращения возможных потерь, чем трансфер;

3) трансфери может находиться в лучшей позиции для сокращения потерь или контроля за хозяйственным риском.

Основной способ передачи риска — через заключение контракта. При этом заключаются следующие типы кон­трактов.

 

1. Строительные контракты. При заключении подобно­го контракта все риски, связанные со строительством, бе­рет на себя строительная фирма. К рискам, с которыми сталкивается такая фирма и которые увеличивают стоимость объекта, могут относиться: сбои в поставках материалов, плохие погодные условия, забастовки, хищения строитель­ных материалов и др. В контракте обычно оговариваются штрафные санкции за несвоевременное возведение объекта, определяется, кто несет риск физических повреждений конструкций в период строительства.

В соответствии со ст. 741 ГК РФ риск случайной гибе­ли или случайного повреждения объекта строительства, составляющего предмет договора строительного подряда, до приемки объекта заказчиком несет строительная орга­низация — подрядчик. В этом случае, если объект строи­тельства поврежден вследствие недоброкачественности предоставленного заказчиком материала или оборудова­ния либо исполнения ошибочных указаний заказчика, все потери ложатся на заказчика.

2. Аренда — очень распространенный метод передачи рисков. Широко применяется финансовая аренда (лизинг). Часть рисков, связанных с арендованным имуществом, лежит на собственнике: полностью (например, риск физических повреждений собственности, увеличение налогов на имущество) или частично (например, риск снижения коммерческой ценности объекта). Однако весомая часть рисков может быть передана путем специальных оговорок в договоре аренды. Согласно ст. 669 ГК РФ к арендатору полностью переходит риск случайной гибели и риск случайной порчи арендованного имущества в момент передачи ему этого имущества.

Арендодатель, передавая имущество в аренду, может гарантировать себе постоянный доход на определенный период. Однако при длительном сроке аренды возрастает риск и для арендодателя, и для арендатора, так как труд­но предсказать будущее изменение коммерческой цен­ности арендованного имущества, а следовательно, и из­менение размера арендной платы. Возможное решение, снижающее риск собственника имущества, в этом случае может быть связано с фиксированной рентой, т. е. уста­новлением арендной платы в процентах к объему продаж арендатора, но не ниже определенной фиксированной суммы.

3. Контракты на хранение и перевозку грузов. В данном случае объем передаваемых рисков, зависит от статуса сторон, заключающих договор, и условий, в нем оговоренных. Заключая договор на перевозку и хранение продукции, предпринимательская фирма передает транспортной компании в основном статические риски, связанные со случайной либо происшедшей по вине транспортной компании гибелью или порчей продукции. При этом потери, связанные с падением рыночной цены продукции, несет предпринимательская фирма, даже если подобное падение вызвано задержкой в доставке груза.

4. Контракты продажи, обслуживания, снабжения. Договоры, связанные с распространением товаров и услуг, также предоставляют предпринимательской фирме широкие возможности по снижению риска путем их передачи. Производитель или дистрибьютер обычно предлагает потребителю гарантию устранения дефектов либо замены недоброкачественного товара или недоброкачественно выполненной услуги. При этом потребитель, покупая товар или услугу, передает риски, связанные с его эксплуатацией, производителю или дистрибьютеру на период гарантии.

Возможно, также соглашение между оптовым торгов­цем и производителем или между розничным и оптовым торговцем о возврате части непроданных товаров. В дан­ном случае речь идет о передаче рыночного риска.

К этой же группе контрактов относятся:

• соглашение о снабжении товаром на условиях поддержания неснижаемого остатка на складе;

• аренда оборудования с гарантией его технического обслуживания и текущего ремонта;

• гарантия поддержания производительности;

• договоры на сервисное обслуживание техники.

5. Контракт-поручительство. В подобном контракте фигурируют всегда три стороны: первая — поручитель, второе — принципал, третье — кредитор. Поручитель дает гарантии кредитору в том, что долг принципала будет возвращен вне зависимости от успеха или неудачи деятельности принципала. Принципал также обязуется возвратить долг, но доля риска, которую в случае неудачи он не смо­жет покрыть собственными» средствами, переносится на поручителя.

Российское законодательство (ст. 361 ГК РФ) предус­матривает возможность заключения договора поручитель­ства. В силу договора поручитель обязывается перед кре­дитором третьего лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или частично. При неиспол­нении или ненадлежащем исполнении должником обес­печенного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно. Произ­водственная фирма использует поручительства для при­влечения заемного капитала и при этом несет ответствен­ность перед поручителем за четкое исполнение договора поручительства. Таким образом, фирма-кредитор передает риск невозврата кредита и связанные с этим потери пору­чителю.

Существует еще один вид гаранта — банковская гаран­тия (ст. 368 ГК РФ). Это письменное обязательство кре­дитной организации, выданное по просьбе другого лица — принципала, уплатить кредитору принципала — бенефици­ару в соответствии с условиями даваемого гарантом обяза­тельства денежную сумму по представлении бенефициа­ром письменного требования об ее уплате. За выдачу банковской гарантии принципал уплачивает гаранту воз­награждение. Банковская гарантия позволяет производ­ственной фирме избежать рисков при заключении сделок с оплатой в будущем или по факту предоставления услуг, оказания работ, отгрузки товаров.

Передача рисков поставщикам сырья и материалов. Предметом передачи в данном случае являются прежде всего риски, связанные с порчей или потерей имущества в процессе их транспортировки и осуществления погру-зочно-разгрузочных работ. Однако потери, связанные с падением рыночной цены продукции, несет производ­ственная фирма, даже если подобное падение вызвано задержкой в доставке груза.

6. Договор факторинга (финансирование под уступку денежного требования). Здесь речь идет также о передаче кредитного риска. В факторинговых операциях участвуют три стороны:

• фактор-посредник, которым выступает коммерческий банк или иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие лицензию на осуществление деятельности такого вида;

• предприятие-поставщик;

• предприятие-покупатель.

Основной принцип факторинга — покупка фактор-посредником у своего клиента-поставщика требований к его покупателям. Фактически фактор-посредник покупает де­биторскую задолженность, обычно в течение двух-трех дней оплачивая 70—80% требований в виде аванса. Оставшаяся часть выплачивается клиенту банка после поступ­ления средств на его счет от покупателей.

Факторинг может быть двух видов: открытый и за­крытый. При открытом факторинге поставщик обязан указать на своих счетах, что требование передано фак­тор-фирме. При закрытом факторинге поставщик заклю­чает договор с банком, высылает копии счетов по заклю­ченным сделкам, не извещая об этом своих покупателей. В случае если покупатель не в состоянии оплатить свои счета в установленные сроки, то поставщик — клиент банка извещает его об уступке требований фактор-посред­нику.

Стоимость факторинговых услуг складывается из двух элементов: процентной ставки по кредитам (обычно на один-два пункта выше учетной банковской процентной ставки) и комиссионных, которые зависят от размера обо­рота и платежеспособности покупателей и колеблются от 0,5 до 2% от суммы счетов.

Факторинг позволяет предпринимательской фирме, передающей свои долговые обязательства фактор-посред­нику, получить гарантию на получение всех платежей, уменьшая, таким образом, кредитный риск предприятия.

8. Биржевые сделки, снижающие риск снабжения в ус­ловиях инфляционных ожиданий и отсутствия надежных оперативных каналов закупок. Минимизация рисков снаб­жения в данном случае также осуществляется за счет пе­редачи риска путем: приобретения опционов на закупку товаров и услуг, цена на которые в будущем увеличится, и заключения фьючерсных контрактов на закупку растущих в цене товаров

Приобретение опционов позволяет предпринимательс­кой фирме получить уверенность в том, что интересую­щие ее товары или услуги по заранее известной цене ей гарантированы. Опцион — это документ, в котором по­ставщик гарантирует продажу товара по фиксированной цене в течение определенного срока. Опцион на приобре­тение товаров у более надежного поставщика может при­обретаться параллельно с заключением выгодного, но рис­кованного контракта с поставщиком, вызывающим сомне­ния в его надежности.

По сути опцион является разновидностью ценной бу­маги, ибо по истечении срока действия он может иметь вторичное хождение, т. е. быть перепродан на бирже по текущей котировке. Текущая цена опциона зависит от раз­ницы между рыночной на данный момент ценой товара, на который выписан опцион, и ценой поставки, предус­мотренной в опционе, а также от изменения к моменту выписки опциона инфляционных ожиданий. Сама цена поставки, зафиксированная в опционе, отличается от ры­ночной цены товара или услуги, на которые покупается опцион. В условиях инфляции цена поставки выше ры­ночной цены на момент покупки опциона, но, как прави­ло, в будущем реальная цена товара выше цены по опцио­ну на этот товар (услугу). Возможность перепродажи опциона несет в 'себе следующие преимущества для пред­принимательской фирмы:

• фирма может приобрести опционы не только у самих поставщиков необходимого товара (услуги), но и у их временных держателей;

• фирма может приобрести опционы на снабжение еще до получения заказов на продукцию, для производства которой обеспечивается снабжение. В случае если заказ на производимую продукцию не поступит, фирма имеет возможность продать опцион на излишне заказанные товары (услуги). В данной ситуации предпринимательская фирма избегает возможных потерь, связанных с риском неполучения заказа на производимую продукцию.

Операции по покупке и продаже опционов регулярно с большой надежностью осуществляются на биржах, но пред­принимательская фирма имеет возможность приобретать опционы и через внебиржевых брокеров и маклеров. Заключение на бирже с поставщиками растущих в цене това­ров (услуг) фьючерсных контрактов на их закупку отлича­ется от опциона тем, что:

• контракт на поставку подписывается между заинтересованной фирмой и поставщиком, но его исполнение отложено на определенный срок;

• момент времени, в который осуществляется поставка товара (услуги), строго фиксирован;

• в контракте может быть предусмотрена «плавающая» цена поставки.

Зарегистрированные на бирже фьючерсные контрак­ты, как и опционы, могут быть вторично проданы по осо­бой цене как поставщиком, так и заказчиком.

Цены фьючерсов на реализацию товара и фьючерсов на его закупку являются самостоятельным предметом бир­жевой котировки и зависят от прогноза конъюнктуры сбы­та и спроса по рассматриваемому товару, от объема фью­черсного контракта, времени, остающегося до наступления момента поставки товара по фьючерсу, от уровня инфля­ционных ожиданий, а также от других факторов.

Заключая фьючерсный контракт на покупку товара (ус­луг), предпринимательская фирма, с одной стороны, по­лучает некоторую гарантию получения товара (услуги) в нужный срок по оговоренной цене, что снижает риск снаб­жения и инфляционный риск. С другой стороны, пред­принимательская фирма не лишается возможности отка­заться от контракта в том случае, если она найдет альтер­нативные каналы снабжения и сможет заключить другой, более выгодный контракт.

Фьючерсный контракт на покупку товара (услуги) мо­жет быть заключен и как резервный в дополнение к ос­новному контракту, в надежности которого у фирмы есть сомнения. Если основной контракт тем не менее будет реализован, то предпринимательской фирме необходимо продать фьючерс на параллельную закупку до наступле­ния по нему срока реальной закупки и ее оплаты. В дан­ном случае необходимо, чтобы срок дополнительного фью­черсного контракта был более поздним, чем срок поставки по основному контракту.

Рассмотренными способами минимизации риска снаб­жения также можно снизить и риск сбыта продукции или

услуги, соответственно приобретая опционы и фьючерсы на поставку товара или услуги. Однако трансферт риска — не обязательно самый безопасный и самый эффективный способ минимизации предпринимательского риска. Транс-фери может не только не иметь достаточных средств для покрытия потерь трансфера, но, как правило, он не имеет никаких эффективных рычагов для снижения уровня рис­ка. Поэтому при передаче риска предпринимательская фирма должна учитывать следующие моменты:

• распределение рисков между трансфером и трансфери должно быть четким и недвусмысленным;

• трансфери должен иметь возможность быстро выполнить все принятые на себя обязательства;

• трансфери должен иметь значительные полномочия для сокращения и контроля за риском и наилучшим образом использовать эти полномочия;

• решение о трансферте должно приниматься на базе критерия эффективности (как недорогой или более прибыльный метод) в сравнении с аналогичными по надежности методами минимизации предпринимательского риска;

• риск должен передаваться по цене, одинаково привлекательной как для трансфера, так и для трансфери.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.